Введение
Уровень и темп экономического развития предприятий всех направлений и масштабов деятельности все в большей степени определяется уровнем инновационной активности. Возникновение новых технологических решений, сокращение жизненного цикла товаров, цифровизация коренным образом изменяют подход к ведению бизнеса, смещают источники формирования прибыли, способствуют созданию новых бизнес-моделей. Инновации сами по себе становятся источником и обязательным условием роста компаний, укрепления их стабильности.
Одновременно с этим инновации становятся и источником угроз, формируя новые требования к ведению бизнеса, организации трудовых процессов, продвижению продукции на рынок, задавая новые стандарты успеха. Скорость проникновения технологий во все сферы бизнеса становится все выше, компании вынуждены тратить все больше времени на разработку, освоение, внедрение инноваций при одновременном ускорении этих процессов. Безусловно это способствует росту экономики как компаний, так и развитию отраслей и экономки государства в целом. Однако вместе с этим необходимость внедрения новаторского подхода практически во все области деятельности компаний заставляет их более ответственно и целенаправленно подходить к процессу поиска инновационных бизнес-моделей.
Вопросы ускоренного инновационного развития могут быть успешно решены только при наличии соответствующей инновационной среды, сформированной как на уровне компаний, так и на государственном уровне. Для этого нужно прежде всего определить, какие факторы стимулируют активный инновационный рост, разработать адаптированный к российским условиям механизм взаимодействия всех участников инновационной среды, найти новый подход к формированию корпоративной культуры, нацеленной на толерантное отношение к риску, связанному с новаторством.
В зависимости от области инновационного развития необходимо формировать адаптированную организационную структуру, развивать и укреплять новые компетенции персонала, активно использовать арсенал инструментов, позволяющий повысить гибкость компаний и ускорить инновационные процессы. Решающая роль в решении этих вопросов принадлежит государственным структурам, причем она не должна ограничиваться лишь финансированием развития фундаментальной науки. Именно на уровне государства необходимо определить приоритетные сферы развития, выявить наиболее значимые для укрепления национальной экономики области деятельности, сформировать механизм взаимодействия науки, бизнеса и образования.
Цель исследования – обосновать приоритеты инновационного развития экономики РФ, наиболее перспективные направления бизнеса, определить роль государства в формировании инновационной среды.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составил обзор и анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей по вопросам инновационного развития экономики, роли государства в развитии инновационной деятельности.
В исследовании применялись системный и логический подходы, использовались следующие методы исследования: метод научной абстракции, монографический, логический, метод экспертных оценок.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня инновации становятся практически вектором развития успешных компаний, определяя уровень их устойчивости, создавая основу для перехода на новые более эффективные бизнес-модели. Инновации создают возможность для беспрецедентно высокого уровня роста стоимости компаний. Так по данным PitchBook Data, Inc. количество компаний, стоимость которых достигла 1 млрд долл. США в период с 2009 по 2011 год составило 18 единиц, в период с 2012 по 2014 год – 65, в период с 2015 по 2017 год – 97. Инновации играют все большую роль в экономике государств и мировой экономике в целом, преобразуя экономическое пространство, задавая новые стандарты ведения бизнеса, формируя новые подходы к оценке уровня развития экономических систем. Сегодня уже не наличие ресурсов позволяет государствам играть ведущую роль в мировом развитии, а способность развивать передовые направления бизнеса, создавать новые продукты и отрасли, формировать культуру ведения предпринимательства, направленную на поиск новаций, толерантную к риску и необходимости постоянно находиться в поиске новых путей развития.
Без преувеличения можно сказать, что для повышения темпов роста экономики Российской Федерации инновации имеют решающее значение, обладая несравненно более значимым потенциалом по сравнению с другими факторами. Начало 2000-х годов ознаменовалось бурным экономическим ростом, замедлившимся после кризиса 2008 года. Кризис 2014-2015 годов создал новые препятствия для развития экономики станы, увеличив разрыв между уровнем развития передовых стран и России. В условиях турбулентной экономической среды, политического противостояния следует искать новые драйверы роста национальной экономики.
Тенденция снижения численности трудоспособных россиян не оставляет надежды на его существенный вклад в рост ВВП. Увеличение пенсионного возраста несколько приостановило эту тенденцию, однако общее направление не изменилось. Старение население не вносит вклад в развитие трудового потенциала, а лишь несколько смещает вектор его занятости. В 2019 году численность россиян трудоспособного возраста составила 81 385 тыс. чел, то есть 55,4 % от общей численности населения. В течение будущего десятилетия эти показатели будут сокращаться при одновременном росте численности пенсионеров, доля которых увеличится с 25,9 до 30,1 %. Численность менее активных россиян, испытывающих трудности в формировании новых значимых для профессионального роста компетенций становится все значительнее. Возникают противоположные тенденции: с одной стороны, уровень необходимых знаний становится все более высоким, с другой – доля россиян, не имеющих возможности их освоить, все более значимой. Не следует забывать и о миграции граждан в Россию из ближнего зарубежья, уровень образования которых ограничивается как правило наличием простых трудовых навыков.
Кризис 2008 года существенно повлиял на инвестиционную активность российских компаний, замедлил приток инвестиций в рост основного капитала, и эта тенденция продолжается до сих пор. Зарубежные прямые инвестиции в 2018 году сократились по сравнению с 2017 годом более чем в три раза и составили 8,8 млрд долл. По данным Банка России, это самый низкий уровень за последние 10 лет. Еще в 2013 году он составлял 69,2 млрд долл. В результате чистый отток инвестиций из экономики составил 23,1 млрд долл., это стало самым высоким показателем с 2014 года. Таким образом вклад в ВВП инвестиций не станет в ближайшем будущем существенным источников его роста [1].
Основным драйвером роста ВВП остается рост производительности труда, основанный на инновационном развитии. За период с 2010 по 2016 год фактор производительности ежегодно обеспечивал прирост ВВП в размере 1,1 %, что нельзя считать удовлетворительным показателем. В разработанном Министерством экономического развития оптимистическом сценарии развития экономики темпы роста ВВП должны достигнуть 2,6 %, то есть приблизиться к среднемировому уровню практически за счет основного фактора развития – активного внедрения инноваций. В соответствии с амбициозным сценарием, направленным на увеличение ВВП на душу населения в 1,5 раза посредством активного использования потенциала инноваций, ежегодного прироста ВВП достигнет 5,7 %. Это позволило бы экономике России обогнать среднемировые темпы роста и занять пятое место среди мировых экономик [2].
Эти прогнозы можно подвергать сомнению, однако ряд исследований свидетельствуют о наличии возможностей для реализации амбициозных прогнозов. Проанализируем положение России в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (таблица 1).
Положение страны в рейтинге характеризует ее способность обеспечить устойчивый темп экономического роста в среднесрочной перспективе. Как показывают результаты исследования, Россия поднялась по этому показателю за период с 2013 года по 2018 год с 78 до 43 места. Безусловно, это по-прежнему низкая позиция, однако динамика роста достаточно высока [3].
Учитывая значимость государственного регулирования в области финансирования, инфраструктурного обеспечения, стимулирования развития инноваций, необходимо выделить наиболее перспективные отрасли бизнеса с позиции инновационного развития. Для этого целесообразно выделить четыре инновационные сферы бизнеса по признаку приоритетных направлений инновационного развития.
1 сфера – инновации, направленные на повышение эффективности. Предполагают вложение в развитие технологических процессов, оборудования, инфраструктуры. Такое направление инновационного развития характерно для трудоемких и капиталоемких отраслей, например, текстильная промышленность, сельское хозяйство, нефтегазовая промышленость, металлургия, горнодобывающая промышленность.
2 сфера – инновации в сфере инженерных разработок. Направлены на проектирование и производство новых продуктов, применяются в строительстве, электроэнергетике, машиностроении.
Таблица 1
Инновационный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума
Страна |
Место в 2013 году |
Место в 2015 году |
Место в 2017 году |
Место в 2018 году |
Сингапур |
1 |
2 |
2 |
1 |
США |
7 |
3 |
3 |
2 |
Гонконг |
3 |
7 |
9 |
3 |
Нидерланды |
5 |
8 |
4 |
4 |
Швейцария |
2 |
1 |
1 |
5 |
Япония |
6 |
6 |
8 |
6 |
Германия |
4 |
5 |
5 |
7 |
Швеция |
8 |
10 |
6 |
8 |
Великобритания |
7 |
9 |
7 |
9 |
Дания |
11 |
13 |
12 |
10 |
Китай |
32 |
28 |
28 |
28 |
Чехия |
37 |
37 |
36 |
32 |
Россия |
78 |
53 |
49 |
43 |
Украина |
93 |
76 |
61 |
85 |
3 сфера – инновации потребительского сектора. Ориентированы на удовлетворение потребителей новых товаров и услуг, создание уникального торгового предложения. Это банки, торговля, пищевая промышленность, образование, сфера развлечений и прочее.
4 сфера – инновации в области научных исследований. Ориентированы на коммерциализацию фундаментальных научных разработок, что возможно только при наличии благоприятной инновационной инфраструктуры, предполагающей жесткие требования по защите интеллектуальной собственности, поддерживающую налоговую политику и прочее.
Для экономики Российской Федерации выделить сферу инновационного развития, которая является однозначно приоритетной, достаточно сложно. В каждой сфере есть отрасли, которые демонстрируют активность в области новаторства наряду с менее динамично развивающимися отраслями. Среди отраслей первой группы можно выделить сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность и нефтегазовую. Их вклад в мировой отраслевой ВВП уже достаточно высок и при этом темпы роста увеличиваются.
Агропромышленный комплекс демонстрирует высокий уровень развития в течение последних лет, оставаясь наиболее привлекательной для новаторства отраслью. Уже в 2016 году экспорт продовольствия составил 17,1 млрд долл. и превысил его импорт. По итогам 2017 года этот показатель достиг 20,7 млрд долл [4]. В 2018 году экспорт сельскохозяйственной продукции возрос до 25,7 млрд долл. Ведущей экспортной культурой стало зерно. В 2018 году было экспортировано 55 млн тонн зерна, в то время как в 2000 году всего 1,5 млн тонн. В результате вклад отрасли в мировое производство зерна существенно вырос. Уже в 2017 году РФ заняла второе место в мире по экспорту зерна, уступив США. Растет экспорт российского мяса и мясопродуктов, все большим спросом пользуются такие эксклюзивные продукты, как русская икра и мед. В соответствии с проектом «Экспорт продукции АПК» планируется довести ежегодную поддержку аграрного сектора минимум до 300 млрд рублей, 13 % из которых предназначено для поддержки экспорта [5].
Следует отметить, что правительство делает немало для развития экспорта, постепенно решая проблемы сельского хозяйства. Наиболее значимой болевой точкой стало практическое уничтожение системы селекции семян в 1990-х годах. Сегодня восстанавливаются опытные станции в НИИ, предоставляется существенная поддержка фермерам-селекционерам. В ведущих академических вузах страны активно финансируются направления прикладной генетики. Результаты очевидны. Так на полях Краснодарского края возделываются только российские сорта зерновых культур.
Среди отраслей, ориентированных на инженерные инновации, успешно развивается электроэнергетика, в то время как инновации в машиностроении и строительстве менее очевидны, что затрудняет продвижение продукции на мировой рынок.
Наиболее значимые успехи среди отраслей, для которых характерны потребительские инновации, проявляются в пищевой промышлености, транспорте и банковском секторе. В сфере программного обеспечения, IT-технологиях, гостиничном бизнеса, сфере развлечений, образовании, торговле, телекоммуникациях достигнутые успехи менее значительны, что не позволяет активно продвигать продукты отраслей на мировой рынок.
Инноваций в области науки является практическим аутсайдером. Исследования в области здравоохранения, фармацевтики, нефтехимии менее значимы, чем в других отраслях российской экономики. Одной из наиболее существенных причин отставания отраслей от общего тренда инновационного развития является отсутствие необходимой инновационной инфраструктуры, в частности проблемы с получением патентов, что затрудняет выход на мировой рынок.
Очевидно в первую очередь следует наращивать инновационную активность в тех отраслях, которые демонстрируют наличие существенных конкурентных преимуществ, причем речь идет не только о конкуренции на отечественном рынке, но, в первую очередь, на мировом. Сравнение различных отраслей российской экономики по уровню их доли в мировом ВВП показывает, что передовые позиции занимает нефтегазовая отрасль, горнодобывающая промышленность, электроэнергетика, транспорт и сельское хозяйство.
В целом следует отметить неизмеримо низкую долю российской продукции на мировом рынке. По данным Глобального института McKinsey (MGI) в 2018 году она составила всего 2,2 %, в то время как доля лидера, США, составила 21,7 %, Китая – 12 7 %, Германии – 4,9 %. Россию опередили даже развивающиеся страны – Индия (3,3 %) и Бразилия (2,8 %) [1].
Для целенаправленной поддержки бизнеса важно определить, на каком уровне должна осуществляться поддержка инноваций и выявить наиболее значимые факторы успеха. Это важно для формирования концептуального подхода к источникам поддержки инновационного развития. На наш взгляд целесообразно анализировать факторы, определяющие спрос на инновационные продукты, и факторы, определяющие предложение инноваций. Спрос может возникать со стороны конечных потребителей инноваций, то есть компаний или частных лиц, высказывающих интерес к продукции, обладающей уникальными характеристиками. Источником спроса может быть и государство, например, в случае раздачи грантов на проведение научных исследований и разработок. Спрос может возникнуть и внутри компании как необходимость ускоренного развития, выхода на более высокий уровень ведения бизнеса в случае усиления конкуренции. Отсутствие устойчивого спроса на инновации – одна их наиболее значимых причин их недостаточно активного проникновения в российскую экономику. Инновации изначально связаны с повышенным риском, а в условиях отсутствия какой-либо изначальной заинтересованности участников рынка в разрабатываемом продукте или технологии опасность невостребованности инновационного продукта многократно возрастает.
Предложение инноваций определяется четырьмя основными факторами, обеспечивающими ведение инновационной деятельности: финансовое обеспечение инновационной деятельности, наличие технологий и персонала, обладающего необходимыми компетенциями, развитая инфраструктура, корпоративная культура. Для различных сфер инноваций факторы предложения имеют различное значение (таблица 2).
Таблица 2
Факторы предложения инноваций
Факторы предложения |
Источники формирования факторов предложения |
Сферы инноваций, для которых факторы предложения наиболее значимы |
Финансовое обеспечение инновационной деятельности |
Внутренне финансирование: бюджеты НИОКР и ФОТ Внешнее финансирование: государство (госзаказы), грантовые фонды; венчурные фонды и бизнес-ангелы; банки и заемный капитал |
Инновации эффективности, научные инновации |
Технологии и компетенции |
Внутренние ресурсы: технологии, компетенции, маркетинг, НИОКР, коммерциализация Внешние ресурсы: НИИ и университеты; возможность привлечения внешних ресурсов, доступ к лучшим практикам |
Инженерные инновации, научные инновации |
Инновационная инфраструктура |
Внешняя инновационная инфраструктура: охрана прав собственности и стабильная правовая система; открытость внешних границ; система защиты бизнеса и сертификации; простота ведения бизнеса Внутренняя инфраструктура: наличие устойчивой системы развития инноваций |
Инженерные инновации, потребительские инновации, научные инновации |
Корпоративная культура |
Стратегия, основанная на инновациях; системный поиск новаторских решений; поддержание и развитие инновационных навыков; амбициозность и готовность к риску |
Инновации эффективности, потребительские инновации |
Безусловно для каждого направления бизнеса важны все факторы предложения, нами определены лишь приоритеты, то есть те факторы, которые наиболее значимы для различных направлений инноваций.
Практика развития инновационных процессов показывает, что ключевая роль в развитии этого процесса принадлежит государству, как в формировании инновационной среды, так и в финансировании фундаментальной науки и разработок. При этом в условиях развития современной экономики, для которой характерны высокие темпы изменений, взаимное проникновение сфер деятельности, повышенный уровень риска, рост факторов внешней среды, влияющих на развитие компаний, стимулирующая и регулирующая роль государства становится еще более значимой.
Прежде всего, государство формирует инновационную политику страны, стратегию развития экономики, определяет наиболее значимые с точки зрения развития экономики страны отрасли и виды деятельности, оказывает этим отраслям сервисную поддержку, финансирует стратегически важные и перспективные проекты. Государство может выступать заказчиком инновационных продуктов и технологий, обеспечивая спрос. Государство размещает заказы, обеспечивающие долгосрочное развитие наиболее перспективных отраслей, у компаний частного сектора, разделяя с ними таким образом финансовую ответственность за полученный результат. Оно также финансирует инновационные разработки исследовательских институтов и университетов и их продвижение на рынок. Продукты, разработанные для приоритетных секторов экономики, впоследствии могут распространяться на другие сферы деятельности. Так, например, спутниковая система ГЛОНАСС, разработанная и используемая в военных целях, уже более 20 лет применяется в гражданском секторе: при работе радаров, навигационных устройств, системах мониторинга транспорта и прочее.
В условиях ограниченных инвестиционных возможностей государство, являясь основным держателем акций крупных компаний, формирует спрос на инновационные продукты, используя инструменты корпоративного управления. Посредством реализации национальных программ и проектов государство организует межотраслевое сотрудничество, формируя связи между крупными игроками рынка, научным сообществом, образовательными организациями, малыми инновационными предприятиями. Благодаря осуществлению совместных усилий создается синергетический эффект, позволяющий ускорить работу над масштабными прорывными проектами, поиском бизнес-идей и бизнес-моделей.
Формирование инновационной среды является сферой ответственности государства. Ее задача – активизировать предпринимательские структуры в направлении развития и внедрения инновационных технологий. Элементы инновационной инфраструктуры: система образования, сертификация и аккредитация, инновационные агентства и институты развития инноваций, правовая система, система стандартов, система государственно-частного предпринимательства.
В России значительную роль для формирования инновационной среды играют инновационные агентства (таблица 3).
Наиболее слабым звеном в деятельности агентств является стимулирование совместной деятельности науки и производства. Минэкономразвития явилось инициатором создания 36 технологических платформ, охватывающих 13 наиболее значимых направлений экономического развития с целью объединения усилий государства, науки и бизнеса для ускорения процесса модернизации и технологического развития отечественной экономики. В них входят более 3500 научных и образовательных организаций, компаний и институтов развития. В определенной степени деятельность технологических платформ позволяет масштабировать результаты деятельности научно-исследовательских центров, ускорить продвижение результатов научных и прикладных исследований, коммерциализировать науку в целом. Однако активное участие в работе технологических платформ крупные компании чаще всего не принимают, что изначально ограничивает уровень их значимости и результативности функционирования [6].
Таблица 3
Российские агентства развития инноваций
Область сотрудничества |
Специализация |
Стратегические исследования |
Финансирование исследований в области фундаментальной и прикладной науки. Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд |
Финансирование инновационных компаний |
Прямое финансирование посредством предоставления кредитов, гарантий, грантов. Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации» |
Финансирование приоритетных направлений развития экономики |
Финансирование приоритетных национальных программ и групп компаний. Фонд развития интернет-инициатив |
Поддержка инновационных компаний |
Предоставление консультационных услуг инновационным компаниям центрами по передаче технологий, инкубаторами, технопарками. Инновационный центр «Сколково», технопарк «Мосгормаш» |
Объединение науки и производства |
Прямая поддержка объединений научных центров и бизнеса, стимулирование реализации совместных проектов. Технологические платформы по различным направлениям развития |
Решающая роль принадлежит государству и в области развития системы образования для формирования ключевых компетенций, необходимых для инновационного развития. Это касается не только разработки и внедрения в систему образования адаптированных к современным требованиям экономики образовательных стандартов и программ, но и создания условий для активной стажировки обучающихся и специалистов за рубежом для обмена опытом, получения знаний и их внедрения в работу отечественных компаний.
Согласно прогнозам Минэкономразвития к 2030 году около половины рабочих мест будут автоматизированы, что повлечет за собой необходимость получать новые знания и адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Причем такая необходимость будет возникать не единожды, а на протяжении всего периода трудовой деятельности граждан. Крупный бизнес частично решает эту задачу, создавая собственную систему переподготовки и повышения квалификации персонала, но основная доля затрат и ответственности лежит на государстве.
Меняется и сам подход к формированию компетенций. Наиболее востребованными становятся гибкость мышления, креативность и эмоциональный интеллект, что позволяет быстро воспринимать изменения бизнес-среды, творчески подходить к решению поставленных задач, находить иные способы достижения целей и продвигать свои идеи. Актуальным становится переход к иным системам образовательных услуг, таким как курсы по освоению отдельных компетенций, создание бескампусных вузов, более глубокое внедрение системы получения практических навыков по наиболее актуальным компетенциям будущего. Практически неосвоенными остаются такие компетенции как управление инновационными процессами, углубленная аналитика бизнес-среды, продвижение инновационных проектов на рынок капиталов.
Россия уже накопила большой опыт по развитию инновационной деятельности, сформировано понимание необходимости активного развития новаторства как наиболее значимого способа формирования передовой национальной экономики. В то же время еще остается много нерешенных задач, выполнение которой является сферой ответственности как государства, так и частного бизнеса.
Выводы (заключение)
Важнейшим фактором, определяющим уровень развития российских компаний и национальной экономики в целом, является уровень инновационного развития. Научный подход к формированию инновационных процессов предполагает оценку факторов, определяющих успех инновационной деятельности. Безусловным требованием к активному инновационному развитию компаний является целенаправленная эффективная поддержка государства, для чего необходимо определить наиболее значимые факторы успеха, поделив их на факторы спроса и факторы предложения. Такой детализированный подход позволяет не только оценить состояние и уровень влияния каждого из факторов на активизацию инновационных процессов в экономике, но и определить наиболее значимые направления государственной поддержки. Спрос возникает как внутри компании как необходимое условие ее развития, так и вне ее со стороны государства, других компаний и частных потребителей продукции. Предложение инноваций определяется состоянием четырех основных факторов, обеспечивающих ведение инновационной деятельности: финансовым обеспечением инновационной деятельности, наличием технологий и персонала, обладающего необходимыми компетенциями, развитой инфраструктурой, корпоративной культурой.
Наряду с другими факторами, уровень инновационного развития государства можно оценить по доле продукции отраслей в мировом ВВП. Несмотря на то, что доля российской продукции остается в целом крайне низкой, часть отраслей демонстрирует высокий уровень проникновения в мировую экономику, что свидетельствует о достаточно высоком уровне их развития. Передовые позиции занимает нефтегазовая отрасль, горнодобывающая промышленность, электроэнергетика, транспорт и сельское хозяйство. Они в первую очередь должны поддерживаться государством, поскольку служат локомотивом развития национальной экономики.
Роль государства в подготовке специалистов, обладающих инновационными компетенциями, заключается не только в разработки и внедрении в систему образования адаптированных к современным требованиям экономики образовательных стандартов. Необходимо создавать условия для активной стажировки обучающихся и специалистов за рубежом, переходить к иным системам образовательных услуг, позволяющим быстро воспринимать изменения бизнес-среды, творчески подходить к решению поставленных задач, находить альтернативные способы достижения целей.
Библиографическая ссылка
Соколова А.П., Кабанник Е.А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-1. – С. 86-94;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=943 (дата обращения: 21.11.2024).