Введение
Согласно действующему законодательству все земли, находящиеся в пределах границ страны, составляют ее земельный фонд. Грамотное управление земельным фондом страны, должно быть направленно на эффективное и рациональное использование земель, произведен учет и получены сведения о правовом режиме земель, количественном и качественном их составе в границах определенной территории, что является основной целью проведения государственного кадастрового учёта. В Российской Федерации принято осуществлять государственный кадастровый учёт земель по категориям и угодьям, за исключением фонда земель, занятых территориальным морем и внутренними морскими водами.
Цель исследования
Разработка мер по совершенствованию системы управления земельными ресурсами, которые состоят из следующих показателей [1]:
1. Получение экономического эффекта от использования земель Российской Федерации путем реализации рекомендаций, направленных на улучшение земельной политики государства.
2. Совершенствование системы управления в регионах РФ за счет создания и использования новой информационной базы.
3. Формирование и реализация потребительского спроса (коммерческой привлекательности).
Сочетание объективных и субъективных факторов, основанных на научных и технических показателях, является основополагающим аспектом в построении [2] эффективной системы управления земельными ресурсами. Эффективная система [2] управления земельными ресурсами представлена на рис. 1 [2].
Для совершенствования и создания новой эффективной системы управления земельными ресурсами необходимо учитывать совокупный факторный континуум, составляющими которого являются:
– экономическая среда:
– социальная среда;
– экологическая среда;
– правовая среда;
– технико-технологическая среда;
– информационная среда;
– бюджетная среда.
Материал и методы исследования
Экономическая среда влияния выражается в количестве земель, находящихся в пользовании землевладельцев и осуществляющих на ней рабочие действия, повышающие плодородную производительность, определяющуюся путем доходности с единицы площади, что оказывает положительное влияние на экономические показатели регионов и страны в целом [3].
Социальная среда создает комфортные условия взаимодействия между землевладельцем и землепользователем и позволяет удовлетворить потребности разных социальных групп населения, улучшив их социальный статус, условия жизни и труда.
Рис. 1. Эффективная система управления земельными ресурсами [2]
Экологическая среда оказывает огромное, порой определяющее, влияние на жизнедеятельность человека. Показатели экосреды определяют условия для создания эффективной системы управления гидрологическими и почвенными свойствами земель, агроклиматическими и мелиоративными показателями с целью получения устойчивых и высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Правовая среда состоит из нормативно-законодательной базы, которая нуждается в усовершенствовании и создании более гибкой законодательной системы, позволяющей упростить порядок получения земельной ренты, а также сократить время на арбитражные процессы, возникающие в результате разногласий по вопросам землепользования между собственником земли и пользователем.
Технико-технологическая среда должна быть ориентирована на безотходное производство, путем внедрения нового технологического оборудования в процессы производства товаров и услуг, что позволит снизить не только затраты на мероприятия, связанные с уменьшением вредного воздействия на окружающую среду, но и затраты на хранение сырьевых запасов.
Одной из основных и неотъемлемых составляющих выступает информационная среда, благодаря которой происходит развитие системы обеспеченья землеустроительных органов необходимой информацией для принятия правильного и обоснованного управленческого решения [3]. Информационная среда позволяет создать, не только качественное, но и объективное управление земельными ресурсами, путем формирования систематизированного подхода к процессу сбора, обработки и хранения полученных данных о земельных ресурсах.
Для создания актуальной, автоматизированной базы данных, содержащей значимые показатели информационной среды, что в дальнейшем позволит использовать ее на любом административно-территориальном уровне управления земельными ресурсами, необходимо организовывать и структурировать на основании нормативно-правовых и социально значимых аспектах. Состав информационно-значимых показателей входящих в информационную базу данных, представлен на рис. 2.
Информационная база составляется для оперативного предоставления необходимой [1] информации способствующей достижению конкретных целей [1].
Бюджетная среда являет собой совокупность земельных платежей и сборов, основанную на эффективном использовании информационной базы, системы мониторинга земель в соответствии с выбранной стратегией адаптации к условиям развития земельного фонда.
Рис. 2. Состав информационно-значимых показателей входящих в информационную базу данных
Воздействие общехозяйственной среды позволяет оценить размеры использования земельных ресурсов обществом (населением), а так же мероприятий, проводимых по охране и защите, что приводит к снижению негативного влияния антропогенного фактора на земельные ресурсы.
Результаты исследования и их обсуждение
Факторы, на основании которых строиться процесс управления земельными ресурсами, позволяют создать благоприятную среду взаимодействия всех факторов влияния и произвести функциональный анализ земельных ресурсов.
Такой объект управления, как «земельные ресурсы», носит не только территориально-пространственный характер, но и является стратегически-экономическим базисом, требующим соблюдение законодательных норм и правил, установленных в РФ.
Структура управления земельными ресурсами Российской Федерации представлена на рис. 3.
Экономическая эффективность в процессе управления земельными ресурсами может быть достигнута за счет [3] оптимизации существующей системы управления земельным фондом страны (регионов, муниципальных образований, поселений и т.д.). Грамотное распределение территорий, гибкая государственная политика, ориентированная на улучшение материального производства регионов и муниципальных образований, позволит создать оптимальные условия для развития земельного производства.
При применении функционального метода анализа земельных ресурсов объектом выступает не только экономический и экологический, а также любой другой процесс, так как конкретный результат можно увидеть только на конечной стадии процесса. Поэтому данный метод анализа объекта приравнивается к анализу процесса использования самого объекта и может быть применен при разработке системы управления определенными субъектами или территориями страны в целом. Использование функционального метода наиболее целесообразно в условиях недостаточного финансирования, так как в динамике развития процессов производства совокупность применяемых средств данного метода позволяет сформировать необходимую систему управления для достижения поставленной цели.
Рис. 3. Структура управления земельными ресурсами РФ
Реализация земельной политики государства требует определенного экономического подхода для формирования мер в сфере экономического воздействия на систему управления земельными ресурсами способной их регулировать. Основными показателями являются: экономическое стимулирование эффективного и [4] рационального землепользования, введение санкций и штрафов [4] за нерациональное использование и нанесение ущерба экологии земли [4], обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально-справедливых платежей за землю, защита земельных ресурсов.
При разработке системы управления наиболее оптимально использовать метод системного подхода, как наиболее продуктивного для управления земельными ресурсами на всех уровнях управления [5]. Системный подход дает возможность распределения ролей каждого информационного блока с учетом территориальных особенностей региона.
Интегральным показателем эффективного управления земельными ресурсами является результат управленческих действий не только в абсолютных, но и относительных значениях [6]. Под эффективностью системы управления понимается комплекс проведенных действий, направленных на получение положительного результата в области повышения качества использования земельных ресурсов, полученного в результате обработки репрезентативного объема информации [7].
В современных условиях, когда стоимость земли высока, возникает необходимость установления нормативной стоимости земли, а так же гибкой системы налогообложения, предполагающей льготы. Так, например, земельный налог представляет собой механизм выстраивания отношений между обществом и земельными собственниками как пользователями государственного достояния [8]. Ставки земельного налога должны отражать единый процесс рентообразования, т.е. устанавливаться с учетом дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты и их рентообразующих факторов.
Систему управления земельными ресурсами можно распределить по эффективности получаемых результатов на три основные группы.
Система управления земельными ресурсами
Виды экономической эффективности системы управления |
Структура экономической эффективности системы управления |
Абсолютная |
Основывается на принятии правильного экономически-эффективного управленческого решения необходимого для развития территории. |
Фактическую |
Формируется из ежегодных издержек, которые используются для развития, структурирования и внедрения новой эффективной системы управления земельными ресурсами. Система управления в которую можно вносить корректировки в случае получения низкой фактической эффективности [9]. Уровень получения пользы от выбранной системы управления возможно контролировать и вносить корректировки, что благоприятно влияет на процессе развития территории. |
Расчетная |
Определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. |
Социальная |
Создаются благоприятные условия для улучшения жизнедеятельности общества, его социального развития. Основными критерием эффективности системы управления земельными ресурсами является улучшение информационным обеспечением землеустроительных органов для возможности получения обоснования принятых решений. |
Организационно-технологическая |
Позволяет в процессе управления земельными ресурсами выявить эффективность применяемого метода планирования, а также организации технико-технологического обеспечения земельно-кадастрового производства. |
Тенденция роста поступлений в бюджеты всех уровней, связанная с операциями, касающимися недвижимого имущества и земельных участков, а так же земельный контроль и надзор за участниками [1] земельных отношений при разумной экономии средств, направляемых на осуществление функций управления, являются существенным критерием для создания эффективной системы управления земельными ресурсами [1].
Заключение
Рациональное использование земельных ресурсов является основной проблемой при формировании эффективной системы управления, так как необходим обзор всех административно-территориальных показателей использования территории страны. Масштабный и трудоемкий процесс управления требует сбора большого количества информации, недостаточность которой может привести к нецелесообразному использованию земли, что может неблагоприятно сказаться в обозримом будущем на всех территориальных землях страны. Для достижения положительного результата необходимо использовать новые технологические методы управления, которые позволят учесть не только влияние всех факторов, но и оценить возможный эффект, получить положительные результаты, а так же, минимизировать риски, с которыми связана любая управленческая деятельность.