Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF THE DEBT ON TAXES AND FEES, PENALTIES AND TAX SANCTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2015-2019

Semin D.Y. 1
1 Financial university under the Government of Russian Federation
The article presents the results of the analysis of the dynamics and structure of debt on taxes and duties, penalties and tax sanctions in the Russian Federation according to the Federal Tax Service of the Russian Federation as of January 1, 2015-2019. The author concludes that the Russian Federal tax service has a number of problems that they face every day in the collection of tax debts, the procedure of administrative procedure for collecting tax debts is not perfect and is subject to significant reform.
tax arrears
penalties
fines
taxes
state budget
tax control
efficiency of tax control

Сейчас, в кризисные для России годы, перед государством стоит сложная задача по формированию бюджетных ресурсов для покрытия дефицита бюджета, существующего сегодня в России. На сегодняшний день особую роль в формировании полноценного бюджета государства приобретает проблема использования наиболее эффективного механизма взыскания налоговой задолженности. Для решения данной проблемы налоговыми органами применяется административный порядок взыскания налоговой задолженности, позволяющий создать финансовую и социальную стабильность в России и решить проблему нехватки денежных ресурсов в бюджете российского государства.

В настоящее время основной акцент в сфере администрирования налоговой задолженности делается на досудебное взыскание налоговой задолженности налоговыми органами. Поэтому перейдем к детальному анализу возможной к взысканию налоговыми органами налоговой задолженности.

Материал и методы исследования

Информационной базой для анализа налоговой задолженности являются отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по форме 4-НМ за 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годы, которые представлены на официальном сайте ФНС РФ в разделе «Статистика и аналитика»[5].

Результаты исследования и их обсуждение

Обработав информацию по формам 4-НМ за ряд лет были получены следующие сводные показатели взыскания налоговой задолженности.

Исходя из табл. 1, можно сделать вывод, что с 2015 по 2019 год задолженность налогоплательщиков перед бюджетом как по налогам и сборам, так и по налоговым пеням и санкциям растет год за годом в связи с активно распространяющимся экономическим кризисом в России.

В качестве более детального изучения общей задолженности перед бюджетом была рассчитана динамика состояния налоговой задолженности в Российской Федерации за 2015-2019 годы. Для этого необходимо воспользоваться следующими формулами:

Днз по налогам и сборам ( %) = Днс1 : Днс0 * 100– 100, (1)

где Днз по налогам и сборам – динамика состояния налоговой задолженности по налогам (сборам) за рассматриваемый период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года;

Днс1/(0) – сумма задолженности перед бюджетом по налогам и сборам за отчетный период/(соответствующий период прошлого года) (тыс. руб.);

Днз по пеням и санкциям( %) = Дпс1 : Дпс0 * 100 – 100, (2)

где Днз по пеням и санкциям – динамика состояния налоговой задолженности по пеням и санкциям в целом по РФ за рассматриваемый период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года;

Дпс1/(0) – сумма задолженности перед бюджетом по пеням и санкциям за отчетный период/(за соответствующий период прошлого года) (тыс. руб.);

Исходя из данных формул, были проведены следующие расчеты динамики состояния налоговой задолженности в целом по РФ, которые отражены в табл. 2.

Таблица 1

Сводные показатели взыскания налоговой задолженности в административном порядке за 2015-2019 гг.

Показатели

Ед. изм.

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

На 01.01.2018

На

01.01.2019

Общая задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

тыс. руб.

728 164 852

770 308 170

802 681 722

827 344 753

1 031 693 514

Общая задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

тыс. руб.

319 392 931

329 005833

336 121184

296 785120

348 015 544

 

Таблица 2

Расчет динамики состояния налоговой задолженности, администрируемой налоговыми органами в целом по РФ за 2015-2019 гг.

Показатели

Ед. изм.

На

01.01.2015

На

01.01.2016

На

01.01.2017

На

01.01.2018

На

01.01.2019

Динамика задолженности перед бюджетом по налогам и сборам

%

+7,83

+5,79

+4,20

+3,07

+24,69

Динамика задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

%

-3,04

+3,01

+2,16

-11,71

+17,26

 

Исходя из полученных в табл. 1 и 2 данных, можно сделать следующие выводы:

- динамика задолженности перед бюджетом показывает, что ежегодно в Российской Федерации отмечается рост задолженности перед бюджетом как по налогам и сборам (в среднем увеличение на 9,1 % ежегодно), так и по налоговым санкциям и пеням (в среднем увеличение на 1,5 % ежегодно);

- по мнению экономиста Севостьянова И.А. «Анализ динамики текущей задолженности по налогам и сборам, а также пеням и санкциям показывает, что сейчас наблюдается ее некоторый рост, а значит наличие у экономических субъектов задолженности по налогам и сборам может стать одним из ключевых дестабилизирующих социально-экономических факторов, поскольку она существенным образом ограничивает объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства»[3];

- по мнению экономиста Бондаревой О.А. «рост налоговой задолженности является следствием кризисных явлений, происходящих в экономике России в последние годы и связанных со снижением ликвидности и платежеспособности организаций»[2];

- По мнению экономиста Муталимовой П.М. «Для отслеживания и принятия мер по взысканию или списанию задолженности налоговым органам необходимо получать более детальную информацию об эффективности проводимых ими мероприятий. Для этого ФНС РФ необходимо доработать форму 4-НМ путем добавления в нее более детальных аналитических данных, позволяющих оценить эффективность мероприятий по отсрочке (рассрочке) с указанием основания предоставления. Также из этих данных будет видно, насколько востребован ИНК в регионе и работают ли реально стимулы, заложенные в ней»[3];

- По мнению экономиста Федоренко Н.В. «Для того чтобы инкассовые поручения, выставленные налоговыми органами, всегда исполнялись в полном объеме, необходимо сделать так, чтобы в случае открытия счета организацией в ином кредитном учреждении двухмесячный срок повторного направления инкассового поручения должен исчисляться с даты, когда налоговому органу стало известно об открытии должником нового счета»[4].

Далее были рассмотрены и проанализированы причины возникновения задолженности перед бюджетом, администрируемой налоговыми органами в административном порядке. Данными причинами являются:

- недоимка организаций, не представляющих налоговую отчетность в установленные законом сроки;

- задолженность организаций и ИП, находящихся в процедуре банкротства.

Результаты проведенного анализа по рассмотрению глобальных причин возникновения налоговой задолженности отражены в табл. 3. Для проведения данного анализа был изучен раздел 1 формы 4-НМ отчета о начислении и поступлении налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, взятый с официального сайта Федеральной налоговой службы [4].

Исходя из полученных результатов, отраженных в табл. 3, можно сделать следующие выводы:

- с 2015 по 2017 год был зафиксирован рост непредоставлений налоговой отчетности в установленные законом сроки организациями, однако с 2018 года был зафиксирован спад недоимки организаций, в связи с непредставлением налоговой отчетности, так как ФНС России разработала новую информационную систему в сети Интернет по оповещению налогоплательщиков о необходимости предоставления в налоговые органы налоговой отчетности.

Таблица 3

Анализ причин возможной к взысканию налоговыми органами налоговой задолженности (тыс. руб.)

Показатели

На

01.01.2015

На

01.01.2016

На

01.01.2017

На

01.01.2018

На

01.01.2019

Недоимка организаций, не предоставляющих налоговую отчетность

72 596 950

87 250 020

100 126 538

57 222 722

56 715 885

Недоимка организаций и ИП, находящихся в процедуре банкротства

64 575 541

67 702 617

77 307 537

79 905 186

98 741 183

 

semin1.wmf

Рис. 1. Недоимка организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процедуре банкротства

- недоимка организаций и ИП, находящихся в процедуре банкротства с 2015 по 2019 год выросла в 1,52 раза, более наглядно это можно увидеть на рис. 1. Это связано с тем, что с каждым годом в России развивается кредитная система, а это значит, что растет и доля как организаций-заемщиков, так и заемщиков-индивидуальных предпринимателей, которые берут кредиты на разные нужды, в том числе и на открытие и поддержку бизнеса. Но не всегда такой бизнес растет и процветает. В любой момент дела могут стать убыточными, а долги не покрываемыми. Поэтому организации и ИП начинают с каждым годом более активно прибегать к процедуре банкротства, особенно в условиях кризиса мировой экономики.

- по мнению экономиста Консвисаровой Е.В. «для повышения эффективности взыскания налоговой задолженности в ходе процедур банкротства необходима концентрация функций обеспечения процедур банкротства как на уровне региональных управлений ФНС России, так и в правовой и досудебной работе ФНС России на уровне центрального аппарата с крупнейшими и значимыми должниками с целью инициирования только тех процедур, в которых задолженность по налогам будет погашена» [2].

Далее была проанализирована налоговая задолженность, которую налоговым органам удалось урегулировать в административном порядке и сделать соответствующие выводы. Для этого в данной работе была создана табл. 4, отражающая способы урегулирования налоговыми органами налоговой задолженности в административном порядке и показывающая результаты урегулирования задолженности за ряд лет.

В связи с полученными в табл. 4 результатами, можно сделать следующие выводы:

1. Размер реструктурированной налоговой задолженности с 2015 по 2019 год снизился в 4,2 раза, а это значит, что рост числа уклонений от уплаты налогов постепенно снижается.

2. Количество предоставленных налоговыми органами отсрочек и рассрочек для уплаты налогоплательщиками налоговой задолженности год за годом растет. Более наглядно это можно увидеть на рис. 2. Это обусловлено повышающейся из года в год налоговой нагрузкой на бизнес в РФ.

3. Самую большую долю задолженности, урегулированную налоговыми органами в административном порядке, составляет задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедуры банкротства. Среднее значение с 2015 по 2019 год по данному показателю составило 210 029 540 тыс. рублей.

Также в ходе анализа практики административного порядка взыскания налоговой задолженности, была проанализирована налоговая задолженность, которую налоговым органам не удается взыскать по следующим причинам:

- гибель физических лиц, имеющих налоговую задолженность;

- ликвидация организаций и ИП, имеющих налоговую задолженность.

Таблица 4

Анализ урегулированной налоговыми органами налоговой задолженности в административном порядке за 2015-2019 гг. (тыс. руб.)

Показатели

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

На 01.01.2018

На 01.01.2019

Реструктурированная задолженность

7 813 200

5 855 030

4 424 642

3 034 910

1 857 907

Отсрочка

49 856

68 769

1 056 425

5 015 997

8 599 157

Рассрочка

712 494

530 008

4 217 346

4 573 742

6 532 320

Инвестиционный налоговый кредит

300 000

348 531

203 848

206 794

309 191

Задолженность приостановленная к взысканию в связи с введением процедуры банкротства

203 211 768

217 113 367

193 504 937

196 901 407

239 416 222

 

semin2.wmf

Рис. 2. Анализ отсроченных (рассроченных) платежей за 2015-2019 гг.

Таблица 5

Анализ задолженности по налогам и сборам, невозможной к взысканию налоговыми органами, в административном порядке (тыс. руб.)

Показатели

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

На 01.01.2018

На 01.01.2019

Задолженность умерших физических лиц

1 029 720

1 152 592

1 436 495

2 004 715

2 493 661

Задолженность ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей

2 380 773

1 177 484

3 618 016

2 410 631

2 172 860

 

Для анализа данных причин была создана табл. 5, отражающая результаты анализа невозможной к взысканию налоговыми органами задолженности вследствие гибели физических лиц, а также при ликвидации организации или индивидуального предпринимателя, имеющих налоговую задолженность.

Исходя из данных табл. 5, можно сделать следующие выводы:

- рост задолженности умерших физических лиц с 2015 по 2019 год планомерно растет, что негативно сказывается на возможности взыскания налоговыми органами налоговой задолженности. Это связано, в первую очередь, с неблагоприятной демографической ситуацией в стране. Из-за высокой смертности физических лиц в России с 2015 по 2019 год в досудебном административном порядке налоговым органам не удалось взыскать задолженности на сумму 8 117 183 тыс. рублей;

- налоговая задолженность у ликвидировавшихся организаций и ИП в среднем с 2015 по 2019 год составляет 2 351 953 тыс. рублей. Однако на 01.01.2017 года наблюдается резкое увеличение задолженности ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей (рис. 3). Это связанно с ухудшением экономической обстановки в стране, введением санкций против нашей страны, а также развитием мирового экономического кризиса.

semin3.wmf

Рис. 3. Анализ налогов и сборов, а также пеней и санкций, невозможных к взысканию налоговыми органами в административном порядке

Заключение

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что по состоянию на сегодняшний день, у ФНС РФ существует ряд проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются при взыскании налоговой задолженности, процедура проведения административного порядка взыскания налоговой задолженности не является совершенной и подлежит существенному реформированию. ФНС РФ следует оценивать реальную платежеспособность налогоплательщика для погашения имеющейся задолженности, совершенствовать налоговое законодательство путем устранения противоречий и более точной детализации прав и обязанностей как налогоплательщика, так и налоговых органов, а также необходимо вводить новые программные комплексы для повышения качества проведения налогового контроля, следствием которого станет увеличение взыскания налоговой задолженности; Во-вторых, по результатам проведенного анализа в данном исследовании, можно сделать вывод о нестабильности налоговой системы РФ, в результате чего организации и ИП стараются оптимизировать налогообложение. За последние пять лет с 2015 по 2019 год в досудебном административном порядке налоговым органам не удалось взыскать задолженности на сумму 8 117 183 тыс. рублей, при этом динамика задолженности перед бюджетом показывает, что ежегодно в Российской Федерации отмечается рост задолженности как по налогам и сборам (в среднем увеличение на 9,1 % ежегодно), так и по налоговым санкциям и пеням (в среднем увеличение на 1,5 % ежегодно). Также в связи с введением экономических санкций и продолжающимся кризисом в экономике России с 01.01.2015 согласно проведенному анализу наблюдается резкое увеличение задолженности ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей (с 1 177 484 тыс. руб. до 3 618 016 тыс. руб.). А в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране рост налоговой задолженности умерших физических лиц вырос за последние 5 лет в 2,5 раза и составил на 01.01.2020 года – 2 493 661 тыс. рублей.

Подводя итог, стоит отметить, что урегулирование налоговой задолженности является важной составляющей для государства, но наличие выявленных проблем в данном исследовании свидетельствует о необходимости изменений в механизме действий налоговых органов по взысканию налогов и сборов в административном порядке.