Введение
На современном этапе развития общества научно-технический прогресс обеспечивает группа отраслей, в которую входят добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности. Развитие горных работ осуществляется в основном за счет открытой добычи, которая характеризуется увеличением глубины разработок, увеличением коэффициента вскрыши и как следствие применением горного и горно-транспортного оборудования большой единичной мощности.
Размещение запасов полезных ископаемых по территории России предопределяет развитие горнодобывающих отраслей, в первую очередь в Сибири, Якутии, Заполярье и на Дальнем Востоке и эксплуатацию оборудования в жестких погодно-климатических условиях. Кроме этого большинство Северных и Северо-Восточных регионов России расположены в сложных географо-экономических условиях, то есть, удаленны от экономически развитых центральных регионов России и слабо освоены (отсутствует развитая инфраструктура, транспортные коммуникации, крупные источники энергоснабжения и т. д.).
Под влиянием вышеперечисленных факторов экономическая эффективность использования горного и горно-транспортного оборудования различных видов значительно отличается и в общем снижается при увеличении эксплуатационных затрат в 2–5 раз по сравнению с аналогичными расходами в средней полосе России [1]. Анализ работы большегрузных карьерных автосамосвалов в условиях Севера показал, что простои по техническим причинам составляют до 27 % календарного времени и более чем в три раза превышают нормативные.
Экономическая эффективность современных машин в значительной степени зависит от уровня технических характеристик, а также надежности и долговечности.
Изготовление и использование большого – парка ненадежных и недолговечных машин связано с использованием дополнительных производственных фондов, с увеличением расхода материалов, энергии. При этом увеличивается ремонтный фонд изделий, повышаются расходы на их эксплуатацию и ремонт и т. д.
Эксплуатация ненадежных и недолговечных машин приводит к повышению эксплуатационных издержек, обусловленных привлечением дополнительных технических средств обслуживания и выполнением работ по устранению неисправностей и отказов. Кроме того, она приводит к уменьшению времени полезной работы и выпуска продукции, увеличению простоев в сфере использования машин.
Цель исследования. Повышение экономической эффективности, надежности и долговечности может привести к сокращению выпуска новых машин и оборудования, высвобождению части наличных производственных фондов, сокращению затрат на ремонтные работы, уменьшению эксплуатационных расходов, сокращению простоев и увеличению выпуска дополнительного количества продукции.
Таким образом, экономический эффект от повышения надежности и долговечности машин и оборудования получается не только в сфере их изготовления, но и в сфере их эксплуатации, поэтому он имеет большое народнохозяйственное значение.
Для экономической оценки повышения уровня надежности и долговечности большегрузных карьерных автосамосвалов необходимо применять комплексный метод, который учитывал бы все многообразие экономических факторов, так как в зависимости от продолжительности и условий эксплуатации характеристики и параметры надежности и долговечности изменяются.
Материал и методы исследования
При анализе и оценке экономической эффективности повышения надежности и долговечности необходимо суммировать и учитывать разновременные издержки, затраты и эффекты.
Для повышения объективности и точности подсчета необходимо учитывать фактор времени.
Результаты исследования и их обсуждение
Повышение надежности и долговечности в подавляющем большинстве случаев обеспечивается взаимосвязанными мероприятиями конструктивного, технологического и эксплуатационного характера.
К мероприятиям конструктивного характера относятся; тщательная конструктивная отработка на надежность и долговечность с введением в конструкцию элементов конструктивного упрочнения, защиты от перегрузки, резервирования, централизованной смазки. При этом конструктивные изменения машин могут быть связаны с проведением специальных исследований.
К мероприятиям производственно-технологического характера относятся: применение процессов упрочняющей обработки, использование высококачественных материалов, различные изменения технологии производства, введение автоматического контроля, повышение точности изготовления деталей и сборки машин, оснащение технологических и контрольных операций специальными приспособлениями, испытательными стендами, оборудованием, организационно-технические мероприятия по укреплению технологической дисциплины и др. Обычно эти мероприятия направлены на устранение причин отказов и неисправностей из-за производственно-технологических недостатков.
К мероприятиям эксплуатационного характера относятся: изменение организации технического обслуживания и ремонта, повышение квалификации технического обслуживающего персонала введение специальных дополнительных работ, например технических ревизий и наладок карьерных автосамосвалов с использованием средств дефектоскопии и др.
В общем виде оценка качества горно-транспортных машин предполагает оценку экономического эффекта эксплуатации горно-транспортной машины с учетом общих затрат Зобщ и объема работ выполненного машиной за период эксплуатации или рассчитанный (эксплуатационная производительность) Vобщ [2]:
Э = Зобщ /Vобщ.
Общие затраты составляют затраты на приобретение машины Зп, затраты на транспортирование машины Зт, таможенные затраты (для машин зарубежного производства) Зр и эксплуатационные затраты Зэ
Зобщ = Зп + Зт + Зр + Зэ.
В эксплуатационные затраты входят: затраты на топливо (электроэнергию) Зт(э), затраты на смазочные материалы и технические жидкости Зс.м.т, затраты на производство технических обслуживаний и ремонтов (с учетом затрат на обучение обслуживающего и ремонтного персонала) ЗТОиР, затраты на запасные части Зз.ч, затраты на строительство и содержание транспортных коммуникаций Зт.к и заработная плата операторов и ремонтного персонала Зз.п
Зэ = Зт(э) + Зс.м + + ЗТОиР + Зз.ч + Зр.п + Зт.к + Зз.п.
Общий объем работ, выполненный машиной за период эксплуатации, определяется по годовой эксплуатационной производительности Пг.эксп принимаемой по данным предприятий данного региона или рассчитывается с учетом погодно-климатических условий региона, горно-геологических и горнотехнических условий месторождения, а так же особенностей организации работ на предприятии и времени эксплуатации машины n
Vобщ = Пг.эксп × n.
Для определения соотношений, связывающих экономику производства с экономикой эксплуатации машины, обозначим:
Sэкс – сумма эксплуатационных расходов за весь срок эксплуатации;
N – объем работы, выполняемый машиной при начальном уровне ее надежности и долговечности;
ko – оптовая цена машины с наценкой транспортных расходов;
– коэффициент;
b – степень увеличения цены машины вследствие затрат на повышение надежности и долговечности;
с – степень повышения производительности машины после повышения надежности и долговечности;
d – степень снижения себестоимости единицы продукции при использовании машины повышенной надежности и долговечности. Используя указанные обозначения, можно, написать
откуда
Заключение
Таким образом, с помощью приведенных зависимостей можно определить целесообразность проведения затрат на повышение надежности и долговечности машины.