Введение
Одним из главных факторов устойчивого социально-экономического развития региона является формирование и эффективное использование трудовых ресурсов, представляющих собой такую часть населения страны, которая в силу психофизических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги [1, с. 50; 14; 15]. Формирование рынка труда относится к числу наиболее важных и сложных процессов, предопределяющих вектор и результаты социально-экономических преобразований современного российского общества [2]. Определяющую роль в формировании трудового потенциала региона играют демографические процессы. Исследование состояния рынка труда и занятости населения в региональном аспекте продиктовано актуальностью как для российской экономики в целом, так и для экономики регионов в частности, а также необходимостью сохранить, приумножить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал региона, так как без их учета не может быть выработана эффективная политика становления рынка труда.
Цель исследования – анализ состояния занятости и безработицы на рынке труда республики Башкортостан и определение приоритетных направлений его развития. Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: провести анализ ситуации на рынке труда, определить приоритетные направления его развития, дать предложения по улучшению использования трудовых ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Материал и методы исследования
Для решения поставленных задач использовались различные материалы и методы исследования: экономико-статистический, балансовый, факторный, монографический, системный. Исследование проводилось в 2010–2018 гг. в республике Башкортостан.
Результаты исследования и их обсуждение
Республика Башкортостан в настоящее время находится в относительно благоприятном демографическом положении. По численности населения она занимает седьмое место среди регионов России. Показатели естественного движения населения региона по сравнению с общероссийскими показателями выглядят лучше. Здесь высока плотность населения и велик удельный вес сельского населения. Уникально и территориальное положение Башкортостана. Размещаясь в евроазиатской части территории страны, он располагает достаточно развитыми транспортными путями, связывающими два континента. Выгодные демографические и географические условия оказывают положительное влияние на миграционные процессы [3, с. 7; 16].
По информации Федеральной службы государственной статистики о результатах последнего обследования рабочей силы (в среднем за 1 квартал 2018 г.) численность безработных граждан по методологии Международной организации труда составила 105,4 тыс. человек, что на 8,4 % ниже значения показателя за аналогичный период прошлого года (115,1 тыс.). Уровень общей безработицы составил 5,4 % от численности рабочей силы (экономически активного населения), в Российской Федерации – 5,1 %, в Приволжском федеральном округе – 4,7 %. В прошлом году соответственно по республике – 5,9 %, по России – 5,6 %, в ПФО – 5,0 %. Численность занятого населения составила 1849,9 тыс. человек, что соответствует уровню занятости населения 56,3 % [4].
Трудовые ресурсы формируются из населения трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях), работающих пенсионеров и подростков, а также иностранных трудовых мигрантов. С 2007 года в России численность населения старше трудоспособного возраста начала преобладать над численностью детей и подростков. В Республике Башкортостан сокращение населения трудоспособного возраста началось с 2009 года, и в дальнейшем, по прогнозам, оно может проходить более высокими темпами. Через 20 лет нагрузка на трудоспособное население в Российской Федерации возрастет в среднем более чем на 40 процентов [5].
Основным критерием эффективности использования трудовых ресурсов является степень занятости трудоспособного населения. В Республике Башкортостан численность занятых экономической деятельностью в 2017 году составила 1992,8 тыс. человек (в 2011 году – 2079,5 тыс. человек). Число безработных по методологии МОТ в 2010–2018 годах сократилось со 181,8 тыс. человек до 111,5 тыс. человек. Динамика экономической активности населения в Республике Башкортостан в 2010–2017 годах представлена в табл. 1.
Таблица 1
Экономическая активность населения республики Башкортостан (по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан) [4, 7]
Наименование показателя |
Динамика значений показателя по годам |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Численность населения, тыс. человек |
4068,5 |
4072,0 |
4064,2 |
4060,9 |
4069,9 |
4071,9 |
4071,0 |
4066,9 |
Экономически активное население, тыс. человек |
2040 |
2079,5 |
2041,6 |
1988,4 |
1879 |
2016,6 |
2011,3 |
1992,8 |
в % от общей численности, в том числе: |
50,1 |
51,1 |
50,2 |
48,9 |
46,1 |
49,5 |
49,39 |
48,9 |
занятые в экономике, тыс. человек |
1858,0 |
1920,9 |
1917,8 |
1872,5 |
1874 |
1893,3 |
1895,4 |
1881,3 |
безработные, тыс. человек |
181,8 |
158,7 |
123,8 |
116,0 |
104,9 |
123,3 |
116,0 |
111,5 |
Уровень общей безработицы, % |
8,9 |
7,6 |
6,0 |
5,8 |
5,5 |
6,1 |
5,7 |
5,5 |
На рынке труда республики по-прежнему сохраняются профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Так, по данным службы занятости населения Республики Башкортостан, на 1 октября 2018 года наиболее востребованными являются рабочие профессии. Лидером по количеству размещенных вакансий в базе данных государственной службы занятости населения по РБ является место водителя автомобиля. По Республике Башкортостан зарегистрировано 16 573 вакантных место по данной специальности. Также в пятерку наиболее востребованных рабочих специальностей входят охранник (3920 вакантных рабочих мест), продавец (3613 рабочих мест), грузчик (3383 рабочих места) и повар (2870 рабочих мест) [7].
Среди служащих, по данным государственной службы занятости населения, наиболее востребованными являются менеджеры. Лидируют по количеству вакантных рабочих мест, зарегистрированных в базе данных государственной службы занятости населения, вакансии менеджера (2407 рабочих мест), учителя (1548 рабочих мест), бухгалтера (1309 рабочих мест), врача (1153 рабочих места).
Разбалансированность рынка труда проявляется в кратном разрыве спроса и предложения по отдельным специальностям. К примеру, по сведениям центров занятости населения республики спрос на трудовые услуги овощевода в 71 раз, превышает предложение, арматурщика – в 50 раз бетонщика – в 18 раз, водителя автомобиля – в 3 раза, грузчика – в 4 раза, дворника – в 3 раза, каменщика – в 10 раз. Среди должностей служащих: врача-педиатра – в 150 раз, врача-терапевта – в 177 раз, агента страхового – в 11 раз, врача – в 29 раз.
По сведениям тех же центров занятости населения республики, предложение рабочей силы значительно превышает спрос
по следующим специальностям: рабочие профессии: оператор котельной – в 2 раза, почтальон – в 2 раза, продавец – в 1,4 раза, сторож – в 8 раз;
должности служащих: инспектор по кадрам – в 24 раза, главный бухгалтер – в 10 раз, бухгалтер – в 6 раз, юрисконсульт – в 3,5 раза, делопроизводитель – в 2,5 раза.
С другой стороны, наиболее востребованные вакансии связаны с относительно простым трудом, не требующим высокой квалификации и не связанным с приложением серьезных усилий [8, с. 33].
Еще одним очень важным фактором, определившим несоответствие спроса и предложения на рынке труда, стала неадекватная рынку система образования. Так, в период с 1980 по 2012 гг. в Российской Федерации более чем в два раза сократилось число образовательных учреждений начального профессионального образования. Число обучающихся в таких учреждениях снизилось с 1947 тыс. человек до 838 тыс. С другой стороны, количество высших учебных заведений в тот же период выросло с 491 до 1046, в первую очередь за счет расширения частного сектора в данной сфере. Из 1046 вузов в 2012 году 609 являлись государственными и муниципальными учебными заведениями, а 437 – частными [9, 14].
Известно, что для получения рабочей профессии высшее образование не требуется. Как показывает практика, выпускник профессионального технического училища в силу специфики обучения в большинстве случаев выпускается как готовый специалист, которого можно сразу или после довольно короткого дополнительного обучения ставить к станку или отправлять на стройку. С другой стороны, выпускник вуза, даже получивший специальное инженерное образование, не всегда имеет достаточного практического опыта, необходимого для работы на оборудовании. Совершенно естественно, что рост высшего профессионального образования и снижение количества учреждений начального профессионального образования ведет к нехватке слесарей, токарей, каменщиков и других квалифицированных специалистов, без которых невозможна никакая производственная деятельность.
На круглом столе по вопросам занятости молодежи и развитию социального партнерства, проходившем в Уфе в январе 2016 года в рамках встречи министров труда и занятости стран БРИКС, бывший глава республики Башкортостан Рустэм Хамитов, остановился на причинах возникновения проблемы с трудоустройством у молодого поколения. Он отметил, что у молодежи – идеализированные представления о работе, именно поэтому из 7-ми выпускников лишь четверо работают по специальности, двое работают не по специальности, еще двое – вовсе не могут найти себе работу. Согласно статистике, к 2025 году высшее образование будут иметь 80 % молодых людей, тогда как на рынке труда 80 % вакансий – рабочие специальности, то есть ситуация зеркальная и один из выходов из данной ситуации – это дуальный принцип образования, то есть соединение теории с практикой [10].
Однако, известно, что спрос на рынке образовательных услуг формируют не предприятия и работодатели, а потенциальные работники, в связи с чем и возникло подобное несоответствие системы образования рынку труда. Ведь, не секрет, что большинство родителей в нашей стране считают себя обязанными дать своим детям хорошее образование. Это здравое и совершенно естественное желание. Однако зачастую, под образованием понимается диплом, желательно о высшем образовании, и в идеале – по модной или престижной специальности. Кроме того, снизились требования при поступлении в вузы. Гарантированный критерий отбора – минимальное количество баллов – требует лишь элементарной базовой подготовки. Так называемая коммерческая форма обучения (обучение с полным возмещением затрат) становится все более популярной.
Доступное высшее образование, на наш взгляд, конечно же является неоспоримым плюсом.
Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян считают, что высшее образование обеспечивает успешную карьеру и способствует достижению жизненных целей. Так, по данным центра, 76 % российских граждан разделяют мнение, согласно которому высшее образование способствует карьере и облегчает достижение поставленных в жизни целей. Интересно, что больше всего к поддержке этого заявления склонны люди, которые имеют только начальное или неоконченное среднее образование [10].
В этой связи можно предположить, что ограничение доступа населения к высшему образованию в долгосрочной перспективе скорее повлечет негативные последствия. С другой стороны, дисбаланс рынка труда определенно представляет собой отрицательное явление, замедляющее экономический рост.
В то же время, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017г. продолжился процесс, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы, в рамках которого происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование. Так, общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2017 г. по сравнению с 2016 г. сократилось на 6,4 % (или на 52 единицы): число государственных и муниципальных организаций уменьшилось на 0,4 % (на 2 единицы); частных – на 15,8 % (на 50 единиц). Произошло также и дальнейшее уменьшение численности студентов, обучающихся по программам высшего образования; по сравнению с 2017 г. численность студентов уменьшилась на 153,6 тыс. человек, причем значительное сокращение численности произошло в частных организациях (на 19,6 %).
При этом постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий, базирующихся на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети (с 10,5 % в 2016 г. до 10,8 % в 2017 г.) [11].
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилось на 0,6 % (или на 22 единицы) и составило 3956 организаций [11]. В результате этого возможно изменится и структура предложения на рынке труда – оно вероятно в большей степени будет отвечать спросу.
Таблица 2
Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
№ п/п |
Классификация |
Суть подхода |
Зарубежный опыт |
Отечественный опыт |
1 |
Традиционный подход |
Для проникновения в цеховую корпорацию претендент должен длительное время выполнять функции подмастерья. Имеется в виду обучение в процессе производства. Центрами обучения становятся непосредственно работодатели |
Такой подход распространен в Германии, Датский опыт в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, заключающийся в повышении практичности знаний во втором цикле обучения, тоже можно отнести сюда |
– |
2 |
Институт координирующего совета |
Суть подхода в организации независимого органа, который исполняет роль связующего и управляющего звена между системой образования и РТ |
В Англии функционирует сеть отраслевых советов по развитию профессиональных умений (SSC), созданных «бизнесом для бизнеса». В США действует федеральная программа «Technical Preparation for a World Class Work Force»: с целью реализации ее был создан консорциум «Tech Prep» |
В республике Башкортостан в 2006 г. организован Межведомственный координационный совет. Существует так же много других примеров подобного подхода |
3 |
Инфраструктурный подход |
Основная суть заключается в развитии инфраструктуры рынка труда, профориентации, проведении активной политики занятости и повышении мобильности РТ |
В качестве примера можно привести шведский, шотландский прецедент. Применение в чистом виде весьма затратно (в той же Швеции на программы политики занятости тратится 2,7 % от ВНП), тем не менее, система образования чутко реагирует на запросы РТ. В США так же распространены цеховые, профессиональные организации |
В России и в частности в Башкортостане при учебных центрах работают центры трудоустройства, которые тщательно занимаются студентами последних курсов, содействуя их трудоустройству |
4 |
Целевой подход |
Подразумевает комплекс методов направленных на подготовку специалистов по индивидуальным потребностям хозяйствующих субъектов |
К примеру, IT корпораций «Microsoft», «Siemens», автомобильные корпораций «Рено», «Ford», «Оливетти» практически своими силами обеспечивают себя дефицитными квалифицированными кадрами. У концерна «Дженерал-Электрик» образовательная сеть включает более 1000 курсов, индивидуализированные под разные категории работников |
В России и в частности в РБ практикуется подготовка по целевым контрактам |
Выводы или заключение
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. Для выработки комплексного решения по согласованию рынков были изучены зарубежные и отечественные прецеденты их взаимодействия [12, c. 46]. Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия рынков, классифицированные по принципу их организации, представлен в табл. 2.
Развитие взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг имеет свою историю, принимало разные формы регулирования, как со стороны запросов производства, так и со стороны предложения образовательных услуг. Неизменным остается одно – необходимость контроля и управления, так как спрос на профессиональные компетенции определяется потребностями производства, а предложение профессиональных кадров в большей степени – запросами и амбициями абитуриентов. Игнорирование этого аспекта может привести к необратимым социально-экономическим последствиям [13].
Очевидно, что дальнейшее развитие рынка труда и образовательных услуг немыслимо без их тесного взаимодействия, построения устойчивых взаимосвязей и договоренностей между работодателями, учебными заведениями, органами государственной власти создания отлаженной инфраструктуры обратной связи, поэтому второстепенные в прошлом вопросы сегодня требуют активных вмешательств со стороны государства. Таким образом, вероятно, представится возможность сбалансировать спрос и предложение на рынке труда региона.
Библиографическая ссылка
Богатырева М.Р., Кузнецова Н.К. РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – С. 56-61;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=85 (дата обращения: 21.11.2024).