Введение
Принципиально важной составной частью любого прогрессивного развития являются кадры, соответствующего качества человеческий капитал, его способность и готовность к тем самым новшествам и инновациям, которых ожидает от них производство. Современные технологии, используемые в экономической деятельности, предполагают наличие кадров, обладающих высокой квалификацией, требуют работы профессионалов, вложений именно в интеллектуальный потенциал, инвестиций в кадры науки. Высокий уровень образования выступает необходимой предпосылкой движения к инновационной экономике. Основным фактором производства в новой экономике становятся знания, а традиционные – природные ресурсы, рабочая сила, земля и капитал – переходят в разряд второстепенных. Поэтому разработка стратегии управления кадровыми ресурсами, грамотного использования трудового потенциала, его совершенствования, развития и мотивации является важнейшей задачей эффективного развития общества, реализуемой, в значительной степени, вузами соответствующих регионов. Работа с кадрами всегда носит перспективный характер. Во всем мире вложения в человеческий капитал считают самыми выгодными. Те затраты, которые в это вкладываются, окупятся или окажут влияние на уровень развития экономики через 3–5 лет. Поэтому необходима постоянная системная работа в этом направлении.
Цель исследования. Известно, что пригодность и подготовленность работников, их качество определяется по многим параметрам, главными из которых являются их профессиональная компетентность, соответствующее образование, соответствие требованиям времени, квалифицированность и серьезная мотивация в работе. Но, несмотря на видимую охваченность населения образованием, доступность как высшего, так и среднего специального образования, тем не менее, высококвалифицированных кадров, людей, обладающих способностями и к созданию новых технологий, открытий, достижений, и к внедрению в отечественную экономику уже имеющихся мировых достижений, категорически не хватает. Для устойчивого, поступательного развития экономики нужны не просто образованные люди. Нужны специалисты, способные создавать такие материалы, продукцию, которые позволили бы получить высокотехнологичный эффект при внедрении в производство, создавать новые формы управления производством с целью его инновационного развития. «И здесь отчетливо ощущается нехватка кадров необходимой квалификации, специалистов, которые могли бы как сами создавать, так и оказывать содействие по внедрению международных достижений науки и техники в отечественную экономику. Согласно мнению экспертов дефицит кадров постоянно находится в первой тройке ключевых ограничителей на пути поступательного развития экономики инновационного типа» [4].
Авторы ставили пред собой задачу осознания той роли, которую может играть Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет в решении проблемы подготовки кадров нужной квалификации, тем самым участвуя в реализации задачи устойчивого, стабильного развития региональной агроэкономики.
Материалы и ход исследования
Россия всегда была и продолжает оставаться страной с высоким образовательным уровнем населения. И с каждым годом вроде бы растет потребность в получении высшего образования. Из всего занятого населения страны 26,2 % имеют дипломы о высшем образовании, 35,4 % – дипломы о получении среднего профессионального образования, 20,6 % – аттестаты о среднем образовании. В настоящее время главным источником существования и стабильного дохода, достатка в семье являются именно знания, навыки, умения кадров-профессионалов, их интеллект. Естественно, что люди стараются по максимуму использовать свой капитал, стараясь наиболее выгодным способом использовать эти возможности. Именно по этой причине профессиональные кадры стали более мобильны, менее привязаны к постоянному месту работы [1, 2]. Мы помним, что за 90-е годы потеряли одну треть своего интеллектуального потенциала. Внешняя миграция научных кадров («утечка мозгов») дополнялась внутренней – уходом высоких профессионалов в мелкую коммерцию, финансовые структуры и другие сферы ненаучной деятельности. После кризиса 1992–1993 годов наиболее активный трудовой слой специалистов именно высокой квалификации был вымыт в результате непродуманной конверсии и с большинства крупных оборонных предприятий.
Для дальнейшего проведения рыночных преобразований требуется иная профессионально-квалификационная структура кадров. Поэтому, то, как быстро совершится переход страны к инновационному типу экономического развития, зависит от того, с каким человеческим потенциалом мы будет его осуществлять. Естественно, что выполнение этой задачи предполагает совершенно иное качество подготовки специалистов всех уровней образования, как высшего, так и среднего специального. Это должны быть кадры, соответствующие международным стандартам, интегрированные в международный рынок труда. «Конечно же, и в сфере образования идет поиск новых подходов к определению содержания, форм, методов и основных направлений деятельности заведений по подготовке образованных, высококвалифицированных, конкурентоспособных работников, способных развивать экономику инновационного типа, предъявляющую высокие требования к качественным характеристикам работников, к их знаниям и образованию. Но, кажется, активные реформы в этой области, ведут лишь к изменениям внешних форм, совершенно не прослеживая внутреннюю логику связи процесса подготовки специалистов с нуждами отечественных науки и производства» [3].
Новая инновационная стратегия устойчивого экономического развития любого региона невозможна без учета национальных традиций, менталитета населения. Региональные экономики оказались в наиболее тяжелой ситуации. Центральные регионы, в которых сосредоточено большое количество научно-исследовательских центров, научных кластеров, крупных производств и предприятий, не так тяжело ощутили на себе потерю научного потенциала. В этих районах, всё- таки оставалась более-менее реальная перспектива своего развития. К сожалению, совершенно иная картина наблюдалась в регионах. В частности, в Кабардино-Балкарии были закрыты практически все крупные предприятия машиностроительной отрасли, приборостроения, оборонной, перерабатывающей промышленности. Ценнейшие кадры, которые по крупицам собирались годами, остались не у дел. Большинство из них были вынуждены уехать, сменив место жительства. Оставшиеся занимались совершенно не свойственным им трудом, что привело и к потере квалификации, и к нежеланию, да и отсутствию возможности дальнейшего развития. Кабардино-Балкария, как известно, является республикой аграрной направленности. А именно эта сфера, этот сектор экономики подвергся наибольшей трансформации в ходе перестройки. Практически исчез государственный сектор АПК, вновь образовавшиеся частные хозяйства не имеют разумной программы развития, вкладывая инвестиции в своё производство без учета просчитанных перспектив. Во-первых, сами хозяева этих хозяйств не готовы к использованию и внедрению научных достижений в свое развитие, не работают на перспективу, гоняясь за сиюминутной прибылью. Во- вторых, практически не осталось кадров, способных внести что-то новое в этой области. «За годы экономических реформ в аграрном секторе Кабардино-Балкарской Республики заметно ослабла работа с кадрами, что отрицательно повлияло на качественный состав руководителей и специалистов данной отрасли» [3].
На сложившуюся ситуацию, с точки зрения подготовки кадров и сопровождения научными разработками, необходимыми для реализации проводимых реформ, могло бы повлиять эффективное использование научного потенциала учебных заведений, расположенных в этих регионах. «В решении стратегических проблем социально-экономического развития любого региона все большее значение приобретает использование научного потенциала местных вузов – прежде всего, в кадровом и научно-техническом обеспечении проводимых реформ» [4]. Однако, уровень финансирования науки в так называемых «провинциальных» вузах чрезвычайно низок, ведется по остаточному принципу. Объем финансирования всех научных работ, проводимых ранее и считавшихся достаточно перспективными, практически прекратился. Даже на данный момент он в расчете на одного ученого сейчас в разы ниже, чем в столичных вузах и учебных заведениях Центрального округа. Наука в региональных вузах просто выживает, не имея возможностей для реального прогрессивного развития. Снижается качество подготовки выпускников агарных учебных заведений, особенно их практическая подготовленность к работе, вследствие физического износа учебной техники, оборудования и инструментов. Кроме того, не осталось экспериментальной базы для проведения опытов. Почти все сельскохозяйственные угодья, предназначенные для проведения опытов, либо проданы, либо сданы в аренду тем же собственникам хозяйств. Практически нет никакой связи между проведением опытных экспериментов и возможностью их дальнейшего внедрения, между наукой и производством. Происходит медленное «вымирание» региональных вузов. Не всегда полезным оказывается и проводимое сейчас укрупнение периферийных вузов, создание крупных учебных и научных центров, опять- таки, в больших городах, а даже в столицах регионов Южного Федерального округа, преобразование существующих высших учебных заведений в филиалы с сильно ущемленными возможностями. «Хотелось бы отметить, что решение социально – экономических проблем любого региона невозможно без использования научного потенциала именно этих регионов. Кадровое и научно-техническое обеспечение проводимых реформ должно опираться именно на местные вузы» [3]. У преподавателей и работников оставшихся научно-исследовательских институтов, число которых, кстати, практически сведено к нулю, нет даже возможности для повышения своей квалификации или переподготовки. Региональные власти не выделяют на эти нужды никаких средств и поэтому контакты между учеными возможны только в сети. А ведь мы знаем, как важен личный контакт, споры, обмен мнениями для научных работников.
Все эти проблемы являются следствием неразумных преобразований в процессе подготовки кадров высшей школы, когда разрушив старую систему образования и передачи знаний от поколения к поколению, не сумели построить новую, компетентностную модель обучения. «Этот сложный клубок проблем и обстоятельств может быть разрешен только совместными усилиями всех задействованных не только в процессе образования и подготовки кадров, но и тех, для кого эти кадры готовятся, кем они будут востребованы» [4]. Разрыв цепочки образование – наука – бизнес – производство приведет к неэффективности любой, самой инновационной педагогической технологии. И особое место в ней играют роль и участие государства, выступающего связующим звеном между предпринимателями, бизнесменами, работодателями и представителями фундаментальной науки. Государственная политика должна состоять как в финансировании научно-технических разработок, так и в дальнейшем их продвижении и внедрении в инновационное предпринимательство [1, 2, 5]. Необходимо соблюдать сроки повышения квалификации специалистов, формировать резервы кадров на конкурсной основе с использованием действенной системы материального стимулирования.
Говоря о кадрах, невозможно не задеть проблему рождаемости. В республике не удалось, к сожалению, добиться активного прироста населения. Население трудоспособного возраста, то, по оценкам специалистов, практически не увеличится в ближайшие 20 лет. Наиболее интенсивное убывание ожидалось с 2011 по 2015 г., т. е. именно в период предполагаемого перевода экономики на инновационный путь развития.
Огромной проблемой, делающей практически невозможной любое инновационное развитие, является проблема занятости в республике лиц в возрасте до 35 лет, который является наиболее экономически активным. Важно уделить внимание этой молодежи, которой в силу возрастных особенностей трудового потенциала принадлежит важная роль в прогрессивном развитии, снизить напряженность рынка труда. Это очень тяжелая проблема для республики. В Кабардино-Балкарии малый поселенческий рынок труда, ограниченные возможности трудоустройства, а это значит, что процент отчаявшихся найти работу высок. Этот феномен характерен для всех малых городов и сельской местности, регионов Южного Федерального округа. Молодежь уезжает из регионов в центр, отказываясь работать по месту жительства. Основные причины, по которым это происходит, по нашему мнению, состоят в следующем:
– невозможность найти квалифицированную работу, соответствующую полученному образованию;
– низкий уровень заработной платы в регионе;
– отсутствие опыта работ, без которого трудоустройство затруднительно;
– сложности в приобретении востребованных специальностей, связанные с проблемой высокой оплаты процесса обучения;
– выбор более выгодных форм существования в виде ведения домашнего подсобного хозяйства;
– отсутствие желания трудиться.
Особенно необходимо отметить, что незанятость обусловлена первыми двумя причинами. Что касается контингента нежелающих работать, то это явление, больше присущее лицам зрелого возраста. У той части молодежи, которая этому подвержена, имеются изъяны в воспитании, готовности к трудовому образу жизни.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проделанного как сейчас, так и в более ранних работах, анализа становится очевидным необходимость дальнейшего углубления реформ и совершенствования механизма хозяйствования в сельскохозяйственных предприятиях, а также сведения к минимуму неготовность кадров к инновационному ведению аграрного бизнеса, низкую квалификацию и отсутствие организационно-экономической возможности ее повышения [3, 4]. Доказано, что качественный уровень кадрового потенциала является одним из основных факторов, влияющих на эффективность производства сельскохозяйственной продукции. В связи с этим предлагается ряд приоритетных направлений совершенствования кадрового потенциала АПК в Кабардино-Балкарии:
– разработка четкого механизма учета социального заказа, уровень реализации которого определяет качество подготовки специалиста;
– совершенствование содержания и технологий непрерывного аграрного образования на основе взаимодействия образовательного учреждения, органов власти субъектов РФ и агробизнеса;
– внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий;
– решение социально-экономических проблем региона, кадровое и научно-техническое обеспечение проводимых реформ с привлечением научного потенциала именно этих регионов, опираясь именно на местные вузы;
– стимулирование закрепления молодых специалистов в аграрном секторе экономики;
– развитие сектора мониторинга и управления кадровым обеспечением аграрного сектора экономики;
– совершенствование системы менеджмента качества в управлении агробизнесом.
Заключения и выводы
В заключении, хотелось бы отметить, что ситуация, сложившаяся в аграрном секторе экономики республики, существенным образом подорвала престиж сельскохозяйственных специальностей, привела к необходимости совершенствования системы обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами. В новых условиях хозяйствования, когда устойчивое развитие сельских территорий выделено в качестве приоритетного направления развития экономики[6], когда развитие реального сектора экономики страны и ее регионов, возможны лишь на базе инновационной деятельности, использовании знаний и информации, роль высших учебных заведений регионов является неоспоримой. Только вузы обладают необходимым для решения столь масштабной задачи интеллектуальным потенциалом, предоставляя возможность сформировать и в дальнейшем мобилизовать интеллектуальный потенциал Кабардино-Балкарии для обеспечения ее стабильного социально-экономического развития.
Это вызывает необходимость разработки инновационной стратегии развития кадрового обеспечения как агропромышленного комплекса России в целом, так и отдельных его субъектов с учетом специфических условий того или иного региона, влияющих на возможность модернизации отрасли и перевода её на инновационный путь развития. Предложенные авторами меры являются своевременными и будут полезны не только в КБР, но и в любом другом регионе страны.
Библиографическая ссылка
Хачев М.М., Теммоева С.А. РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 4. – С. 121-125;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=75 (дата обращения: 21.11.2024).