Введение
Основным результатом производственной деятельности предприятия является готовая продукция, предназначенная для продажи. Реализуя созданную продукцию, предприятие получает определенную сумму денежных средств – доход. Сопоставив его с понесенными затратами производитель может оценить финансовый результат своей деятельности, определить насколько она экономически эффективна. Соответственно экономическая оценка результатов производственной деятельности заключается в определении конечного финансового результата, в качестве которого выступает прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта.
Прибыль создает основу производственно-экономического и научно-технического развития предприятия, социально-экономического развития его трудового коллектива. Значение прибыли как финансового показателя заключается в том, что она служит для хозяйствующего субъекта источником формирования финансовых ресурсов, имущества, фондов денежных средств, трудовых и социальных льгот и материальных стимулов работников. То есть, с одной стороны, прибыль отражает результативность работы, а с другой – становится главным источником финансовых ресурсов предприятия, формирующих собственный капитал. Именно поэтому прибыль используют как основной целевой ориентир и критерий успешности деятельности любого хозяйствующего субъекта. Она является одним из ключевых показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях.
Исследование прибыли как показателя экономической оценки результатов производственной деятельности предприятия позволяет руководству выявить и учесть основные факторы и принципы формирования прибыли, что важно, поскольку от ее размера зависят общие и частные показатели эффективности деятельности, определяющие конкурентоспособность и будущее развитие хозяйствующего субъекта.
Цель исследования
Изучить сущность и подходы к экономической оценке результатов производственной деятельности предприятия.
Материал и методы исследования
Теоретической основой исследования послужили научные труды ученых-экономистов, посвященные исследованию прибыли как ключевого показателя экономической оценки результатов производственной деятельности предприятия.
При проведении исследования использовались методы сравнения, сопоставления, обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретическая и методологическая основа экономической оценки результатов производственной деятельности предприятия посредством показателя прибыли была заложена ещё экономистами английской классической школы, отдельные представители которой (А. Смит, Т. Мальтус) не проводили четкого разграничения между прибылью и процентом, но и не отождествляли их, при этом рассматривая прибыль как некоторое вознаграждение управляющего за риск. Такой подход во многом был опосредован экономическими условиями, в которых он формировался – управляющими на предприятиях выступали, как правило, сами собственники, а получаемый доход напрямую зависел от организации производства и управления им.
Ж.Б. Сэй считал капитал фактором производства, поэтому он разграничил прибыль, включил в нее заработную плату капиталиста и часть прибыли как вознаграждение за принятие риска. Рид С. представлял прибыль в виде отдачи от инвестирования в капитал, как компенсацию за риск.
Отдельно необходимо отметить подход А. Маршалла, согласно которому величина прибыли во многом определяется принимаемыми решениями и личными качествами предпринимателя, его предпринимательскими способностями действовать в условиях неопределенности и риска [1].
Ключевые тезисы представителей английской классической школы были положены в основу теории К. Робертуса, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля (немецкая социалистическая школа), однако сущность прибыли была сведена ими к доходу на капитал и землю.
Весьма интересным является подход к трактовке прибыли таких экономистов, как Г. Гросс, В. Матайя, Т. Митхофф, Ф. Клейнвахтер, Г. Шонберг. Тезисы их теории, следующие:
– прибыль является разницей между издержками производства блага и его ценностью;
– прибыль является показателем рыночной власти капитала;
– прибыль – доход предпринимателя в виде заработной платы и ренты;
– прибыль – это вознаграждение за риск [2].
В современной экономической литературе не прослеживается единого подхода к определению такой сложной категории как прибыль. Тем не менее, большинство из них, как правило, не противоречат, а в основном совпадают либо дополняют друг друга. Далее приведем некоторые трактовки для сравнения.
Так, согласно Г.И. Лазаревой и Л.А. Ефремовой, прибыль (финансовый результат) есть прирост собственного капитала за счёт финансово-хозяйственной деятельности организации [3].
О.В. Ефимова определяет прибыль (финансовый результат) как разницу между доходами и затратами организации [4].
Такие авторы как Н.А. Журина, А.Б. Плисова рассматривают прибыль как часть чистого дохода, полученного хозяйствующим субъектом за вложенный капитал и предпринимательские риски, определяемого как разница между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции [5].
По результатам проведенного нами исследования существующих трактовок можно обобщенно охарактеризовать прибыль как разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от хозяйственных операций.
В России многие концептуально-методологические основы экономической оценки результатов производственной деятельности предприятия до сих пор имеют дискуссионный характер. В современной научной мысли сложилось несколько подходов к сущностной оценке категории «прибыль», среди которых академический, бухгалтерский и предпринимательский считаются основными.
В рамках академического подхода в качестве ключевого показателя оценки результатов производственной деятельности предприятия рассматривается экономическая прибыль как некая гипотетическая величина. Она представляет собой разность между всеми доходами и экономическими затратами предприятия, учитывающими альтернативные издержи.
На практике определить экономическую прибыль достаточно проблематично, так как для ее расчета требуется значение альтернативных затрат (издержек упущенных альтернативных возможностей), которые представляют собой тот доход, который могло бы получить предприятие используя имеющиеся производственные ресурсы наиболее эффективным (из альтернативных) способом. Практическое определение альтернативных издержек весьма затруднительно, поскольку всегда будет присутствовать субъективность оценки данной величины. В связи с этим академический подход имеет скорее теоретическое значение и на практике почти не используется.
Как альтернативный вариант – бухгалтерский подход в качестве ключевого показателя рассматривает бухгалтерскую прибыль – разницу между всеми доходами организации и бухгалтерскими издержками (внешними затратами). Данный показатель можно рассчитать на практике с учетом фактических доходов и расходов, имеющих количественное измерение и отраженных в системе бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта.
Предпринимательский подход к оценке прибыли трактует ее как прирост капитала собственников за отчетный период – разность величины чистых активов на конец и начало отчетного периода в рыночной оценке. Данный подход к определению прибыли позволяет оценить результативность производственной и в целом предпринимательской деятельности с точки зрения потенциального инвестора, однако он применим лишь для тех компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. Кроме того, определенные сложности в использовании данного подхода могут быть связаны ещё и с тем, что не всегда имущество предприятия отражается в балансе по рыночной стоимости [2].
Существующие подходы к экономической оценке прибыли позволяют сделать вывод о сложности и многоаспектности данной категории, что во многом связано с рассмотрением различных видов прибыли. В настоящее время существуют различные варианты классификации прибыли:
– по целевому назначению (бухгалтерская и экономическая);
– по источникам формирования (прибыль от реализации продукции и от прочей реализации);
– по видам деятельности (прибыль, полученная от производственной, от инвестиционной, от финансовой деятельности) и др.
Также виды прибыли выделяют в зависимости от состава включаемых в нее элементов, различая: валовую (маржинальную) прибыль, прибыль от продаж, балансовую прибыль, прибыль до налогообложения и чистую прибыль. Они нормативно не закреплены и могут употребляться в различных контекстах. Непосредственный же механизм формирования прибыли в отечественной практике представлен в Отчете о финансовых результатах, данные которого дают возможность исследовать состав и структуру прибыли в динамике с целью определения ключевых факторов, повлиявших на финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
В отечественной и зарубежной практиках используются разнообразные методики анализа прибыли, наиболее распространенными из которых являются: факторный анализ, CVP-анализ, АВС-анализ.
Наиболее востребованным, по мнению большинства авторов, является факторный анализ прибыли. Его роль в оценке формирования прибыли трудно переоценить, так как он устанавливает факторы, существенно влияющие на ее рост или снижение. Анализ каждой составляющей прибыли имеет вполне обоснованный характер, позволяя учредителям и акционерам, а также администрации выбрать наиболее важные направления деятельности организации, нуждающиеся в активизации [6].
При проведении экономической оценки прибыли важно установить прибылеобразующие факторы и показатели, которые оказывают влияние на прибыль, определить количественные параметры влияния каждого из них на конечный результат деятельности предприятия.
При этом все факторы, оказывающие воздействие на прибыль, делятся на внутренние и внешние.
Внешние факторы – это все те факторы, которые находятся за пределами предприятия. К ним можно отнести такие факторы, как:
– рыночно-конъюнктурные факторы (например: повышается конкурентоспособность, организуется эффективная реклама, изменяются тарифы и цены на поставки продукции и услуг из-за инфляции);
– хозяйственно-правовые и административные факторы (например: налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, регулирование тарифов и цен со стороны специализированных органов государственной власти).
Внутренние факторы – это те факторы, которые связаны с деятельностью организации непосредственно. К ним можно отнести:
– материально-технические (например: проводится модернизация и реконструкция материально-технической составляющей деятельности предприятия, внедряются прогрессивные средства и предметы труда, более экономичное и производительное оборудование, инструменты бережливого производства – концепция Кайдзен, системы 5С, SMED, TPM, Just-In-Time и др. [7]);
– организационно-управленческие (например: разрабатывается эффективная стратегия и тактика деятельности и дальнейшего развития предприятия, совершенствуется информационное обеспечение процессов принятия управленческих решений, происходит освоение инновационных, соответствующих требованиям современного рынка видов продукции);
– экономические (например: планирование финансовой деятельности предприятия, налоговое планирование, внедрение экономического стимулирования производственной деятельности, поиск и выявление резервов роста прибыли);
– социальные (например: повышается квалификация сотрудников, улучшаются условия труда работников, проводятся мероприятия по оздоровлению и организации отдыха сотрудников, внедряются усовершенствованные схемы материального стимулирование персонала).
С точки зрения управляемости внутренние факторы поддаются управленческому воздействию. Внешние же факторы находятся вне зоны управляемости предприятия, тем не менее, учитывать их необходимо с целью недопущения ситуаций, приводящих к убыточности деятельности или даже к банкротству. К таким факторам относят социально-экономические условия, конъюнктура рынка, уровень цен на сырье, ресурсы и саму продукцию и т. д.
Выводы (заключение)
Таким образом, экономическая оценка результатов производственной деятельности предприятия заключается, прежде всего, в определении финансового результата, получаемого от продажи произведенной продукции. Каждое коммерческое предприятие, функционирующее на рынке, осуществляет свою деятельность исключительно для получения прибыли. Размер получаемой прибыли и ее динамика определяют эффективность функционирования предприятия, а также целесообразность его дальнейшей работы и развития.
Величина прибыли организации зависит от разных факторов. Одни из них оказывают прямое влияние, которое можно определить с помощью методов факторного анализа. Другие – косвенное, через какие-либо показатели. Величину воздействия в данном случае можно определить только с определенной долей вероятности или невозможно вовсе. Выявление конкретных факторов, влияющих на прибыль, предполагает более детальное изучение экономических условий ее формирования. Непосредственные резервы роста прибыли предприятия тесно связаны с учетом влияния тех или иных факторов, определением возможностей сведения к минимуму их негативного воздействия либо наиболее полного использования позитивного влияния, что позволяет улучшать финансовые результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Библиографическая ссылка
Алферина О.Н. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-1. – С. 5-9;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=738 (дата обращения: 04.12.2024).