Введение
В 21 веке семьи предпочитают сначала выбрать среднее общеобразовательное учреждение удовлетворяющее своим требованиям, а затем уже рассматривают рядом недвижимость, так как все школы имеют точную привязку к определенному дому.
В наше время, цена на недвижимость варьируется по многочисленным критериям. Рассмотрев и проанализировав качество образования в г. Перми и места сосредоточения недвижимости, авторы выделили основные характеристики по итогам независимой экспертной оценке. Одним из главных критериев который будет влиять на стоимость объектов недвижимости это качество образования в средних общеобразовательных школах. Актуальность темы исследования заключается в том, что базовое образование, полученное в школе, необходимо для дальнейшего развития личности. Школа – это социальный институт, который формирует личностные качества учащегося, где он изучает научную картину мира и проходит важный этап своей жизнедеятельности. Объектом исследования является жилая недвижимость. Предметом исследования – оценка и влияние муниципальных образовательных учреждений на выбор жилой недвижимости. Семьи отдают предпочтение той территории, вблизи которой находится муниципальные образовательные учреждения. Целью работы является исследование влияния МОУ СОШ на стоимость недвижимости. Авторы, в своём исследовании рассмотрели статистику о средних образовательных школах в микрорайонах города Перми, по многочисленным характеристикам, которые в дальнейшем повлияют на стоимость жилой недвижимости. В работе изучены основные характеристики, они преобладают при выборе школы, авторы предлагают по данным характеристикам оценивать их. Авторы построили модель поддержки выбора оценки средних общеобразовательных школ, по которым любой пользователь может выбрать для себя наиболее подходящий вариант, и в дальнейшем оценить стоимость жилой недвижимости.
Люди, которые не связаны с недвижимостью, а просто захотят выбрать для себя место для учебы своего ребенка, смогут воспользоваться данным методом, который позволит выбрать наиболее качественную школу. Преимущество данного метода заключается в том, что люди при своем выборе, более наглядно могут сортировать выбор школ по характеристикам, после с помощью данного метода, безошибочно определить для себя наилучшую (качественную) школу. Этот метод хорош тем что, человек может ввести в программу наиболее подходящие для него школы, и увидеть для себя потенциальную зону покупки недвижимости. В дальнейшем цена на недвижимость будет, зависит и от такого фактора как качество школы. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке системы поддержки принятия решений при выборе потребителями школьных учреждений и качественного жилья.
Материал и методы исследования
Для оценки стоимости жилой недвижимости авторы предлагают, выбрать основные характеристики для поддержки принятия решения МОУ СОШ: качество образования; качество развития кадров; финансово-экономическая деятельность; количество поисковых запросов в интернете; количество упоминаний в местных СМИ; среднестатистическая оценка, по отзывам в г. Перми.
В научной статье были применены следующие методы научного познания материалов исследования такие как: моделирование, дедукция, анализ, синтез и т.д.
Степень изученности материалов исследования и обзор литературы
Данная тема исследования очень популярна и актуальна в наше время. Среди отечественных и зарубежных авторов можно выделить такие работы как: Авилова И.П., Щенятская М.А. исследовали управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости [1, С. 141-145]; Антипина И.О. исследовала механизмы независимой оценки качества образования [2, С. 12-16]; Ахметова Д.З. изучала инновационные подходы к оценке качества образования [3, С. 55-58]; Бадараева Р. В., Шараева А. С. рассмотрели принципы и методы оценки недвижимости [4, С. 336-339]; Букалова А.Ю., Мутагарова О.Н. дали оценку рыночной стоимости жилой недвижимости с учетом социальных факторов [5, С. 563-569]; Бусыгин С.В., Мишура А.В., Шильцин Е.А. оценили влияния качества школьного образования на стоимость жилья в региональном центре РФ [6, С. 12-25]; Ватракшина К.Н., Матвеева А.А. разработали особенности определения рыночной стоимости коммерческой недвижимости с применением различных подходов и методов оценки [7, С. 596-600]; Виноградова Д.И., Шарапова А.В. разработали методику построения математической модели факторного пространства организационно-технологических рисков в инвестиционно-строительных проектах [8, С. 180-185]; Власова И.В., автор сформировал факторы оценки недвижимости [9, С. 388-391]; Грибкова И.С., Пастухов М.А. разработали применение возможностей ГИС для целей оценки недвижимости [10, С. 431-437]; Гудкова В.С., Ряхимова Г.Р., Смирнова Ю.О. определили влияния параметры место положения объектов на стоимость недвижимости [11, С. 200-204]; Добышева Т.В., Грушкевич М.М. прогнозировали цены на рынке жилья [12, С. 31.45]; Жданова И.В. автор рассмотрел влияние социальных факторов на качество жилой среды [14, С. 70–75]; Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. описали качество образовательного процесса в структуре качества образования [15, С. 90-97]; Кошелева А.О., Шевченко О.И., Кошелева Е.А. рассмотрели современные подходы к проблеме качества образования [16, С. 220-233]; Лях Ю.А. рассмотрела такую проблему, как система оценки качества общего образования [17, С. 11-13]; Ожегов Е.М., Косолапов Н.А., Позолотина А.А. авторы исследовали взаимосвязи между стоимостью жилья и характеристиками близлежащих школ [18, С. 28-48]; Панфелова И. Н. проанализировал факторы, определяющие стоимость жилья в различных странах [19, С. 14]; Прахов И.А., рассмотрел барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы [20, С. 88-117]; Саенко И.А., Хомич Д.Н. произвели исследования, определили уровни формирования и группы факторов, оказывающих влияние на рыночную стоимость объектов жилой недвижимости [21, С. 205-211]; Санина Л.В., Шерстянкина Н.П., Берген Д.Н., Дашкевич П.М. смоделировали стоимость квартир на региональном рынке жилой недвижимости [22, С. 27-41]; Тягульская Л.А., Кучеренко Ю.М. авторы проанализировали современные подходы к оценке на рынке объектов недвижимости [23, С. 13-20]; Чирков В.И. провел исследование методов расчета корректировочных коэффициентов при рыночной оценке недвижимости сравнительным подходом [24, С. 69-76]. Чугунов Д.Ю., определил влияния факторов качества образования на стоимость жилья [25, С. 87-112].
Разработка методики оценки МОУ СОШ
Ежегодно в городе Перми строится множество жилых зданий, и возникает проблема в оценке жилой недвижимости. Автором было выполнено исследование в области средней цены жилой недвижимости, находящиеся на расстоянии до 500 метров от МОУ Средних Образовательных Школ, в микрорайонах города Перми. Из Единого портала пермского образования были выбраны по три школы (1-лучшая по качеству образования, 2-средняя по качеству образования, 3-худшая по качеству образования) из каждого микрорайона.
Для определения влияния качества образования МОУ СОШ были взяты результаты деятельности общеобразовательных школ за 2017-2018 учебный год (см. табл. 1).
Сформировались три критерия (характеристики) по которым была произведена оценка: качество образования (средний балл аттестата, ЕГЭ балл), качество развития кадров (активное участие во вне учебной деятельности, поступление), финансово – экономическая деятельность (технологический уровень школы, инфраструктура). Далее авторами был проанализирован интерес жителей города Перми к выбранным школам (см. табл. 2).
Таблица 1
Итоги деятельности общеобразовательных школ г. Пермь за 2017/18 уч.г. [Источник: составлено авторами по данным [13]]
№ п/п |
Микрорайон г. Перми |
МОУ СОШ |
Качество образования (ср. балл аттестата, ЕГЭ балл), место |
Качество развития кадров (активное участие во вне учебной деятельности, поступление), место |
Финансово-экономическая деятельность (технологический уровень школы, инфраструктура), место |
1. |
Кировский район |
Гимназия 6 |
7 |
1 |
14 |
СОШ 83 |
75 |
40 |
39 |
||
СОШ 70 |
101 |
103 |
114 |
||
2. |
Дзержинский район |
СОШ 146 |
2 |
3 |
70 |
СОШ 55 |
27 |
63 |
86 |
||
СОШ 34 |
106 |
112 |
102 |
||
3. |
Мотовилихинский район |
Лицей 10 |
4 |
8 |
32 |
Гимназия 7 |
40 |
74 |
74 |
||
СОШ 48 |
107 |
114 |
108 |
||
4. |
Орджоникидзевский район |
СОШ 104 |
24 |
17 |
48 |
СОШ 153 |
71 |
36 |
112 |
||
СОШ 80 |
102 |
108 |
111 |
||
5. |
Свердловский район |
СОШ 9 |
3 |
85 |
65 |
СОШ 99 |
62 |
94 |
27 |
||
СОШ 124 |
111 |
107 |
81 |
||
6. |
Индустриальный район |
СОШ 145 |
28 |
21 |
7 |
СОШ 115 |
76 |
87 |
5 |
||
СОШ 136 |
110 |
93 |
109 |
||
7. |
Ленинский район |
Гимназия 17 |
1 |
13 |
97 |
Лицей 1 |
14 |
54 |
93 |
||
СОШ 21 |
108 |
19 |
76 |
Из данных представленных в таблице 2 авторы получают еще 3 критерия (характеристики) качества школ – это количество поисковых запросов по школе, количество упоминаний в местных СМИ, среднестатистическая оценка по отзывам.
Предлагается методика оценивания качества школ, разработанная с помощью программы «Бизнес-Декон» (см. рис. 1). Использование подобной программы, позволяет разработать систему поддержки принятия решений, где можем управлять оценкой качества школ, и в дальнейшем выбирать недвижимость рядом со школой, которая более подходит для каждого потребителя, с учетом его субъективной оценки.
Для начала задаем критерии (характеристики) по которым будем оценивать качество школ (см. рис. 1).
Далее, для каждой характеристики строим функцию приведения к стандартной шкале комплексного оценивания [1, 4]. По вертикали будет оценка характеристики от 1-4, где: 4-«отлично», 3-«хорошо», 2-«удовлетворительно», 1-«неудовлетворительно».
Далее было произведено ранжирование (см. рис. 3) характеристик школ по важности критериев с учетом мнений потребителей.
После произвели квантирование характеристик школ, и разбили на диапазон отчетных значений (см. рис. 4).
Добавление объектов для комплексного оценивания (см. рис. 5) осуществлялось последовательно, из каждого района г. Перми лучшую, среднюю и худшую школу по итоговому рейтингу деятельности общеобразовательных школ (см. табл. 2).
Таблица 2
Общественное мнение жителей г. Перми о средних образовательных учреждениях за 2017/18 уч. г. [Источник: составлено авторами]
№ п/п |
Микрорайон г. Перми |
МОУ СОШ |
Количество поисковых запросов (01.07.2017-01.07.2018) |
Количество упоминаний в местных СМИ Сообщения/статьи |
Средне статистическая оценка по отзывам жителей г. Пермь ( по 5 бальной шкале) |
Итого, место |
1 |
Кировский район |
Гимназия 6 |
10 131 |
4/1 |
4,3 |
4 |
СОШ 83 |
9 577 |
9/1 |
2,8 |
55 |
||
СОШ 70 |
7 150 |
30/4 |
2,0 |
108 |
||
2 |
Дзержинский район |
СОШ 146 |
23 182 |
29/0 |
4,8 |
1 |
СОШ 55 |
12 614 |
16/5 |
4,4 |
66 |
||
СОШ 34 |
4 602 |
7/2 |
3,1 |
113 |
||
3 |
Мотовилихинский район |
Лицей 10 |
19 967 |
2/1 |
4,0 |
3 |
Гимназия 7 |
10 794 |
1/0 |
4,4 |
71 |
||
СОШ 48 |
4 673 |
34/9 |
3,9 |
114 |
||
4 |
Орджоникидзевский район |
СОШ 104 |
3 727 |
7/0 |
3,9 |
16 |
СОШ 153 |
5 670 |
8/0 |
4,2 |
93 |
||
СОШ 80 |
6 644 |
18/0 |
3,4 |
109 |
||
5 |
Свердловский район |
СОШ 9 |
49 050 |
33/2 |
4,3 |
7 |
СОШ 99 |
3 754 |
16/2 |
3,7 |
63 |
||
СОШ 124 |
5 107 |
1/0 |
3,4 |
110 |
||
6 |
Индустриальный район |
СОШ 145 |
5 336 |
11/0 |
2,9 |
13 |
СОШ 115 |
7 223 |
12/3 |
4,0 |
50 |
||
СОШ 136 |
9 448 |
29/4 |
4,3 |
111 |
||
7 |
Ленинский район |
Гимназия 17 |
17 917 |
7/0 |
4,2 |
5 |
Лицей 1 |
41 538 |
4/0 |
4,3 |
32 |
||
СОШ 21 |
28 292 |
30/4 |
4,3 |
102 |
Рис. 1. Характеристики оценки качества СОШ, заданные в программе «Бизнес-Декон» [Источник: составлено авторами]
Рис. 2. Построение функции приведения для критерия «Место в рейтинге Пермского края», выполненное в программе «Бизнес-Декон» [Источник: составлено авторами]
Рис. 3. Ранжирование характеристик школ по важности критериев, выполненное в программе «Бизнес-Декон» [Источник: составлено авторами]
Рис. 4. Квантирование характеристик школ по важности критериев, выполненное в программе «Бизнес-Декон» [Источник: составлено авторами]
Рис. 5. Добавление объектов предметной области для дальнейшей процедуры комплексного оценивания, выполненное в программе «Бизнес-Декон» [Источник: составлено авторами]
Рис. 6. Итоговые комплексные оценки исследуемых школ районов г. Перми, полученное в программе «Бизнес-Декон» [Источник: составлено авторами]
В итоге, получили комплексную оценку, исходя из которой, люди будут выбирать для себя самую качественную школу и в дальнейшем их выбор должен будет повлиять на стоимость недвижимости.
Заключение и выводы
Рынок недвижимости играет важную роль в современном обществе, выполняя функции ценообразования, регулирования, стимулирования и предоставления информации. На основе вышеизложенной информации можем сделать вывод. Что качество образования должно влиять на стоимость жилой недвижимости, по предложенным критериям. Использование для разработки модели оценки качества школ программы «Бизнес-Декон» и механизма комплексного оценивания, позволяет в дальнейшем осуществлять сценарное моделирование и прогнозирование управленческих решений в выборе муниципального образовательного учреждения. В дальнейшем предлагается разработка механизма оценки влияния качества школ (их комплексной оценки) на стоимость недвижимости, что позволит в дальнейшем, путем изменения параметров (характеристик) школ косвенно влиять на стоимость объектов жилой недвижимости поблизости.
Библиографическая ссылка
Жигит А.А., Хамидуллина К.И., Лашкин С.А. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ И ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-3. – С. 57-64;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=956 (дата обращения: 21.11.2024).