Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

UNIFIED AUTOMATED SYSTEM OF FINANCIAL AND MANAGEMENT ACCOUNTING IN AGRICULTURAL ENTERPRISES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Dayanova G.I. 1 Egorova I.K. 1 Protopopova L.D. 1 Nikitina N.N. 1 Krylova A.N. 1
1 Yakutsk Scientific Center SB RAS, Yakutsk Research Institute of Agriculture named after M.G. Safronov
The creation and implementation of a system of information support for management processes on the basis of improving information computer technologies adapted to the particularities of agriculture, based on existing software products, is one of the key factors that determine the prospects for the development of the agricultural sector of the economy at the present stage. In particular, improvement requires a system of accounting and reporting, approaches to the regulation of labor and material resources, taking into account the peculiarities of conducting industries. The article discusses one of the latest trends in this field – cloud accounting, which is an online service that allows you to perform various accounting tasks, analyzes the positive and negative aspects of the new form, examines the experience of transition to cloud technologies of agricultural organizations of the Republic of Sakha (Yakutia ), highlighted the main problems and difficulties that professionals in the field of accounting may face when deciding on the use of this technology. It is proposed to develop consolidated software, with the help of which communication with business entities and management structures at various levels will be maintained. The conclusion is drawn about the prospects of introducing a single automated cloud system in the accounting of agricultural enterprises of the Republic of Sakha (Yakutia).
agriculture
automated system
accounting
cloud technology

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов России в территориальном отношении. Площадь Якутии охватывает 1/5 часть всей России. Ее агропромышленный комплекс считается крупным изготовителем сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе. Сельское хозяйство ведется в суровых природно-климатических условиях, на территории со слабо развитой инфраструктурой. Неблагоприятные почвенные условия влияют на выращивание зерновых и большинства видов овощных культур. Поэтому республика имеет преимущественно пастбищное животноводческое направление сельского хозяйства.

В республике на начало 2019 г. насчитывалось 562 сельскохозяйственных организаций, около 3,8 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) и свыше 90 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составляет 78,3 % [5].

Для оценки результатов деятельности, прогнозирования направлений развития, осуществления мер поддержки сельскохозяйственным организациям со стороны государства, управленческим структурам различных уровней необходимо обладать достаточным объемом информации, используемой для принятия экономических решений.

Важным поставщиком такой информации является учетная система. Данные бухгалтерского учета используются в процессе управления в хозяйствах как в части управления имущественным положением, так и в части повышения эффективности предпринимательской деятельности. В связи с этим совершенствование автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве является достаточно актуальной.

Целью исследования является разработка и внедрение научно-обоснованной единой региональной (территориальной) многоуровневой системы учета и планирования в целях информационного обеспечения процессов управления сельскохозяйственными предприятиями, реализуемой средствами компьютерных технологий.

Материал и методы исследования

В ходе исследования использовались материалы обзора и анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей по вопросам автоматизации бухгалтерского учета сельскохозяйственных организаций, данные статистики, Министерства сельского хозяйства РС (Я) (МСХ РС (Я)), годовых бухгалтерских отчетов сельскохозяйственных организаций РС (Я). В процессе исследования применялись методы экспертных оценок, экономического эксперимента ведения облачных программ в бухгалтерский учет и метод объективно-ориентированного программирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время, в период быстрого развития информационных технологий, на смену традиционной форме ведения учета свои услуги начинают предлагать облачные программы. Известный новозеландский производитель «облачных» платформ Xero определяет это как «платформу, способную обеспечить онлайн-доступ к данным и программам в любое время, в любом месте и с любого устройства».

Принципы работы облачных программ для ведения бухгалтерского учета, по сути, не отличаются от давно и успешно применяемого аутсорсинга (передачи функций ведения учета и формирования отчетности сторонним специализированным организациям), а также перекликаются с параметрами работы бухгалтерского программного обеспечения для персональных компьютеров, объединяя в себе преимущества этих двух популярных форм организации учетного процесса. Тем не менее, данная технология не лишена и недостатков. Положительные и отрицательные черты облачных бухгалтерий приведены в таблице [2].

Необходимость создания и внедрения единой информационной системы учета, отчетности и планирования в сельскохозяйственных предприятиях имеющего научно-практический характер позволит повысить эффективность управления предприятиями и в целом отрасли. Данная тема отвечает стратегическим направлениям развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) [1].

Так, в 2019 году Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства совместно с Центром программного обеспечения «Статус» начата работа по разработке и внедрению научно-обоснованной единой региональной (территориальной) многоуровневой системы учета и планирования в целях информационного обеспечения процессов управления сельскохозяйственными предприятиями, реализуемой средствами компьютерных технологий.

Достоинства и недостатки облачных бухгалтерий

Достоинства

Недостатки

1. Возможность круглосуточного доступа к данным с помощью любого устройства, имеющего выход в Интернет.

2. Информация об изменении в законодательстве постоянно отслеживается сотрудниками сервиса, что особенно актуально в условиях современной модернизации и трансформации бухгалтерского учета в России.

3. Не требуется приобретение дополнительных мощностей: все основные вычислительные процессы происходят на сервере в Интернете.

4. Возможность ведения бухгалтерии сразу нескольких предприятий в одном «облаке».

5. Все новшества и обновления проходят в автоматическом режиме без участия и затрат пользователя.

6. Не требуется длительное обучение пользователя.

7. Осуществляется автоматическое резервное копирование и хранение архивных копий баз в облаке, в случае непредвиденных обстоятельств информация не потеряется.

8. Программа сама отслеживает даты подачи отчетности в соответствующие органы.

9. Снижаются затраты организации (при малых размерах предприятия онлайн-бухгалтерия может полноценно заменить бухгалтера в штате)

1. Возможность сбоев в системе, ошибок и потери доступа к данным.

2. Риск, связанный с передачей конфиденциальных данных компании в сетевой доступ.

3. Возможность хакерской атаки, потери данных или выставление их во всеобщий доступ.

4. Проблема выбора надежного провайдера.

5. В случае окончания использования сервиса нельзя быть уверенным в том, что все данные будут удалены и не попадут в чужое пользование, даже если это оговорено в контракте

 

Данная работа предназначена для реализации следующих процессов:

– Автоматизации бухгалтерского учета сельскохозяйственных предприятий РС (Я);

– Формирование единой нормативно-справочной информации (НСИ) и инструкций системы финансового и управленческого учета в сельскохозяйственных предприятиях РС (Я), а также регламентом использования программ.

– Повышения эффективности управления предприятиями, достижения устойчивого финансового положения и упрочнения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей республики.

Объектами автоматизации в рамках разрабатываемой системы является совокупность процессов информационного взаимодействия. Такими процессами являются:

– Процессы бухгалтерского учета сельскохозяйственных предприятий;

– Процессы управления сетью сельскохозяйственных предприятий;

– Процессы планирования и создания единой НСИ.

Работа состоит из 3-х этапов (рис. 1).

Для внедрения данной работы в Республике Саха (Якутия) выбран Амгинский район, который расположен на юго-востоке Центральной Якутии. Ведущее место в экономике района занимает сельское хозяйство. Главная отрасль – животноводство (разведение крупного рогатого скота и лошадей), выращиваются зерновые, картофель, овощи и кормовые культуры. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 106 тыс. га, из них сенокосы – 44,2 %, пастбища – 38,3 %, пашни – 17,5 %.

На начало 2019 года по отчетным данным Министерства сельского хозяйства РС (Я) на территории Амгинского района работают 11 сельскохозяйственных предприятий и 236 крестьянских (фермерских) хозяйств. Из них для пилотного проекта по согласованию с МСХ РС (Я) были выбраны 6 предприятий и 3 крестьянские (фермерские) хозяйства– получатели субсидии на увеличение объемов производства продукции скотоводства (финансовое оздоровление): ООО «Илгэ», СХПК «Бетюнь», СХПК «Болугур», СХПК им. Тимофея Лукина, ООО «Кэскил», СХПК «Соморсун», ИП КФХ Фомин Александр Константинович, ИП КФХ Иванова Пелагея Петровна, ИП КФХ Гардашов Оруджали Ашраф-Оглы.

Из выбранных хозяйств у 8 хозяйств основной деятельностью является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. В 2019 году СХПК «Соморсун» перешел на развитие мясного направления – откорм молодняка.

dajn1.wmf

Рис. 1. Этапы внедрения научно-обоснованной единой региональной (территориальной) многоуровневой системы учета

Коневодством занимаются 4 хозяйства – СХПК «Болугур», СХПК имени Тимофея Лукина; СПК «Бетюнь» и СХПК «Соморсун». Картофелеводством и овощеводством занимается СХПК «Болугур».

Необходимо отметить, что пилотные сельскохозяйственные организации по размеру являются мелкими, на одно предприятие в среднем приходится 25 работников [3]. Несмотря на наличие программного обеспечения, учет в данных хозяйствах ведется традиционным методом, что говорит о низком уровне компьютерной грамотности специалистов по бухгалтерскому учету. В связи с этим, в рамках данной работы предусматривается консультация и сопровождение бухгалтеров по ведению учета, по устранению выявленных ошибок при работе в программе, а также обучение пользователей системе в Сервисе «Облако».

Единая автоматизированная облачная система по данному проекту разрабатывается на технологической платформе 1С версии 8.3. «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия», «1 С:Предприятие 8. Бухгалтерия крестьянско-фермерского хозяйства». Поэтому для полного подключения к облачному сервису предприятиям, в первую очередь, рекомендовано обновление имеющегося программного обеспечения и загрузка следующих данных в программе 1С:

1) остатки по бухгалтерским счетам учета на начало отчетного периода;

2) учет банковских и кассовых операций;

3) учет расчетов по оплате труда, налогов и взносов, исчисленных с фонда оплаты труда;

4) учет операций животноводства (приплод, прирост, надой молока, перемещения, падеж, забой);

5) учет операций растениеводства (посевные, выпуск продукции);

6) учет целевого финансирования из бюджета;

7) учет обязательств (кредиты, займы);

8) учет операций реализации продукции;

9) учет материально-производственных запасов;

10) учет основных средств;

11) учет расчетов с контрагентами;

12) учет затрат основного и вспомогательного производств;

13) регламентные операции по закрытию периодов;

14) калькуляция себестоимости продукции животноводства и растениеводства.

dajn2.wmf

Рис. 2. Схема организации системы информационного обеспечения для управления сельскохозяйственными предприятиями

В результате реализации проекта хозяйства получат перевод учетных функций в новую автоматизированную систему, регламенты по работе и, как итог, формирование и сдачу регламентированной отчетности из новой системы. Кроме этого появится возможность совершенствовать кадровую политику предприятия путем централизации учета. Так как из-за сложного, кропотливого труда традиционного ведения бухгалтерского учета в хозяйствах числятся в среднем по 2-3 бухгалтера, тогда как по нормативу предлагается 1 бухгалтер на каждые 70 среднегодовых работников [4].

Одним из перспективных направлений повышения эффективности планирования может быть применение информационных систем поддержки принятия решений, основанных на базах данных.

В «базе данных» отражаются аналитика, сводные данные, сопоставление фактических и плановых показателей деятельности предприятий на основе синхронизации их учетных систем со сводным программным обеспечением, где государственные органы будут иметь доступ (см. рис. 2). Такой метод организации и практического использования учетной экономической информации важна для руководства и актуальна, где низкая транспортная доступность сельского населения как Республика Саха (Якутия) (справочно: более 90 % территории республики не имеет круглогодичного транспортного сообщения).

Следующим аспектом, который необходимо учитывать при ведении бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях является нормативно-правовое регулирование ведение бухгалтерского учета. Так, в рамках данной работы разработана «База знаний» – НСИ в виде отдельного приложения в «облако»:

– сформирована нормативно-правовая база по ведению учета и составлению отчетности в сельскохозяйственных предприятиях и К(Ф)Х;

– сгруппированы методические материалы по заполнению типовых и ведомственных форм отчетности;

– проведена обработка, анализ методических разработок и другой научной литературы по вопросам учета и отчетности в сельскохозяйственных предприятиях и К(Ф)Х;

– составлены примерные нормативно-технологические карты по животноводству и растениеводству.

Заключение

Информационные технологии позволяют аккумулировать практически всю необходимую информацию, проводить ее анализ и выборку имеющимися программными средствами, оформлять необходимые отчеты, экономить время на составление плана производства и уделять больше внимания именно анализу условий и принятию решений при планировании работ.

Совершенствование автоматизации бухгалтерского учета увеличит эффективность управления предприятием, следовательно, достижения устойчивого финансового положения и упрочения конкурентоспособности. Полученные результаты работы планируется масштабировать для остальных сельскохозяйственных предприятий региона. При этом необходимо учитывать специфику своевременного развития Интернета в огромной территории Республики Саха (Якутия).