Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 Vasileva Z.A. 1
1
---

Построение и стабильное развитие всех отраслей экономики страны невозможно без нормального функционирования каждого ее региона.

В настоящее время в национальной экономике особое место занимает территориально-воспроизводственный подход. Такой подход помогает сплотить рынок каждой территориальной единицы страны, превращая их в единый организм. Ведь отраслевая экономика в последнее время переживала состояние «слабого звена» и нуждалась на выработке особого механизма регулирования.

Подтверждением этому служит отсутствие сплоченности развития регионов России, серьезные несоответствия в различных элементах хозяйственной, социальной и природной систем.

В связи с построением отраслевой экономики, расширения экономических отношений, полным изменением всей системы управления, встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства – на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне [1]. В соответствии с этим к цели исследование можно отнести изучение параметров, а также ключевых аспектов формирования стратегического развития региона.

Воспроизводственный подход к управлению социально-экономическим развитием региона означает необходимость управления взаимосвязями и зависимостями между всеми элементами региональной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благосостояния населения.

На сегодняшний день такая территориальная единица как регион является основным субъектом экономических и политических отношений. Для выявления преимуществ того или иного региона необходимо определить направленность и приоритеты организации всех отраслей региональной политики, учитывая его историческое и культурное развитие.

Если рассматривать различные трактовки понятия региональной политики, даваемые учеными разных поколений, такими как М.В. Ломоносов, В. Кистанов, Н. Копылов, И. Мищенко, то можно сформировать общее определение: «Региональная политика – это широкая область деятельности государства, направленная на регулирование политического, социального, экономического, экологического и культурного развития страны в определенном пространственном аспекте, обуславливающая взаимоотношения, как между регионами, так и между регионом и государством.

Среди объектов региональной политики необходимо выделить: промышленность (предприятие); социум (а именно – человек в роли субъекта социума); денежно-финансовые единицы и т. д.

Субъектами региональной политики выступают как отдельные представители власти, так и государственные учреждения, предприятия, организации и т. д. Региональная политика направлена на всестороннее развитие региона – изменение его внутренней структуры, поддержку всех отраслей жизни [1].

Развитие Курской области как региональной единицы, с каждым годом набирает обороты.

Еще в 2007 году на заседании Правительства Курской области и Курской областной думы была одобрена Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года. Данная Стратегия была успешно защищена на заседании Межведомственной комиссии, действующей при Министерстве регионального развития РФ.

Курская область в 2007 году вошла в число субъектов РФ, чьи проекты удостоились достаточно высоких оценок Межведомственной комиссии.

Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.

Обеспечение конкурентоспособности Курской области, обеспечение условий для эффективного использования человеческого капитала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения – все это является основными задачами Стратегии.

Основные стратегические приоритеты социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года:

– создание благоприятных условий для развития экономики, в том числе совершенствование законодательной базы региона;

– поддержка положительного инвестиционного имиджа;

– создание «точек развития» с целью расширения финансовых, трудовых, материальных, информационных, управленческих ресурсов;

– повышение конкурентоспособности региона в условиях развития экономики страны, создание конкурентоспособных промышленных кластеров;

– поддержка малого и среднего бизнеса;

– всестороннее развитие городских и сельских территорий;

– развитие градостроительного комплекса;

– улучшения транспортного обслуживания населения;

– создание благоприятных условий для социальной поддержки населения региона;

– государственная поддержка приоритетных инициатив регионального развития [2].

Для подробного изучения результатов социально-экономического развития Курского региона, рассмотрим данные мониторинга социально-экономического развития Курской области в разрезе районов и городов в период с января по сентябрь 2018 года.

Сельскохозяйственный сектор Курской области сосредоточен в основном в сельских районах. По данным официального мониторинга, производство молока и молочных продуктов различных категорий в Курской области составило около 231,7 тыс. т, что в сравнении с указанным периодом 2017 года составило 102,7 %. Основная доля произведенного молока выпадает на Курский район (150 тыс. т.); а также на Фатежский район (141 тыс. т) и Большесолдатский район (15,9 тыс. т).

В рассматриваемом периоде рост производства молочной продукции наблюдается в сельскохозяйственных организациях, располагающихся на территории 13 районов Курской области.

Что касается разведения скота всех категорий в Курской области, то здесь также наблюдается положительная тенденция развития. Так, в октябре 2018 года поголовье крупного рогатого скота насчитывает около 164 тыс. голов, что на 3,5 % превышает данные 2017 года.

В Курской области активно ведется работа по обеспечению населения жилыми домами. Строительство домов организуется как государственными учреждениями, так и частными застройщиками. Так, к сентябрю 2018 года по всей территории Курска и области были сданы в эксплуатацию жилые дома площадью 322,4 тыс. кв. м.

Следующие показатели относятся к категории «Строительство». Работы по строительству объектов различного назначения ведутся крупными и средними организациями в 15 районах Курской области. По данным мониторинга в период с января по сентябрь 2018 года индекс физического объема по данному виду деятельности составляет 36,3 млрд руб. или 104,8 % по сравнению с 2017 годом.

Сфера торговли в 2018 году активно развивалась. К концу сентября оборот розничной торговли по всем видам организаций увеличился на 4,8 % и составил 154 мдрд руб. Данное увеличение наблюдалось в 25 из 28 районах Курской области. Наибольший торговый оборот зафиксирован в Курском районе, наименьший – в Большесолдатском.

Немаловажным показателем развития региона является размер средней заработной платы. В данной области наблюдается рост размера среднемесячной начисленной заработной платы одного работника крупных и средних предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 9 месяцев 2018 года. По области этот показатель составил 31015,3 рубля, что больше на 10,8 %, чем в 2017 году. Наибольшый уровень зафиксирован в Медвенском районе (35196,8 рублей), а наименьший – в Льговском (24566,3 рублей).

Говоря о заработной плате, нельзя обойти стороной такой показатель, как уровень безработицы. Согласно данным комитета по труду и занятости населения Курской области, уровень регистрируемой безработицы на рынке труда в рассматриваемом периоде составил 0,71 % [3].

Однако стоит отметить, что все вышеперечисленные компоненты стратегического развития региона невозможны без уделения должного внимания такому элементу, как промышленность.

Особенность разработки стратегических направлений государственной политики, для обеспечения устойчивого развития региона состоит в том, что, для ее реализации необходима система инструментов, которые будут ориентированы на регулирование развития не отдельных отраслей экономики, а функциональных аспектов воспроизводства. Именно в связи с выше озвученным возрастает значимость и актуальность промышленной политики.

Понятие промышленной политики можно трактовать по-разному. Так, можно привести наиболее общее, тем не менее, раскрывающее содержание промышленной политики определение как комплекса мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и экономики в целом на национальном и мировых рынках, формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей, корректировки негативных последствий действия механизма рынка [4].

Говоря о стратегическом развитии региона и роли промышленной политики, невозможно оставить без внимания категорию промышленного потенциала региона.

Промышленный потенциал региона обладает характерной особенностью, заключающейся в том, что он может выступать и как фактор, определяющий сценарные условия стратегического развития региона в целом, и как результат проводимой региональными властями политики.

В основе промышленности субъектов экономики страны, безусловно, лежат крупные промышленные предприятия, имеющие градообразующее значение.

Говоря о Курской области, можно отметить, что фундаментом развития региона выступают предприятия, использующие два основных вида природных ресурсов: сельскохозяйственные земли и полезные ископаемые, также велико значение энергетической отрасли. Для Курской области характерна устойчивая структура экономики. Наиболее крупными промышленными центрами являются: города Курск, Железногорск, Курчатов, Щигры.

Еще Адам Смит придавал развитию промышленности большое значение, а именно производству, в основе которого лежит труд [5].

По данным комитета промышленности, транспорта и связи Курской области, многоотраслевой промышленный комплекс области включает в себя более 800 крупных и средних предприятий. В нем сосредоточено 27,5 % основных производственных фондов области, трудятся 103 тыс. человек или 19,8 % от занятых в экономике области [6].

Курская область на сегодняшний момент является развивающимся регионом. Даже не смотря на сложную экономическую обстановку, в первом полугодии текущего года наблюдается положительная динамика большинства показателей социально-экономического развития области: темпы роста индексов производства продукции промышленности и сельского хозяйства выше среднероссийских. Индекс промышленного производства составил 104,2 % при среднероссийском уровне 103 %. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по промышленным видам деятельности на 156,8 млрд рублей, что выше уровня сопоставимого периода 2017 года на 11,6 процентов. Предприятия промышленного комплекса в I полугодии перечислили в бюджеты всех уровней 14,6 млрд руб. [7].

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что промышленность выступает одним из ключевых аспектов развития региона. Внедрение реализации промышленной политики в перечень действий по достижению стратегических показателей дало возможность наблюдать положительную динамику развития региона.