Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПЕРЕХОД ОТ ПОЗИТИВНОЙ К НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Семенова Л.В. 1
1 Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России
В работе обосновывается необходимость перехода от позитивной системы здравоохранения к цифровой нормативной за счет оптимизации факторов оздоровления населения в процессе реализации национальных программ экономического развития. При этом движение теории к практике рассматривается как необходимое условие системного динамичного развития всех наук в связи с естествознанием. Кроме присущих ей черт, естествознание как особая область знания, призвана диверсифицироваться и быть непротиворечивой, то есть подтягиваться под рыночный спрос, целевые установки и задачи общественного развития. На примере системы здравоохранения, имеющей прямое результативное отношение к области естествознания, выявлена необходимость ее пересмотра за счет дополнения, конкретизации и перераспределения функций в рамках двух подсистем: «системы медобслуживания» и «системы общественного здоровья». На основании Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выявлены и проанализированы основные направления, подпрограммы и сроки реализации национальной программы по оздоровлению населения в республике Башкортостан. Отмечено, что информационный спрос на такие программы в 6 раз превышает общероссийский, что вызвано повышенным интересом к поставленным задачам и стремлением к их скорейшему решению на региональном уровне в соответствии с национальным развитием. Переход к цифровой системе здравоохранения подготавливается постепенно и одновременно с системой образования, в которой особое место отводится компетентностному развитию на основе использования: интернет-технологий; цифровых баз данных; информационных и сетевых ресурсов; цифрового перевода иностранных текстов. При этом повышается роль коммуникаций и обеспечивается их переход в разряд транснациональных. Применительно к национальной программе оздоровления населения в республике Башкортостан выделены факторы, препятствующие ее реализации, предложены экономический инструментарий и пути решения поставленных задач.
позитивная
цифровая нормативная медицина
система здравоохранения
экономический инструментарий
национальные цели и стратегия развития
резервы
факторы
пути оздоровления
1. Елаев А. Про «теоретиков» и «практиков»: извечный спор с непонятным результатом. [Электронный ресурс].URL:_spor_s_neponyatnym_rezultatom https://zakon.ru/blog/2017/3/27/ pro_teoretikov_i_praktikov_izvechnyj (дата обращения: 22.03.2019).
2. Ишлинский А.Ю. К вопросу об абсолютных силах и силах инерции в классической механике // Теоретическая механика. Сборник научно-методических статей. – 2000. – № 23. – С. 3–8.
3. Леонтьев В. Экономические эссэ. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
4. Наука: определение, основные черты, отличие от других сфер культуры/Энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/900030/(дата обращения: 10.05.2019).
5. Система здравоохранения в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1060886/pravo/sistema_zdravoohraneniya_rossiyskoy_federatsii (дата обращения: 10.05.2019).
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: pravo.gov.ru. (дата обращения: 22.03.2019).
7. Система здравоохранения в Германии. [Электронный ресурс]. URL: http://dixion-healthcare.com (дата обращения: 10.05.2019).
8. Приоритетные национальные проекты Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/36791/prioritetnye-natsionalnye-proekty-respubliki-bashkortostan. (дата обращения: 22.03.2019).
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 мая 2012 г. N 441н г. Москва «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».
10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) Статья 78.
11. Ишмухаметов К.И., Михайлова П.В., Семенова Л.В. Проблема воспроизводства численности населения России и планирования семьи // Здоровье как социально-философская проблема: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 25 октября 2018 г.) / под ред. О.М. Ивановой // Вестник БГМУ. 2019. № 2. С. 171-173.
12. Нурлыгаянова А.Р., Карунас В.И., Семенова Л.В. Экономика в системе здравоохранения // Здоровье как социально-философская проблема: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 25 октября 2018 г.) / под ред. О.М. Ивановой // Вестник БГМУ. 2019. № 2. С. 196-200.

Введение

В российскую рыночную экономику активно вводятся новые Законы, Постановления и другие материалы, призванные улучшить сложившееся состояние развития экономики в целом. Однако на практике, многие принятые правительством решения, начинают подвергаться обсуждению уже после их утверждения. При этом возникает целый ряд вопросов, которые не стыкуются с возможным проявлением тех или иных особенностей в конкретной области их применения. Поэтому, в экономической теории принято выделять позитивную и нормативную стороны исследуемого вопроса, введенные в область исследования английским экономистом А. Маршалом. Позитивное состояние оценивается тем, «что есть» на самом деле, какие положительные, отрицательные факторы и причины определяют тот или иной процесс (явление). Нормативное исследование направлено на то, «что должно быть», то есть, какие меры нужно провести или предусмотреть для изменения сложившегося состояния и в каком направлении ориентировать дальнейшее развитие. Возникает проблема стыковки теории, обогащенной к настоящему времени достаточно широким методологическим инструментарием, с практикой. «Теория без практики мертва, практика без теории слепа», – гласит известное высказывание А.В. Суворова [1].

Цель исследования

Основной целью исследования является определение путей перехода от позитивной к цифровой нормативной системе здравоохранения за счет оптимизации факторов оздоровления населения в процессе реализации национальной программы экономического развития. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

выявить характерные черты и особенности движения экономической науки к взаимосвязи теории с практикой в условиях рыночной экономики;

исследовать Национальную подпрограмму, намеченные в ней меры и индикаторы социально-экономического развития, связанные с оздоровлением населения;

выявить резервы и разработать меры по оптимизации факторов оздоровления населения в системе здравоохранения.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами в системе здравоохранения по поводу оздоровления населения. В качестве объекта исследования рассматривается водный объект физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК).

Материал и методы исследования

Переход теории к практике рассматривается как необходимое условие системного динамичного развития всех наук в связи с естествознанием. Спор о «теоретиках» и «практиках» представляется столь обыденным, что уже давно всем известны возможные и невозможные доводы. «Знатокам диалектического материализма можно «практику» и «теорию» вообще выводить из закона единства и борьбы противоположностей», – утверждают некоторые специалисты [1]. Однако до сих пор остается вопрос, почему на практике не реализуется то, что уже давно известно в теории. Спор о вкладе наук в практическую деятельность и их взаимосвязи остается открытым до сих пор. Поскольку теория, зачастую, не находит своего применения в практической деятельности, некоторые специалисты-практики естественных наук, таких как: химия, физика, биология, медицина, начинают утверждать об отсутствии научности гуманитарных наук, куда относятся экономика, юриспруденция, педагогика и другие.

Взаимосвязь теории любой науки с естествознанием может реализовываться по двум основным направлениям: экстенсивному и интенсивному.

Экстенсивное направление, как известно, обеспечивается за счет привлечения и расширения различных факторов. Естествознание как специфичная область знания расширяется за счет применения и развития инструментария гуманитарных, технических, экономических и прочих областей. К примеру, за экономическим расчетом следует видеть не только математическую формулу, это – прямая и обратная зависимость факторов, за которыми скрывается живой и овеществленный прошлый труд. А отсюда проблема медицины, здравоохранения и использования всех имеющихся в стране ресурсов: природных, материальных, трудовых и финансовых. Кроме того, движение теории к практике естествознания не мыслимы без законов механического перемещения и движения, без учета проявления тех или иных приемов и способов гуманитарных наук на человека, его психику, физиологию и здоровье в целом. Таким образом, области знания, не связанные непосредственно с естествознанием, формируют опосредованную системную взаимосвязь с областью естествознания, обеспечивая при этом ей не только теоретическое развитие, но и практическое применение. Иначе, все области знания выступают в качестве средства (инструмента) расширенного воспроизводства естествознания, занимающего лидирующие позиции по отношению к другим областям и вместе с ними развивающиеся в направлении движения к расширенному практическому жизнеобеспечению человека.

Интенсивное движение теории к практике происходит за счет применения современных технологий, инноваций, нано-технологий, НТП и др. К примеру, введение новых информационных технологий, позволяет достигать результат значительно раньше намеченного, что может сопровождаться высвобождением привлеченных факторов и ускорением процессов развития. Иными словами, теория динамично приближается к практике не за счет увеличения массы (или модельного радиусного увеличения при некоторой центровой константе), как при экстенсивном динамическом развитии, а за счет увеличения ускорения движения при снижении массы перемещаемых объектов, согласно Второму закону Ньютона [2]. Конечным результатом локальной взаимосвязи теории и практики естествознания будет их наложение и соединение в одной центральной локальной точке. При этом, следует иметь ввиду, полное совпадение теории с практикой невозможно в силу постоянного расширения и развития наук.

Целенаправленная исследовательская и творческая деятельность людей должна и обязана осуществляться в направлении соединения теории и практики, обеспечивая при этом расширенное воспроизводство за счет интенсивных факторов развития.

Кроме этого существуют и другие аналогичные подходы. В общих чертах, определение науки сводится к рациональному способу, социальному институту, мероприятиям, сообществу, сфере культуры и человеческой деятельности.

Большинство известных определений затрагивают вопросы теории и их практического применения, однако не акцентируют внимание на интенсивном воспроизводстве и конкретике практического использования в области естествознания. В силу сложности восприятия, моделирования и проверки полученных результатов эмпирических наук, это возможно сделать на примере реальной применимости. «Теоретические понятия, – писал В. Леонтьев, – существуют только в реальности. Разработав и четко сформулировав теорию, исследователь только начинает свою работу. Основной его задачей является доказательство того, что эта теория может быть применена в реальной экономике» [3, с. 8]. А реальная или позитивная экономика в современных условиях – это, прежде всего, человек, как основа производительной силы общества, его здоровье и потенциал.

Определение экономической науки, как социального института, в рамках которого производится, систематизируется и обосновывается объективное знание об окружающем мире, а также определяются способы его эффективного и оптимального использования в практической деятельности людей, обращает на себя внимание некоторой неопределенностью понятий «эффективный» и «оптимальный», что отражает их желательное, а не имеющееся состояние, которое может быть как результативным, так и не результативным. А используемые в этом определении термины «эффективный» и «оптимальный» сами требуют дополнительного практического осмысления. Понятие науки как локальное соединение теории и практики, с нашей точки зрения, ориентирует исследователя на вопросы об источниках этого движения, условиях и путях их соединения. Эта мысль вполне согласуется с предложенной В. Леонтьевым центрической моделью развития наук. «Действительный ход науки должен обязательно попасть в область возможностей, определяемой каждой из дисциплин. То есть он обязательно должен попасть в часть фигуры, ограниченной каждой из кругов меньшего радиуса» [4, с. 30].

Основные черты естествознания достаточно полно раскрывают содержание науки в целом. К ним относятся: универсальность; фрагментарность; общая значимость; объективность; системность; безграничность; преемственность; критичность; достоверность и доказательность; рациональность [5].

Все эти принципы имеют отношение к разным наукам и в той или иной степени дополняют и обогащают естествознание. Поэтому, неслучайно, знания других областей научного исследования все активнее привлекаются к обсуждению и выработке того или иного управленческого решения. Кроме указанных выше черт, естествознание как особая область знания, призвана диверсифицироваться и быть непротиворечивой, то есть подтягиваться под рыночный спрос, целевые установки и задачи общественного развития. В этой связи систему здравоохранения можно рассматривать как результат, конечный продукт динамичного развития научной области естествознания, приближенной к практической оздоровительной потребности человека.

Однако система здравоохранения в целом функционирует в основном с помощью средств и инструментария медицинского обслуживания населения как результат лечения человека при заболевании, а не общественного оздоровления в качестве превентивной меры. При этом на повестке исследования остается все тот же вопрос, что мы развиваем: «систему здравоохранения» или «систему медобслуживания»? Ответ на эти вопросы следует искать в специфике предметов и объектов исследования.

В настоящее время среди множества источников можно найти немало трактовок термина «система здравоохранения», наиболее содержательным считается определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): система здравоохранения – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах [5]. В этом понятии нет даже намеков на медицинские меры по лечению больного человека, то есть охрана здоровья занимает приоритетное место по отношению к медицинским мерам. Это подтверждается также одним из принципов, изложенных в Конституции РФ. Кроме этого, в Конституции РФ (Статья 41) провозглашается принцип о том, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных лечебных учреждениях оказывается бесплатно». Реально же дополнительные деньги у населения за предоставление «бесплатной» медицинской помощи все равно взимаются [6, с. 16]. Здесь также проявляется несоответствие того, что должно быть с тем, что есть на самом деле.

Если сравнить систему здравоохранения России с Германией, то можно выделить следующие ее отличительные черты:

низкий уровень финансирования;

длительная по времени запись к врачу;

система здравоохранения в России носит пока еще централизованно-плановый характер распределения финансовых средств, с разным доступом населения к медобслуживанию. Одна часть населения имеет этот доступ, используя минимальную пенсию, мизерную доплату за отказ от социального медицинского пакета и бесплатную медицинскую помощь за счет медицинского страхования; другая, в случае принятия социального пакета при прочих равных условиях, – через централизованное медикаментозное дефицитное обслуживание. И хотя в основе лежит принцип «свободного выбора», и тот и другой способы реализуются крайне неудовлетворительно [5].

Несмотря на то, что система здравоохранения в Германии развита на достаточно высоком уровне, а Россия перенимает опыт этой страны, следует отметить, что речь идет скорее не о системе здравоохранения, а о системе медобслуживания, отличающейся от российского опыта высоким уровнем организации, качеством оказываемых услуг, дифференцированной оплатой с учетом имеющихся возможностей населения, высоким уровнем финансирования и социальной поддержкой со стороны государства [7]. При этом принципы, функции и меры направлены преимущественно на оздоровление в смысле лечения, восстановления и реабилитации, как меры, устраняющие результат болезни, а не самой причины. С нашей точки зрения, в «системе здравоохранения» в этой связи необходимо предусмотреть две подсистемы с разными субъектными функциями и ответственностью за их реализацию: «систему общественного здоровья» и «систему медобслуживания». Следует отметить при этом, такой подход согласуется с паспортом научных специальностей, где предусмотрено не смешение, а относительно четкое их разделение, что позволяет дифференцированно подходить к значимым для развития частям единого целого, как причина и следствие единой «системы здравоохранения» в широком смысле этого понятия.

Необходимо с допустимой степенью точности признать, что мы имеем к настоящему времени и в каком направлении планируем развиваться. Система здравоохранения в интерпретации централизованно-плановой системы экономики имела следующие разделы: медицинское обслуживание, профилактику, отдых, культуру и спорт. В силу слабого социально-экономического развития, медицина занимала приоритетное место по отношению к другим подсистемам и закрепила свои позиции до настоящего времени в условиях рынка.

При этом наблюдаются положительные сдвиги и в вопросах оздоровления, не связанных напрямую с медициной: сдача норм ГТО, расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов, внедрение стимулирующих принципов в оздоровлении населения и др. Просматривается тенденция на развитие системы общественного здоровья. Дальнейшее развитие в этом направлении должно характеризоваться следующими признаками:

единством целей и задач для исследования и практического применения;

общим интересом к национальным (региональным) программам развития;

согласованностью этапов, сроков и финансов в процессе реализации поставленных задач;

инновационным развитием;

практической применимостью результатов исследования.

На основании Указа Президента России от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены основные направления и индикаторы развития, имеющие прямое отношение к оздоровлению населения [6]. При этом повышается региональный интерес к Национальным Программам, что обусловлено:

  • мультипликационным информационным эффектом, при котором целевая установка распространяется на все субъекты РФ;
  • связью целевых индикаторов экономического развития на макроуровне с индикаторами мезо и микроуровней;
  • аккумулированием финансов на определенных приоритетных направлениях развития, исключающих их нецелевое использование;
  • вектором перспективного развития с конкретными поэтапными задачами и возможностью корректировки;
  • принципом открытого информационного доступа, ориентированного на комплексное и системное решение задач.

Ориентируясь на национальные Программы, субъекты ставят и решают задачи с учетом специфики своего регионального или областного уровней развития.

Анализ регионального информационного спроса на примере Национальной программы в республике Башкортостан (РБ) характеризуется следующими значениями, представленными в таблице.

Если принять во внимание 85 субъектов РФ, то средний процент результатов поиска, приходящийся на один субъект РФ, равен 1,18 %. Следовательно, публикационная информационная активность и потребность населения в Национальной программе РБ в 6 раз выше, чем в среднем по субъектам РФ (7,1/1,18). Анализ показывает, что это – пример развития не только интереса населения РБ к поставленным Россией задачам, это – стремление к их конкретизации и целевому достижению конечных результатов.

Динамика результатов поиска «Национальная программа РФ и РБ» на Интернет – портале Google, по состоянию на 22.03.2019

Годы

Среднее значение по РФ за 3 года, млн.

Среднее значение по РБ за 3 года, тыс.

Среднее значение по РФ за 3 года, %

Среднее значение по РБ за 3 года, %

2005-2007

7163

621

11,00

13,19

2008-2010

7707

937

11,61

19,90

2011-2013

8077

889

12,17

18,88

2014-2016

29450

1207

44,17

25,63

2017-2019

13967

1055

21,05

22,40

Итого, кол.

66364

4709

-

-

Итого, %

100

7,1

100

100

% на единицу субъекта

1,18

7,1

-

-

 

Сравнение подпрограмм в рамках национальной программы развития российского общества в целом позволил выявить некоторые слабые стороны, которые проявляются в разных временных периодах их реализации, что приводит к несопоставимости и неопределенности конечных результатов по срокам. Цели и задачи в области оздоровления населения пересекаются с множеством финансируемых подпрограмм, таких как: «Развитие здравоохранения» и «Развитие физической культуры и спорта» «Развитие молодежной политики», «Развитие образования» и др. При этом национальная подпрограмма «Развитие здравоохранения в РБ» действует в период с 2015 до 2020 гг., подпрограмма «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики РБ – с 2018-2023 гг., а Национальная программа социально-экономического развития России финансируется с 2018 по 2024 гг. [8]. .Следовательно, для успешного решения, поставленных в рамках Национальной программы РФ, задач требуется определенная степень конкретизации. С нашей точки зрения, программы должны реализовываться в едином пространстве, с едиными по времени этапами и финансовыми средствами, что обеспечит более четкое целевое распределение средств, сопоставимость полученных результатов в сравнении с результатами предыдущих этапов.

С учетом специфики развития того или иного субъекта РФ можно выделить наиболее реалистичные проекты. При этом просматривается необходимость отделения функций общественного здравоохранения от функций медобслуживания. Оздоровление населения мы связываем скорее с физической культурой и спортом, молодежной политикой, правильным питанием и повышением уровня образования, нежели чем с медицинской профилактикой и многочисленными медосмотрами.

Возникает вопрос «есть ли необходимость обязательного приобретения медицинской справки в больнице для цели посещения физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК)?». Даже, если это связано с водными объектами, с нашей точки зрения, справку о состоянии здоровья можно получить в самом ФОК посредством интернет-технологий. Именно это и позволяет осуществлять цифровая подсистема «общественного здоровья» в общей «системе здравоохранения». Если человек проходил ранее медосмотр по месту жительства или работы, то по единой базе данных в физкультурно-оздоровительном комплексе можно это определить и сделать соответствующую пометку.

На примере развития действующей системы здравоохранения в республике Башкортостан указываются два источника, на основе которых требуется приобрести справки в бассейн в медицинском учреждении:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 02.05.2012 г. № 441 н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» [9];

Федеральный Закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [10].

Однако ни один из этих законов не указывает на необходимость приобретения медицинской справки на посещение бассейна в больнице. А сам медосмотр касается только условий вредного производства и тяжелых работ. Статья 24. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривает следующие права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья:

в целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры;

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сегодня стало нормой вкладывать значительные финансовые средства в медосмотры граждан в организациях, не связанных с вредными и тяжелыми условиями труда. При этом происходит дублирование медосмотров по месту жительства, по месту работы, при поступлении в лечебное учреждение на стационарное лечение, профилактические осмотры по плановому графику, медосмотры при получении справки в бассейн, для марафона, при трудоустройстве и т.п., при этом ни одна медицинская организация не доверяет другой и требует проходить медосмотр повторно. Видимо назрела необходимость подходить к этому вопросу индивидуально, с учетом того, проходил человек медосмотр по месту жительства или нет с использованием современных информационных технологий.

Переход к цифровой системе здравоохранения подготавливается постепенно и одновременно с системой образования. К основным направлениям, в которых формируются эти знания можно отнести:

практико-ориентированное (знать, уметь, владеть конкретной предметной областью знаний); культурно-ориентированное (профилактика заболеваемости, прививки и др.); компетентностно-ориентированное (в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Наиболее значимым для целевой реализации поставленных задач является последнее направление, которое определяется Федеральным образовательным стандартом с учетом определенных видов деятельности, компетенций и требований, на основе использования:

интернет-технологий; цифровых баз данных; информационных и сетевых ресурсов; цифрового перевода иностранных текстов. При этом повышается роль коммуникаций и обеспечивается их переход в разряд транснациональных.

В решении накопившихся вопросов существенную помощь могут оказать знания экономической теории. А для этого необходимо выделить предмет и объект исследования, в которых целесообразно их применение. Такой характерной областью стали водные объекты физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК).

Анализ ценовой возможности включения населения в ФОК показал, что цены для посещения таких комплексов на примере водных сооружений для населения вполне доступные. Ценовое соотношение основной услуги разового посещения бассейна к медицинской справке на примере бассейнов г. Москвы составляет в среднем 2,67, то есть почти в 3 раза больше (800 руб. к 300 руб.). Сравнение цен на аналогичные услуги в республике Башкортостан, г. Уфа, показывает, что это соотношение составляет 0,56

(250 руб./450 руб.), то есть медицинская справка дороже основного вида оказываемой услуги. По сравнению с г. Москвой такой ценовый разрыв почти в 5 раз выше. При этом по сравнению с предыдущим годом завышенная цена медицинской справки выросла с 350 до 450 руб., то есть на 29 %. Применение экономической теории к этой области исследования подтверждает нашу мысль о финансовых диспропорциях. Основная услуга посещения ФОК и медицинская справка – это взаимодополняемые товары, при которых цена и спрос действуют согласно теории в разных направлениях, то есть для повышения спроса на услуги бассейна, необходимо снижать цену на медицинскую справку. В качестве обоснования этого положения приводится экономический инструментарий, представленный на рисунках 1, 2.

Позитивное экономическое состояние характеризуется следующей последовательностью процессов: повышается цена на медицинскую справку, что сопровождается падением спроса на основную оздоровительную услугу, вынужденным снижением ее цены и, как следствие, сокращением доходов у поставщика услуги.

Нормативное экономическое состояние должно характеризоваться следующей последовательностью процессов: снижается цена на медицинскую справку (до нуля, переходя при этом функционально от медицинского учреждения в ФОК посредством информационного ресурса, цифровой базы данных), спрос на основной вид оздоровительной услуги растет, цена услуги соответственно растет одновременно с доходом поставщика, для поддержания растущего спроса появляется финансовая возможность к увеличению предложения, снижению себестоимости на единицу услуги и повышению доходов при одновременной сокращаемости (исключения) хождения потребителя оздоровительной услуги за справкой в медицинское учреждение.

Некоторые аспекты ценовой и численной диспропорции в направлении расширенного воспроизводства в условиях позитивного состояния развития системы здравоохранения отражены также в публикациях [11, 12] и др.

В настоящей работе использовались следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, графический, сравнение. В качестве источников информации использовались: Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства, Законы РФ, отечественная и зарубежная системы здравоохранения, публикации и информационные ресурсы.

sem1.tif

Рис. 1. Экономическая модель позитивного состояния развития рынка оздоровительных услуг

sem2.tif

Рис. 2. Экономическая модель нормативного состояния рынка оздоровительных услуг

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования перехода от позитивной к цифровой нормативной системе здравоохранения, сделаны некоторые обобщения, уточнения, предложены экономический механизм и пути перспективного развития.

Результаты исследования сводятся к следующим основным положениям:

экономические, гуманитарные, технические, педагогические и другие науки дополняют и обогащают область естествознания, обеспечивают их системную взаимосвязь и динамичное движение от теории к практике, от позитивного его состояния к нормативному;

естествознание – приоритетная область знания в системе наук о развитии человека как главной производительной силы общества, востребованной национальными программами развития экономики;

понятие «система здравоохранение» необходимо расширить за счет введения в нее

относительно самостоятельных подсистем «системы общественного здоровья» и «системы медобслуживания», что существенно обогатит систему здравоохранения содержательно, исключит риск заболеваемости населения от вынужденного обращения в медицинское учреждение за справками о состоянии здоровья здорового человека, позволит повысить эффективность Национальной программы социально-экономического развития в целом;

на основе использования экономического инструментария выявлены диспропорции в ценовом механизме дополняемых услуг, предложен цифровой способ информирования ФОК о состоянии здоровья своих клиентов;

в целях повышения качества оказываемых услуг по оздоровлению населения предложено пересмотреть кадровую политику и принимать в ФОК специалистов медико-профилактического, а не лечебного направления подготовки, которые могли бы не только проводить медосмотр посещающих бассейн, но и следить за качеством воды, что однозначно отразится на ее качестве и, как превентивная мера, будет способствовать оздоровлению;

для достижения поставленных задач по сохранению, укреплению и обеспечению продолжительных сроков жизни человека, необходимо более четко вести контроль за распределением финансовых средств по целевым индикаторам, срокам и этапам развития.

Отдельные результаты проведенного исследования обсуждались на вузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях, имеются сертификаты и дипломы международных конкурсов.

Выводы или заключение

Для успешного решения поставленных национальных задач в области оздоровления населения и инновационного развития необходимо привести в соответствие позитивную систему здравоохранения с цифровой нормативной, то есть пересмотреть некоторые законодательные нормы и требования к медицинским осмотрам населения и другим, освещенным в работе, вопросам. Принципы рационального поведения и свободы выбора, предложенные известным экономистом, А. Смитом, должны найти свое применение и в системе здравоохранения. Кроме того, излишне проходить медосмотр у шести врачей при посещении водных объектов или для участия в марафоне. Оздоровительный эффект населения важнее финансовых медицинских амбиций, к тому же ФОК имеют законные права создавать в своих организациях структуры по оказанию дополнительных медико-профилактических услуг.

В результате проведенного исследования выделены следующие резервы и предложены пути оздоровления населения:

применительно к дополняемому товару «основная услуга – медицинская справка» необходимо обеспечить переход от дуопродукта к монопродукту с медицинским обслуживанием по месту посещения физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК);

развивать диверсификацию (подтягивание под рыночный спрос) оздоровительных медицинских услуг за счет перераспределения функций от антрепренерства (вне организации) по отношению к ФОК к интрапренерству (внутри организации), отделить функции по оздоровлению населения от функций, связанных с медицинским лечением;

обеспечить безбарьерный доступ к ФОК (единый график, полное использование ФОК за счет дополнительного набора посетителей на выкупленные, но не используемые в назначенное время места;

повысить качество обслуживания за счет смещения контроля от состояния здоровья человека в ФОК к состоянию качества воды, организации обслуживания, вовлечения профильных специалистов;

использовать экономические знания в системе здравоохранения (учитывать, что цена товара (услуги) и спрос на дополняемый товар (услугу) действуют в разных направлениях, следовательно, при значимом для государства росте спроса на оздоровительные услуги бассейна при некотором постоянном предложении, цена на основную услугу бассейна возрастет. Следовательно, в условиях ограниченного дохода, цена на медицинскую справку должна снижаться, а не возрастать, как это происходит в реальных позитивных условиях.

Таким образом, оздоровительный эффект населения в рамках целевых национальных индикаторов программного развития следует искать в интенсивном движении естествознания к практике, диверсификации системы здравоохранения за счет перераспределения функций и введения двух подсистем «системы общественного здоровья» и «системы медобслуживания», создания безбарьерной оздоровительной среды за счет устранения ценовых диспропорций на основе применения экономических знаний.


Библиографическая ссылка

Семенова Л.В. ПЕРЕХОД ОТ ПОЗИТИВНОЙ К НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-2. – С. 131-141;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=732 (дата обращения: 20.04.2024).