Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что цифровизация изменяет структуру и принципы функционирования мировой экономики, что находит отражение в экономических реалиях России. Особенностью транспортной отрасли является то, что она выступает инфраструктурой для других отраслей экономики, в особенности производственных. Развитие транспортной отрасли в России является драйвером для развития российской экономики в целом. Цифровизация меняет логистику. Развитие и внедрение цифровых технологий является ключевым фактором, который позволит российским компаниям эффективно и успешно реализовать инновационную программу развития. Данные технологии призваны снизить операционные издержки, повысить производительность труда и операционную эффективность бизнеса, а также в целом увеличить лояльность клиентов и качество предоставляемых услуг
Заглядывая в будущее, я считаю, что цифровизация представляет собой большие возможности для развития транспортной отрасли и российской экономики в целом, создавая новые возможности для повышения эффективности работы, устойчивости, новых бизнес-моделей и формирования более насыщенного рынка товаров и услуг. Чтобы быть в авангарде данных перемен менеджменту российских компаний необходимо постоянно определять и адаптировать новые тенденции в операционную деятельность организаций.
Цель исследования
Цель исследования – анализ практики и особенностей инновационного развития крупнейших компаний в России на примере транспортной отрасли; анализ взаимосвязанности объема инвестиций в инновационное развитие и ожиданий срока окупаемости.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам внедрения инструментов цифровой экономики на мировой рынок транспортной отрасли и повышения на этой основе конкурентоспособности. В процессе исследования применялись следующие подходы – системный, логический, корреляционный анализ и методы – монографический, метод экспертных оценок и научной абстракции.
Результаты исследования и их обсуждение
Все большее количество российских транспортных компаний уделяет повышенное внимание инновациям в среднесрочной и долгосрочной стратегии развития. В авангарде цифровой трансформации российской транспортной отрасли находятся крупнейшие компании, которые обладают достаточными ресурсами и доступом к высококвалифицированному персоналу. Совокупность данных факторов помогает обеспечить наибольшую отдачу от инвестиций в новые технологии. Большинство российских компаний сфокусированы на внедрении новых технологий, которые уже доказали свою полезность для бизнеса и стали доступны для компаний в последние 5-10 лет: машинное обучение, роботизация, интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект, дополненная реальность.
Согласно исследованию KPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019 г. подавляющее количество руководителей российских компаний рассматривают цифровизацию, как неотъемлемую часть стратегии развития и возможность роста эффективности операционных показателей и производительности труда в целом [1]. Формируя план инновационного развития российским компаниям необходимо ответить на следующие вопросы:
– принимая во внимание, что финансовые ресурсы ограничены, каким инновационным решениям отдать приоритет?
– какой срок окупаемости инвестиций в новые технологии?
– как адаптировать инновационное решение под реалии российской экономики?
– как подготовить или перепрофилировать персонал в условиях работы с новыми технологиями?
– как цифровизация скажется на операционной эффективности и финансовых показателях организации, в особенности в краткосрочном периоде?
Готовых ответов для озвученных выше вопросов не существует. Цифровизация тренд последних 5-10 лет. Опыт, который можно будет использовать для построения модели инновационного развития, находится только в процессе формирования. Масштабных исследований цифровизации российской экономики не проводилось, и литература для ее методологического изучения ограничена. В большей степени российские компании, также, как и их зарубежные конкуренты, накапливают опыт цифровизации и полагаются на собственный опыт и отраслевую экспертизу.
Анализ стратегий развития крупнейших российских транспортных компаний показывает, что рынок российских транспортных услуг готов к внедрению новых технологий и цифровизации. Существуют компании с четко разработанным планом цифровизации и с хаотичными инновационными инициативами, которые не интегрированы в общую концепцию развития [2]. Корпорации, представляющие транспортную отрасль в России, отличаются комплексностью планов цифрового развития. Транспортная отрасль, в особенности в секторе B2C, наиболее подвержена цифровизации и может показывать повышение уровня эффективности в краткие сроки [3].
Однако существуют и организации, план инновационного развития которых не интегрирован в общую концепцию развития и в большей степени представляет проекты, направленные оптимизацию отдельных функциональных видов деятельности организации. Подобные проекты имеют различное содержание и цели, плохо скоординированы друг с другом и могут реализовываться одновременно, что негативно сказывается на конечном результате. Отличительной чертой не интегрированного плана инновационного развития является его краткосрочная направленность с отсутствием анализа воздействия на операционную деятельность компании в среднесрочном и долгосрочном периодах [4]. Зачастую подобная политика представляет собой набор пилотных проектов по использованию новых технологий. Подобный подход позволяет осуществить практическое применение новых технологий, но не максимизирует полезность от них и не решает вопроса интеграции в операционную деятельность компании [5].
Анализируя ожидание менеджмента в отношении сроков возврата инвестиций в инновационное развитие в России и мире (показанное на рисунке 1), можно обратить внимание, что прогнозы российских компаний пессимистичнее. Наибольшая доля иностранных компаний (48 %) ожидают окупаемость инвестиций в цифровизацию в течение 1-2 лет. Более того, 30 % иностранных компаний планируют вернуть инвестиции в инновационное развитие в течение 12 месяцев. Прогнозы российских компаний консервативнее: большая часть руководителей ожидают вернуть инвестиции в течение 2-5 лет (43 %) и 38 % компаний рассчитывают на срок окупаемости на уровне 1-2 лет. Основываясь на данных цифрах, можно сделать вывод, что горизонт планирования и ожидания реализации программы инновационного развития российских компаний выше, что может быть связно с менее развитой цифровой инфраструктурой и меньшим практическим опытом.
Рис. 1. Ожидаемый срок возврата инвестиций в инновационное развитие в России и мире. Источник: Boston Consulting Group report, Five Ways to Unlock Value from Transportation Infrastructure, 2017 г.
Рис. 2. Корреляция между ожидаемым сроком возврата инвестиций и объемом инвестиций в инновационные развития крупнейших компаний в России. Источник: Расчеты автора, 2019 г.
Принимая во внимание данные факторы, влияющие на принятие решений касательно программы инновационного развития, автором был проведен корреляционный анализ, позволяющий обнаружить или выявить ошибочность гипотезы о зависимости между объемом инвестиций в новые технологии и ожиданием срока окупаемости. В данном исследовании автор предположил, что больший объем инвестиций в программу инновационного развития ведет к более коротким ожидаемым срокам возврата инвестиций у российских компаний. В качестве данных для анализа корреляции были взяты показатели 46 крупнейших российских компаний: за показатели объема инвестиций были приняты утвержденные на 2019 год расходы в публичных годовых отчетах. В качестве параметра «ожидаемый срок окупаемости» также были приняты данные из годовых отчетов и утвержденной стратегии развития российских компаний.
Результаты исследования, проиллюстрированные на рисунке 2, показали, что в России существует отрицательная корреляция между объемом инвестиций в инновационное развитие и сроком окупаемости. Ожидаемый срок возврата инвестиций выше, если объем средств, направленный на инновационное развитие, ниже. Согласно результатам исследования организации, планирующие инвестировать в цифровизацию более 70 млн. руб., ожидают вернуть инвестиции в течение 2-3 лет.
Заключение
Развитие транспортной отрасли способствует развитию экономической инфраструктуры и повышению мобильности населения. Транспорт играет важнейшую роль в экономическом развитии страны. Диверсификация и развитие транспортной системы стали предпосылкой для расширения производства и росту уровня производительности труда. Инвестиции в разработку и внедрение новых технологий в транспортной отрасли стимулируют экономическое развитие в целом.
В России горизонт планирования и ожидания реализации программы инновационного развития выше среднемировых показателей. Более консервативная оценка может быть связна с менее развитой цифровой инфраструктурой и меньшим практическим опытом. Анализ корреляции объема инвестиций в цифровизацию и сроков окупаемости российскими компаниями показал, что в России больший ожидаемый срок возврата инвестиций выше, если объем средств, направленный на инновационное развитие, ниже. Согласно результатам исследования российские организации, планирующие инвестировать в цифровизацию более 70 млн. руб., ожидают вернуть инвестиции в течение 2-3 лет.
Библиографическая ссылка
Халилов Ф.З. ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-1. – С. 122-126;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=947 (дата обращения: 24.11.2024).