Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СПОРТЕ

Стричко А.В. 1 Голбанов А.Э. 1
1 Институт Сферы Обслуживания и Предпринимательства (филиал) ДГТУ
В статье исследуются проблемы, связанные с распространением коррупции в мировом спорте, и предлагаются решения, направленные на борьбу с этим негативным явлением с учетом принципа организационно-правовой автономии спорта. В частности, анализируются два основных подхода, предложенных сегодняшней практикой противодействия коррупции в области спорта: во-первых, межгосударственное регулирование, направленное как на воспрепятствование коррупции в целом, что во многом связано с принятием актов международного права, таких, как Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, так и «точечно» нацеленное на борьбу с коррупцией в спорте – это направление связано с внедрением так называемого принципа надлежащего управления в системе спортивных организаций, а также принятием специальных актов, примером которых является Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями; во-вторых, это так называемые корпоративные нормы, то есть правила, которые содержат локальные акты организаций, в первую очередь тех, которые осуществляют сегодня управление международным спортивным и олимпийским движением: международные спортивные федерации и Международный олимпийский комитет.
коррупция
физическая культура и спорт
противодействие преступности
уголовное преступление
законодательное регулирование
договорные игры
1. Кузнецов И.С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства / И.С. Кузнецов // Спорт: экономика, управление, право. 2014. № 4.
2. Питчен Ж. Суд спортивного арбитража (CAS) в Лозанне: Международный арбитражный суд по вопросам спорта и процедура олимпийского арбитража / Ж. Питчен // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 3.
3. Санникова Л.В. Гражданско-правовые и публичные услуги: проблемы соотношения // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. ст. / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М., 2011.
4. Курочкин С.А. Третейское разбирательство гражданских дел в Российской Федерации: теория и практика. М.: Волтерс Клувер, 2017. С. 272.
5. Лунева Е.В. Государственно-частное партнерство в сфере развития рекреации, туризма и спорта на земельных участках в особо охраняемых природных территориях // Юрист. 2014. № 2. С. 25.

Борьба с коррупцией – это вопрос всемирного значения, поэтому, говоря о международном законодательстве, направленном на борьбу с коррупцией в спорте, прежде всего следует обращаться к общим актам международного права. Важнейшим из них является уже не раз упоминавшаяся в данной работе Конвенция ООН против коррупции 2003 г. Конвенция констатирует связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, и указывает на то, что в коррупционной сфере в настоящее время оказались большие объемы активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств и ставить под угрозу их политическую стабильность и устойчивое развитие. Коррупция давно уже перестала быть локальной, внутригосударственной проблемой, она представляет собой транснациональное явление, затрагивающее все мировое сообщество, экономику всех стран, и именно поэтому крайне важно организовать международное сотрудничество в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Самое распространенное определение коррупции – это злоупотребление должностным местом или властью с целью собственной выгоды. Согласно более широкому определению, коррупция – это злоупотребление доверием. К определению коррупции может быть два подхода: в свете закона или в свете общественного мнения. Опирающееся на закон определение исходит из того, что считается коррупцией в законах, тогда как основанное на общественном мнении определение исходит из более широкого общественного мнения.

Спорт – огромная и сверхдоходная индустрия (ежегодная прибыль ее участников оценивается в $145 млрд), особенно значительные денежные потоки движутся через международные организации, такие как FIFA и МОК. То, что эти названия стали почти синонимом коррупции, многое говорит о положении дел в спорте. Проблемы не менее значимые – договорные матчи, уход клубов от налогов (прежде всего через регистрацию в офшорах), непрозрачность агентского бизнеса.

Эксперты «Transparency International» попытались не только классифицировать проблемы, но и предложить конкретные рекомендации. Среди них – разделение административных и финансовых функций международных спортивных организаций, открытые выборы их руководства, полный доступ к информации о финансах и выплатах государствам-членам, декларирование доходов руководства, обязательное участие рядовых членов организаций в принятии решений.

К чему приведет крупнейший коррупционный скандал в Международной федерации футбола

В своей книге «Circus Maximus» Эндрю Цимбалист – крупнейший специалист по экономике спорта и автор одной из глав доклада – говорит о том, что коррупционный компонент особенно значителен в развивающихся странах, где амбиции правителей сильны, а давление общественного мнения, механизмы контроля за властью и расходуемыми средствами слабы.

Самые дорогие спортивные мероприятия проходят в развивающихся странах. Если Олимпиада в Лондоне стоила $15–20 млрд, то в Пекине – $40 млрд, а в Сочи – $51 млрд.

Бюджет летней Олимпиады в Рио оценивается в $14 млрд – для небогатой Бразилии это много. При этом из ожидаемых $5 млрд доходов от продажи прав страна получит только $1,5 млрд – остальное уйдет в МОК.

Международные спортивные ассоциации в каком-то смысле похожи на развивающиеся страны в период подъема экономики. Доходы быстро растут, а регулирование сильно отстает – ведь изначально это все некоммерческие и наднациональные организации.

Нынешние скандалы и расследования происходят во многом благодаря наднациональным налоговым и полицейским органам развитых стран – в них общественное мнение требует довести до конца расследования коррупции.

Поскольку спорт не имеет государственных границ, следует выработать единый международный подход к борьбе с коррупцией в данной сфере.

На сегодняшний день, единые стандарты должны быть выработаны как для Олимпийского комитета, так и для всех крупных спортивных организаций. «Спорт «в самом его проявлении способен помочь себе в вопросах предотвращения коррупции, но для этого ему не хватает полномочий на расследование такого рода преступлений. Поэтому необходимо вовлечение в этот процесс правоохранительных органов государств и Интерпола, с которыми Олимпийский комитет должен активно сотрудничать.

Учащаются случаи злоупотребления служебным положением, за прошлый год было зарегистрировано 3200 случаев, связанных с манипулированием в спорте, что составило более 1 % от общего наблюдения. При этом было установлено 214 фактов злоупотреблений в спорте и это лишь вершина айсберга. По мнению ФИФА, много нарушений было зарегистрировано в Молдове, но тут же политкорректно сказал, что смотреть на коррупцию в спорте в контексте одной страны недопустимо. Большой проблемой является отсутствие в большинстве стран специального законодательства о предупреждении коррупции в спорте. При этом в России есть соответствующая статья № 184 Уголовного кодекса «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса».

В настоящее время самой уязвимой сферой спорта является футбол, поскольку существует большая вероятность манипулирования по причине широкой географии матчей и высоких ставок в букмекерских конторах. Также большую роль играет коррупция в сфере информационного сопровождения и спонсорства.

Эксперты считают, что основное внимание необходимо сосредоточить на системе антикоррупционного образования, которое должно преподаваться спортсменам и спортивным менеджерам.

Рассматривая систему институтов, создающих препятствия коррупционной деятельности в спорте, необходимо учитывать, с одной стороны, высокую степень общественной опасности и, следовательно, преступный характер коррупционных деяний, а с другой стороны, принцип организационно-правовой самостоятельности спорта, о котором неоднократно говорилось. Первое – это влияние на спорт системы государственных институтов, противодействующих коррупции, в первую очередь, речь идет о правоохранительных органах. Во втором случае необходимо говорить о внутренних механизмах «самообороны» спортивных организаций от коррупции. Но и в том, и в другом случае создавались институты, призванные создавать специальные организационные механизмы, которые позволяли бы или предотвращали, или на ранних стадиях останавливали корыстные интересы лиц, занимающих такие должности в системе деятельности, которые позволяют им принимать коррупционные решения.

В частности, речь идет о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, контроле расходов указанных лиц, контроль процедур, связанных с предоставлением финансовых ресурсов, будь то финансовая помощь спортивным организациям или приобретение товаров, работ и услуг для нужд спортивного учреждения. В случае деятельности собственно спортивных структур по предупреждению коррупции особое внимание также уделяется не только правовым, но и другим социальным нормам, прежде всего в данном случае речь идет об этических и моральных нормах, которые должны соблюдаться лицами, занимающими так называемые «коррупционно-интенсивные» должности.

Коррупция и криминал в спорте, к сожалению, явления не новые. За последние десять лет количество незаконных способов получения финансовой выгоды через спортивный сектор существенно возросло. Принимая во внимание тот факт, что большинство незаконных практик носят международный характер, УНП ООН и Международный Олимпийский Комитет (МОК) подписали соглашение о борьбе против манипуляций с соревнованиями и коррупцией в спорте.

УНП ООН и МОК при поддержке со стороны партнёров таких как Интерпол проведут широкий ряд действий, в том числе и оказание технической поддержки странам-членам при вынесении обвинений по случаям манипуляции с соревнованиями и проведение совместных тренингов на национальных и региональных уровнях.

«УНП ООН рассматривает это новое и более действенное партнерство с МОК как основу для действий международного сообщества, направленных на борьбу с коррупцией», – заявил глава Отдела анализа политики и связей с общественностью Жан-Люк Лемайе, выступая на первом в истории форуме «Олимпизм в действии», который прошел в Буэнос-Айресе c 5 по 6 октября.

«Это сотрудничество позволит обеспечить высокий уровень слаженности действий, что является ключевым фактором для борьбы с теми, кто пытается использовать спорт для получения незаконной выгоды», – продолжил г-н Лемайе. УНП ООН и МОК уже сотрудничали на многих проектах и инициативах в области коррупции в спорте. Одним из таких проектов стало исследование и последующая публикация Положений уголовного права для судебного преследования за манипуляции с соревнованиями.

Другим значимым проектом УНП ООН и МОК стала разработка и внедрение Международного партнерства против коррупции в спорте (IPACS) – многосторонней платформы, целью которой является «объединить международные спортивные организации, правительства, межправительственные организации и экспертные структуры, которые заинтересованы в чистоте спорта».

На данный момент очевидно стремление международного сообщества направить усилия на разрешение проблемы коррупции в спорте и на принятие адекватных ответных мер. Большим шагом вперед стало недавнее принятие на Конференции стран-участниц Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, – единственного международно-правового документа против коррупции, – резолюции о Борьбе с коррупцией в спорте. В поддержанной 183 странами резолюции затрагивается широкий спектр тем, а также меры, которые необходимо принять для решения проблем, касающихся корпоративных закупок, организации спортивных соревнований, практики договорных матчей, незаконных спортивных ставок, программ по защите лиц, предоставляющих информацию и других правовых аспектов.


Библиографическая ссылка

Стричко А.В., Голбанов А.Э. МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СПОРТЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-1. – С. 213-216;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=812 (дата обращения: 29.03.2024).