Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DESIGNING MEASURES OF THE SYSTEM OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC SECURITY IN DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION

Utkova M.A. 1
1 Murmansk Arctic State University
The article is devoted to the mechanism for the implementation of innovative economic development goals, which can be universal for any industry. In this work, we substantiate the special role of the education sector, which creates the conditions for organizing and managing the activities of sustainable development entities in relation to a specific territory of the region. At the same time, at various levels of the education management system, correlated measures are needed that will contribute to the effective combination of sustainability and innovative development of the economy of the Arctic region. The results of high-quality preparation of work in the system of the competition project «Actual Directions for Sustainable Development of the Economy of the Arctic Region» in the practice of the core university are reflected in the results of economic and social development youth, which will also allow them to form in youth all four groups of key «soft-skills»: basic communication skills, self-management skills, effective and intellectual critical thinking, development of research activities, foresight management At its core, measures of economic and environmental content determine the necessary orientation of the individual to creative activity. The implementation of such events contributes to the formation of a true vision of how to cope with problems in modern conditions, which managerial, economic, social and individual initiatives help to make the world better, economically and environmentally more competent.
ecological and economic safety
development
education
project management
soft-skills
arctic region

По мнению ряда авторов, на устойчивое развитие региона в контексте перехода страны на инновационную деятельность, решающее воздействие оказывают следующие факторы: политико-правовой, инновационно-технологический, финансово-экономический, структурный, фактор глобализации, социальный фактор [1]. Данные исследования не противоречат проводимым авторским исследованиям проблемы формирования эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктического региона, центром внимания которых, как отмечалось ранее [2; 3], стали ключевые факторы развития образовательной среды Арктики: социально-экономические, экологические и технологические факторы, а определяющими среду условиями предположительно были определены сферой влияния факторов на сочетание устойчивости и инновационности развития региональной системы образования.

Целью исследования выступает обоснование ключевых подходов внедрения проектного управления применительно к условиям и факторам устойчивого развития экономики и образовательной инновационной среды управления регионом, с акцентом на эколого-экономическую безопасность в системе управления устойчивым развитием Арктики. Также необходимо отметить, что, учитывая выбранную траекторию роста «умной специализации» Арктического региона в качестве стратегического проектного приоритета опорного вуза на территории Мурманской области, необходима реализация обратной связи с местным сообществом, которая позволит обеспечить достаточные условия для развития сотрудничества с экспертами, позволит применять инновационные социальные практики и технологии проектного обучения в современных условиях [4].

Материал и методы исследования

В качестве ключевого подхода к проблеме эколого-экономической безопасности, автором рассматривается комплексный подход к проблеме исследования системы устойчивого развития Арктики. В качестве методов выступили: качественный и количественный анализ используемой проектной технологии, статическая и схематичная обработка информации, сравнение, классификация, обобщение.

К механизмам, обуславливающим создание устойчивой среды для реализации проектных техник, направленных на формирование и реализацию мега-вызовов современности, можно отнести, сообразно исследуемой проблеме, восстановление городской инфраструктуры, механизмы защиты киберпространства, поступательного развития виртуальной реальности, техники персонализированного обучения, разработку необходимых средств и инструментов для визуализации проектных методов и методик и другие, не менее значимые способы и приемы проведения индивидуальных и коллективных исследований в деятельности опорного университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Эколого-экономическая безопасность, как развитие системы эколого-экономического просвещения, образования и формирования экологической культуры, содействие популяризации «зелёного образа жизни» в деятельности опорного вуза, муниципальных образований и региона в целом выступает, на взгляд автора, связующим звеном в системе применения проектных технологий и исследований целесообразной и созидательной деятельности по повышению спроса на социально-экономические инновации в развитии экономики региона. Данной точки зрения автор придерживается на протяжении всех этапов проводимого исследования в период с 2011-го по 2020-е годы [2; 3].

Любая проектная деятельность в своей структуре содержит, как минимум, четыре взаимосвязанных этапа жизненного цикла: замысел, разработку, внедрение, эксплуатацию. Однако, результаты реализации проектов проведения социально ориентированных конкурсов в системе образовательной подготовки (например, «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона», Мурманск, ФГБОУ ВО «МАГУ», 2018-2020), определяющие социально-экономические задачи, гораздо более сложны для краткосрочной экономической интерпретации, ввиду применения особых технологий социализации обучения и зависят от вида и формы конкурсного проекта, конкретных условий сочетания «выигрышных» или «проигрышных» оценок, полученных в результате анализа проектных работ, результатов этого анализа, сочетания экспертных мнений о значимости и эффективности того или иного типа работы (научной статьи, проекта, мультимедиа презентации и др.), представляемой на конкурс, а также многих технологических условий, в системе которых предполагаемый тип работ победителей конкурса можно было бы предложить к дальнейшей реализации. В связи с чем экономически подобные проекты могут быть оценены лишь с позиций долговременной устойчивости и продолжительности в практике деятельности образовательного учреждения, в условиях самофинансирования. Продемонстрировать эффективность проведенной проектной работы при этом могут как сами постоянные участники конкурсной практики путем проявления внешней ускоренной адаптации к изменениям в жизни опорного университета, активизацией разностороннего вовлечения в волонтерские программы и мероприятия, устойчивого участия в различных проектах научно-исследовательской и социокультурной направленности, способствующих как развитию в системе подготовленности обучающегося к условиям внешнего мира, так и саморазвитию в выбранном направлении обучения, так и проектные команды университета посредством оценки количественного выражения образовательной услуги в образовательном результате. Также экономическая оценка эффективности реализации такого рода проектов может быть проведена через систему обратной связи: участник проекта – вуз – работодатель.

В данных условиях можно соотнести формирование системы показателей оценки приведенного примера построения проектного конкурсного мероприятия «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона» (г. Мурманск, ФГБОУ ВО «МАГУ», 2018-2020) [2] с эффективностью системы показателей реализации магистерской программы в Томском государственном университете (ТГУ) [5] с учетом того факта, что указанный проект ТГУ является, как и представленный авторский проект, междисциплинарным и разнопозиционным в своей основе, что определяет, как схожие перспективы применения новых аналитических инструментов, так и схожие методологические, методические и организационные трудности, с которыми приходится сталкиваться при реализации подобного рода сложных по структуре проектов.

Характеризуя указанные схожие перспективы применения аналитики в процессе оценки параметров авторских конкурсных материалов и реализуемой в ТГУ магистерской программы, а также учитывая достаточно большую ранее проведенную работу в области методологии и методики построения TEMPUS, программой трансъевропейской мобильности в области университетского образования, способствующей развитию сотрудничества в сфере высшего образования между высшими учебными заведениями в государствах – членах Евросоюза и странах – партнерах, можно отметить тот факт, что в данной системе есть методики, фокусирующие больше внимания на результативности программы, а есть те, которым важна в большей степени их ресурсность, то есть отражающие их объективный и субъективный характер [5]. Учитывая вышеизложенное, представленные авторские конкурсные проектные материалы обладают как объективными (количество участников, вовлеченность в разноуровневые и разнотиповые формы работы), так и субъективными (оценка компетенций конкурсным жюри, удовлетворенность участников, наградные итоговые мероприятия) параметрами оценки. Также можно выделить дополнительные продуктивные прогнозные методики, оценивающие возрастающий / убывающий потенциал участников или степень влияния активности участия в конкурсных мероприятиях на активность обучающихся в процессе разноплановой деятельности в ВУЗе.

Так, представленная на рисунке схема подходов к анализу образовательных программ отражает имеющиеся ресурсы на входе, позволяющие оценивать количество, качество и уникальность предлагаемых к рассмотрению на конкурс работ, ключевые условия реализации авторских конкурсных материалов: организационно-педагогические, инфраструктурные, управленческие, а также внешние условия, среди которых наиболее важными являются спрос, значимость для участников конкурсной проектной деятельности, удовлетворенность участия, результативность: объективная, субъективная, на разных уровнях участия, а также возрастающий / убывающий потенциал и возрастающая / убывающая степень влияния на каждого участника иных дополнительных факторов развития и применения результатов конкурсной проектной деятельности в практике развития региона (рисунок – составлен автором с применением механизма, представленного ТГУ [5]).

В процессе использования элементов рассматриваемой методики оценки, при оценке механизма реализации авторского проекта – конкурса «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона» в период с 2018 по 2020 гг. в практике работы с обучающимися опорного университета, а также привлеченными к реализации конкурса и сопутствующих мероприятий участниками (в т.ч. вовлечение в состав соорганизаторов проекта ранее общественной организации, в настоящее время Мурманского общественного молодежного экологического движения «Природа и молодежь), в качестве достаточно эффективных были выявлены организационно-педагогические и управленческие условия реализации конкурсной практики, а в качестве недостаточных – определение организационно-технических инструментов в части привлечения внимания к конкурсу и проведения соответствующего награждения участников.

Также при применении указанной методики оценки были определены достаточно актуальные входные ресурсы рассматриваемого конкурса-проекта: логичность содержания, построения программы проведения и применяемых процессов вовлечения участников в конкурсные мероприятия, достаточно устойчивый спрос в течение указанного периода времени на участие обучающихся образовательных организаций различного уровня: системы высшего профессионального (ФГБОУ ВО «МАГУ», МФ ЧОУ «СПбУТУиЭ»), среднего профессионального и общего образования (ПОЧУ «МКТ», МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 6», «Гимназия № 7»), а также возросший интерес со стороны системы дополнительного образования на территории Мурманской области: МБУ ДО г. Мурманска «Центр детского и юношеского туризма», МБУ ДО ЗАТО г. Снежногорск «Дом детского творчества «Дриада» и других образовательных учреждений: СЗИ(Ф) МГЭУ, МБОУ г. Мурманска «ММЛ», «СОШ № 57», «СОШ № 33» во всех трех представленных номинациях: «Социальные аспекты деятельности человека в современных условиях развития Арктики (регионов и муниципальных образований)»; «Экономико-экологические инструменты и организационно-экономический механизм развития Арктических территорий»; «Управление и координация в системе развития Арктических территорий». В качестве представленных наиболее часто выбираемых форм работы отражены проекты обучающихся, мультимедиа-презентации, видео-ролики, результаты качественной подготовки которых отражаются на результатах дальнейшего развития обучающихся в положительном ключе, также, к ним можно отнести подготовку и написание научных статей и волонтерское организационное участие в проведении круглого стола, подготовка которых формирует у обучающихся все четыре группы ключевых «soft-skills»: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента (самоменеджмента), навыки эффективного и интеллектуального мышления, развития научно-исследовательской деятельности, навыки форсайт-управления. Можно отметить, что устойчивое участие в конкурсе формирует у обучающихся интегрированное содействие в коммуникативном поле, при котором проявляется событийная идентификация внутреннего потенциала обучающегося. Тем самым, указанные показатели актуальности, результативности и удовлетворенности участников должны выступать в качестве основных показателей эффективности реализации проектных техник и методик, реализуемых через систему проведения мероприятий развивающей проектной методологии эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктики.

utkov1.tif

Подходы к анализу материалов реализации конкурса-проекта

С целью построения показателей эффективности реализации проектных техник в среде участников подобных мероприятий целесообразно применять технологию исследовательского прогнозирования, определяя установки среди участников на определение прогнозов о том, что будет, если одновременно на всех территориях региона начнет работать закон автосинхронизации – когда всего лишь 5 % людей с общим поведением и ценностями набирают критическую массу и начинают менять все общество в городах на территории Арктического региона и непосредственно, Мурманской области. Принципы циклической экономики, примеры их воплощения на практике в проведении мастер-классов экономико-экологической направленности государственными и общественными организациями, компаниями, отдельными людьми, с особым акцентом на Мурманскую область позволяют отразить использование тех материалов и инструментов, которые наносят минимальный ущерб окружающей среде и способствуют устойчивому развитию территории уже сегодня (переработка, шеринг, разумные принципы цикличности, минимизация отходов, регулирование их обращения, энергия ветра, солнца, воды, эколого-экономическая безопасность, поддержка «зеленой экономики», реализация программ эколого-экономического воспитания и просвещения населения, в особенности молодежи). При этом, соответственно, меняются личное поведение и привычки, потом поведение близких, а затем данный «стимул» продолжает распространяться, при всестороннем включении бизнеса и органов региональной власти.

Заключение

Разностороннее проведение подобных мероприятий в среде образовательных организаций (школ, гимназий, лицеев, колледжей и др. города и области), при активном вовлечении и участии в экологически чистых практиках молодого поколения, таких как активная практика работы уже действующих не первый год молодежных движений (например, МОМЭД «Природа и молодежь») и вновь созданных экологических молодежных организаций (н-р, Центр экологических инициатив «Чистая Арктика»), а также при непосредственном руководстве и участии проектных экспертных команд образовательных профессиональных организаций высшего и среднего образования, а также органов власти различного уровня и представителей работодателей позволит обеспечить создание достаточной инфраструктуры для ответа на запросы потребителей, содействовать социально-экономическому развитию региона, инновационных траекторий и проектных технологий, непрерывному образованию и обновлению кадров. При этом трансфер продуктов образовательной и научно-исследовательской деятельности может создавать дополнительные условия для развития профессиональной ориентации в многопрофильных вузах, повышения качества системы дополнительного образования, деятельности социально-ориентированных организаций, а также активизации молодежи в участии в образовательных программах, мероприятиях и фестивалях различного уровня (региональных, всероссийских, международных).

Учитывая все указанные положительные моменты, в качестве следующего шага в проектировании элементов оценки механизма проведения конкурса предполагается расширение инфраструктурных условий его реализации за счет участия в грантовой деятельности. Таким образом, эффективная реализация мероприятий социо-эколого- направленности в системе формирования устойчивой среды инновационного развития региона зависит от ряда условий: разработка организационно-экономического механизма [6; 7], сопровождаемого совокупностью аналитической, организационно-координирующей, учетно-контрольной, стимулирующей функциями; формирование механизма реализации инновационной стратегии проекта, имеющего целевую направленность всей иерархии управления; формирование цели развития инновационной деятельности, ее количественная оценка в виде целевых показателей эффективности; определение ключевых приоритетов сочетания реализации устойчивой и инновационной деятельности (стратегии технологического развития, коммерциализации новшеств, долгосрочного устойчивого развития проектной деятельности и иных); разработка программы развития сочетания реализации устойчивой и инновационной деятельности (комплекс задач, мероприятий развития инфраструктуры); разработка оценочных критериев реализации программы сочетания развития инновационных и устойчивых механизмов теории и практики работы субъектов образовательной среды, корректировка на их основе системы задач, мер и мероприятий проектных команд в проводимых исследованиях эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктики.

Развитие проектного обучения, также далее возможно представить опосредованно через разнообразные методики и цифровые технологии, что на сегодняшний день, является важным условием развития региональной инновационной образовательной среды.