Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SOCIAL ORDER IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE ORENBURG REGION

Sedova A.V. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The process of studying the current state of the education system and predicting possible directions for its further development cannot be carried out outside the socio-economic context and without taking into account the interests and needs of all social actors in the field of education, that is, the content of social and State orders. The article is devoted to theoretical and practical issues of social order in the field of education. Special attention is paid to the difference between the concepts of «social order» and «state order.» Based on the purpose of the article, the author specifies the essence of social and state orders, determines the content of the social order in the vocational education system of the Orenburg region. A regional social order is a request from those who, along with the State, provide resources in the field of education. Applicants and employers in the region are a special social group that has its expectations from the education system. The content of the social order on the part of the subjects is largely not the same, which suggests that social interests are multifaceted. The analysis of the social order of the region made it possible to conclude that State and social orders in the field of education usually coincide as much as possible during periods of progressive development of society, when the need of both society and the State for quality professional training of the personnel they need is realized. And, as a rule, they will not coincide as much as possible, begin to contradict each other on the «recession» or in the «crisis» in the country.
the state order in an education system
the social order in an education system
an education system
labor market

В современных условиях является очевидным фактом то, что современное общество не может существовать без полноценной системы образования.

Образовательная политика отражает общенациональные интересы в сфере образования, которые соотносятся с общими мировыми тенденциями, обуславливающие изменения в системе образования.

Сегодняшние социально-экономические обстоятельства обуславливают неоднозначность отношения со стороны различных социальных групп к образованию, но при этом и определяют и некоторые общие черты. Людей, которые относятся к образованию как к необходимому условию достижения определенного статуса, в современном обществе становится большинство. В этом контексте усиливается дифференциация ожиданий и требований к системе образования, которая проявляется в выборе типа образовательной организации, уровня образования, содержания образования, а также складывается особое избирательное отношение к образовательным организациям, с точки зрения их возможности обеспечить желаемое продвижение и статус.

Таким образом, процесс изучения актуального состояния системы образования и прогнозирование возможных направлений ее дальнейшего развития не может быть осуществлен вне социально-экономического контекста и без учета интересов и потребностей в сфере образования всех социальных субъектов, то есть содержания социального и государственного заказов.

Цель нашего исследования – определить содержание социального заказа в системе профессионального образования Оренбургской области.

Для начала определимся с понятием «социальный заказ».

«Социальный заказ» как термин изначально трактовался как некий класс общественных явлений, которые непосредственно оказывают влияние на организацию учебного процесса, также предполагалось, что социальный заказ определяет и цели обучения. На этих основаниях понятие «социальный заказ» стало тождественным понятию «цели обучения». Но на самом деле – цели обучения выступают производными от социального заказа.

Отождествление понятий «цели обучения» и «социальный заказ» произошло на основании тогдашней трактовки понятия «социальный заказ», согласно которой социальный заказ в области профессионального образования представляет собой систему определенных требований, которые выдвигаются обществом: (1) к личности выпускника; (2) к качеству и содержанию подготовки будущего специалиста; (3) к самой учебной организации. Но тогда согласно этой трактовке возникает необходимость в разведении двух понятий: социальный заказ как система требований общества к выпускнику учебной организации и социальный заказ на школу (среднюю или высшую), являющуюся социальным институтом. На основании этого и принимая во внимание способ формулирования целей обучения и социального заказа: (1) содержание целей обучения и социального заказа могут совпадать либо (2) цели обучения будут выступать следствием социального заказа. На сегодняшний момент в теоретических исследованиях достаточно часто наблюдаются оба варианта.

Для понятия «социальный заказ» обобщающим признаком будет выступать «потребность» – внутренний побудитель активности, т.е. нужда в чем-либо необходимом для развития человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности отдельных социальных групп или всего общества преломляясь через их интересы, приобретают форму социальных заказов.

Таким образом, социальный заказ – это актуальная для всего общества или его части общественная потребность.

Анализ форм современного употребления понятия «социальный заказ» дает возможность установить две основные тенденции.

Первая – это то, что в нормативных документах даются определения понятий «государственный социальный заказ» и «муниципальный социальный заказ», но при этом в этих документах отражается не понятие «социальный заказ», а способы его реализации, а непосредственно сам социальный заказ как общественная потребность предполагается уже сформированным за «пределами» этого документа.

Вторая тенденция – это ситуация, когда используются два понятия: «государственный заказ» и «социальный заказ». Основанием для разделения этих понятий являются интересы общественных объединений (отдельных групп, организаций, общества в целом) и государственные интересы, и интересы эти совпадают не всегда.

Социальный и государственный заказы нельзя смешивать. Особенно это касается сферы образования.

Государственный заказ в системе образования – это определенное «задание» государственного органа образовательным организациям выполнить работу (предоставить услугу), предназначенную для удовлетворения государственных потребностей и оплачиваемую из средств государственного бюджета или внебюджетных источников финансирования.

Сущность государственного заказа выражается в федеральных документах и представлена в концепциях, стандартах, контрольных цифрах приема и т.д. И таким образом, выступая заказчиком, государство определенно оказывает влияние на цели и направления стратегического развития системы образования в целом.

Назначение регионального государственного заказа на подготовку профессиональных кадров – обеспечение кадровых потребностей региональной экономики. Если потребности в кадрах будут удовлетворены, то это приведет к сбалансированному развитию региональных рынков образовательных услуг и труда за счет максимального соответствия спроса на специалистов (с учетом социально-экономических, демографических и инвестиционных факторов развития) и предложения (с учетом уровней профессиональной подготовки, демографических и миграционных факторов).

Региональный государственный заказ «формируется» с учетом: (1) анализа динамики территориальной, отраслевой, а также профессиональной структуры экономики региона; (2) прогнозов в изменении структуры спроса и предложения специалистов; (3) прогнозов численности абитуриентов, которые предъявляют спрос на образовательные услуги.

Социальный заказ в системе образования – это заказ общества применительно либо в целом к системе образования либо к конкретной образовательной организации, где заказчиками могут являться: (1) обучающиеся и педагоги как непосредственные участники образовательного процесса; (2) родители обучающихся; (3) образовательные организации среднего и высшего образования; (4) государство, которое представляет интересы общества в системе образования и (5) работодатели, которые предъявляют спрос на «готового» специалиста для рынка труда.

Рассмотрим более многочисленные категории социальных заказчиков и их ключевые ожидания относительно системы образования.

Организации профессионального образования, в первую очередь, «реагируют» на социальный заказ со стороны потребителей (абитуриентов и их родителей). Учебные организации «открывают» прием по профессиям, пользующимися на данный момент спросом. Это процесс может принять лавинообразны характер. Например, экономистов, бухгалтеров, юристов начали готовить и учебные заведения, никогда этим не занимавшиеся и по своему профилю весьма от этого далекие; в связи с уменьшением спроса и, как следствие, приема на специальности, традиционные для тех или иных учебных заведений, стало происходить фактическое перепрофилирование вузов и других учебных заведений. Этот процесс не опирается на информацию о реальной сегодняшней и завтрашней потребности в кадрах в количественном выражении, но, однако, является откликом на фактически существующий социальны заказ. Учебные заведения сделали условия приема и учебы разнообразными, удобными для молодежи, искали и готовили способных абитуриентов, расширяли либо вводил прием по наиболее популярным специальностям, стали давать кроме основной еще и дополнительную профессию из числа популярных сегодня у молодежи.

Работодатели, в свою очередь, ужесточили требования, которые они предъявляют к работникам, а это означает, что со стороны работодателя содержание социального заказа будет отличаться. Работодателю всё сложнее удовлетворить свои потребности в кадрах, учитывая сложившийся рынок образовательных услуг. Но «новшества» в системе высшего и среднего образования нацелены на то, чтобы «приблизить» компетенции работника к потребностям работодателя, а такой уровень как магистратура, вообще «призван» эластично реагировать на изменения в спросе работодателей. Следует отметить, что современный работодатель формулирует свои требования не параметрами «знания выпускников», а параметрами – «способность», «умения», «готовность». То есть, речь идет о специфических образовательных результатах системы профессионального образования – о «профессиональной компетентности» и ее таких составляющих, как специальные профессиональные и базовые компетенции.

Таким образом, социальный заказ на образование представляет собой выражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательной организации.

То есть, социальный заказ и государственный заказ – это есть два самостоятельных явления. Государственный заказ – это «задание», исходящее от самого государства, на «производство» определенных услуг, которые адресованы экономическим агентам. Социальный заказ – это запрос, который исходит от тех, кто вместе с государством предоставляет ресурсы сфере образования – родители, работодатели, общественные организации.

Государственный заказ в сфере образования, в отличии от социального заказа, всегда реализуется в виде нормативных документов, а потому обязателен для исполнения.

Государственный и социальный заказы в области образования, как правило, максимально совпадают в периоды поступательного развития общества, когда реализуется потребность и самого общества, и государства в качественной профессиональной подготовке необходимых им кадров.Государственный и социальный заказы в области образования, как правило, максимально не совпадают, начинают противоречить друг другу на «спаде» или в «кризис» в стране.

Профессиональное образование выполняет вполне конкретный социальный заказ: удовлетворение интересов личности, общества и государства в квалифицированных кадрах.

Для анализа социального заказа в сфере образования региона необходима информация о ситуации на региональных рынках образовательных услуг и труда.

На протяжении последних лет контингент студентов высших учебных заведений постоянно сокращается. Наблюдается тенденция уменьшения числа студентов, обучающихся по очной форме обучения, и увеличение числа студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Тенденция снижения обусловлена разными причинами, в том числе: уменьшением численности населения Оренбургской области; изменением структуры рынка труда вследствие финансового кризиса и невостребованностью на рынке труда специалистов с высшим образованием (по сравнению с выпускниками СПО); меньшей доступностью высшего образования для малообеспеченных слоев населения региона. В то же время статистика распределения численности студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений по источникам финансирования показывает, что наряду с уменьшением бюджетных мест увеличивается прием студентов на платную основу обучения [4;12;13].

В системе взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда можем выделить ряд проблем. Первая проблема определяется тем, что существует дисбаланс между предложением по количеству и качеству подготавливаемых специалистов со стороны образовательных организаций и спросом на них, который предъявляет работодатель. Также «слабая» связь рынков труда и образовательных услуг проявляется «по поводу» соответствия классификации профессий и образовательных стандартов по большому ряду специальностей и направлений подготовки.

Еще одна проблема – низкий уровень практической подготовки выпускников вузов, это ведет к тому, что в большинстве случаев квалификация выпускников не соответствует требованиям работодателя на региональном рынке труда.

Третья проблема взаимодействия рынков – это то, что образовательные организации «вынуждены» учитывать социальный заказ, то есть они ориентируются потребности своих абитуриентов и на их мнение о престижности и выгодности профессий, а не учитывают в полной мере потребности региона.

Анализ социального заказа на образование подразумевает изучение запросов различных заказчиков – совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей социального заказа на образование и выразителей образовательных и культурных потребностей; в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования.

Рассмотрим предпочтения субъектов социального заказа Оренбуржья.

Для того чтобы определить предпочтения и мотивы в выборе образовательных услуг абитуриентов Оренбуржья воспользуемся результатами исследования, проведенного Оренбургским государственным университетом «Твой выбор, абитуриент» (январь-март 2018, 2019 гг.).

Задачами исследования выступили: (1) изучение планов абитуриентов после окончания школы; (2) определение мотивов выбора абитуриентами образовательных услуг в системе высшего образования.

Объектом исследования выступили обучающиеся выпускных классов гимназий, школ и лицеев, а также выпускники учреждений СПО города Оренбурга и Оренбургской области. Общее количество респондентов – 630 человек.

Исследование проводилось с использованием метода анкетного опроса, при котором результаты обрабатывались с использованием программной системы «Анкетирование выпускников гимназий и школ».

При анализе первого направления исследования – планы обучающихся после окончания школы, были получены результаты следующего содержания: 91,2 % респондентов, на вопрос «Где вы планируете продолжить обучение после окончания школы?», ответили, что намерены получить высшее образование; 3,2 % респондентов хотели бы получить среднее профессиональное образование; оставшаяся часть анкетируемых – 5,6 % на момент опроса еще не решили, где будут продолжать обучение после окончания школы.

При втором направлении исследования выявлялись мотивы выбора направления подготовки, результаты показали,что большая часть опрашиваемых уже определились с выбором будущей профессии.

Популярными профессиями у абитуриентов выступили: психолог (4,6 %), программист (6,2 %), дизайнер (6,7 %), архитектора (6,5 %), юрист (8,3 %), врач (10,5 %), бухгалтер (11,3 %), экономист (16,4 %), инженер (18,4 %).

Итоги набора в Оренбургский государственный университет показали, что среди направлений подготовки и специальностей очной формы обучения в 2019 году [5] наиболее востребованы оказались следующие: «Юриспруденция» – 18,96 человек на место, «Фундаментальная и прикладная химия» – 11,5 человек на место, «Государственное и муниципальное управление» – 8,2 человек на место, «Туризм» – 6,33 человек на место, «Химия» – 6,18 человек на место, «Водные биоресурсы и аквакультура» – 5,4 человек на место, «Психология» – 5 человек на место.

Также наблюдался высокий конкурс (4-5 человек на место) на направления «Журналистика», 2-4 человека на место на «Психология служебной деятельности», «Товароведение», «Сервис», «Управление персоналом», «Экология и природопользование», «Профессиональное обучение», «Социология», «Лингвистика», «Информационная безопасность», «Бизнес-информатика», «Теплоэнергетика и теплотехника» [5].

Обратимся теперь к работодателям. В конце 2019 года в рамках НИР ОГУ «Анализ соответствия качества подготовки кадров требованиям рынка труда» проводился опрос работодателей, в котором участвовало 47 предприятий и организаций Оренбургской области.

Цель опроса работодателей – (1) выявление требований к качеству образования будущих работников со стороны работодателей, которые выступают заказчиками и одновременно потребителями результатов деятельности образовательных организаций и (2) определение рейтинга наиболее востребованных работодателями позиций.

В исследовании использовалась разработанная Центром трудовых исследований ВШЭ «Анкета работодателя».

Данные этого опроса показывают, что только 20 % опрошенных работодателей региона никогда не сталкивались с проблемой заполнения вакансий по профильным для организации специальностям. Четверть респондентов ответили, что практически всегда испытывают трудности подбора кадров. Подходящих сотрудников на вакантные места ищут, используя личные знакомства и связи – 61 % опрошенных работодателей; в службу занятости обращаются 35 %, а по объявлениям ищут сотрудников 4 % [6].

Опрос респондентов по поводу качества подготовки специалистов показал, что в большей степени работодателей не устраивают практические умения и навыки выпускников образовательных организаций (по сравнению с их теоритической подготовкой), а 15 % респондентов вообще определили уровень сформированности практических навыков у выпускников Оренбуржья как низкий.

Также опрос показал, что подавляющее большинство опрашиваемых работодателей желали бы «усилить» практическую составляющую профессионального образования. Помимо этого, работодатели считают, что выпускники, помимо профильных компетенций, должны обладать специфическими «рыночными» компетенциями (правовые, управленческие, маркентинговые и т.д.).

Рейтинг наиболее востребованных работодателями позиций по результатам опороса в конце 2019 года возглавляли менеджеры по продажам, инженеры, продавцы-консультанты, врачи, воспитатели, химики, биотехнологии и нефтехимики, швеи, текстильщики, закройщики, слесари, пильщики. В рейтинге запросов соискателей лидировали менеджер по продажам, администратор салона красоты / зала / гостиницы и инженер.

По состоянию на начало 2020 года по данным Министерства труда и занятости населения Оренбургской области [4] наибольшим спросом на рынке труда региона среди специалистов пользуются такие профессии, как: врач, менеджер, инженер, бухгалтер, делопроизводитель, воспитатель, юрисконсульт.

Результаты исследований предпочтений субъектов (абитуриентов и работодателей) в рамках социального заказа говорят о некотором несоответствии или несовпадении «желаний» и «требований» (они представлены в таблице).

Предпочтения субъектов социального заказа по профессиям в Оренбуржье

Предпочтения абитуриентов

Предпочтения работодателей

– Инженер

– Менеджер по продажам

– Экономист

– Инженер

– Бухгалтер

– Продавцы-консультанты

– Врач

– Врачи

– Юрист

– Воспитатели

– Архитектор

– Химик и нефтехимик

– Дизайнер

– Швеи

– Программист

– Текстильщики

– Психолог

– Слесари

– Журналист

– Пильщики

– Парикмахер

– Программист

Примечание. Источник: составлено автором по: [4; 11].

Таким образом, социальные заказы в образовательной плоскости всегда многоплановы и противоречивы и эта многоплановость определяется множественностью источников заказа, которыми могут являться и государственные, и территориальные, и групповые, и индивидуальные интересы. В этом многообразии так или иначе выделяется «лидирующий» социальный заказ, который в большей степени выражает либо национальный интерес, либо интерес доминантных социальных групп. Именно этот социальный заказ-лидер выступает основным ориентиром для концептуализации общественной системой образования.

Государственный заказ следует считать частью социального заказа, ибо государство, как социальный заказчик, в значительной степени влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом.

Но проведенное наше исследование позволяет констатировать наличие дисбаланса и между государственным и социальным заказами. Так, например, положительная динамика КЦП по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» свидетельствует о «заинтересованности» государства в соответствующей специальности (что подтверждает и вхождение в перечень Топ-50), при этом содержание социального заказа говорит о том, что профессия «программист» находится в рейтинге предпочтений абитуриентов на 8-9 местах, а в «потребностях» работодателей – на 10-11.

Таким образом, региональный социальный заказ – это запрос, исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования.

Особой социальной группой, имеющей свои ожидания от системы образования, являются абитуриенты и работодатели региона. Содержание социального заказа со стороны субъектов в значительной степени не совпадает, что говорит о многоплановости социальных интересов.