Введение
Современные глобальные тенденции, которые мы наблюдаем в экономической и производственной сфере имеют необратимые последствия и для социальной среды, в том числе рынка труда. Очевидно, что цифровая трансформация и роботизация производственных, экономических, бизнес-процессов, переход на модель «зеленой» экономики неизбежно приводит к изменению запросов и требований к профессионально-квалификационному составу исполнителей работ и руководителей, а также их знаниям и компетенциям. В связи с быстрыми изменениями запросов реального сектора экономики в области специалистов и работников современные высшие и средние профессиональные учебные заведения должны адекватно изменять подходы, методы, инструменты и технологии обучения специалистов будущего. Университеты 21 века и школы «будущего» становятся центрами знаний, компетенций, принимая на себя новую социальную ответственность – обучать специалистов, востребованных на рынке не сегодня, а которые будут востребованы через 5-10 лет, и смогут развиваться профессионально и личностно в будущем.
Цель исследования
Целью настоящего исследования является анализ современных тенденций в области профессиональной подготовки и требований работодателей, а также глобальных трендов на рынке труда для формирования наиболее перспективных образовательных технологий и инструментов обучения компетенциям, востребованным в условиях цифровой и инновационной экономике, в том числе технологического предпринимательства. На основании проведенного исследования предложено определение технологического предпринимательства, позволяющего снять неопределенность и размытость данного понятия в России, что затрудняло процессы формирования компетенций технопредпринимателей и внедрения новых образовательных технологий, ориентированных на профессии будущего.
Основные тенденции и квалификационные трансформации рынка труда
Исследование трансформации и глобальных изменений рынка труда, которые имеют стратегическое значение как для предприятий, бизнеса как работодателей, так и для университетов и средних специальных учебных заведений как для участников рынка, непосредственно осуществляющих подготовку специалистов для будущей экономики и промышленности, необходимо начать с тех специальностей и направлений подготовки, которые теряют свою актуальность и востребованность на рынке труда. В настоящее время Министерством образования и науки РФ инициированы изменения ФГОС СПО, связанные с прекращением приема на ряд специальностей, признанных не востребованными в будущем или не требующих специального обучения. К таким специальностям отнесены рабочие профессии: фрезеровщик, токарь, слесарь, станочник-металлообработка; специалисты в области технологии, автоматизации техпроцессов, метрологии, техническим управлением качеством; в области программирования, информационных и компьютерных сетей, коммуникационных сетей; направления подготовки, такие как электронные приборы и устройства; оптические и оптико-электронные приборы и системы, а также профессии в сфере обслуживания, гостиничного сервиса и парикмахерского искусства. При этом следует отметить, что еще в 2015 году Министерством образования РФ был сформирован список наиболее перспективных профессий для приема до 2020 года, и из них около 30 признаны сегодня невостребованными в будущем. Это говорит о чрезвычайно высокой скорости изменений технологий, производственных процессов и экономической модели, вызывающих соответствующие изменения и на рынке труда.
На основе анализа статистических данных портала O-Net-Online [1] к профессиям с перспективами быстрого роста и созданием большого числа вакансий (Bright Outlook, более 15 % роста к 2026) относятся: программисты станков с числовым программным управлением (по металлу и пластику) и инженеры-нефтяники; профессии с ростом спроса выше среднего (10-14 % к 2026) следующие: вспомогательные производственные рабочие; разработчики программного обеспечения; системное программное обеспечение (особенно в секторе зеленой экономики); маркетинг-менеджеры (для зеленой экономики); промышленные инженеры, особенно эргономика и Human Factors Engineering; Technical Writer; Natural Sciences Managers.
При этом спрос на традиционные рабочие специальности неуклонно снижается. Однако сохраняет актуальность направление рабочих специальностей и офисных работников в условиях зеленой экономики. Многие традиционные профессии, скорее всего, изменятся в результате зеленой экономики. Деятельность и технологии «зеленой экономики» повышают спрос на такие профессии, например, как промышленные инженеры, маркетинг-менеджеры, Human Factors Engineering и др., формируют новые требования к труду и работникам, необходимые для профессиональной деятельности, или создают новые профессии. При этом «зеленая» экономика может привести и обратному эффекту – например, снижению спроса на профессии при незначительных изменениях квалификационных требований (например, неэкологичные производства и т.п.). Если проанализировать компетентностные требования, которые предъявляются работодателями к потенциальным работникам [2], то среди наиболее востребованных компетенций профессий будущего являются следующие: аналитическое мышление; инновационность; научность; знание математики и статистики; компьютерные технологии и электроника; инжиниринг, технологии производства; программирование; дизайн-мышление.
По данным отчета MISK Global Forum «Readiness for the future of work» занятость по профессиям нижней квалификации (например, обслуживающий персонал, продавцы, кассиры, производственные рабочие, помощники поваров и др.), средней квалификации (те профессии, компетенции которых могут быть получены в колледжах или специальных курсах, например, рабочие сборочных конвейеров, офисные работники, водители и операторы крупной автотехники) за последнее десятилетие имеет отрицательную тенденцию. При этом выделяется две категории профессий с устойчивым ростом потребности в них до 2035: первая категория профессий связана с технологическими изменениями (креативный индустрии, сферы СМИ, индустрии развлечений и культуры), вторая – с демографическими изменениями (здравоохранение, образование, работа по дому) [3].
В целом исследование современного рынка труда и тенденций его изменений показали, что в настоящее время все более важным элементов промышленности и экономики становятся технологии как связующее звено между идеей и виртуальной моделью и потребительским рынком (цифровые технологии, аддитивные технологии, информационные и коммуникационные технологии, др.). Таким образом, компетенции будущего неразрывно связаны с технологиями, программным обеспечением, управлением процессами в цифровой среде, а такие компетенции и знания, как САПР, математика, общее администрирование, особенно в контексте зеленой экономики становятся универсальными. Наиболее востребованные сферы деятельности в будущем представлены в таблице (на основании анализа данных Bureau of Labor Statistics).
Понятие и сущность технологического предпринимательства
Технологическое предпринимательство представляет собой бизнес, основанный на устойчивом конкурентном преимуществе, которое формируется из инновационной высокотехнологичной knowledge-intensive идее. Технологическое предпринимательство включает в себя принятие технологической идеи и поиск высокопотенциальной коммерческой возможности, сбор ресурсов, таких как талант и капитал, выяснение того, как продать и реализовать на рынке идею, а также управление быстрым ростом компании. Отличительной чертой технологического предпринимательства является то, какими способами и методами предприниматели используют технологии и технологические процессы для того, чтобы начать свой бизнес (создать стартап) и развивать его. Дадим определение.
Технологическое предпринимательство – это инвестирование капитала (финансового, интеллектуального, человеческого) в аккумулирование, использование и распространение (sharing) специфических активов, основанных на современных достижениях научных и технологических знаний с целью создания и увеличения капитализации (получения максимальной стоимости) компании (предприятия).
Наиболее востребованные сферы деятельности по отраслям
Отрасль экономики, область знаний |
Сфера деятельности |
Отрасли «зеленой» экономики, природные ресурсы |
• Экология, климат, гидрология • Космос • Нефтедобыча и нефтепереработка, горные инжиниринг, ДПИ • Аграрный инжиниринг |
ИКТ |
• Компьютерные и информационные системы; электронная обработка данных, системный анализ, компьютерное программирование • Разработка ПО для компьютеризированного производственного оборудования |
Математика, статистика |
• Статистическая обработка и анализ данных • Физика, математика, химия, биофизика, биохимия • Исследование операций • Математическое моделирование и обработка информации в принятии управленческих решений |
Проектирование, управление |
• Интегрированные системы управления промышленными производственными процессами • Инжиниринг в области проектирования, разработки оборудования, энергетических установок, двигателей, электрооборудования и т.п. |
Дизайн, инжиниринг |
• Архитектурный дизайн, гражданское строительство и инжиниринг |
Технологическое предпринимательство имеет специфические характеристики, отличающие этот вид предпринимательства от других. К ним можно отнести:
– Особенность деятельности: знания и технологии используются для создания новых знаний и технологии или/и их адаптации к использованию.
– Деятельность в высокотехнологичных отраслях предполагает коллаборацию и совместное экспериментирование, исследование, производство новых продуктов, связанных с научно-техническими достижениями и созданием интеллектуальной собственности.
– Технологическое предпринимательство не тождественно практике управления высокотехнологичными предприятиями, или созданию и управлению малыми предприятиями (стартапами) учеными или инженерами.
– Технологическое предпринимательство направлено на поиск нерешенных проблем, задач, способов применения конкретной технологии, создание новых предприятий (стартапов), внедрение новых технологий, использование возможностей, основанных на научных и технических знаниях, при условии, что их конечным результатом является создание и максимизация капитализации компании.
Образовательные технологии обучения технологическому предпринимательству
Необходимость формирования нового подхода к обучению обусловлена изменениями запросов и требований рынка труда, важностью творческого подхода в любой сфере деятельности, необходимостью формирования инициативности и предпринимательского духа студентов, а также создания психологической базы для инновационного предпринимательского мышления. Современная система образования не дает возможности развития предпринимательского духа, не поощряет инициативность мышления и нестандартность [4].
«Global Future Skills» определяет 5 основных направлений, которые необходимо реализовывать современным образовательным учреждениям для обучения специалистов будущего [5]: 1) Построение единых моделей обучения, работы, профессиональной деятельности и жизни в обществе. 2) Использование цифровых платформ в обучении, доступность обучающего контента. 3) Персонализированное обучение, индивидуальная образовательная траектория. 4) Переосмысление образовательного процесса в контексте глобального гражданского общества. 5) Создание моделей «работа+обучение» для студентов и обеспечение возможности организации минисообществ молодежи (например, стартапы).
Изучив основные компетенции и сферы деятельности, которые будут востребованы в будущей цифровой экономике, в том числе технологическое предпринимательство, определим те образовательные технологии, которые способствуют формированию компетенций будущего у студентов вузов и СПО, а также развитию предпринимательского мышления и навыков в области технологического предпринимательства.
Прежде всего, следует отметить, что современные образовательные технологии должны быть основаны на принципе сквозного опережающего обучения, то есть сочетании метазнаний, междисциплинарности, саморазвивающихся компетенций и знаний, ранней профессиональной ориентации. К таким образовательным технологиям относятся: смешанное обучение (blended learning); project based learning (проектно-ориентированное обучение); Mindmapping (интеллект-карты); иммерсивные технологии; эпистемические технологии обучения; фабрика идей; цифровые технологии (VR, AR, 3D-технологии моделирования, проектирования, прототипирования и др.). Обучение компетенциям будущего должно быть основано не на формировании фундаментальных знаний и умения применить их в практической деятельности (механический подход «знание > инструмент > умение и навыки его использования на практике»), а на целеориентированном технологическом подходе (рисунок).
Схематичное изображение целеориентированного технологического подхода к формированию знаний и компетенций
Таким образом, при обучении мы смещаем акцент на процесс взаимодействия между субъектом – обучающимся, исследователем, разработчиком и объектом, что позволяет формировать те знания и компетенции, которые характерны и необходимы именно для данного вида деятельности и достижения конкретной цели (биология, психология, инжиниринг, креативность, логика и т.д.). Формирование компетенций охватывает три взаимосвязанных аспекта: знания, то есть что необходимо знать для данной компетенции; умения (skills), то есть что необходимо уметь делать для данной компетенции; и отношение, поведение, чувства, ценности, то есть что необходимо чувствовать, думать, переживать для реализации компетенции.
Результаты исследования. Выводы
Исследование показало значительные изменения в структуре и запросах рынка труда, ожидаемых компетенциях и знаниях в условиях цифровизации и изменения экономической и промышленной парадигмы. Изменения касаются не только и не столько профессий, квалификационных требований, сколько тех глобального переосмысления сути и содержания деятельности в рамках той или иной профессиональной деятельности.
Проведенное исследование показало, что разделение компетенций на Hard Skills и Soft Skills становится все более неактуальным. Цифровая эпоха и цифровая культура 21 века приводят к тому, что фундаментальные знания, Hard Skills и Soft Skills должны интегрироваться в универсальные компетенции, которые мы можем назвать MetaSkills: «проникающие» опережающие компетенции, основанные на комбинаторности, модульности и метазнаниях. Среди важнейших универсальных метакомпетенций мы можем выделить: 1. Навыки самопрезентации: умение сделать себя известным. 2. Компетенции в области цифровых технологий, коллаборации и взаимодействия с машинами для формирования повседневной реальности. 3. Построение команд, сетей и сообществ: компетенции, связывающие людей в единые структуры, позволяющие создавать новые ценности. 4. Использование образного мышления и эмоционального интеллекта для развития и профессиональной деятельности.
Кроме этого, образовательные технологии будущего должны сместить акцент на взаимодействие между субъектом и объектом знаний – то есть технологии, способов и методов решения проблемы или достижения целей, отказавшись от чисто механистического подхода в пользу процессного, «технологического». Специалисты будущего должны не просто уметь использовать знания на практике. Они должны уметь создавать эти знания сами из доступного объема информации. Отсюда важнейшим аспектом обучения становится работа с большими данными и их аналитика в любой сфере деятельности. Технологическое предпринимательство является связующим звеном между инженерно-технической деятельностью и инновационным развитием, как компаний, так и экономики в целом, создавая новые высокотехнологичные рабочие места, формируя самозанятость населения. Современные образовательные организации несут дополнительную социальную ответственность – обучение специалистов будущего, обеспечение психологической базы для инновационного предпринимательского мышления и саморазвития.
Библиографическая ссылка
Тихомирова О.Г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-1. – С. 162-167;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=804 (дата обращения: 14.10.2024).