Введение
Данное исследование направлено на изучение межфирменного взаимодействия субъектов предпринимательства в туристских кластерах. Неосязаемость туристского продукта определяет специфику взаимодействия хозяйствующих субъектов и территориальных органов государственной власти, наличие тесных межотраслевых связей, являясь одновременно и предпосылкой применения кластерного подхода для стратегического планирования межфирменного взаимодействия в туристско-рекреационной сфере.
Цель исследования
Анализ существующих подходов к понятию «туристский кластер» и рекомендации по оценке эффективности межфирменного взаимодействия в туристском кластере.
Материал и методы исследования
Кластерный подход к развитию предприятия был развит американским специалистом М. Портером в исследованиях, посвященных повышению конкурентоспособности регионов, на примере многолетнего изучения деятельности выборки из ста наиболее конкурентоспособных крупных, средних и множества малых предприятий в различных отраслях [1].
Широко известный «ромб конкуренции» М. Портера отражает условия возникновения кластера на основе общих предпосылок (спрос, конкурентная среда, наличие поддерживающих производств) и специализированных условий конкретной территории, требующих временных и финансовых затрат и создающих конкурентное преимущество (квалифицированные кадры, инфраструктура, капитал) [2].
Кластеры как стабильная сеть из поставщиков и потребителей туристско-рекреационной сферы формируются в результате распространения деловых связей и влияния крупных конкурентоспособных предприятий на свое ближайшее окружение. Участники туристско-рекреационного кластера получают широкий доступ к информации по всем аспектам туристской деятельности (ресурсам, рынкам сбыта, экспорт, информационное преимущество, партнёрские отношения (сфера HORECA, транспортными компаниями и т.п.).
На основе изучения исследований зарубежных и российских ученых в области туризма можно выделить следующие подходы к определению понятия «туристский кластер»:
Институциональный подход. В рамках данного подхода, предложенного А. Родригесом, комплексная туристская услуга создается и реализуется группой компаний, расположенных на определенной территории и обладающими вертикальными и горизонтальными связями. Вертикальные связи (предприятия, создающие туристский продукт) и горизонтальные связи (инфраструктура, нормативная база, информация) вместе с туристкой услугой дают основание для кластера [3].
Системный подход. С. Нордин трактует туристский кластер как систему, состоящую из таких компонентов как:
– территориальные и исторические ресурсы въездного туризма;
– комплекс компаний, связанных с туризмом: HORECA, транспорт, традиционные промыслы и ремесла, туроператоры и турагенты и т.д.;
– сектора и производства, косвенно поддерживающие туристские услуги;
– инфраструктура территории;
– образовательные, консалтинговые и финансовые компании;
– государственные структуры, влияющие на кластерные образования [4].
По мнению Е.Г. Кропинова и А.В. Митрофанова туристский кластер является туристско-рекреационной системой, включающей локальные предприятия туризма и HORECA и их совместную деятельность, обеспечивающую конкурентоспособность и специализацию членов кластера и формирующую региональный туристский рынок труда [5].
«Подход 5И». Профессор М.П. Войнаренко указывает на то, что формирование эффективного туристского кластера требует таких условий как: инициатива, инновации, информация, интеграция и интерес.
Технологический подход. Исследователи Е.Г. Карпова, А.И. Тарасенок опираются на технологический процесс формирования туристского продукта и предлагают следующее понятие туристского кластера: «совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компаний и организаций, функционально обособленных в рамках системы накопления стоимости («цепочки каналов сбыта – транспортных услуг – средств размещения – предприятий питания – средств развлечения – потребления комплексной туристской услуги»), объединяющихся на условиях кооперации и конкуренции с целью получения максимального дохода на базе локальных преимуществ территории, включая туристские аттракторы и инфраструктуру» [6].
Туристские кластеры при таком подходе могут быть исследованы в качестве инновационной формы модернизации и диверсификации экономики территории и как фактор ее устойчивой конкурентоспособности с учётом особенностей туристских услуг, положения и роли туроператоров.
Географический подход. Исследователь М. Бени считает, что «туристский кластер представляет собой группу туристских аттракций на ограниченной географической территории, обеспеченную высоким уровнем развития инфраструктуры и сервиса, имеющую устойчивые политические и социальные связи и отлаженную систему управления предприятий, входящих в сети по формированию туристских услуг, обеспечивающих стратегические конкурентные и сравнительные преимущества» [7].
О.В. Белицкая формулирует понятие туристко-курортного кластера, уточняя классическое представление о кластере, дополняя понимание его как структуры, где сходятся интересы бизнеса, общества, государства [6]. Основной особенностью географического понятия туристского кластера является упор на совокупность предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, и их синергия, позволяющая усилить их эффективность и инновационность.
Одним из недостатков вышеприведенных определений туристского кластера является отсутствие указаний на особенности процесса их формирования (исторического развития, специализации территории на данном виде деятельности или в результате планомерных усилий по целевому созданию). Согласно Закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский кластер представляет собой «совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ» [8].
Либеральная модель туристского кластера предполагает, что роль государства сводится к устранению препятствий для естественного развития кластера, а дирижистская модель основывается в первую очередь на активной государственной политике по формированию кластеров.
На наш взгляд, основной особенностью современного развития туристских кластеров в России является прямое государственное созданием, управление, инвестирование и контроль за туристско-рекреационными зонами. Например, начиная с 2020 г. российская государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» будет включать также программу развития туризма, причем инвестиции в инфраструктуру из бюджета составят 4,8 млрд. руб. в 2020 г., в 2021 г. – 10 млрд. руб., в 2022 г. – 9,8 млрд. руб. [9].
«Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» предусматривает развитие туристских кластеров, включая строительство, реконструкцию и развитие инфраструктуры, а также формирование локализованного туристского продукта. Так, в Кабардино-Балкарии строительство объектов туристкой инфраструктуры в республике ведется на принципах государственно-частного партнерства 70/30, где 70 – частные средства, 30 – бюджетные. Инвестиционный проект включает в себя строительство туристского комплекса с гостиницей, причалом и спортплощадкой на берегу Верхних Голубых озер в Черекском районе [10].
Таким образом, особенностью российской модели туристского кластера следует считать:
– географически сконцентрированные предприятия и инфраструктура туристской сферы, государственные структуры, взаимодействующие на основе государственно-частного партнерства, ассоциаций, союзов и т.п.;
– ресурсы региона и совместное использование их субъектами с целью формирования конкурентоспособного сектора экономики;
– вертикальные связи (туристский продукт как результат взаимодействия предприятий гостиничной, транспортной, экскурсионной и др. сфер) и горизонтальные связи (между предприятиями-участниками кластера, реализующими процесс производства туристской услуги);
– разработка программ и прямое государственное содействие развитию туристского кластера и нацеленность на повышение его конкурентоспособности и удовлетворения туристско-рекреационных потребностей.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)» [11] учитываются различные типы туристских кластеров, предложенных исследователями (по стадии жизненного цикла, специализации и др.) [2]. Однако, следует указать, что данная типология туристских кластеров не учитывает такой критерий как особенности межфирменного взаимодействия в рамках туристского кластера, хотя данная характеристика кластера влияет на эффективность его функционирования.
Межфирменное взаимодействие субъектов кластера является важным условием обеспечения конкурентоспособности туристского кластера. Влияние предпринимательских структур и транснациональных корпораций является одним из основных факторов развития экономики туристского кластера. Например, взаимодействие отеля с международными туристическими маркетинговыми и рекламными сетями ведет к увеличению числа прибывающих туристов и увеличению дохода. Таким образом, все действующие лица в рамках кластера взаимосвязаны и предполагают учет связей между ними при анализе деятельности кластера. Особенности межфирменного взаимодействия в рамках кластера представлены на рисунке.
На рисунке стрелки указывают на то, что субъекты взаимосвязано поддерживают туристский кластер как органическую систему, что также предполагает, что субъекты кластера должны сотрудничать с целью максимизации как своих индивидуальных выгод, так и положительных эффектов от туристского кластера в регионах и странах. Например, туристские предприятия могут сотрудничать с университетами или консалтинговыми организациями в целях повышения их производительности и эффективности.
Кроме того, значительный объем деятельности осуществляются через организации по менеджменту дестинации (DMOs) на трех уровнях – национальном, региональном и локальном (местном). Симбиотические отношения конкуренции и сотрудничества между субъектами содействуют укреплению туристского кластера на основе кооперативной конкуренции, который возникает, когда компании работают вместе для своего бизнеса, ожидая положительный эффект от распространения знаний и экономии за счет масштаба [13].
Основными факторами формирования туристского кластера на индивидуальном и системном уровне являются показателями внутренней и региональной среды, включая основные ресурсы и достопримечательности, менеджмент дестинации, дополнительные особенности и условия спроса. По мнению ряда исследователей данной сферы, очень «важно повысить привлекательность традиционных туристских и рекреационных центров и комплексов за счет развития дополнительных услуг и, прежде всего, услуг индустрии развлечений» [14].
Индустрия туризма стремительно развивается и многие страны, и регионы рассматривают туризм как средство укрепления своей экономики, которой обычно не хватает ресурсов. Более того, следует учитывать, что туризм дает «возможность столь необходимого для каждого человека общения с природой, разнообразие впечатлений, оздоровление тела и закалка характера, воспитание чувства коллективизма, организованности и дисциплинированности, приобретение необходимых знаний и трудовых навыков» [15]. Устойчивое развитие туризма в регионах должно быть нацелено на сведение к минимуму негативных последствий и максимизацию положительных эффектов. В данном контексте формирование туристских кластеров является долгосрочной стратегией.
Модель туристского кластера [12]
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка уровня межфирменного взаимодействия субъектов туристского кластера может проводиться вместе с оценкой его состояния за определенный период и разработкой актуальной и обоснованной стратегии его дальнейшего развития [16]. Это позволит предусмотреть меры по устранению проблем, негативных факторов и их последствий, мешающих эффективному функционированию кластера и повышению его конкурентспособности.
Предлагаемая методика строится на экспертном методе оценки эффективности межфирменного взаимодействия (таблица).
Данная методика основывается на географическом и системном подходах к определению понятия «туристский кластер» предполагает определение географического каркаса туристского кластера, его структуры, анализ туристского продукта и поддерживающей инфраструктуры, политико-правовой базы и государственных программ в области поддержки туризме в регионе, вертикальных и горизонтальных связей предприятий-участников кластера.
Многофакторная оценка межфирменного взаимодействия в туристском кластере
№ п/п |
Этап оценки |
Показатели оценки |
Экспертная оценка |
Примечания |
1. |
Определение границ, структуры и отличительных характеристик туристского кластера. |
Географические границы кластера, каркас кластера; Населенные пункты, центры туристских потоков, опорные пункты; Структура кластера (территориальные и исторические ресурсы въездного туризма; комплекс компаний, связанных с туризмом: HORECA, транспорт, традиционные промыслы и ремесла, туроператоры и турагенты и т.д.; сектора и производства, косвенно поддерживающие туристские услуги; инфраструктура территории; образовательные, консалтинговые и финансовые компании; государственные структуры) |
||
2. |
Определение состояния и степени развитости туристского кластера |
Широта и насыщенность предложения туристских услуг; Разнообразие ценовых предложений; Наличие предложений для различных целевых групп; Развитость гостиничного сектора и сектора общественного питания; Насыщенность транспортной инфраструктурой, многообразие транспортных предприятий, транспортная доступность населенных пунктов, входящих в кластер; Ресурсная составляющая и аттракции туристической дестинации; Согласованность действий участников кластера; Зависимость от иностранных производителей, сервиса и технологий; Восприимчивость к инновациям; Государственная политика в отношении туризма в регионе, наличие государственных программ поддержки туризма в регионе |
||
3. |
Выявление проблем в межфирменном взаимодействии |
Антимонопольная деятельность, защита конкуренции; Согласованность действий участников кластера; Благоприятный инвестиционный климат и меры по привлечению иностранных инвестиций; Разработка и поддержание в актуальном состоянии стандартов, систем сертификации услуг; Подготовка и наличие на рынке труда региона квалифицированных кадров; Особенности общей и специализированной туристской инфраструктуры; Финансовая и налоговая политика в регионе; Себестоимость и издержки туристского продукта; Наличие развитой сети конкурентоспособных локальных поставщиков; Особенности визовой политики; Государственная политика в области туризма, программы по поддержке туризма. |
Выводы (заключение)
Данная методика нацелена на выявление слабых мест в межфирменном взаимодействии туристского кластера региона. Предложенная методика по оценке эффективности межфирменного взаимодействия туристского кластера позволит:
– определить сформированность туристского кластера;
– определить характеристики и особенности функционирования кластера в регионе;
– оценить общее состояние туристского кластера и структурные связи между предприятиями-участниками;
– идентифицировать основные проблемы в межфирменном взаимодействии в туристском кластере;
– разработать основные мероприятия по оптимизации развития туристского кластера.
Библиографическая ссылка
Абабкова М.Ю., Васильева О.О. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТУРИСТСКОМ КЛАСТЕРЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-2. – С. 5-11;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=975 (дата обращения: 06.12.2024).