Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БАНКРОТСТВА АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Горбунов Ю.В. 1 Горбунова А.Ю. 1 Межова Л.Н. 1 Родина Г.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Переход к рыночной экономике значительно ухудшил условия ведения аграрного бизнеса, что привело к обнищанию деревни, сокращению сельских поселений, износу коммуникаций, приходу в упадок социальной инфраструктуры. В настоящее время развитие сельскохозяйственных территорий является очень важной задачей, без которой невозможно обеспечить достойные условия жизни для людей, сохранить высококвалифицированные кадры, привлечь новых, в том числе, молодых специалистов в село, сделать сельский образ жизни привлекательным. Без решения этой задачи невозможно обеспечить аграрное производство главной производительной силой – работниками. Государство, начиная с 2002 года, с помощью реализации комплексных Федеральных целевых программ пытается решить эту задачу, но проблемы всё-таки остаются. Проблемы сельских территорий во многом обусловливаются отсутствием в должном количестве высокоприбыльных аграрных предприятий, способных выплачивать большие заработные платы своим работникам, обеспечивать им карьерный рост, вкладывать существенные ресурсы в развитие сельских поселений. Эти проблемы значительно усиливаются при банкротстве агарных организаций, что для этой отрасли не является редкостью. Наше исследование подтверждает, что зачастую предприятие, утратившее свою платежеспособность, способно её восстановить, продолжить и развить свою производственную деятельность, стать вновь мощным источником финансирования социальной инфраструктуры и жителей села.
банкротство
потеря платежеспособности
план финансового оздоровления
рейдерский захват
реестр требований кредиторов
1. Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901834635 (дата обращения: 26.11.2019).
2. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/post717-2012.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
3. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014– 2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016/ (дата обращения: 26.11.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/aNtAARsD8scrvdizD7rZAw0FaFjnA79v.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
5. Скупов Б. Без села город не проживет! Какое будущее у Госпрограммы развития сельских территорий? [Электронный ресурс]. URL: https://ardexpert.ru/article/16506 (дата обращения: 26.11.2019).
6. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12131539/ (дата обращения: 26.11.2019).
7. Приказ Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70771060/ (дата обращения: 26.11.2019).
8. Приказ Минпромэнерго России, Минэкономразвития России № 57/134 от 25 апреля 2007 г. «Об утверждении методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления» [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/documents/doc1180526791125] (дата обращения: 26.11.2019).
9. Постановление администрации Алтайского края «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» (с изменениями на 2 сентября 2019 года)» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/453122723 (дата обращения: 26.11.2019).
10. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Официальная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://akstat.gks.ru/folder/32996 (дата обращения: 26.11.2019).
11. Администрация Ракитовского сельсовета [Электронный ресурс]. URL: http://rssovet.ucoz.ru/index/statistika/0-11.

Проблемы, связанные с развитием сельского хозяйства страны, не сходят с «повестки дня» правительств федерального и регионального уровней, начиная с 1990-х годов. Причина этого – ухудшившиеся условия ведения аграрного производства, вызванные переходом к рыночной экономике, отказом от предыдущей системы поддержки села со стороны государства и отсутствием новых действенных механизмов, которые создавали бы условия для прибыльного аграрного бизнеса. Это ведет к обнищанию деревни, следствием которого явились – отток населения из сел, сокращение обрабатываемых земель, снижение уровня и качества жизни сельчан. Понимая необходимость системного решения накопившихся проблем, правительство, начиная с 2002 года принимает и реализует не отдельные проекты, направленные на локальные улучшения, а комплексные Федеральные целевые программы, предусматривающие системное развитие аграрного сектора. Это следующие программы: «Социальное развитие села до 2013 года» [1], «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» [2], «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» [3]. В 2019 году началась реализация новой государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», общее финансовое обеспечение которой составляет 2287996,6 миллионов рублей [4]. Несмотря на активное регулирование аграрного сектора со стороны государства экономическая, демографическая ситуация в сельской местности остаётся очень сложной. В целом по стране уровень безработицы на селе составляет 8 %, что примерно в два раза выше, чем в городе. Доля людей с доходами ниже прожиточного минимума – 20 %, в городе этот показатель составляет 11,2 %. Размер заработной платы у аграрников примерно в два раза ниже, чем у горожан [5]. Это определяет актуальность нахождения факторов, направлений, путей и методов развития аграрного производства и сельских территорий, предполагая, что это взаимосвязанные задачи.

Целью исследования является изучение возможностей предотвращение банкротства аграрных предприятий как одного из ведущих фактор развития сельскохозяйственных территорий.

Материал и методы исследования

В исследовании использовались общеэкономические методы: финансовый анализ вертикальный и горизонтальный, синтез и специфические методы исследования, применяемые в антикризисном управлении, предусмотренные Постановление Правительства «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа», Приказом Минфина РФ «Об утверждении порядка определения стоимости чистых активов», Приказом Минпромэнерго России, Минэкономразвития России «Об утверждении методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления» [6, 7, 8].

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие сельских территорий очень актуально для Алтайского края, имеющего ярко выраженную аграрную направленность. Регион занимает первое место в стране по площади пашни (6,5 млн га), четвёртое место по количеству крупнорогатого скота (830 тыс. голов). Более половины аграрной продукции, разной глубины переработки вывозится из края как в другие регионы страны, так и за рубеж. Почти половина населения края живет в сельской местности. На устойчивое развитие сельских территорий, начиная с 2003 года по 2019 год было направлено около 7,5 млрд рублей [9].

Но, несмотря на прилагаемые усилия, проблемы села остаются достаточно острыми. Они касаются вопросов квартир и домов сельских жителей. Растет площадь ветхого и аварийного жилья: с 598 тыс. м2 в 2005 году до 737 м2 в 2017 году.

Ветшает не только жильё, но и инженерная инфраструктура. Дома оснащены центральным водоснабжением только на 48,6 %, причем большая часть подаваемой воды не очищается должным образом, поэтому около 75 % населения сёл употребляют воду, не соответствующую нормам и стандартам. Около 31 % теплосетей, 37 % водопроводных сетей и 22 % канализационных сетей требуют замены. Уровень газификации домов и квартир природным газом составляет примерно 5 %, хотя этот показатель в среднем по сельским районам России равен 53 % [10].

Не меньшие проблемы в сёлах и с социальной инфраструктурой: образовательными, медицинскими, культурными учреждениями. Если, к тому же, учесть больший уровень безработицы, по сравнению с городским, меньшую заработную плату, то вполне понятно, почему люди уезжают из сёл. Доля сельских жителей в Алтайском крае неуклонно уменьшается. В 2002 году она составляла 46,8 %, в 2010 году – 45,3 %, в 2019 году – 43,3 %. С 2002 по 2019 год аграрный сектор Алтайского края покинуло более 81 тысячи человек. Уезжают, в первую очередь, молодые, работоспособные люди, что ведет к старению сельского населения. Если в 2002 году доля пожилых людей, живущих в селах Алтайского края составляла 25-27 % в зависимости от района, то в 2014 году она оставила 31–35 %. Аграрный сектор лишается основной производительной силы – человека [10].

Научное сообщество активно обсуждает поставленную проблему, анализирует причины, приведшие к сложившейся ситуации, возможные выходы из неё. Всеми признается, что решение проблемы возможно в плоскости комплексного, системного воздействия на развитие сельских территорий. И это воздействие должно осуществляться как на уровне макро-, мезо- и микроэкономики. Мы считаем нужным сосредоточить своё внимание на предотвращении банкротства аграрных предприятий, предполагая, что это мощный фактор развития сельскохозяйственных территорий. Прибыльные, процветающие хозяйства обеспечивают высокие доходы своим работникам, обеспечивающие достойный уровень жизни. Богатые аграрные предприятия вкладывают средства в развитие социальной инфраструктуры, делают посёлки комфортными для жителей пополняют налогами местные бюджеты. Убыточные организации не могут этого делать, зачастую разоряются, оставляя сельчан без работы, достойных доходов.

Итоги сельскохозяйственной переписи, проведенной в Алтайском крае в 2016 году, показали значительное уменьшение количества сельхозпроизводителей. В 2006 году крупных хозяйств насчитывалось около 1500 организаций, в 2016 году – всего 1087. Количество фермерских хозяйств в 2006 было 5500 единиц, осталось к 2016 году – 3500. За десять лет число аграрных предприятий в крае сократилось на 2413 единиц [10]. Снизилась доля прибыльных сельскохозяйственных организаций. Если в 2007 этот показатель равнялся 86,1 %, то к 2012 году он упал до 74,2 %.

Причины нерентабельности предприятий, ухода их с рынка разные. Они связаны и с негативными внешними факторами, и с внутренними проблемами организаций. Не уходят в прошлое и рейдерские захваты предприятий. Принудительное отчуждение собственности в аграрной сфере часто проходит с использованием института банкротства. Злоумышленники сначала разоряют хозяйство, доводят дело до распродажи имущества, которое скупают по дешевки. Проблема здесь не только в смене собственника незаконным путём, а в том, что организация зачастую перестаёт выпускать продукцию, обрабатывать земли, содержать скот. Люди теряют работу, социальная инфраструктура перестаёт финансироваться, сельскохозяйственная территория приходит в упадок.

Попытка рейдерского захвата была произведена по отношению сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз Ракитовский». Предприятие является основным и постоянным работодателем Сельского поселения Ракитовский сельсовет, образованного на базе села Ракиты Михайловского района Алтайского края в 2003 году. Общая площадь земель поселения – 52215 гектаров. В черте поселения – 544 гектара, за чертой поселения – 51671 гектар, из них сельскохозяйственного назначения – 37444 гектара, в том числе пашни 26652 гектара [11]. В сельском поселении в целом сохранена социальная инфраструктура, есть детский сад, школа, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, дом культуры. Несмотря на это, люда, начиная с 1990-х годов уезжают. Население в 2019 году составило 2119 человек. Причем, начиная с 1997 года по 2019 год оно сократилось на 711 человек, то есть более чем на четверть (рис. 1). 109 домов в селе брошены. Покидает село, прежде всего молодое, работоспособное, активное население. Из оставшихся жителей менее 30 % составляет рабочее население, остальные сельчане – это пенсионеры, дети, учащаяся неработающая молодежь, безработные (рис. 2) [11].

Предотвращение банкротства предприятия, где работает большая часть населения села, которое является основным поставщиком налогов в местный бюджет, жизненно важно для данной сельскохозяйственной территории. Анализ показал, что собственники организации – это члены сельскохозяйственного производственного кооператива (работники), 57 человек. Коллектив характеризуется высоким качеством работы, сотрудники удостаиваются профессиональных наград. На базе СПК «Колхоз Ракитовский» проводятся краевые и районные мероприятия по обучению работников сельского хозяйства. Кооператив является базой проведения научно-практической работы и районных семинаров специалистов животноводства. В 2011 году в рамках реализации краевой программы «100+100» по направлению «Развитие животноводства», СПК «Колхоз Ракитовский» провел реконструкцию и модернизацию животноводческой фермы на 200 голов, и приобрел доильное оборудование фирмы «Де Лаваль», что позволило увеличить валовый надой и улучшить качество сдаваемого молока, автоматизировать труд доярок. Инвестиции составили более 7 млн рублей. В организации работает 132 человека.

pic_gorbunov_1.wmf

Рис. 1. Динамика численности населения села Ракиты, человек

pic_gorbunov_2.wmf

Рис. 2. Доля работающего населения села Ракиты, данные на 2019 год, %

Средняя годовая производственная мощность производственного кооператива составляет:

– производство молока – 1070 тонн;

– производство мяса – 90 тонн;

– выращивание лошадей – 35 голов;

– производство пшеницы – 2500 тонн;

– производство подсолнечника – 870 тонн;

– производство овса – 180 тонн;

– производство ячменя – 190 тонн;

– производство гречихи – 200 тонн.

В июле 2018 года по отношению к организации начато дело о признании её банкротом. При изучении причин неплатёжеспособности нами выявлены признаки рейдерского захвата. Начиная с 2015 года, руководитель, в сговоре с организациями – выгодоприобретателями, подконтрольными профессиональному рейдеру, искусственно сформировал кредиторскую задолженность путём получения займов под 72 % годовых, вывел из производственного оборота земли, техники, значительно уменьшил выручку хозяйства. Результатом этих действий стало накопление к 2018 году задолженности в размете 74,4 млн руб., получению убытков в сумме 25,7 млн руб. (табл. 1). Задолженность по реестру требований кредиторов составила более 47 млн руб.

Работникам производственного кооператива в 2018 году удалось сменить руководителя, который организовал деятельность по спасению некогда процветающего хозяйства. Был разработан план финансового оздоровления этой организации. Реализация этого плана должна привести к достижению финансовых показателей, представленных в табл. 2.

План финансового оздоровления предполагает погашение задолженность по реестру требований кредиторов (табл. 3).

Реализация плана финансового оздоровления позволяет предотвратить банкротство сельскохозяйственного предприятия, сохранить 132 рабочих места, подготовить базу для создания дополнительно еще 12 рабочих мест за счет открытия пекарни в селе. Тем самым обеспечить доходами сельчан. Помимо этого, планируется выплатить в бюджет и внебюджетные фонды в течение 2020, 2021 годов более 33,4 млн рублей, часть из которых пойдет на благоустройство села, поддержание социальной инфраструктуры, что будет способствовать развитию сельскохозяйственной территории.

Таблица 1

Анализ финансовых результатов деятельности организации, тыс. руб.

Показатель

2015

2016

2017

2018

Совокупные активы (пассивы)

166 439

157 283

153 700

146 867

Скорректированные внеоборотные активы

66 240

63 949

41 835

42 563

Оборотные активы

100 199

93 334

111 865

104 304

Ликвидные активы

114

863

106

406

Наиболее ликвидные оборотные активы

82

624

56

56

Дебиторская задолженность

6 308

5 820

3 151

8 774

Собственные средства

91 912

97 599

83 363

72 380

Обязательства должника

74 527

59 684

70 337

74 487

Долгосрочные обязательства должника

43 793

38 503

29 330

28 630

Текущие обязательства должника

30 734

21 181

41 007

45 857

Выручка нетто

47 000

12 644

32 997

73 644

Валовая выручка

47 000

12 644

32 997

73 644

Среднемесячная выручка

5 222

4 215

3 666

6 137

Чистая прибыль (убыток)

–1 996

–595

–6 947

–25 731

Таблица 2

Прогнозируемые финансовые показатели организации, тыс. руб.

Показатель

Октябрь 2019 –

ноябрь 2020

Октябрь 2020 –

октябрь 2021

Производство мяса

Доходы

8 431

13 423

Расходы

7 796

13 461

Производство молока

Доходы

22 698

22 698

Расходы

12 163

12 163

Выращивание лошадей

Доходы

1 100

500

Расходы

189

155

Растениеводство

Доходы

44 160

145 189

Расходы

20 838

20 838

Аренда недвижимости (доходы)

152

152

Аренда земли (расходы)

5 559

6 670

Прочие расходы

2 209

2 209

Итого доходов

76 541

181 962

Итого расходов

46 545

53 287

Доходы за вычетом расходов

29 996

128 675

Единый сельскохозяйственный налог

1 079

4 041

Чистая прибыль

28 917

124 634

Таблица 3

Источники выплат задолженности по реестру требований кредиторов

Наименование показателя

Значение, тыс. руб.

Прибыль от текущей деятельности (2020 г.)

35 867,0

Взыскание дебиторской задолженности

1 506, 0

Реализация имущества, не используемого в производстве

16 220,

Итого источников выплат

53 593,0

Требования кредиторов по реестру

47 026, 6

Резерв на непредвиденные обстоятельства и инвестиции

6 566,4

Выводы

Экономические, социальные, демографические проблемы сельских территорий во многом обуславливаются отсутствием в должном объеме высокоприбыльных аграрных предприятий, способных выплачивать большие заработные платы своим работникам, обеспечивать им карьерный рост, вкладывать существенные ресурсы в развитие сельских поселений. Эти проблемы значительно усиливаются при банкротстве агарных организаций, что для этой отрасли не является редкостью. Но наше исследование подтверждает, что зачастую предприятие, утратившее свою платежеспособность, способно её восстановить, продолжить и развить свою производственную деятельность, стать вновь мощным источником финансирования социальной инфраструктуры и жителей села. Предотвращение банкротства аграрных предприятий является мощным фактором развития сельскохозяйственных территорий.


Библиографическая ссылка

Горбунов Ю.В., Горбунова А.Ю., Межова Л.Н., Родина Г.Е. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БАНКРОТСТВА АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-3. – С. 12-18;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=902 (дата обращения: 06.12.2024).