Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РФ

Коварда В.В. 1 Болычева Е.А. 1 Гололобова М.А. 1
1 Юго-Западный государственный университет
В статье рассматриваются перспективы пространственного развития России посредством стимулирования специализаций каждого региона. В связи с этим, анализируется удельный вес отдельных регионов в общероссийские значения социально-экономических показателей, тем самым определяются наиболее развитые отрасли в исследуемых территориях. В результате выявлено, что ряд субъектов РФ вносят наибольший вклад в экономику России посредством производства продукции сельского хозяйства (Курская область, Белгородская область), другие имеют ярко выраженный характер по добыче полезных ископаемых (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), третьи многосторонне развиты (например, Московская область: обрабатывающее производство, водоснабжение и водоотведение, сельское хозяйство). Особое место занимают города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург – имеют значительный удельный вес в экономике России посредством концентрации научного и производственного капитала, а также размещением головных офисов крупных компаний (осуществляющих деятельность в других регионах). В связи с этим, при формировании и реализации государственной политики пространственного развития необходимо ориентироваться на направления специализации каждого субъекта РФ с определением его возможностей включения в региональные, национальные и международные цепочки создания стоимости. Интерес представляет формирование макрорегионов в КНР, вследствие чего перераспределяется нагрузка на входящие в его состав субъекты. В России законодательно макрорегионы сформированы в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, однако, ввиду незначительного периода действия данного документа значительного эффекта пока не получено. В перспективе целесообразна выработка стратегий развития эндогенных факторов экономического роста территорий.
регион
государственная политика
специализация регионов
пространственное развитие
инструменты государственного регулирования
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 02.12.2019).
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 07.12.2019).
3. Коварда В.В. Анализ влияния территорий с особым правовым статусом на развитие региональных социально-экономических систем России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 11. С. 2039–2057.
4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 08.12.2019).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 06.12.2019).
6. Тихомиров М.Е. Исследование роли таможенно-логистических терминалов в развитии приграничных регионов России (на примере Курской области) // Вестник Евразийской науки. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/55ECVN618.pdf (дата обращения: 06.12.2019).
7. Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая: монография / под науч. рук. В.А. Ильина, А.А. Шабуновой, К.А. Гулина, Д. Мао. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. 402 с.
8. Перечень особых экономических зон: справочная информация. (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98622/ (дата обращения: 06.12.2019).
9. Территории опережающего социально-экономического развития: справочная информация (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293862/ (дата обращения: 06.12.2019).

Введение

Современный этап характеризуется значительной дифференциацией в уровнях социально-экономического развития субъектов РФ, что отмечено в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1]. При этом, органы исполнительной и законодательной власти федерального уровня постоянно стремятся к выравниванию регионов по степени развития, осуществляя прямое финансирования (в т.ч. трансферты в форме дотаций, субсидий и т.п. [2]), либо создавая благоприятные условия для предпринимательской деятельности (например, создание территорий с особым правовым статусом для резидентов) [3]. Также, при оценке эффективности деятельности органов власти субъектов РФ, осуществляемой посредством системы показателей, предусмотрено выделение грантов тем регионам, которые демонстрируют наибольшие показатели роста.

Таким образом, в рамках регионального развития используется система инструментов и механизмов государственного стимулирования, сочетающих как прямое воздействие или поощрение экономического роста косвенными методами, так и создание конкурентной среды между территориями.

Однако, следует отметить недостаточность системного подхода при формировании государственной политики регионального развития – отсутствует единое целеполагание при разработке и внедрении конкретных методов и инструментов. В этом аспекте некоторые эксперты отмечают в качестве положительного момента утверждение Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, в которой отмечены перспективные экономические специализации каждого субъекта РФ [4]. При этом, важным представляется поэтапность (постепенность) развития указанных специализаций, т.к. они приведены без соответствующих технико-экономических расчетов и, порой, не всегда могут быть выделены на общероссийском уровне (отражают ресурсный потенциал территории в перспективе).

В результате, можно сделать вывод, что пространственное развитие России необходимо осуществлять посредством районирования, развития сложившейся специализации и вовлечение в региональные, национальные и международные цепочки создания стоимости, а также эффективного использования потенциалов регионов.

Цель исследования

В связи с вышесказанным была поставлена цель проанализировать степень различия специализаций регионов РФ и исследовать основные направления совершенствования государственной политики регионального развития посредством определения перспективных специализаций субъектов РФ.

Материал и методы исследования

В качестве материала для подготовки научной статьи выступали нормативно-правовые документы, размещенные в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», статистические данные Росстата, информационные материалы органов власти, труды российских ученых. Исследование проводится посредством методов анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время за каждым регионом России закрепилась некоторая специализация, которую можно проследить по удельному весу конкретного показателя в общероссийских значениях. При этом, значительная часть субъектов РФ имеет невысокие значения при наличии потенциала роста, другие, напротив, обладают существенными для страны значениями. Так, например, г. Москва по уровню ВРП в 2016 г. занимала первой место в России с величиной 20,6 % (т.е. пятая часть ВВП страны формируется в г. Москва). Аналогичная ситуация касается и такого показателя, как «добыча полезных ископаемых», который по состоянию на 2016 г. составил 9,14 %. Фактически, данный момент связан с тем, что многие крупные компании, осуществляющие свою деятельность в других субъектах РФ, зарегистрированы в г. Москва, и уплачивают там значительную часть налогов (13,9 % в Федеральный бюджет РФ от общероссийского значения в 2017 г.) [5].

При этом по доле субъекта РФ в общероссийских значениях показателей можно выделить первичную (сложившуюся в настоящее время, без учета, порой, ряда потенциальных направлений) специализацию в России. Так, например, в Курской области преобладает сельское хозяйство (2,6 % в 2017 г. в РФ) и производство электроэнергии (1,12 %), что вполне объяснимо и связано с потенциалом региона – черноземные почвы (растениеводство – 2,9 %) и наличие атомной электростанции (АЭС) (в настоящее осуществляется строительство АЭС-2). В Белгородской области преобладает сельское хозяйство (4,4 %), а также обрабатывающие производства (1,62 %). В то же время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра преобладает добыча полезных ископаемых (21,44 % общероссийского значения), продукция обрабатывающего производства составила в 2017 г. 1,38 %, производства электроэнергии, паром и газом составило 4,01 %, а сельское хозяйство ввиду географических и природно-климатических особенностей региона не развито (рис. 1). При этом, вышеотмеченный субъект РФ обеспечивал в 2017 г. 21,7 % всех поступлений налогов в федеральный бюджет РФ.

В Вологодской области также недостаточно развито сельское хозяйство, но продукция обрабатывающих производств составила в 2017 г. 1,48 %, в Тверской области – обеспечение электричеством, газом и паром – 1,76 %. В г. Санкт-Петербург преобладает производство продукции обрабатывающей промышленности (5,73 %), обеспечение электроэнергией, газом и паром (3,98 %), водоснабжение, водоотведение и т.д. (5,66 %), при этом также недостаточное обеспечение сельскохозяйственной продукцией собственного производства.

kovard1.wmf

Рис. 1. Удельный вес отдельных субъектов РФ в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2017 г. (в процентах)

Таким образом, по результатам поверхностного анализа можно предложить дальнейшее развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Курской и Белгородской областях с целью обеспечения более северных субъектов РФ, таких как Тверская и Вологодская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Санкт-Петербург (данный посыл приобретает особую важность в контексте импортозамещения). В свою очередь, некоторые из вышеперечисленных регионов имеют специализацию в обрабатывающей промышленности, что вызывает необходимость стимулирования развития данных направлений с целью обеспечения других регионов.

В дальнейшем следует проанализировать потенциальные возможности каждого региона в императиве развития новых направлений деятельности. Так, например, Курская область обладает транзитным потенциалом (через регион проходит участок трассы «Москва-Симферополь», а также автодорога по направлению в столицу Украины г. Киев) [6], перспективами развития сельского хозяйства и переработки с/х сырья в направлении расширения и углубления, а также включения предприятий и организаций в региональные, национальные и международные цепочки создания стоимости.

В этом аспекте необходимо стимулирование развития предпринимательского климата в двух взаимодополняющих векторах (рис. 2).

Таким образом, с одной стороны развитие инвестиционной привлекательности региона посредством активизации эндогенных факторов роста (прежде всего, за счет использования потенциала) должно быть подкреплено достаточной инвестиционной активностью, с другой стороны. В данном случае возможно использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) с целью расширения инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

В рамках расширения специализации и кооперации регионов страны интерес представляет опыт КНР по преодолению значительной дифференциации в уровнях социально-экономического развития регионов. Так, в 2015 г. были одобрены основные положение синергетического развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй (своеобразный макрорегион), в рамках которого предусмотрена децентрализация Пекина, интеграция транспортной инфраструктуры, экологической защиты окружающей среды, модернизации промышленности и других ключевых секторов [7]. В результате различные по уровню экономического развития и урбанизации регионы должны достигнуть состояния сбалансированности: часть производственных мощностей и специалистов из Пекина будет перенаправлено в соседние территории (входящие в макрорегион), что позволит увеличить долю городского населения в них и, в целом, расширить степень индустриализации, которая повлечет рост качества жизни. В свою очередь, Пекин получит возможность снизить уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду и создать зоны релаксации в городе (лесо-парковые ареалы и т.п.).

kovard2.wmf

Рис. 2. Основные принципы развития благоприятного предпринимательского климата

В России административными мерами такие проекты не реализуется, однако в процессе развития можно наблюдать относительное влияние более экономически развитых субъектов РФ на относительно менее развитые, например, г. Москва на соседние территории. Так, исходя из рис. 1 видно, что соседний регион относительно города федерального значения Москва – Московская область – также демонстрирует относительно высокие показатели в общероссийском масштабе. В 2017 г. удельный вес региона по продукции обрабатывающих производств составил 6,01 %, обеспечении электроэнергией, газом и паром – 5,19 %, водоснабжение, водоотведение и т.п. – 7,07 %, продукции сельского хозяйства – 1,7 %. Однако в следующем регионе (после Московской области) – Тульской области – в 2017 г. отсутствовали показатели, по которым субъект РФ занимал более 1 % удельного веса в общероссийских значениях. В то же время, вышеотмеченная территория является крупным разработчиком и производителем оружия, соответственно, обладает научным, технологическим и техническим потенциалом, который, вероятнее всего, недостаточно используется. В этом случае важно отметить, что в регионе применяются экономические инструменты косвенного воздействия в целях повышения инвестиционной привлекательности (Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 № 302 создана особая экономическая зона «Узловая», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 г. № 430 создана территория опережающего социально-экономического развития «Алексин» [8, 9]). Однако, в целях придания синергетического эффекта возможно рассмотрения кооперации с более экономически развитыми Московской областью и г. Москва.

Таким образом, при формировании региональных стратегий социально-экономического роста необходимо отталкиваться от стратегии пространственного развития России, и, соответственно с этим, органам власти следует осуществлять разработку и реализацию методов и инструментов стимулирования. При этом, инвестиционные стратегии должны быть разделены на два взаимодополняющих и взаимодействующих направления: развитие существующего потенциала и производство «новой» (для региона) продукции (рис. 3).

В данном случае, алгоритм действий направлен на интеграцию каждого субъекта РФ в общероссийскую пространственную карту посредством выделения сфер деятельности, в которых регион более эффективным образом использует имеющиеся ресурсы. Если же территория не обладает ярко выраженной специализацией, то рассматривается ее потенциал, который может быть реализован в первую очередь. В противном случае, первоначально развиваются сферы деятельности в соответствии со специализацией, а потенциал в виде эндогенных факторов постепенно включается в функционирование территориально социально-экономической системы.

В конечном итоге, реализация государственной политики регионального развития должно быть согласовано со Стратегией пространственного развития и осуществляться по двум основным направлениям: расширение существующих специализаций и активизация потенциальных возможностей субъектов РФ (рис. 4).

kovard3.wmf

Рис. 3. Стратегические направления развития региональных социально-экономических систем в аспекте повышения привлекательности

kovard4.wmf

Рис. 4. Основные этапы реализации стратегии пространственного развития России в векторе стимулирования развития специализаций

Следует отметить, что этапы могут осуществляться параллельно или последовательно. На первом первоначально проводится формирование системы специализаций регионов РФ, а также по удельным показателям в общероссийских значениях (или ассортименту вывозимой продукции в соседние субъекты России или за границу страны) определяются приоритетные направления развития. В данном случае должен быть соблюден принцип сбалансированного пространственного развития, а также ключевые ориентиры в области импортозамещения. Следующим шагом является разработка и реализация системы мер и инструментов по стимулированию отраслей специализации.

На втором этапе осуществляется анализ потенциала конкретного субъекта РФ, выявляются эндогенные факторы роста (например, транзитный потенциал, рекреационный и т.д.), исходя из чего разрабатывается пространственная карта распределения перспективных отраслей и секторов экономики (элемент планирования). В дальнейшем формируется система мер по стимулированию развития потенциальных специализаций.

Важной составляющей приведенной схемы является налаживание и развитие межрегиональной кооперации. В результате произойдет постепенное изменение структуры экономики в направлении производства продукции высокой степени переработки и технологичных отраслей (в Стратегии экономической безопасности РФ в качестве одной из основных угроз указано исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития и снижение роли традиционных факторов экономического роста, т.е. отмечена недостаточность сложившейся структуры экономики).

Заключение

В заключении следует отметить необходимость направлять усилия на формирование региональных специализаций в рамках стратегии пространственного развития России. При этом особое внимание целесообразно уделять не только сложившимся специализациям, но и перспективным (исходя из потенциала конкретного региона и кооперационных связей), что повлечет изменение структуры экономики от сырьевой направленности к производству технологичных товаров и услуг.


Библиографическая ссылка

Коварда В.В., Болычева Е.А., Гололобова М.А. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – С. 101-107;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=882 (дата обращения: 21.11.2024).