Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ларина Р.Н. 1 Старых С.А. 1 Бароян А.А. 1
1 Юго-Западный государственный университет
Качественное территориальное управление регионом является на сегодняшний день одним из самых эффективных инструментов развития. Местное самоуправление играет ключевую роль в развитии и совершенствовании методологии и принципов управления социально-экономическим развитием региона. Государственные программы развития, Стратегии развития, краткосрочные и долгосрочные планы могут выступать в качестве косвенных регуляторов деятельности всех субъектов, существующих в регионе, направляя их на эффективный путь развития и совершенствования. Создание социально ориентированной рыночной экономики является для современной России острой необходимостью и в настоящее время перед органами управления ставится задача теоретического и практического усовершенствования методов управления социально-экономическим развитием региональных единиц, а также всесторонней оценки сложившейся ситуации на экономическом пространстве. В связи с этим, реализация установленных планов всестороннего развития муниципальных образований подразумевает разделение их на отдельные мероприятия. Разработка Стратегий развития предполагает необходимых выполнения мероприятий и действий, которые помогут всесторонне и комплексно достигать поставленных задач, устранять существующие проблемы, разрабатывать перспективы для будущего развития региона. В данной статье будут рассмотрены современные методы управления социально-экономическим развитием региона на примере Курской области.
регион
развитие
инвестиционная привлекательность
метод
управление
экономика
механизм
1. Минакова И.В., Быковская Е.И., Харланова В.Н., Реутова Ю.И. Государственное управление современным социально-экономическим развитием: мифы и реальность // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2. С. 124–129.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 14.11.2019).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/ (дата обращения: 12.11.2019).
4. Солодухина О.И. Анализ эффективности формирования и использования региональных активов // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 81–84.
5. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://adm.rkursk.ru (дата обращения: 10.11.2019).
6. Минакова И.В., Быковская Е.И., Гололобова М.А., Бароян А.А. Системная инвестиционная политика государства как важнейшее условие развития российской экономики // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. Курск. 2019. С. 312–316.
7. Минакова И.В., Гололобова М.А., Быковская Е.И. Факторы, ограничивающие социальное и экономическое развитие России // В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики // Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 26–31.
8. Солодухина О.И. Содержание, цели и задачи государственной политики управления использованием региональных активов // В сборнике: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 57–60.

Введение

В научной практике определение методики управления региональным развитием разными учеными трактуется по-своему, однако общие принципы и способы управления остаются неизменными.

Если обобщить известные трактовки данного механизма, то можно прийти к выводу, что метод управленческой деятельности – это совокупность приемов оценки и анализа ситуаций и процессов, существующих в практике деятельности объекта исследования, а также применение правовых, организационно-регулирующих мер воздействия на микро и макро-процессы, протекающие в том или ином периоде времени.

Целью исследования являлся обзор и анализ современного состояния механизма применения методов управления социально-экономическим развитием региона на примере Курской области.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования является существующие на сегодняшний день механизмы управления экономикой региона в Курской области.

Для проведения комплексного рассмотрения современной методики управления развитием региона использовались следующие методы исследования: метод индукции, метод сопоставления, отбора и обзора литературных и других источников информации и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, региональное управление на сегодняшний день – это регулирование процессов экономического, социального, демографического, технологического развития региона, рассматриваемое в пределах определенной территориальной единицы в обозначенный период времени.

Регулирование данных сфер жизни общества всегда должно быть направлено на положительное, прогрессирующее изменение показателей, характеризующих уровень существования региональной единицы в целом.

К таким показателям можно отнести: уровень занятости и безработицы, индекс производства и потребления, уровень инвестирования в основной капитал, строительство жилых домов, миграционный прирост и убыль населения и т.д.

Целесообразность применения конкретных методов управления социальным и экономическим развитием определенной региональной единицы чаще всего исходит из особенностей построения взаимоотношений между субъектами, которые называются «механизм».

Такое определение можно проанализировать как сложноорганизованную систему.

В современной практике управление экономикой региона, а также другими сферами жизни общества осуществляется с помощью основных методов и принципов научного познания. Среди них выделяют такие методы как: метод прогнозирования, метод математического моделирования экономических процессов, метод математического программирования, статистический метод и др.

Однако, как показывает современная практика, многим регионам в РФ сегодня требуется новые движущие механизмы управления. Такие механизмы должны качественно изменить путь развития и совершенствования ситуации в регионах в различных отраслях и сферах жизни общества.

Для эффективного управления регионами государство разрабатывает стратегические планы построения деятельности региона. Эти планы можно отнести к административным методам управления. В основу такого рода планов обычно входит выстраивание отношений, направленных на получение взаимовыгодного результата, которые включают в себя определенную свободу каждого из субъектов в области принятия общего решения [1].

Административные методы управления, или так называемые методы организационно – административного характера, – это методы, которые обычно включают в себя определенные поведенческие принципы, индикаторы деятельности органов управления. Такие методы используются в отношениях «руководитель-подчиненный».

Для успешной работы всех региональных образований и структур органы власти действуют как регуляторы, используя при этом методы и способы административного характера. Их работа направлена на построение путей эффективного развития и совершенствования, не препятствующих прямой деятельности организаций и предприятий, а также рынка и других самостоятельных образований региона.

В то же время, контролирующие органы власти должны предоставлять возможность самостоятельного социально-экономического развития для региона.

Для характеристики административной деятельности органов управления выделяют возможность применения ответственности по отношению к тем субъектам, которые отказываются выполнять обязательные для всех предписания.

Региональные органы власти имеют достаточно широкий круг полномочий в области применения административных методов управления. Такие методы могут оказывать воздействие как на работу отдельных хозяйствующих субъектов региона, так и на экономику региона в общем.

Методы административного характера управления экономическим развитием основаны на выполнении установленных предписаний, с помощью них органы власти могут воздействовать на организации и предприятия, не выполняющие такие предписания.

Административные методы управления на практике могут выражаться в форме следующих действий:

– регламентация правил, регулирующих деятельность фирм и предприятий региона различных форм собственности;

– вынесение постановлений и распоряжений административного характера, обязательных к исполнению;

– контроль и надзор за исполнением поставленных задач.

В современной практике наиболее действенным способом влияния на региональное развитие в административной форме является:

– непосредственное участие в деятельности фирмы;

– предоставление прямых субсидий и субвенций производителям, за счет чего они могут производить новые разновидности товаров, тем самым формируя спрос на отдельные категории товаров;

- регулирование выпуска некоторых видов товаров.

Вышеуказанные методы влияния на экономическое развитие региона и их формы оказывают непосредственное воздействие на объект управления с целью координации его деятельности и всестороннего совершенствования.

Как написано в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ, и в Федеральном законе «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ5, у региональных органов власти есть право использовать в процессе управления широкий набор административных методов управления экономическим и социальным развитием региона [2, 3].

Государственные органы власти во время регулирования деятельности различных структурных единиц регионов Российской Федерации могут оказывать особое влияние на основные процессы, происходящие в экономико-социальной сфере. Это может быть расширение и развитие организаций и предприятий, как государственных, так и частных фирм, их приватизация, а также поиск новых возможностей для появления предприятий в регионе. Инвестирование в экономику также является одним из приоритетных направлений развития региона [4].

Помимо методов административного влияния, необходимо учитывать и другие способы регулирования экономического развития. Экономические методы управления являются одними из самых действенных и часто используемых на сегодняшний день.

Экономические методы управления – это методы, которые основаны на базовых принципах организационного поведения и оказывают косвенное влияние на объект управления, ориентируясь на выбор вариантов стратегии развития экономики.

Существуют специальные регуляторы экономических процессов, помогающие настраивать экономику региона на необходимый путь совершенствования, не прибегая при этом к прямому воздействию со стороны органов власти [5].

Рассматривая практику взаимодействия органов региональной власти и других субъектов экономических отношений, видно, что их совместная работа основана на выполнении обязательств, предписанных для каждого из них. Такие предписания базируются на основе договорных обязательств.

Для более подробного изучения экономических методов управления можно рассмотреть разработку Стратегий социального и экономического развития региона.

Стратегии социально-экономического развития разрабатываются и предоставляются на утверждение в Правительство РФ региональными органами власти.

Так, например, Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года направлена на развитие региона по двум сценариям:

– сценарий «инерционного» развития;

– сценарий «инновационно-прорывного пути» [6].

В основу «инновационно-прорывного пути» вложены принципы основательной диверсификации экономики, а также структурных изменений в сторону обрабатывающей промышленности и сектора услуг.

Стратегия социально-экономического развития Курской области предусматривает три пути развития региона:

– «Ресурсный регион». Данный путь развития предполагает, что роль ведущих отраслей экономики должна быть оставлена за областью электроэнергетики и черной металлургии.

– «Индустриально-инновационный центр» подразумевает активную поддержку проектов реального сектора экономики и других отраслей деятельности, а также движение по инновационному пути совершенствования региона в целом.

– «Возвращение региону промышленного статуса». Этот путь означает, что Курская область может стать «продовольственный центром» России, для этого необходимо активное внедрение инновационных технологий в производственный комплекс для выпуска конкурентоспособной продукции.

Стратегия основывается на необходимости решения важнейших проблем региона, оценивании сопутствующих рисков, а также принятии во внимание ресурсного потенциала области. Все это поможет устранить имеющиеся проблемы и определить основные «точки роста», способные подтолкнуть экономику региона к активному совершенствованию. К таким «точкам роста» можно отнести развитие строительства и промышленности строительных материалов.

Стратегию планировалось реализовать в три этапа:

1 этап – разработка законодательной базы, программ развития региона (2007-2010 гг.).

2 этап – запуск проектов развития региона (2010-2015 гг.).

3 этап – завершение основных проектов развития региона, подведение итогов реализации Стратегии (2015- 2020 гг.)

Основным прогрессивным результатом выполнения Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2020 года стало освоение нового пространства для сектора экономики, выход на более высокий уровень социально-экономического развития региона.

Если провести краткий обзор изменений, произошедших в Курской области в рассматриваемых период, то можно оценить достигнутый уровень социально-экономического развития региона.

В 2019 году по основным макро- и микроэкономическим показателям наблюдается положительная тенденция. Так, индекс промышленного производства составил 100,2 %.

Агропромышленный комплекс, а в особенности, сельское хозяйство, остаются приоритетными сферами экономики, продолжают формировать агропродовольственный рынок, а также продовольственную безопасность и трудовой потенциал сельских территорий.

Ожидаемый уровень производства сельскохозяйственной продукции составит в объеме 135,4 млрд. руб., а индекс производства такой продукции планируется в 2019 году на уровне 100,4 %.

В инвестиционном секторе также наблюдается положительная динамика. Так, за 1 полугодие 2019 года инвестиции в основной капитал освоены в объеме 43,3 млн.руб. (103,7 % к соответствующему периоду в 2018 году).

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий Курской области оценивается положительно: за период январь-август 2019 года получен финансовый результат в размере 66,3 млрд. руб. (152,3 % к соответствующему периоду в 2018 году).

Прибыль организаций составила 70 млрд. руб. (144,3 % к январю-августу 2018 года). Доля прибыльных организаций в целом составила 68, 4 % (69,7 % – за январь-август 2018 года).

В целом положительный финансовый результат по области в реальном секторе экономики Курской области оценивают в 109, 5 млрд. руб. (122,0 % к 2018 году).

В 2020 году ожидается повышение темпов роста инвестиций в основной капитал. Это станет главным фактором экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом [7].

На сегодняшний день выполнение стратегии является важнейшим приоритетом для каждой области РФ. Ведь успех в их реализации и достижении поставленных целей главным образом отразится на жизни регионов, это будет главным показателем деятельности органов региональной власти для федерального центра и станет основанием для определения дальнейших федеральных субсидий и субвенций.

Механизм управления социально-экономическим развитием региона – это, в первую очередь, совокупность норм, включающих в себя меры правового, организационного, информационного и административного характера, которые помогают осуществить эффективное воздействие на процессы всестороннего развития региона.

Можно выделить основные элементы, входящие в систему регулирования и управления развитием региональной единицы:

– обозначенные цели и вытекающие из них задачи устойчивого и прогрессивного развития региона;

– направленность регионов на процесс самостоятельного развития;

– в основе управления должны лежать универсальные функции управления, такие как планирование, организация, регулирование, контроль и мотивация;

– субъектом управления должен выступать орган власти, выполняющий функции регулятора в соответствии с целями развития и поставленными задачами объекта регулирования;

– взаимосвязь факторов производства в процессе социально-экономического развития;

– для достижения поставленных целей необходимо использовать все имеющиеся в наличии ресурсы: кадровые, информационные, материально-технические [8].

Вывод

Так как в современной практике существует неоднородность социально-экономического развития регионов, необходимо использовать в комплексе все имеющиеся методы управления. Наличие в определенном регионе комплекса ресурсов, факторов, продуктов особенно определяет общую направленность социально-экономического развития и принципы управления этими процессами на уровне региона.

Особая роль в развитии механизма управления всесторонним развитием региона должна быть отдана оцениванию состояния социально-экономического статуса муниципальных образований региона.

Таким образом, совокупность существующих методов оценки ситуации в регионах РФ позволит качественно повысить уровень развития каждой региональной единицы, а также страны в целом, проводя мониторинг процессов, протекающих в том или ином объекте исследования, что позволит в будущем поднять регион на новую ступень инвестиционной привлекательности.


Библиографическая ссылка

Ларина Р.Н., Старых С.А., Бароян А.А. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – С. 115-120;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=884 (дата обращения: 22.05.2024).