Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ УГРОЗ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Скоморощенко А.А. 1 Мышонкова Е.С. 1 Колесник А.В. 1
1 ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ
В данной статье определены ключевые задачи в обеспечении экономической безопасности реального сектора экономики. Выявлены экономические, экологические и социальные предпосылки возникновения представлений об экономической безопасности. Обозначены ведущие отрасли специализации Краснодарского края, определяющие его ключевую роль в развитии экономики России. Приведены индикаторы экономической безопасности, основанные на оценке экономических и инновационных показателей, позволяющих выявить динамику развития экономики региона за последние пять лет. При помощи индикаторного метода определены ключевые показатели характеризующие состояние экономической безопасности реального сектора экономики Краснодарского края. Показаны угрозы экономической безопасности, которые заключаются в низкой сумме валового регионального продукта на душу населения, снижении суммы инвестиций в основой капитал, низкой доли расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по отношению к валовому региональному продукту, высокой доли в импорте продуктов питания, критической численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, коэффициенте депопуляции, превышающем критическое значение последние два года. С целью снижения уровня экономических угроз в реальном секторе экономики Краснодарского края, определены основные направления региональной политики, заключающиеся в наращивании конкурентных преимуществ отраслей с целью увеличения доли бизнеса в формировании валового регионального продукта, для повышения ресурсных возможностей в бизнес-среде, сокращении различий в уровне жизни населения региона.
экономическая безопасность
регион
оценка
угрозы
реальный сектор экономики
предпринимательство
1. Белова Л.А., Вертий М.В. Роль малого и среднего предпринимательства в экономической безопасности региона // Вопросы современной науки: материалы II национальной междисциплинарной конференции, 2019. С. 27–32.
2. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Вестник российской академии наук. 2012. Т. 82. № 7. С. 587-614.
3. Краснодарский край в цифрах. 2018: Стат. сб. / Краснодарстат. – Краснодар, 2019. – 302 с.
4. Мельников А.Б., Снимщикова И.В. Актуальные аспекты экономической безопасности региона // Общество и право. 2006. № 2(12). С. 151-156.
5. Скоморощенко А.А., Смелик А.О. Угрозы экономической безопасности Краснодарского края и пути их преодоления // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 431-435.

Введение

Интересы в обеспечении экономической безопасности субъектов реального сектора экономики региона выступают приоритетным в целевых ориентирах и задачах государственных и муниципальных органов власти. В регионах России отмечаются большие различия в развитии экономических процессов в предпринимательской среде, наблюдается дифференцированность в формировании экономических основ для развития конкурентных отношений и бизнес-процессов. Сложность в проведении финансово-экономических реформ постоянно вызывает напряженность в деятельности субъектов реального сектора экономики, а низкая конкурентоспособность отраслей экономики создает угрозы обеспечения экономической безопасности региона. Возникает необходимость своевременной оценки факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства, а также разработки мер по снижению уровня угроз экономической безопасности региона. В существующей системе управления развитием Краснодарского края происходит постоянный поиск, разработка и совершенствование инструментов и методов снижения воздействия угроз на развитие реального сектора экономики в рамках обеспечения экономической безопасности региона.

Развитие сложных экономических процессов в регионе, жесткие конкурентные условия ведения бизнеса, нестабильность функционирования финансовых институтов, риски проведения экономических реформ и социальная напряженность постоянно создают кризисные условия для реального сектора. Этим объясняется острая необходимость проведения постоянного мониторинга угроз, препятствующих нормальному функционированию бизнеса в предпринимательской среде региона.

Цель исследования

Целью исследования является разработка целевых ориентиров по обеспечению экономической безопасности используя результаты оценки угроз для субъектов реального сектора экономики Краснодарского края. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи по определению уровню развития реального сектора экономики Краснодарского края, используя экономические и инновационные индикаторы экономической безопасности.

Материал и методы исследования

Изучению ключевых аспектов обеспечения экономической безопасности посвящены труды отечественных ученых, таких как С.Ю. Глазьева, В.В. Локосова, А.Б. Мельникова, Л.А. Беловой и др. Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, статистические материалы Краснодаркрайстата, материалы периодических изданий, посвященные проблеме обеспечения экономической безопасности региона. В процессе исследования применялись следующие методы: аналитический, статистический, абстрактно-логический, сравнительный, индикаторный. Обеспечение экономической безопасности региона включает решение следующих приоритетных задач (рисунок).

skomor1.wmf

Задачи обеспечения экономической безопасности Краснодарского края

Рост валового регионального продукта (далее ВРП) в большей степени обеспечивают предприятия, организации и предприниматели, занятые в бизнесе. Целью в региональном экономическом развитии является рост ВРП, опережающий темп роста валового внутреннего продукта России. Оценка развития реального сектора экономики проводится с учетом региональных особенностей, специфики существующих институтов регионального развития, уровня теневой экономики и экономической преступности [2].

Следует выделить следующие предпосылки возникновения представлений об экономической безопасности в реальном секторе экономики региона [4]:

– экономические предпосылки, которые заключаются в исчерпаемости природно-ресурсного потенциала, в возникновении диспропорций в экономическом развитии регионов в виду появления наиболее привлекательных отраслей для ведения бизнеса и снижения привлекательности других отраслей;

– экологические предпосылки, проявляющиеся в постоянно усиливающейся деградации окружающей среды, возникающих техногенных нарушений, снижении численного многообразия представителей флоры и фауны и др.;

– социальные предпосылки, заключающиеся в усилении роли социальной составляющей в экономической деятельности региона и ведении предпринимательской деятельности.

Уровень развития реального сектора экономики обеспечивает состояние экономической безопасности Краснодарского края и влияет на многие экономические и социальные показатели. Ведущими отраслями специализации Краснодарского края выступают промышленность, строительство, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Приоритетными отраслями в экономике Краснодарского края являются агропромышленный комплекс, решающий продовольственную проблему государства; транспортный комплекс который представлен автомобильным, железнодорожным транспортом, авиатранспортом и морским транспортом. Санаторно-курортный комплекс обеспечивает процесс оздоровления населения не только региона, но и всей страны. Туристский комплекс обеспечивает отдых населения на курортах края. Это определяет ключевую роль региона в развитии экономики России [5].

Угрозы экономической безопасности для реального сектора экономики – это явления и процессы, которые могут оказать негативное влияние на экономику региона. Динамика индикаторов экономической безопасности развития Краснодарского края и их направленность представлена в таблице 1.

Таблица 1

Экономические и инновационные индикаторы экономической безопасности Краснодарского края за 2014-2018 гг.

Индикаторы

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Характер

тенденции (+, -)

Валовой региональный продукт, млрд руб.

1784,8

1933,5

2076,6

2225,9

2396,0

+

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.

328,8

352,6

374,7

398,4

424,3

+

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

750,2

586,9

435,1

503,2

481,1

- + -

Инвестиции в основной капитал, в % к валовому региональному продукту

42,0

30,4

21,0

22,6

20,1

-

Индекс физического объема инвестиций в основные фонды, %

78,9

73,6

71,7

110,3

91,4

- + -

Коэффициент обновления основных фондов, %

14,4

9,8

7,1

5,4

5,6

-

Бюджетная обеспеченность региона, тыс. руб./чел.

42,7

43,0

47,3

53,3

56,0

+

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями, % к валовому региональному продукту

56,0

55,7

53,2

60,4

61,2

- + -

Затраты на технологические инновации, млн руб.

5589,4

5515,4

9734,6

47422,5

11575,5

+ -

Затраты на технологические инновации, % к валовому региональному продукту

0,31

0,29

0,47

2,13

0,49

- + -

Затраты на научные исследования и разработки, млн. рублей

5154,9

6423,8

5730,7

5219,4

6126,9

+ – +

Расходы на исследования и разработки, % к валовому региональному продукту

0,29

0,33

0,28

0,23

0,26

- + -

Число организаций, осуществлявших технологические инновации к общему количеству организаций, %

4,8

5,2

7,3

10,7

9,1

+ -

Объем инновационных товаров, работ, услуг всего, млн руб.

9781,9

7400,4

71752,6

168605,9

115396,5

+ – + -

Доля инновационной продукции в объеме отгруженной промышленной продукции, %

1,4

1,0

7,7

14,1

9,8

- + -

Примечание. + устойчивая положительная динамика

- устойчивая отрицательная динамика

- + -, + – + положительная (отрицательная) динамика с неустойчивой тенденцией.

Фактические данные показывают относительно высокий уровень экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в Краснодарском крае. Часть валового регионального продукта формируется в реальном секторе экономики, так за период с 2014 по 2018 гг. отмечается устойчивая динамика роста данного показателя. Самая высокая сумма инвестирования в основной капитал отмечается в базисном году. Положительной динамикой в развитии реального сектора экономики является рост выпуска товаров и оказанных услуг малыми предприятиями.

Инновационное развитие играет важную роль в развитии бизнеса. За пять лет в регионе производство инновационных товаров и оказанных услуг увеличилось более чем в 11 раз. Самая высокая сумма затрат на технологические инновации получена в 2017 г. – 47422,5 млн руб. Результаты расчета индикаторов, которые отражают экономическое и инновационное развитие бизнеса в регионе показывают недостаточное финансирование технологических инноваций [3].

Индикаторами экономической безопасности региона являются показатели, которые отражают общую динамику его развития в сравнении с общероссийскими значениями. Далее следует определить ситуацию, связанную с развитием реального сектора в экономике Краснодарского края. В таблице 2 представлены показатели-индикаторы состояния экономической безопасности Краснодарского края. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности заимствованы в методиках оценки экономического и человеческого потенциала России С.Ю. Глазьева и В.В. Локосова [2].

Таблица 2

Состояние экономической безопасности реального сектора экономики Краснодарского края в 2014-2018 гг.

Показатель

Пороговое значение

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Абсолютное отклонение 2018 г. от порогового значения, (+, -)

ВВП на душу населения в России

-

541,2

567,6

586,4

627,2

707,5

-

ВРП на душу населения в Краснодарском крае

-

328,8

352,6

374,7

398,4

424,3

-

ВРП на душу населения от российского, %

Не менее 100 %

60,7

62,1

63,9

63,5

60,0

-40,0

Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств, %

Не менее 70 %

79,4

84,7

85,3

84,0

85,6

15,6

Степень износа основных фондов, %

Не более 60 %

33,7

35,2

35,4

37,2

37,3

22,7

Доля инвестиций в ВРП, %

Не менее 25 %

42,0

30,4

21,0

22,6

20,1

-4,9

Доля расходов на НИОКР в ВРП, %

Не менее 2 %

0,29

0,33

0,28

0,23

0,26

-1,74

Доля в импорте продуктов питания, %

Не более 30 %

52,3

63,5

58,2

52,9

50,2

-20,2

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

Не более 7 %

10,1

11,7

11,6

11,1

10,9

-3,9

Уровень безработицы, %

Не более 8 %

5,7

6,0

5,8

5,7

5,2

2,8

Условный коэффициент депопуляции

Не более 1

0,956

0,963

0,977

1,042

1,044

-0,044

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), тыс. чел.

Не более 5 тыс.

1265

1361

1284

1208

1206

3794

Следует сделать вывод, что сумма ВРП на душу населения не превышала среднероссийского значения в течении исследуемого периода. Отмечается значительное отставание данного показателя в регионе от среднероссийских значений.

В сфере производства происходит положительный рост доли обрабатывающего производства в объеме производимой продукции промышленного производства. На 15,6 % данный показатель превышает норматив, который составляет 70 % в структуре. Сумма продукции обрабатывающего производства представлена в основном продовольствием, так как Краснодарский край является регионом аграрной специализации. Рост данного показателя положительно влияет на формирование ВРП и его структуру.

Степень износа основных фондов в течении изучаемого периода соответствует нормативному значению. Однако, наблюдается рост этого показателя, что свидетельствует об устаревании основных фондов и накапливании суммы амортизации.

Негативным явлением в развитии реального сектора региональной экономики является снижение доли инвестиций по отношению к ВРП. Это значение соответствовало нормативу только в 2014 и в 2015 гг. Доля инвестиций в ВРП в 2016-2018 гг. ниже порогового значения, которое составляет 25 % [2, 3].

Доля расходов на НИОКР в ВРП также крайне низка и на протяжении исследуемого периода отмечена ниже порогового значения. Это свидетельствует об отставании в развитии наукоемких отраслей Краснодарского края. В текущем году ситуация не изменилась в положительную сторону и составила 0,26 процентных пункта по отношению к сумме ВРП.

Угрозой экономической безопасности является высокая доля импорта продуктов питания в структуре общей сумы импорта. На протяжении пяти лет этот показатель гораздо выше порового значения. В 2018 году показатель превышает пороговое значение на 20,2 %. Также отмечается динамика роста данного показателя – это свидетельствует о довольно высокой степени зависимости края от импорта продуктов питания.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума является весьма высокой, рост данного показателя говорит об обнищании населения. Отклонение от индикаторного значения составляет 3,9 % [2, 3]. Уровень безработицы находится в границах порогового значения и отчетном году составляет 5,2 %, при нормальном допустимом значении 8 %. Условный коэффициент депопуляции в 2014-2016 гг. находился в границах нормы, но стоит отметить, что в 2017 и 2018 гг. показатель превышает норматив равный единице. Уровень преступности также находится в границах нормы и значительно ниже допустимого предельного значения.

Реальный сектор экономики развивается в условиях внешних и внутренних угроз. На конец 2018 г. в Краснодарском крае в неформальном секторе работало почти 600 тысяч граждан трудоспособного возраста, или 19 % экономически активного населения региона. В результате бюджет недополучает в качестве налогов и обязательных платежей около 2,8 млрд рублей в месяц. Чаще всего неоформленные работники выявляются в организациях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, общественным питанием, оказывающих транспортные и бытовые услуги.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью снижения уровня экономических угроз в реальном секторе экономики Краснодарского края, определены целевые ориентиры в его развитии с учетом определенных направлений региональной политики:

– обеспечение экономического роста на основе использования конкурентных преимуществ региона с задействованием отраслей специализации с целью создания точек роста в реальном секторе экономики. Экономический рост должен привести к увеличению доли бизнеса в формировании ВРП;

– скоординированная деятельность государства и частного бизнеса с целью развития производственной и социальной инфраструктуры в регионе для повышения инвестиционной привлекательности территории и реализации стратегических перспектив с учетом приоритетов пространственного развития и наличия ресурсных возможностей для реального сектора экономики;

– сокращение различий в уровне и качестве жизни населения, используя механизмы социальной и бюджетной политики региона.

Выводы

Экономическую безопасность региона обеспечивает реальный сектор экономики. Именно его развитие способствует удовлетворению потребностей населения в комфортном проживании в Краснодарском крае. Но, наличие в регионе экономического роста не всегда обеспечивает экономическую безопасность региона. Высокие темпы роста экономики могут сопровождаться ростом бедности среди населения, снижением качества жизни, а стремительное развитие промышленного производства может привести к ухудшению экологической обстановки в регионе. Таким образом, устойчивое развитие региона выступает в качестве процесса изменений, в котором достигается гармонизация в использовании ресурсного потенциала, эффективности инвестиционных вложений, обеспечения благосостояния жителей, и поддержания экологического равновесия. Уровень экономической безопасности государства зависит от состояния экономического развития реального сектора экономики регионов и регулирующих процессов со стороны государственных органов власти. Для обеспечения экономического роста в реальном секторе Краснодарского края, следует постоянно проводить мероприятия, направленные на снижение влияния макроэкономических кризисов на бизнес-процессы.


Библиографическая ссылка

Скоморощенко А.А., Мышонкова Е.С., Колесник А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ УГРОЗ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-2. – С. 101-106;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=989 (дата обращения: 29.03.2024).