Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАСХОДНОЙ ЧАСТИ

Бисултанова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
В статье по направлению 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит освещены вопросы эффективного инвестирования на рынке жилой недвижимости. Критический анализ выявил, что существующие методы не применимы для частного инвестора и требуют дополнительных знаний и умений или пользование услугами специалиста, что, зачастую, не совсем выгодно с финансовой точки зрения. Представленная в работе авторская методика комплексного показателя оценки рыночной стоимости жилой недвижимости, которая позволила бы в значительной степени использовать преимущества уже имеющихся методик и избежать их недостатков, при принятии инвестиционных решений физическими лицами. В обобщенном виде, описание алгоритма для оценки жилой недвижимости для принятия инвестиционного решения состоит из 4 этапов: сбор и уточнение информации о входящих данных инвестора; формирование множества моделей/альтернатив использования; оценка эффективности инвестиций в выбранный объект; принятие решения об инвестировании.
инвестиции
жилая недвижимость
оценка эффективности инвестиций
1. Metzner, S., Kindt, A. Determination of the parameters of automated valuation models for the hedonic property valuation of residential properties: A literature-based approach // International Journal of Housing Markets and Analysis. 2018. № 11 (1). P. 73–100.
2. Stein, M. Limits to diversification: Tail risks in real estate portfolios // Journal of Alternative Investments. 2017. no 20 (1). P. 61–80.
3. Pandey, R., Jessica, V.M. Sub-optimal behavioural biases and decision theory in real estate: The role of investment satisfaction and evolutionary psychology // International Journal of Housing Markets and Analysis. 2019. № 12 (2). P. 330–348.
4. Павельева Э.Ю. Инвестиции в жилую недвижимость частными инвесторами // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. № 8(4). С. 35-43.
5. Велесевич С. Сколько смогут заработать квартирные инвесторы после перехода на эскроу. [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5d0208c79a79471c7a449306 (дата обращения 13.11.2019).
6. Гаврилов, Н.А. Анализ факторов, влияющих на стоимость жилой недвижимости // Вологдинские чтения. 2009. № 76. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-vliyayuschih-na-stoimost-zhiloy-nedvizhimosti-1 (дата обращения 01.11.2019).
7. Официальный сайт ПАО «Сбербанк». [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru (дата обращения 10.11.2019).
8. Вклады и счета ПАО «ВТБ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vtb.ru/personal/vklady-i-scheta/ (дата обращения 10.11.2019).
9. Вклады АО «Газпромбанк». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprombank.ru/personal/increase/deposits/ (дата обращения 10.11.2019).
10. Вклады в банках России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/products/deposits (дата обращения 10.11.2019).
11. Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня и за период 2013–2018 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://bankirsha.com/klyuchevaya-stavka-banka-rossii-na-tekushchiy-period.html (дата обращения 31.10.2019).

Бюджет можно назвать сложным, многогранным явлением, предопределяющим, соответственно, определенные трудности, связанные с его изучением и осмыслением. Бюджет как категорию можно отнести и к политике, и к экономике, и к финансам, и к праву. Изначально под термином «бюджет» представлялся свод доходов и расходов государства. На самом деле, роспись представляет собой приложение к закону о бюджете в виде финансового плана. М.И. Боголепов отметил, что плановый признак бюджета подчеркивал и немецкий финансист Шанц. Говоря о бюджете как о периодическом плане ведения хозяйства, мы должны заметить, что понимаемый в таком смысле бюджет нельзя смешивать с тем, что носит название «государственного финансового плана» [2, 3, 7]. Правовую основу бюджета определили другие теоретики – Р. Штурмом, Ф. Нитти, согласно их исследованиям, бюджет есть законодательный акт, в котором находят предварительное одобрение доходы и расходы государства [4, 5, 6]. Бюджет интерпретировался и как финансовый закон, по которому должно управляться государственное хозяйство в течение определенного периода времени. Остановимся более подробно на процессе исполнения бюджета (на примере Чеченской Республики).

Исполнение республиканского бюджета по расходам за 2018 год составило 75 521 208,4 тыс. рублей или 93,1 % от бюджетных назначений на текущий финансовый год.

Исполнение республиканского бюджета по расходам за отчетный период в разрезе функциональной структуры расходов характеризуется данными, представленными в таблице.

Исполнение республиканского бюджета по расходам на 1 января 2018 года, тыс. руб.

Наименование показателя

Утвержденные бюджетные назначения

Исполнено

Процент исполнения

Удельный вес в общем объеме расходов

Расходы всего

81 122 130,4

75 521 208,4

93,1

100,0

в том числе расходы на оплату труда и взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений (в том числе бюджетных и автономных)

11 978 372,4

11 816 827,9

98,7

15,6

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

21 704 682,7

20 201 856,2

93,1

26,7

Общегосударственные вопросы

4 349 868,4

3 811 023,0

87,6

5,0

Национальная оборона

31 032,4

31 032,4

100,0

0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

244 488,9

211 411,3

86,5

0,3

Национальная экономика

7 688 342,5

7 044 399,7

91,6

9,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 362 199,1

1 241 722,7

91,2

1,6

Охрана окружающей среды

313 686,5

292 348,8

93,2

0,4

Образование

29 434 194,5

28 021 353,6

95,2

37,1

Культура и кинематография

1 384 170,7

1 342 222,7

97,0

1,8

Здравоохранение

4 775 871,4

4 338 319,1

90,8

5,7

Социальная политика

25 801 566,2

23 927 420,2

92,7

31,7

Физическая культура и спорт

1 917 522,4

1 872 444,9

97,6

2,5

Средства массовой информации

578 451,8

553 569,0

95,7

0,7

Обслуживание государственного и муниципального долга

4 154,8

4 154,8

100,0

0,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

3 236 580,8

2 829 786,2

87,4

3,7

 

Основной удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета за отчетный период приходится на расходы по следующим разделам функциональной классификации расходов:

  • образование – 37,1 % от общего объема расходов;
  • социальная политика – 31,7 % от общего объема расходов;
  • национальная экономика – 9,3 % от общего объема расходов;
  • здравоохранение – 5,7 % от общего объема расходов.

Как и в предыдущие годы, бюджет продолжает сохранять свою социальную направленность, основная доля всех выделенных в прошлом году средств приходится на социальную сферу. Более наглядно распределение представлено на рисунке, по которому видно, что 79,5 % приходится на финансирование расходов социальной сферы и 20,5 % приходится на финансирование остальных сфер.

Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. Роль социальной сферы в современном обществе, в развитии рыночной экономики нельзя недооценить, поскольку одним из факторов тормозящих экономический прогресс является недостаточность финансирования социальной сферы. Развитие системы финансирования социальной сферы в Чеченской Республике является приоритетным направлением развития экономики, так как только ее достаточный уровень позволит ликвидировать структурные диспропорции в экономике. Учитывая все вышенаписанное, следует указать на необходимость проведения анализа состояния социальной сферы, разработке научно-практических рекомендаций по ее оздоровлению. Следует отметить то, что для Чеченской Республики характерно наличие достаточного потенциала, необходимого для решения задач развития социальной сферы. Главное в данном случае- эффективно и по назначению использовать выделяемые средства, осознавать то, что от развития системы финансирования социальной сферы во многом зависит уровень жизни большинства населения республики и экономики в целом.

pic_Bisultanova_1.tif

Распределение расходов бюджета по функциональному назначению

Общий объем долговых обязательств Чеченской Республики на 1 января 2018 г. составлял 4 871 111,3 тыс. рублей, в том числе по бюджетным кредитам, привлеченным из федерального бюджета, – 4 171 111,3 тыс. рублей, по государственным гарантиям, предоставленным Правительством Чеченской Республики, – 700 000,0 тыс. рублей.

Доля объема государственного долга Чеченской Республики в годовом объеме доходов бюджета Чеченской Республики без учета безвозмездных поступлений по состоянию на 1 января 2018 года составляла 43,9 процента.

В целях эффективного управления государственным долгом Чеченской Республики в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов принято постановление Правительства Чеченской Республики от 9 октября 2017 г. № 229 «Об основных направлениях долговой политики Чеченской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которым предусматриваются мероприятия, направленные на выполнение условий соглашений между Минфином России и Правительством Чеченской Республики о предоставлении бюджету Чеченской Республики из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Чеченской Республики и дополнительных соглашений к ним по реструктуризации долговых обязательств по бюджетным кредитам из федерального бюджета.

Реализация указанных мероприятий позволила в 2018 году выполнить все обязательства Чеченской Республики, предусмотренные Дополнительными соглашениями, в том числе обеспечить:

– дефицит бюджета Чеченской Республики на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета Чеченской Республики без учета безвозмездных поступлений за 2018 год с учетом положения абзаца третьего статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– долю общего объема государственного долга Чеченской Республики на 1 января 2019 года на уровне 41,99 процентов суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.

В целях исполнения обязательств в соответствии с Дополнительными соглашениями внесены изменения в постановление Правительства Чеченской Республики от 30 ноября 2015 г. № 233 «Об утверждении Правил предоставления (использование возврата) из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики бюджетных кредитов, пролонгации и (или) реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам», предусматривающие привлечение в местные бюджеты муниципальных образований Чеченской Республики кредитов кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банкам Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.

В соответствии с условиями Дополнительных соглашений указанные соглашения утверждены Законом Чеченской Республики от 22 марта 2018 г. № 6-РЗ «Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Чеченской Республики из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Чеченской Республики».

Также письмом Министерства финансов Чеченской Республики от 29 декабря 2017 г. № 01.02.17/388 в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлены выписки из закона Чеченской Республики от 26 декабря 2017 г. № 54-РЗ «О республиканском бюджете на 2018 год и плановый период на 2019 и 2020 годов» в части расходов на обслуживание государственного долга.

Погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета в сумме 192 052,55 тыс. рублей проведено в сроки, установленные Дополнительными соглашениями.

Уплата процентов за рассрочку пользования бюджетными кредитами из федерального бюджета в сумме 4 154 тыс. рублей также проведена в установленные сроки.

В целях сохранения объема внутреннего государственного долга Чеченской Республики и расходов на его обслуживание на экономически безопасном уровне, коммерческие кредиты Чеченской Республикой в 2018 году не привлекались.

Как видно из проведенного анализа, проблема обеспечения финансовой устойчивости регионального бюджета не теряет своей актуальности. Согласно проведенных исследований к проблемам обеспечения финансовой устойчивости бюджетов можно отнести недостаточность финансирования и несовершенство региональной и федеральной бюджетной политики государства. Обе группы факторов требуют вмешательства государства, пересмотра существующих способов и методов государственного регулирования бюджетного процесса, поиска решений не только со стороны федеральных властей, но и со стороны региональных и местных органов власти. Только совместная, взвешенная политика федеральных и региональных органов власти способна устранить те причины, которые ведут к повышению дотационности регионального бюджета, к повышению зависимости регионального и местных бюджетов от средств межбюджетного регулирования. Чеченская Республика, исходя из всех ее конкурентных преимуществ, связанных выгодным географическим расположением, благоприятными природно-климатическими условиями, стабильной демографической ситуацией имеет все шансы из региона реципиента в регион донор. Также следует сказать, что благоприятная демографическая ситуация в республике стимулирует процессы социально-экономического развития региона, однако следует учитывать также и то, что рост численности населения без создания соответствующего количества рабочих мест будет вести только к увеличению социальной напряженности.


Библиографическая ссылка

Бисултанова А.А. ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАСХОДНОЙ ЧАСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 14-17;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=841 (дата обращения: 21.11.2024).