Введение
В современных условиях для предотвращения появления кризисных явлений возникает необходимость пересмотра действующих положений бухгалтерского учета с последующим созданием действенного инструмента для развития бескризисных экономических отношений. Одним из возможных направлений является исламская модель ведения бухгалтерского учета, основные положения которой способствуют построению бескризисной экономики, а также обеспечивают устойчивое развитие общества.
«Исламская экономическая модель представляет собой систему хозяйствования в соответствии с нормами и принципами мусульманского права» [2]. «Информационные потребности институтов исламской экономической модели обеспечивает «исламская модель бухгалтерского учета». Для выполнения своих основных функций, исламский бухгалтерский учет должен обеспечить решение задач, которые определены исламской экономической моделью и отвечают основным ее принципам» [4].
Развитие исламских банков и других исламских финансовых учреждений делает необходимым ведения бухгалтерского учета по исламским принципам
На встрече с Президентом ИБР Мохаммедом Али аль Мадани Председатель Центробанка РФ Э. Набиуллина и заявила, что «Россия проявляет большой интерес к принципам работы исламского банкинга, и одна из задач – понять, как эти принципы можно адаптировать к российской финансовой системе» [7].
Поэтому исследование исламской модели бухгалтерского учета в современных условиях становится особенно актуальным
Цель исследования
Целью исследования является раскрыть принципы исламской модели бухгалтерского учета, стандарты, регулирующие бухгалтерский учет, аудит и этические нормы в области шариата и управления международными исламскими финансами.
Материал и методы исследования
Материалом для подготовки статьи послужили работы российских и зарубежных ученых. Методологическую основу исследования составили теоретические методы и исследования, научной абстракции, анализа и синтеза, обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Регулирование бухгалтерского учета является наиболее актуальным вопросом в каждой стране мира, но особенное значение оно имеет в странах распространения ислама исходя из особенностей развития их правовой системы, которая связана с доминирование религиозного фактора.
По утверждению Харисова Ф.И и других «финансовый учет играет важную роль в исламской финансовой системе в части регулирования и создания гармоничной интеграции между различными сторонами, участвующими в осуществлении хозяйственных операций. Бухгалтерский учет в исламских финансовых учреждениях нацелен на формирование информации, исходя из которой пользователи финансовой отчетности оценивают степень реализации исламскими организациями прав и обязанностей всех заинтересованных сторон в соответствии с принципами шариата – системы нравственных ценностей ислама» [11]. Международный уровень регулирования бухгалтерского учета в странах зоны распространения ислама связан с созданием и функционированием Исламской академии правоведения (ФИКХ), действующей при Организации исламской конференции. Разработка и принятие ряда постановлений, регулирующих проблемы информированности участников хозяйственных отношений, функционирования субъектов ведения хозяйства и ряда объектов бухгалтерского учета, особенно в части права собственности и оценки связано с деятельностью указанной организации. Развитие экономики, возникновение относительно новых экономических субъектов, финансовых институтов, в том числе и исламских банков обусловило потребность в адекватной, достоверной и уместной информации для пользователей бухгалтерской отчетности. и как следствие необходимость разработки соответствующей модели бухгалтерского учета и отчетности, которая одновременно отвечала постулатам шариата, учитывала уникальные характеристики исламских банков и интересы пользователей учетной информации. В целях разработки основных принципов бухгалтерской отчетности исламских финансовых институтов в 1991 г. была создана Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений (ААОИФИ, Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI). В разработке и введении стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности участвует именно Организация по учету и аудиту операций исламских финансовых институтов (AAOIFI).
«В настоящее время ею уже выпущено, в общей сложности, 100 стандартов в области шариата, учета, аудита, этики и управления международными исламскими финансами. Деятельность данной организации поддерживается более чем в 45 странах государственными органами, включая центральные банки и иные регулирующие органы, финансовые учреждения, бухгалтерские, аудиторские и юридические фирмы. Разработанные организацией стандарты используют в настоящее время всеми ведущими исламскими финансовыми институтами и создают основу для гармонизации международной практики исламских финансов [по 8, с. 141]. «Помимо основных стандартов, в действие введены 5 стандартов для аудиторской деятельности, 7 – для управленческой деятельности и 2 этических стандарта» [4, с. 277].
Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов является некоммерческой организацией, созданная для поддержки и развития стандартов бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов и других участников хозяйственной деятельности в странах распространения ислама. Основной целью работы организации является обеспечение соответствующего регулирования учетного отображения всей деятельности хозяйственных субъектов, регламентированного принципами шариата, на котором держаться все финансовые и нефинансовые отношения мусульман. Основателями и членами данной организации определяются соответствующие стандарты не только бухгалтерского учета, но и управления, этики, операций и инвестиций. Как отмечают Харисова Ф.И. и Курбанова Г.К. «подход, использованный при разработке Концепции ААОИФИ, включает следующие ключевые принципы:
- установление таких концепций бухгалтерского учета, ранее разработанных другими советами по разработке стандартов финансовой отчетности, которые соответствуют исламским принципам и идеалам точности и справедливости представления;
- установление аспектов, требующих раскрытия и большей прозрачности в соответствии с принципами и правилами шариата;
- определение концепций, установленных другими организациями по разработке стандартов финансовой отчетности, которые противоречат нормам шариата и разработка новых концепций для целей составления финансовой отчетности исламскими финансовыми учреждениями;
- установление концепций, отражающих на уникальную природу некоторых операций, событий или условий в исламских финансовых учреждениях (например, мобилизация денежных средств по модели мудараба);
- определение основных пользователей, в частности, тех, кто не имеет доступа к получению информации, не отраженной в финансовой отчетности для общих целей;
- представление видов информации, необходимой пользователям финансовой отчетности, которым эта отчетность адресована.
Таким образом, можно резюмировать, что основное отличие Концепции ААОИФИ заключается в том, что она разработана в соответствии с принципами шариата, на основе норм социальной справедливости» [10, с. 248].
Основу исламской модели бухгалтерского учета составляют положения теории собственника и этические нормы шариата устанавливающие, что персональную ответственность за собственные действия в любой сфере деятельности несут все индивиды, а не предприятие. Согласно чему допускается одновременное нахождение в собственности владельца, как активов, так и обязательств, а это означает, что прибыль формируется на базе подхода «активы-обязательства». Данный подход определяет баланс основной формой отчетности, которая обеспечивает потребности инвесторов [3].
Несмотря на то, что данные стандарты больше относятся к исламским банкам и страховым компаниям на них ориентируются многие субъекты хозяйствования, деятельность которых напрямую не связана с финансовым сектором. Это объясняется тем, что исламские финансовые институты являются основными инвесторами деятельности разных отраслей и помимо того, ряд исламских институтов, которые используются исламскими банками так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью организаций нефинансовых секторов. Данные стандарты отражают специфику исламских финансовых продуктов и направлены на раскрытие информации, необходимой всем участникам данной хозяйственной деятельности [4]. Следует особо отметить, что с экономической точки зрения основным элементом исламской модели бухгалтерского учета является запрет на спекулятивный доход и на ряд видов деятельности. Важно подчеркнуть такие особенности данной модели как, то, что нормы шариата определяют постановку и организацию бухгалтерского учета (обычно исламскую модель бухгалтерского учета называют религиозной); социальную направленность бухгалтерского учета; раскрытие информации в достаточно полном объеме; использование рыночных цен при оценке имущества и обязательств; постулирование точного исчисления закята как главной цели бухгалтерского учета.
При формировании отчетной информации исламский бухгалтерский учет должен обеспечивать решение таких основных задач, как: точное калькулирование закята (обязательный годовой налог в пользу нуждающихся); справедливое распределение полученных доходов; создание и развитие только дозволенных исламом видов деятельности с гарантией, что функционирование исламских компаний будет способствовать социально-экономическому развитию общества.
В исламских финансах есть свои уникальные правила, ограничения и требования в отношении ведения бизнеса и инвестиционной деятельности. Приемлемыми являются сделки совершенные в соответствии с принципами и законами шариата, сделки должны придерживаться принципов шариата. Организация бухгалтерского учета и аудиторской деятельности для исламских финансовых институтов утверждает наборы соблюдения стандартов для учреждений, желающих получить доступ к рынку исламских банковских услуг.
Необходимая для финансовых отношений прозрачность требует, чтобы раскрываемая исламскими банками финансовая информация была надежной, последовательной и сравнимой по времени. Для обеспечения уверенности общества в правильности и прозрачности раскрытой информации, ежегодные финансовые отчеты проверяются независимыми профессиональными аудиторами
Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов играет важнейшую роль в процессе гармонизации законов шариата с существующими национальными нормами бухгалтерского учета, так как, по мнению исламских исследователей, существует опасность возникновения субъективизма, при котором нормы, рассматривающиеся в одних странах как мусульманские, могут быть признаны немусульманскими в другой стране. Данная ситуация может усложнить международное использование исламских инструментов. Во избежание в будущем подобных последствий, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов разработала ряд стандартов, и методы раскрытия информации которые относятся к ним. Данные стандарты распространяются в мусульманских странах: Бахрейне, Судане, Иордании, Индонезии и Катаре на них ориентируются в Саудовской Аравии. Эти стандарты также являются результатом конвергенции, которая инициирована Малайзией [6].
Кузнецов А. и другие подчеркивают: «что касается стандартов бухгалтерской отчетности и аудита, то здесь исламские финансовые институты ориентируются на нормативы AAOIFI. При этом возможны три варианта имплементации норм этой организации:
а) обязательное прямое использование «стандартов соответствия шариату» и исламских бухгалтерскоаудиторских стандартов, разработанных AAOIFI (Бахрейн, Оман, Пакистан, Судан, Сирия, Катар и Иордания; последние два – только по бухгалтерско-аудиторским стандартам);
б) стандарты AAOIFI становятся основой для разработки национальных стандартов (Индонезия и Малайзия по «стандартам соответствия шариату», Индонезия и частично Пакистан – по бухгалтерско-аудиторским стандартам);
в) во Франции, Великобритании, Брунее, финансовом центре Дубая, Египте, Иордании, Кувейте, Ливане, ОАЭ, Саудовской Аравии, некоторых странах Африки и СНГ оба типа стандартов AAOIFI используются исламскими финансовыми институтами в добровольном порядке на основе внутренних регламентов» [по 5, с. 57].
Таким образом, в основу стандартов бухгалтерского учета базовые принципы исламской экономики отсутствие рибы (ростовщичества), гарара (неопределенности), мейсира (спекулятивного поведения), этический подход к ведению бизнеса, основанность на реальных активах и закят (благотворительность). При этом стандарты AAOIFI носят рекомендательный характер, и каждая страна в рамках общих ориентиров стандартов может разрабатывать свой стандарт в рамках страны либо финансового учреждения Они обеспечивают соответствие операций и их учетное отражение принципам шариата.
Выводы
Идея панисламизма способствует гармонизации и прозрачности национальных систем бухгалтерского учета мусульманских стран, путем интеграции международных экономических организаций, а также создание организаций для разработки стандартов учета.
Отличительной чертой стандартов ААОИФИ от МСФО является наличие дополнительных специальных стандартов по контрактам шариата. Сегодня в тех случаях, когда требования шариата отличаются от рекомендованных МСФО, исламские финансовые институты должны следовать рекомендациям ААОИФИ. По мнению члена Совета по МСФО Роберта Гарнетта, особых различий между стандартами ААОИФИ и МСФО не существует, а все расхождения можно устранить, применив профессиональный подход, понимая особенности стандартов с учетом сложившихся традиций, верований, равно как и экономических особенностей Ближнего Востока. Совет по МСФО уже создает специальные директивы, посвященные исламской отчетности, которые обеспечат конвергенцию исламской отчетности с международными стандартами [9].
Как справедливо отмечает Арчакова-Ужахова М.Б. «применение МСФО в качестве основы построения системы исламского и отчетности имеет ряд преимуществ:
- единое руководство по признанию, оценке, представлению и раскрытию информации об исламских финансовых инструментах, последовательность учета и представления информации в отчетности повысит сопоставимость данных, представленных в финансовой отчетности организаций, в любом периметре исследования;
- существование единой системы учета, одобренной на международном уровне, позволит нивелировать влияние географических и конфессиональных границ и приведет впоследствии к надежному сотрудничеству со странами мусульманского мира и, как результат, к развитию международного инвестирования;
- более надежная и достоверная информация, представленная в финансовой отчетности, позволит компаниям продемонстрировать общественности свою социальную ориентированность, тем самым повысив уровень их доверия к финансовой отчетности и, как следствие, свою инвестиционную привлекательность;
- представление понятной и достоверной информации повысит эффективность процесса принятия решений пользователями;
- гармонизация исламского учета и МСФО представляет собой наименее трудоемкий путь к унификации исламского и традиционного учета ввиду того, что, во-первых, многие исламские финансовые институты уже успешно применяют систему МСФО, во-вторых, потому что МСФО зарекомендовали себя в качестве универсальной системы учета, которая может быть адаптирована к любой экономике ввиду отсутствия жесткой регламентации» [1, с. 213].
Библиографическая ссылка
Семенова Ф.З. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 122-127;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=857 (дата обращения: 23.11.2024).