Актуальность
Актуальность рассмотрения возможных путей борьбы с коррупцией обусловлена тем, что это многогранное явление проникает практически на все уровни управления государством. Представляя, по сути продукт экономического происхождения, коррупция затрагивает все социально-экономические сферы современного общества. Сфера таможенной деятельности в этой проблематике не является исключением. Коррупция в таможенных органах Российского государства является существенной опасностью для экономической безопасности в целом. Таможенные органы в системе органов исполнительной власти, наряду с другими организациями формируют «бюджет государства» [1]. Процесс планирования таможенных доходов является неотъемлемой частью «процесса составления проекта бюджета государства, то есть частью бюджетного процесса» [2]. Поскольку коррупция представляет собой социально- правовое явление, то и бороться с ней важно «методом сочетания различных подходов и средств, опираясь на правовые аспекты не только таможенного законодательства, но и с учётом международных нормативных актов» [3]. В Российской Федерации одним из ключевых звеньев борьбы с коррупцией является государственная антикоррупционная политика. Формируя отдельный правовой кластер, антикоррупционная деятельность, предполагает применение комплекса мер организационного, управленческого и стимулирующего характера. Минусом использования статистических материалом является то, что данные статистики не могут отразить реальную картину масштабов данного явления в России. Поскольку преступления в области таможенного дела, по причине сочетания ряда обстоятельств, представляют собой скрытые явления. Правоотношения, формируемые в области внешнеэкономической деятельности, затрагивают как сами таможенные органы, так и непосредственно их персонал. Соответственно, должностные лица, являясь составным элементом таможенных правоотношений, осуществляют свою деятельность на основе общепризнанных норм таможенного права. Представляя органы исполнительной власти в области таможенного дела, сотрудники таможенных органов, в равной степени с другими участниками внешнеэкономической деятельности, несут ответственность за убытки и урон, который может быть причинён товарам и транспортным средствам при пересечении таможенной границы. Такая ситуация возможна, если должностные лица применяют «неправомерные действий, поступки или же бездействия в сфере таможенного законодательства». Соответственно, противостояние нарушениям права в области таможенного дела формирует правоохранительную функцию, при осуществлении которой, таможенные органы обеспечивают законность и порядок в области внешнеэкономических отношений Российской Федерации с интеграционными экономическими объединениями.
Целью данной работы является выявление проблем борьбы с коррупцией и определение возможных путей совершенствования данного процесса. Объектом данной работы являются результаты антикоррупционной деятельности таможенных органов Российской Федерации
Результаты и обсуждение
Ключевым звеном борьбы с коррупцией в Российской Федерации является действующая на сегодняшний день Государственная антикоррупционная политика – как совокупность системных мероприятий, направленных на противодействие коррупции. Её основу составляет кластер утверждённых мероприятий, каждое из которых направленно на достижение определённой цели в установленное время. Каждое направление мероприятий курируется конкретным кругом лиц – исполнителей, действия которых опираются на кадрово-финансовые документы, с учётом блока пропагандистских мероприятий в данной области. И здесь, кроме правовых мер, значительная роль отводится «организационным, кадровым, финансовым, материальные, пропагандистским и просветительским мерам» [4] .
Таким образом, «государственная служба в таможенных органах основывается на принципе ответственности сотрудников за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей» [5]. Подготовка или принятие некачественного решения является «частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей»[6]. Соответственно, при неисполнении (ненадлежащем исполнении) своих должностных обязанностей, сотрудник таможенного органа представляет собой субъект дисциплинарного нарушения. При более тяжёлом деянии формируется состав должностного преступления.
Для анализа соотношения показателей правоохранительной деятельности таможенных органов РФ обратимся к материалам официального сайта Федеральной таможенной службы [7].. В соответствии с материалами структурных подразделений по противодействию коррупции, отражаемых на официальном сайте ФТС за 2015- 2018года общее число возбуждённых уголовных дел составило – 899 уголовных дел. Этот показатель включает 509 дел связанных с нарушением антикоррупционного законодательства. Мы чётко видим, что приведённые цифровые значения 2016 года превышают аналогичные показатели за 2015 год на 9 процентов. В 2017 году происходит значительное снижение количества дел коррупционного характера в отношении должностных лиц таможенных органов. Показатели 2018 года характеризуются наименьшими значениями и составляют 29 процентов дел в отношении должностных лиц таможенных органов. Вышеуказанные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что на составную часть дел коррупционной направленности, которые были возбуждённы правоохранительными структурами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов за период с 2015 по 2018 года, отводится 56 процентов. С учётом общего количества уголовных дел.
Конечно, следует отметить, что профилактические меры антикоррупционной направленности, которые предпринимает Федеральная таможенная служба России, имеют весомое значение. Здесь следует отметить снижение количества уголовных дел коррупционной направленности в отношении должностных лиц таможенных органов (таблица). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что структурные подразделения по противодействию коррупции систематически осуществляют мероприятия профилактического характера. Особое внимание уделяется работе, направленной на пресечение попыток привлечь должностных лиц таможенных органов к действиям противоправного характера и возможности их склонения к совершению преступлений коррупционной направленности.
Динамика изменений количества уголовных дел коррупционной направленности выявленных в 2015-2018 года [8]
Направленность коррупционных дел |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Сумма |
Общее количество дел коррупционной направленности |
195 |
230 |
306 |
168 |
899 |
Количество дел в отношении должностных лиц таможенных органов |
140 |
185 |
135 |
49 |
509 |
Процентное соотношение |
71 % |
80 % |
44 % |
29 % |
56 % |
Следует отметить региональную динамику данной статистики. Так, за 2017 год подразделениями по противодействию коррупции в Дальневосточном регионе проделана следующая работа: из 27 материалов, направленных в следственные органы 14 дел носят коррупционный характер. В результате работы над данными материалами, органы предварительного следствия возбудили 13 уголовных дела коррупционного характера и 6 дел в отношении лиц, по факту взятки. По совокупности, всеми правоохранительными органами Дальневосточного федерального округа возбуждено 93 процента уголовных дел, в отношении сотрудников таможенной службы, в которых состав преступления носит коррупционный характер. Все лица, которые поступают на службу в таможенные органы, подвергаются проверке в соответствии с законодательством, проводимой подразделениями по противодействию коррупции ДВТУ. Эта деятельность осуществляется совместно с кадровыми подразделениями на постоянной основе. За 2017 год было проверено более полутора тысяч кадровых документов. По итогам проверки у 18 граждан выявлены сведения, которые препятствуют поступлению их на государственную службу.
С целью профилактики коррупционных правонарушений и преступлений, структурные подразделения таможенных органов по противодействию коррупции проводят профилактические беседы, рассматривают жалобы и обращения от участников ВЭД. Так в 2018 году проведено 42 профилактические беседы , рассмотрено более 100 обращений и жалоб от физических и юридических лиц. Руководителями таможенных органов сформировано 54 информационных письма по выявлению фактов, оказывающих отрицательную роль на функционирование всего таможенного механизма, что значительно снижает безопасность и общие показатели деятельности таможенных организаций.
По результатам анализа деятельности подразделений по противодействию коррупции в таможенных органах РФ можно сделать следующие выводы:
– подразделения таможенных органов по противодействию коррупции в своей оперативно-розыскной деятельности осуществляют эффективную борьбу с коррупцией области таможенной деятельности;
– коррупционная составляющая в таможенных органах всё еще имеет место;
– требуются решительные мер по её устранению.
По мнению ряда авторов, таможенные служащие в настоящее время считаются самой малообеспеченной и социально слабозащищённой группой среди иных сотрудников правоохранительных органах Российской Федерации [9]. Сам, процесс контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, который осуществляют таможенные органы, играет одну из ведущих ролей в процессе обеспечения национальной безопасности государства.
Отсюда можем сделать вывод, что коррупция в таможенных органах во всех её проявлениях может нанести существенный вред экономической безопасности страны. В основном преступления коррупционной направленности характерны для приграничных таможенных служб. Наиболее часто денежные вознаграждения предлагаются за следующие противоправные действия:
– обеспечение беспрепятственного передвижения транспортных средств и товаров через таможенную границу;
– сокращение сроков таможенного оформления товаров и транспортных средств;
– занижение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
– фальсификацию результатов таможенного досмотра.
В преобладающем количестве сотрудники подразделений по противодействию коррупции в таможенных органах, выявляют преступления коррупционной направленности непосредственно в процессе помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру или при таможенном контроле, который представляет собой совокупность определённых мер. В результате таких мер потенциальный коррупционер либо теряет работу, которая обеспечивала противоправный доход, либо не может в принципе заниматься определённой деятельностью. Вполне закономерно предположение, что лишение должностного лица права замещать определённые группы должностей или возможности осуществления определённой деятельностью – это весьма эффективное средство борьбы с коррупцией[10]. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью статья 47 УК РФ (13.06.1996 N 63-ФЗ).
На основании вышеприведенных фактов, нами выделен ряд проблем в процессе борьбы с коррупцией в таможенных органах.
Первой проблемой на наш взгляд является недостаточное материальное обеспечение должностных лиц таможенных органов, не соответствующее ответственности работы. Заработная плата таможенных служащих состоит из следующих элементов:
– окладная часть;
– премиальная часть.
Окладная часть является фиксированной и складывается из оклада по должности и оклада по званию. Премиальная часть складывается из надбавок и выплат, которые зависят от занимаемой должности и характера работы.
В среднем в Российской Федерации заработная плата таможенных служащих составляет 33 тысячи рублей, которая изменяется в разных регионах страны. В центральных регионах, таких как Московская область и Санкт-Петербург заработная плата насчитывает от 40 тысяч рублей. Начинающие сотрудники могут рассчитывать от 20 до 30 тысяч рублей [11] . В менее развитых экономически городах заработная плата начинающих должностных лиц таможенных органов составляет около 25 тысяч рублей. Соответственно сюда попадают практически все таможенные органы ДВФО.
Возможно, здесь следует усилить такой элемент формирования заработной платы, как стимулирующая надбавка за отсутствие в деятельности должностных лиц элементов коррупционного поведения. С одной стороны, мы понимаем, что антикоррупционное поведение – это норма для сотрудника таможенного органа. С другой – такая стимулирующая надбавка позволит ликвидироварь выраженную дифференциацию в заработной плате.
Вторая проблема заключается в недостаточной нормативно-правовой базе регулирующей правоотношения в сфере таможенного дела.
Организационные основы противодействия коррупции содержатся в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Уголовная ответственность, которая закреплена Уголовным кодексом РФ является основным и наиболее действенным фактором, сдерживающим деятельность коррупционной направленности в таможенных органах.
На сегодняшний день, все таможенные органы Российской Федерации при осуществлении антикоррупционной деятельности руководствуются Перспективным планом ФТС России по противодействию коррупции в таможенных органах РФ. Огромным минусом данного документа, по нашему мнению, является отсутствие в его структуре пунктов, обеспечивающих собственную безопасность таможенных структур как федерального, так и регионального уровней. Действующий план представляет основу для разработки ведомственных приказов при формировании контингента комиссий по антикоррупционной работе, планировании мероприятий по реализации аналитических программ, обеспечивающих искоренение коррупционных явлений и должностных преступлений в сфере таможенного дела.
Такое планирование учитывает специфику деятельности каждого таможенного органа. Планы характеризуются чёткостью структуры, последовательностью действий, возможностью корректировки и чётким контролем. Однако такие планы, на наш взгляд, представляют собой шаблонный вариант и не отражают региональную специфику товарооборота на уровне конкретного таможенного управления. Поэтому, в качестве второй проблемы, следует обозначить необходимость доработки действующего законодательства, регулирующего таможенную сферу в пределах федеральных округов РФ.
Третья проблема заключается в отсутствии специализированных следственных подразделений по расследованию коррупционных преступлений в системе Следственного Комитета. В подразделениях по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации отсутствуют чёткие критерии оценки оперативно-служебной деятельности. Искоренение коррупции среди должностных лиц таможенных органов невозможно без эффективного расследования преступлений коррупционной направленности. В настоящее время расследование коррупционных преступлений производят следователи Следственного Комитета.
Действующая, на сегодняшний день в ФТС России антикоррупционная экспертиза, исключает использование информации, которая представляет совокупность оперативных и розыскных действий. Кроме того, считаем профессиональную переподготовку и повышение квалификации, недостаточным условием для деятельности должностных лиц таможенных органов в структурных подразделениях по противодействию коррупции. Исходя из выделенных проблем, можно предложить возможные способы их решения.
Для решения первой проблемы предлагается повысить не только фиксированную ставку, но и премиальную часть заработной платы сотрудников данной сферы. Заработная плата должностных лиц таможенных органов не должна существенно различаться от зарплаты других госслужащих. Учитывая риски и специфику работы таможенных служащих, их зарплата не такая высокая и в среднем она составиляет40-50 тысяч рублей. Система премирования таможенных служащих на сегодняшний является несовершенной. В таких условиях должностным лицам могут давать взятки (сотрудникам с низкой заработной платой) и будет процветать коррупция, с которой идет борьба на протяжении всего времени.
Должностные лица таможенных органов, в силу объективных факторов практически всегда находятся в стрессовом состоянии. Для трудоустройства в таможенные органы им необходимы хорошая физическая форма и определённый уровень образования. Соответственно понятно желание получать за выполняемые ими обязанности достойную заработную плату.
Поэтому нужно повысить заработную плату сотрудникам таможенных органов, приблизив ее уровень к заработным платам сотрудников других государственных структур, и игнорировать данный момент властям точно не стоит. В 2019 году прошло повышение окладов сотрудников таможенных органов на специальный коэффициент, который соответствует уровню инфляции в России. Такое повышение составило около пяти процентов. Также с 2019 года предполагается, что таможенному служащему будет предоставляться продовольственный паек или денежные средства за него. Для многих сотрудников будут выделены дополнительные выходные, которые сумеют покрыть работу в праздничные дни. Таможенный служащий вправе рассчитывать на материальную помощь. Она предназначена абсолютно всем сотрудникам таможенной службы дважды в год. Льготы также будут выплачиваться без задержек, изменений никаких не предусмотрено. Проанализировать эти показатели в данной статье пока не представляется невозможным, так как отсутствует статистика.
Касательно действующего антикоррупционного законодательства России можно сделать вывод о том, что в нормативно-правовая база, в части противодействия коррупции уже претерпела значительные изменения. Так, с 2018 года сведения о лицах, которые были уволены с государственной службы по причине утраты доверия, вносятся в специальный реестр. Необходимо отметить, «что сведения о применении к должностному лицу взыскания в виде освобождения от должности (увольнения) в связи с утратой доверия, за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в специальный реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на 5 лет с момента принятия акта, являющегося основанием для включения в реестр». Данный реестр доступен на официальном сайте федеральной государственной информационной.
Для решения второй проблемы, по усовершенствованию законодательства предлагаем изменить редакцию статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающую запрет на дарение подарков служащим, замещающим государственные должности Российской Федерации, в том числе должностных лиц таможенных органов РФ. Здесь необходимо полное запрещение подарка, как явления провоцирующего коррупционную составляющую, не только для служащих таможенных органов, но и для государственной службы в целом.
Статья 316 УК РФ – укрывательство преступлений на наш взгляд нуждается в доработке, в части – предоставление защиты лицам, сообщающим о фактах их склонения к совершению правонарушений коррупционной направленности. Считает, что это позволит устранить пробел за уголовную ответственности при недонесении о фактах совершённых или планируемых преступлений.
Решением третьей проблемы возможно путём создания специализированных следственных подразделений по расследованию коррупционных преступлений в системе Следственного комитета РФ. Фактором успешного выявления и расследования коррупционных преступлений является эффективное взаимодействие подразделений Следственного комитета с должностными лицами ФСБ и МВД. Следовательно, можно сделать вывод, что создание единых специализированных следственных подразделений по расследованиям коррупционных преступлений в ДВФО и субъектах будет способствовать оптимизации и совершенствованию антикоррупционной деятельности государства в целом.
Заключение
Правовые аспекты должностного лица таможенного органа наиболее полно раскрываются в Федеральном законе № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Служба в таможенных органах регулируется также Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основаниями для привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности является – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей; к административной ответственности – совершение должностными лицами таможенных органов административных правонарушений в связи с невыполнением, либо ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Уголовная ответственность должностных лиц таможенных органов наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
Таким образом, нами были выявлены проблемы в борьбе с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации и определены возможные пути их решения:
– недостаточное материальное обеспечение должностных лиц таможенных органов, не соответствующее ответственности работы. Заработная плата должностных лиц таможенных органов не должна существенно различаться от зарплаты других госслужащих. Она подразумевает повышение окладов сотрудников таможенных органов на специальный коэффициент, который должен соответствовать уровню инфляции в России.
– недостаточная нормативно-правовая база регулирующая правоотношения в сфере таможенного дела. Решением второй проблемы можно предложить изменения в статье УК РФ – укрывательство преступления. Здесь необходимо доработать часть о предоставлении мер защиты служащим, сообщающим о фактах их склонения к совершению правонарушений коррупционной направленности.
– отсутствие специализированных следственных подразделений по расследованию коррупционных преступлений в системе Следственного Комитета. На наш взгляд, решением третьей проблемы является создание на уровне ДВФО и субъектов единых специализированных следственных подразделений Следственного комитета по расследованиям коррупционных преступлений.
Следует отметить, что затронутые проблемы, представляют лишь часть кластера вопросов о противодействии коррупции в таможенных органах. Поэтому работа по данному направлению будет продолжена.
Библиографическая ссылка
Стельмах Е.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-2. – С. 115-122;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=991 (дата обращения: 31.10.2024).