Введение
Интересы в обеспечении экономической безопасности субъектов реального сектора экономики региона выступают приоритетным в целевых ориентирах и задачах государственных и муниципальных органов власти. В регионах России отмечаются большие различия в развитии экономических процессов в предпринимательской среде, наблюдается дифференцированность в формировании экономических основ для развития конкурентных отношений и бизнес-процессов. Сложность в проведении финансово-экономических реформ постоянно вызывает напряженность в деятельности субъектов реального сектора экономики, а низкая конкурентоспособность отраслей экономики создает угрозы обеспечения экономической безопасности региона. Возникает необходимость своевременной оценки факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства, а также разработки мер по снижению уровня угроз экономической безопасности региона. В существующей системе управления развитием Краснодарского края происходит постоянный поиск, разработка и совершенствование инструментов и методов снижения воздействия угроз на развитие реального сектора экономики в рамках обеспечения экономической безопасности региона.
Развитие сложных экономических процессов в регионе, жесткие конкурентные условия ведения бизнеса, нестабильность функционирования финансовых институтов, риски проведения экономических реформ и социальная напряженность постоянно создают кризисные условия для реального сектора. Этим объясняется острая необходимость проведения постоянного мониторинга угроз, препятствующих нормальному функционированию бизнеса в предпринимательской среде региона.
Цель исследования
Целью исследования является разработка целевых ориентиров по обеспечению экономической безопасности используя результаты оценки угроз для субъектов реального сектора экономики Краснодарского края. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи по определению уровню развития реального сектора экономики Краснодарского края, используя экономические и инновационные индикаторы экономической безопасности.
Материал и методы исследования
Изучению ключевых аспектов обеспечения экономической безопасности посвящены труды отечественных ученых, таких как С.Ю. Глазьева, В.В. Локосова, А.Б. Мельникова, Л.А. Беловой и др. Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, статистические материалы Краснодаркрайстата, материалы периодических изданий, посвященные проблеме обеспечения экономической безопасности региона. В процессе исследования применялись следующие методы: аналитический, статистический, абстрактно-логический, сравнительный, индикаторный. Обеспечение экономической безопасности региона включает решение следующих приоритетных задач (рисунок).
Задачи обеспечения экономической безопасности Краснодарского края
Рост валового регионального продукта (далее ВРП) в большей степени обеспечивают предприятия, организации и предприниматели, занятые в бизнесе. Целью в региональном экономическом развитии является рост ВРП, опережающий темп роста валового внутреннего продукта России. Оценка развития реального сектора экономики проводится с учетом региональных особенностей, специфики существующих институтов регионального развития, уровня теневой экономики и экономической преступности [2].
Следует выделить следующие предпосылки возникновения представлений об экономической безопасности в реальном секторе экономики региона [4]:
– экономические предпосылки, которые заключаются в исчерпаемости природно-ресурсного потенциала, в возникновении диспропорций в экономическом развитии регионов в виду появления наиболее привлекательных отраслей для ведения бизнеса и снижения привлекательности других отраслей;
– экологические предпосылки, проявляющиеся в постоянно усиливающейся деградации окружающей среды, возникающих техногенных нарушений, снижении численного многообразия представителей флоры и фауны и др.;
– социальные предпосылки, заключающиеся в усилении роли социальной составляющей в экономической деятельности региона и ведении предпринимательской деятельности.
Уровень развития реального сектора экономики обеспечивает состояние экономической безопасности Краснодарского края и влияет на многие экономические и социальные показатели. Ведущими отраслями специализации Краснодарского края выступают промышленность, строительство, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Приоритетными отраслями в экономике Краснодарского края являются агропромышленный комплекс, решающий продовольственную проблему государства; транспортный комплекс который представлен автомобильным, железнодорожным транспортом, авиатранспортом и морским транспортом. Санаторно-курортный комплекс обеспечивает процесс оздоровления населения не только региона, но и всей страны. Туристский комплекс обеспечивает отдых населения на курортах края. Это определяет ключевую роль региона в развитии экономики России [5].
Угрозы экономической безопасности для реального сектора экономики – это явления и процессы, которые могут оказать негативное влияние на экономику региона. Динамика индикаторов экономической безопасности развития Краснодарского края и их направленность представлена в таблице 1.
Таблица 1
Экономические и инновационные индикаторы экономической безопасности Краснодарского края за 2014-2018 гг.
Индикаторы |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Характер тенденции (+, -) |
Валовой региональный продукт, млрд руб. |
1784,8 |
1933,5 |
2076,6 |
2225,9 |
2396,0 |
+ |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. |
328,8 |
352,6 |
374,7 |
398,4 |
424,3 |
+ |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
750,2 |
586,9 |
435,1 |
503,2 |
481,1 |
- + - |
Инвестиции в основной капитал, в % к валовому региональному продукту |
42,0 |
30,4 |
21,0 |
22,6 |
20,1 |
- |
Индекс физического объема инвестиций в основные фонды, % |
78,9 |
73,6 |
71,7 |
110,3 |
91,4 |
- + - |
Коэффициент обновления основных фондов, % |
14,4 |
9,8 |
7,1 |
5,4 |
5,6 |
- |
Бюджетная обеспеченность региона, тыс. руб./чел. |
42,7 |
43,0 |
47,3 |
53,3 |
56,0 |
+ |
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями, % к валовому региональному продукту |
56,0 |
55,7 |
53,2 |
60,4 |
61,2 |
- + - |
Затраты на технологические инновации, млн руб. |
5589,4 |
5515,4 |
9734,6 |
47422,5 |
11575,5 |
+ - |
Затраты на технологические инновации, % к валовому региональному продукту |
0,31 |
0,29 |
0,47 |
2,13 |
0,49 |
- + - |
Затраты на научные исследования и разработки, млн. рублей |
5154,9 |
6423,8 |
5730,7 |
5219,4 |
6126,9 |
+ – + |
Расходы на исследования и разработки, % к валовому региональному продукту |
0,29 |
0,33 |
0,28 |
0,23 |
0,26 |
- + - |
Число организаций, осуществлявших технологические инновации к общему количеству организаций, % |
4,8 |
5,2 |
7,3 |
10,7 |
9,1 |
+ - |
Объем инновационных товаров, работ, услуг всего, млн руб. |
9781,9 |
7400,4 |
71752,6 |
168605,9 |
115396,5 |
+ – + - |
Доля инновационной продукции в объеме отгруженной промышленной продукции, % |
1,4 |
1,0 |
7,7 |
14,1 |
9,8 |
- + - |
Примечание. + устойчивая положительная динамика
- устойчивая отрицательная динамика
- + -, + – + положительная (отрицательная) динамика с неустойчивой тенденцией.
Фактические данные показывают относительно высокий уровень экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в Краснодарском крае. Часть валового регионального продукта формируется в реальном секторе экономики, так за период с 2014 по 2018 гг. отмечается устойчивая динамика роста данного показателя. Самая высокая сумма инвестирования в основной капитал отмечается в базисном году. Положительной динамикой в развитии реального сектора экономики является рост выпуска товаров и оказанных услуг малыми предприятиями.
Инновационное развитие играет важную роль в развитии бизнеса. За пять лет в регионе производство инновационных товаров и оказанных услуг увеличилось более чем в 11 раз. Самая высокая сумма затрат на технологические инновации получена в 2017 г. – 47422,5 млн руб. Результаты расчета индикаторов, которые отражают экономическое и инновационное развитие бизнеса в регионе показывают недостаточное финансирование технологических инноваций [3].
Индикаторами экономической безопасности региона являются показатели, которые отражают общую динамику его развития в сравнении с общероссийскими значениями. Далее следует определить ситуацию, связанную с развитием реального сектора в экономике Краснодарского края. В таблице 2 представлены показатели-индикаторы состояния экономической безопасности Краснодарского края. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности заимствованы в методиках оценки экономического и человеческого потенциала России С.Ю. Глазьева и В.В. Локосова [2].
Таблица 2
Состояние экономической безопасности реального сектора экономики Краснодарского края в 2014-2018 гг.
Показатель |
Пороговое значение |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение 2018 г. от порогового значения, (+, -) |
ВВП на душу населения в России |
- |
541,2 |
567,6 |
586,4 |
627,2 |
707,5 |
- |
ВРП на душу населения в Краснодарском крае |
- |
328,8 |
352,6 |
374,7 |
398,4 |
424,3 |
- |
ВРП на душу населения от российского, % |
Не менее 100 % |
60,7 |
62,1 |
63,9 |
63,5 |
60,0 |
-40,0 |
Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств, % |
Не менее 70 % |
79,4 |
84,7 |
85,3 |
84,0 |
85,6 |
15,6 |
Степень износа основных фондов, % |
Не более 60 % |
33,7 |
35,2 |
35,4 |
37,2 |
37,3 |
22,7 |
Доля инвестиций в ВРП, % |
Не менее 25 % |
42,0 |
30,4 |
21,0 |
22,6 |
20,1 |
-4,9 |
Доля расходов на НИОКР в ВРП, % |
Не менее 2 % |
0,29 |
0,33 |
0,28 |
0,23 |
0,26 |
-1,74 |
Доля в импорте продуктов питания, % |
Не более 30 % |
52,3 |
63,5 |
58,2 |
52,9 |
50,2 |
-20,2 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
Не более 7 % |
10,1 |
11,7 |
11,6 |
11,1 |
10,9 |
-3,9 |
Уровень безработицы, % |
Не более 8 % |
5,7 |
6,0 |
5,8 |
5,7 |
5,2 |
2,8 |
Условный коэффициент депопуляции |
Не более 1 |
0,956 |
0,963 |
0,977 |
1,042 |
1,044 |
-0,044 |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), тыс. чел. |
Не более 5 тыс. |
1265 |
1361 |
1284 |
1208 |
1206 |
3794 |
Следует сделать вывод, что сумма ВРП на душу населения не превышала среднероссийского значения в течении исследуемого периода. Отмечается значительное отставание данного показателя в регионе от среднероссийских значений.
В сфере производства происходит положительный рост доли обрабатывающего производства в объеме производимой продукции промышленного производства. На 15,6 % данный показатель превышает норматив, который составляет 70 % в структуре. Сумма продукции обрабатывающего производства представлена в основном продовольствием, так как Краснодарский край является регионом аграрной специализации. Рост данного показателя положительно влияет на формирование ВРП и его структуру.
Степень износа основных фондов в течении изучаемого периода соответствует нормативному значению. Однако, наблюдается рост этого показателя, что свидетельствует об устаревании основных фондов и накапливании суммы амортизации.
Негативным явлением в развитии реального сектора региональной экономики является снижение доли инвестиций по отношению к ВРП. Это значение соответствовало нормативу только в 2014 и в 2015 гг. Доля инвестиций в ВРП в 2016-2018 гг. ниже порогового значения, которое составляет 25 % [2, 3].
Доля расходов на НИОКР в ВРП также крайне низка и на протяжении исследуемого периода отмечена ниже порогового значения. Это свидетельствует об отставании в развитии наукоемких отраслей Краснодарского края. В текущем году ситуация не изменилась в положительную сторону и составила 0,26 процентных пункта по отношению к сумме ВРП.
Угрозой экономической безопасности является высокая доля импорта продуктов питания в структуре общей сумы импорта. На протяжении пяти лет этот показатель гораздо выше порового значения. В 2018 году показатель превышает пороговое значение на 20,2 %. Также отмечается динамика роста данного показателя – это свидетельствует о довольно высокой степени зависимости края от импорта продуктов питания.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума является весьма высокой, рост данного показателя говорит об обнищании населения. Отклонение от индикаторного значения составляет 3,9 % [2, 3]. Уровень безработицы находится в границах порогового значения и отчетном году составляет 5,2 %, при нормальном допустимом значении 8 %. Условный коэффициент депопуляции в 2014-2016 гг. находился в границах нормы, но стоит отметить, что в 2017 и 2018 гг. показатель превышает норматив равный единице. Уровень преступности также находится в границах нормы и значительно ниже допустимого предельного значения.
Реальный сектор экономики развивается в условиях внешних и внутренних угроз. На конец 2018 г. в Краснодарском крае в неформальном секторе работало почти 600 тысяч граждан трудоспособного возраста, или 19 % экономически активного населения региона. В результате бюджет недополучает в качестве налогов и обязательных платежей около 2,8 млрд рублей в месяц. Чаще всего неоформленные работники выявляются в организациях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, общественным питанием, оказывающих транспортные и бытовые услуги.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью снижения уровня экономических угроз в реальном секторе экономики Краснодарского края, определены целевые ориентиры в его развитии с учетом определенных направлений региональной политики:
– обеспечение экономического роста на основе использования конкурентных преимуществ региона с задействованием отраслей специализации с целью создания точек роста в реальном секторе экономики. Экономический рост должен привести к увеличению доли бизнеса в формировании ВРП;
– скоординированная деятельность государства и частного бизнеса с целью развития производственной и социальной инфраструктуры в регионе для повышения инвестиционной привлекательности территории и реализации стратегических перспектив с учетом приоритетов пространственного развития и наличия ресурсных возможностей для реального сектора экономики;
– сокращение различий в уровне и качестве жизни населения, используя механизмы социальной и бюджетной политики региона.
Выводы
Экономическую безопасность региона обеспечивает реальный сектор экономики. Именно его развитие способствует удовлетворению потребностей населения в комфортном проживании в Краснодарском крае. Но, наличие в регионе экономического роста не всегда обеспечивает экономическую безопасность региона. Высокие темпы роста экономики могут сопровождаться ростом бедности среди населения, снижением качества жизни, а стремительное развитие промышленного производства может привести к ухудшению экологической обстановки в регионе. Таким образом, устойчивое развитие региона выступает в качестве процесса изменений, в котором достигается гармонизация в использовании ресурсного потенциала, эффективности инвестиционных вложений, обеспечения благосостояния жителей, и поддержания экологического равновесия. Уровень экономической безопасности государства зависит от состояния экономического развития реального сектора экономики регионов и регулирующих процессов со стороны государственных органов власти. Для обеспечения экономического роста в реальном секторе Краснодарского края, следует постоянно проводить мероприятия, направленные на снижение влияния макроэкономических кризисов на бизнес-процессы.
Библиографическая ссылка
Скоморощенко А.А., Мышонкова Е.С., Колесник А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ УГРОЗ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-2. – С. 101-106;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=989 (дата обращения: 26.12.2024).