Введение
Управление торговой компанией предполагает установление целей развития и их достижение. Реализация установленных целей позволяет, как правило, увеличить товарооборот и прибыль, продвинуть на рынок новый товар и завоевать региональные рынки. Если выполнение намеченной программы не приводит к достижению желаемых результатов, то необходимо выяснить причины сложившейся ситуации. Для этого необходимо провести аудит процедур и методов функционирования хозяйственной системы [6, с. 153]. В процессе проверки экономии и эффективности изучается: приобретение, защита и использование предприятием своих ресурсов, причины непроизводительной или неэкономичной работы, соблюдение предприятием законов и правил. В рамках аудита целевых программ устанавливается степень достижения желаемых результатов или получения прибыли заранее установленной величины, эффективности деятельности, соблюдения требований и правил, предъявляемых данной программой. Выполнение операционного аудита и сообщение о его результатах не так легко, как при аудите других видов. Эффективность операций гораздо сложнее объективно оценить, нежели их соответствие инструкциям или представление финансовой отчетности – общепринятым бухгалтерским принципам.
Цель исследования. Основной целью исследования выступает изучение современного состояния управленческого аудита деятельности торговый компаний.
Материал и методы исследования
Предметом исследования послужили современные методы проведения управленческого аудита на предприятиях торговли. Методами исследования выступили общенаучные методы, применявшиеся в процессе исследования: синтеза и анализа; дедукции и индукции; графические способы выражения информации; статистический метод; изучение документации.
Результаты исследования и их обсуждение
Если в рамках аудита осуществляется диагностическое исследование деятельности предприятия с целью определения фактической ситуации и выработка рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижения конечного результата и выработке политики компании на основе разработки рабочих заданий для достижения максимального уровня долгосрочной эффективности организации, то такой аудит можно назвать операционным или управленческим. Он нацелен на максимизацию текущей и долгосрочной эффективности деятельности организации. Для определения фактического состояния объекта на момент проверки необходимо провести тестирование эффективности методов внутрихозяйственного контроля. Объектом управленческого аудита являются отдельные стороны хозяйственной деятельности. В частности, в рамках управленческого аудита могут быть разработаны рекомендации по оптимизации налоговых расчетов, рекомендации по управлению и организации капитальных вложений, а также аудит должной добросовестности, т. е. проверка заемщиков при кредитовании. Кроме того, должны быть установлены рекомендации по эффективности и целесообразности использования имущества, по контролю и ценообразованию связанных сторон. Управленческий аудит позволяет получить эффективные результаты на основе комплексного подхода по проверке отдельных хозяйственных операций или групп таких операций, совершаемых или планируемых к совершению руководством организации [1].
Для оценки состояния предприятия, выявления причин неэффективности его работы и предоставления рекомендаций по выходу из такого состояния должны использоваться различные по степени сложности аналитические процедуры. Состав конкретных процедур определяется исходя из направлений анализа, сформулированных в программе аудита, доступности и адекватности информации, а также профессиональных суждений аудиторов. Изучение различных сторон функционирования предприятия (трудовые ресурсы, имущество, сбыт и др.), оценка и прогнозирование результатов его деятельности в процессе выполнения аналитических процедур осуществляется прежде всего при помощи методов простого сравнения показателей, выявления тенденций изменения показателей в отчетном периоде, установления количественных взаимосвязей различных показателей [3, с. 515]. В ходе сравнительного анализа сопоставляются фактические показатели бухгалтерской отчетности, а также небухгалтерские данные с плановыми показателями, с данными других аналогичных по масштабу и отраслевой принадлежности предприятиями, со среднеотраслевыми значениями показателей. Это позволяет оценить степень выполнения планов предприятия, их напряженность, а также позиционировать предприятие среди конкурентов. Результаты такого анализа сигнализируют о благоприятных или неблагоприятных изменениях в функционировании предприятия, его подразделений, использовании конкретных ресурсов в том виде, в каком они отражаются в доходах, расходах, активах и обязательствах. Так, например, изучение отчета о финансовых результатах позволяет установить, как изменился объем продаж, затраты и прибыль предприятия. В ходе анализа рассчитывается также целый ряд коэффициентов, которые характеризуют способность предприятия выполнять текущие обязательства, эффективность использования активов, инвестиционную привлекательность и пр. Необходимо сравнивать данные отчетного периода с предыдущим. Возможно, простое сравнение объема продаж текущего периода с предыдущим и отразит повышение или снижение объема продаж в количественном и стоимостном выражении, но, по нашему мнению, это не может быть показателем эффективности работы компании, так как существует ряд других показателей, по которым можно определить эффективность работы компании [2].
В процессе управленческого аудита объема продаж важным фактором, по нашему мнению, является определение обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов. Аудиторы должны определить, насколько в торговой компании правильно поставлена работа отдела закупок, имеются ли случаи отсутствия товарных запасов при спросе на данный товар. Для выявления причин неэффективности работы торговой компании не всегда может быть достаточно применения операционного анализа и градации затрат в финансовой оценке, различных экономико-математических моделей. Зачастую неэффективность работы торговой компании кроется в качестве обслуживания клиентов, в том, как организована внутренняя система. Если рассматривать торгующую компанию, то управленческий аудит деятельности можно разделить на аудит внешней среды; аудит внутренней среды (оценка работы менеджеров). Управленческий аудит внешней и внутренней среды предполагает изучение работы основных конкурентов и самого торгового предприятия, выявление сильных и слабых сторон в их работе. При таком аудите оценивается: внешнее и внутреннее оформление здания; отношение персонала к посетителям салона; степень заинтересованности персонала в клиентах; профессионализм продавцов; способность продавца понять пожелание клиента; полнота предоставления необходимой информации; способность продавца дать информации об аксессуарах к машине; предоставление достаточной информации по эксплуатации машины; предоставление достаточной информации об эксплуатации демонстрационного автомобиля во время test-drive; профессионализм обслуживания; вежливость персонала и т. д. При проведении такого аудита выявляются преимущества и недостатки аудируемого торгового предприятия, сильные и слабые стороны конкурентов, что позволяет улучшить работу компании и выйти на более эффективный уровень.
В результате проведения управленческого аудита эффективности работы торговой компании должны даваться рекомендации по привлечению клиентов: рассылки и звонки с поздравлениями с днем рождением и праздниками; рассылка специальных журналов; накопительные скидки; ежегодный розыгрыш призов для членов клуба. Такие мероприятия позволят сохранить постоянных клиентов и привлечь новых. Проведение управленческого аудита в данном направлении и в последующем выполнение рекомендаций, данных аудиторами, позволит привлечь клиентов и, как следствие, увеличить объем продаж, а соответственно и прибыль компании.
Процесс управленческого аудита обслуживает информационные потребности этапов работы по совершенствованию системы управления организацией [3].
Выводы или заключение
В качестве основных направлений по повышению эффективности деятельности торговой компании могут рассматриваться следующие: совершенствование механизма управления (организационной структуры, систем бизнес-планирования, управления персоналом, бухгалтерского учета, внутреннего контроля), разработка маркетинговой политики, финансовой политики и др.
Таким образом, процедуры и методы управленческого аудита аккумулируют в себе методы и процедуры, применяемые в различных областях экономики: маркетинг, менеджмент, контроллинг, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управленческий учет, контроль и позволяют помочь руководству компании выйти на более высокий и эффективный уровень управления компанией, который позволяет не только избежать рискованных ситуаций в области финансов, но и сделать компанию более прибыльной.