Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Халилов Ф.З. 1
1 ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ
В статье проанализированы особенности инновационного развития и цифровизации транспортных услуг в российской экономике, проведен корреляционный анализ зависимости между объемом инвестиций в новые технологии и ожидаемым сроком окупаемости крупнейших российских компаниями. Проведен сравнительный анализ горизонта планирования инновационного развития крупнейших компаний в России и в мире. Принимая во внимание инфраструктурную роль транспортной отрасли для мировой экономики в целом и каждой из производственных отраслей в частности разработка и адаптация новых технологических решений, и поиск инструментов новой экономики необходимы для повышения конкурентоспособности и эффективности мировой экономики. Цифровые технологии позволяют российским компаниям повысить эффективность труда и получить конкурентные преимущества. В масштабах российской экономики цифровизация транспортной отрасли позволит повысить производительность и потенциал национальной экономики в целом.
мировая экономика
российская транспортная отрасль
инвестиции в цифровизацию в россии
срок окупаемости инвестиций в цифровизацию в россии
1. KPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019. 10 с.
2. Габитов А.Ф. Инновационный процесс в современной России: региональный аспект: дисс. канд. экон. наук: 08.00.01. СПб., 2015. с. 215;
3. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2006. 220 с.
4. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2019. 73 с.
5. Стажинский В.П., Цепкало В.В. Методология науки и инновационная деятельность: пособие для аспирантов, магистрантов и соискателей ученной степени кандидата наук всех специальностей. М.: Инфра-М, 2016, 127 с.
6. Boston Consulting Group report, Five Ways to Unlock Value from Transportation Infrastructure. [Электронный ресурс]. URL: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-Five-Ways-to-Unlock-Value-from-Transportation-Infrastructure-Apr-2017_tcm9-152316.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
7. Степенко П.Н. Управление инновациями: основы организации инновационных процессов. М.: Высш. шк., 2017.
8. Сток Д., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой. М.: Инфра-М, 2005.
9. Д. Бауэрсокс, Д. Клосс, Логистика. Интегрированная цепь поставок / Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process, 2017.
10. M. Stroh, A Practical Guide to Transportation and Logistics, 2015.
11. OECD report, «Measuring the Digital Transformation», 2019.
12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/614/events (дата обращения: 12.06.2019).

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что цифровизация изменяет структуру и принципы функционирования мировой экономики, что находит отражение в экономических реалиях России. Особенностью транспортной отрасли является то, что она выступает инфраструктурой для других отраслей экономики, в особенности производственных. Развитие транспортной отрасли в России является драйвером для развития российской экономики в целом. Цифровизация меняет логистику. Развитие и внедрение цифровых технологий является ключевым фактором, который позволит российским компаниям эффективно и успешно реализовать инновационную программу развития. Данные технологии призваны снизить операционные издержки, повысить производительность труда и операционную эффективность бизнеса, а также в целом увеличить лояльность клиентов и качество предоставляемых услуг

Заглядывая в будущее, я считаю, что цифровизация представляет собой большие возможности для развития транспортной отрасли и российской экономики в целом, создавая новые возможности для повышения эффективности работы, устойчивости, новых бизнес-моделей и формирования более насыщенного рынка товаров и услуг. Чтобы быть в авангарде данных перемен менеджменту российских компаний необходимо постоянно определять и адаптировать новые тенденции в операционную деятельность организаций.

Цель исследования

Цель исследования – анализ практики и особенностей инновационного развития крупнейших компаний в России на примере транспортной отрасли; анализ взаимосвязанности объема инвестиций в инновационное развитие и ожиданий срока окупаемости.

Материал и методы исследования

Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам внедрения инструментов цифровой экономики на мировой рынок транспортной отрасли и повышения на этой основе конкурентоспособности. В процессе исследования применялись следующие подходы – системный, логический, корреляционный анализ и методы – монографический, метод экспертных оценок и научной абстракции.

Результаты исследования и их обсуждение

Все большее количество российских транспортных компаний уделяет повышенное внимание инновациям в среднесрочной и долгосрочной стратегии развития. В авангарде цифровой трансформации российской транспортной отрасли находятся крупнейшие компании, которые обладают достаточными ресурсами и доступом к высококвалифицированному персоналу. Совокупность данных факторов помогает обеспечить наибольшую отдачу от инвестиций в новые технологии. Большинство российских компаний сфокусированы на внедрении новых технологий, которые уже доказали свою полезность для бизнеса и стали доступны для компаний в последние 5-10 лет: машинное обучение, роботизация, интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект, дополненная реальность.

Согласно исследованию KPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019 г. подавляющее количество руководителей российских компаний рассматривают цифровизацию, как неотъемлемую часть стратегии развития и возможность роста эффективности операционных показателей и производительности труда в целом [1]. Формируя план инновационного развития российским компаниям необходимо ответить на следующие вопросы:

– принимая во внимание, что финансовые ресурсы ограничены, каким инновационным решениям отдать приоритет?

– какой срок окупаемости инвестиций в новые технологии?

– как адаптировать инновационное решение под реалии российской экономики?

– как подготовить или перепрофилировать персонал в условиях работы с новыми технологиями?

– как цифровизация скажется на операционной эффективности и финансовых показателях организации, в особенности в краткосрочном периоде?

Готовых ответов для озвученных выше вопросов не существует. Цифровизация тренд последних 5-10 лет. Опыт, который можно будет использовать для построения модели инновационного развития, находится только в процессе формирования. Масштабных исследований цифровизации российской экономики не проводилось, и литература для ее методологического изучения ограничена. В большей степени российские компании, также, как и их зарубежные конкуренты, накапливают опыт цифровизации и полагаются на собственный опыт и отраслевую экспертизу.

Анализ стратегий развития крупнейших российских транспортных компаний показывает, что рынок российских транспортных услуг готов к внедрению новых технологий и цифровизации. Существуют компании с четко разработанным планом цифровизации и с хаотичными инновационными инициативами, которые не интегрированы в общую концепцию развития [2]. Корпорации, представляющие транспортную отрасль в России, отличаются комплексностью планов цифрового развития. Транспортная отрасль, в особенности в секторе B2C, наиболее подвержена цифровизации и может показывать повышение уровня эффективности в краткие сроки [3].

Однако существуют и организации, план инновационного развития которых не интегрирован в общую концепцию развития и в большей степени представляет проекты, направленные оптимизацию отдельных функциональных видов деятельности организации. Подобные проекты имеют различное содержание и цели, плохо скоординированы друг с другом и могут реализовываться одновременно, что негативно сказывается на конечном результате. Отличительной чертой не интегрированного плана инновационного развития является его краткосрочная направленность с отсутствием анализа воздействия на операционную деятельность компании в среднесрочном и долгосрочном периодах [4]. Зачастую подобная политика представляет собой набор пилотных проектов по использованию новых технологий. Подобный подход позволяет осуществить практическое применение новых технологий, но не максимизирует полезность от них и не решает вопроса интеграции в операционную деятельность компании [5].

Анализируя ожидание менеджмента в отношении сроков возврата инвестиций в инновационное развитие в России и мире (показанное на рисунке 1), можно обратить внимание, что прогнозы российских компаний пессимистичнее. Наибольшая доля иностранных компаний (48 %) ожидают окупаемость инвестиций в цифровизацию в течение 1-2 лет. Более того, 30 % иностранных компаний планируют вернуть инвестиции в инновационное развитие в течение 12 месяцев. Прогнозы российских компаний консервативнее: большая часть руководителей ожидают вернуть инвестиции в течение 2-5 лет (43 %) и 38 % компаний рассчитывают на срок окупаемости на уровне 1-2 лет. Основываясь на данных цифрах, можно сделать вывод, что горизонт планирования и ожидания реализации программы инновационного развития российских компаний выше, что может быть связно с менее развитой цифровой инфраструктурой и меньшим практическим опытом.

halil1.wmf

Рис. 1. Ожидаемый срок возврата инвестиций в инновационное развитие в России и мире. Источник: Boston Consulting Group report, Five Ways to Unlock Value from Transportation Infrastructure, 2017 г.

halil2.tif

Рис. 2. Корреляция между ожидаемым сроком возврата инвестиций и объемом инвестиций в инновационные развития крупнейших компаний в России. Источник: Расчеты автора, 2019 г.

Принимая во внимание данные факторы, влияющие на принятие решений касательно программы инновационного развития, автором был проведен корреляционный анализ, позволяющий обнаружить или выявить ошибочность гипотезы о зависимости между объемом инвестиций в новые технологии и ожиданием срока окупаемости. В данном исследовании автор предположил, что больший объем инвестиций в программу инновационного развития ведет к более коротким ожидаемым срокам возврата инвестиций у российских компаний. В качестве данных для анализа корреляции были взяты показатели 46 крупнейших российских компаний: за показатели объема инвестиций были приняты утвержденные на 2019 год расходы в публичных годовых отчетах. В качестве параметра «ожидаемый срок окупаемости» также были приняты данные из годовых отчетов и утвержденной стратегии развития российских компаний.

Результаты исследования, проиллюстрированные на рисунке 2, показали, что в России существует отрицательная корреляция между объемом инвестиций в инновационное развитие и сроком окупаемости. Ожидаемый срок возврата инвестиций выше, если объем средств, направленный на инновационное развитие, ниже. Согласно результатам исследования организации, планирующие инвестировать в цифровизацию более 70 млн. руб., ожидают вернуть инвестиции в течение 2-3 лет.

Заключение

Развитие транспортной отрасли способствует развитию экономической инфраструктуры и повышению мобильности населения. Транспорт играет важнейшую роль в экономическом развитии страны. Диверсификация и развитие транспортной системы стали предпосылкой для расширения производства и росту уровня производительности труда. Инвестиции в разработку и внедрение новых технологий в транспортной отрасли стимулируют экономическое развитие в целом.

В России горизонт планирования и ожидания реализации программы инновационного развития выше среднемировых показателей. Более консервативная оценка может быть связна с менее развитой цифровой инфраструктурой и меньшим практическим опытом. Анализ корреляции объема инвестиций в цифровизацию и сроков окупаемости российскими компаниями показал, что в России больший ожидаемый срок возврата инвестиций выше, если объем средств, направленный на инновационное развитие, ниже. Согласно результатам исследования российские организации, планирующие инвестировать в цифровизацию более 70 млн. руб., ожидают вернуть инвестиции в течение 2-3 лет.


Библиографическая ссылка

Халилов Ф.З. ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-1. – С. 122-126;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=947 (дата обращения: 24.11.2024).