Введение
На текущий момент наблюдается активное развитие нового сегмента традиционного продовольственного рынка – рынка органических продуктов питания. Высокий темп роста рынка органической продовольственной продукции не соответствует доле органической продукции на рынке продуктов питания. Эта ситуация свидетельствует не только о высоком потенциале развития данной рыночной ниши, но и о недостаточно проработанной концепции рынка сельскохозяйственной органической продукции в современных экономических условиях.
Теоретические и методологические положения производства, реализации и потребления органических продуктов питания, базирующиеся на теоретических концепциях рынка продуктов питания, нуждаются к настоящему времени в существенном дополнении, учитывающем специфику органической продовольственной продукции.
О необходимости модернизации теоретических подходов к развитию продовольственного рынка свидетельствует и факт ограниченности числа работ в области использования парадигмального метода исследования применительно к рынку органической продовольственной продукции на региональном уровне, где проявляется тесная связь экологии и экономики. Особенно она заметна в понятии «экологически чистая агропродукция», где происходит процесс взаимного проникновения знаний между отраслями науки, одновременно соединяя их возникающими социальными проблемами, важнейшая из которых – возможность существования человека в продолжающихся экологическом и экономическом кризисах.
Цель исследования заключается в анализе состояния производства рынка органической сельскохозяйственной продукции и его развития в Российской Федерации под брендом «органик».
Методы исследования: анализа; синтеза; обобщения; экономического прогнозирования; формально-юридический.
Результаты исследования
По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (FIBL), в производство органической сельхозпродукции включились 179 стран мира из 230, в том числе и Россия. Несмотря на то, что более половины россиян (58 % по данным РОМИР) готовы приобретать органическую продукцию, только менее четверти населения действительно знают, что означает это обозначение. Среднедушевое потребление сертифицированных органических продуктов в денежном выражении в России составляет менее 1 евро. Для сравнения: в Швейцарии данный показатель находится на уровне 262 евро, в США – 11 евро, в Канаде – 77 евро. Если проследить сценарий развития органического рынка в США и европейских странах, то становится очевидным: выбиться в мировые лидеры по объемам органического производства и обеспечить приемлемую рентабельность такого производства для аграриев им позволило именно формирование инфраструктуры и нормативного правового регулирования данной отрасли. Законодательную базу в области органики европейские страны и США «культивируют» на протяжении уже почти трех десятков лет, начиная с 90-х годов, а в некоторых американских штатах например в Калифорнии, – почти полвека [3]!
Различные формы органического земледелия в последнее время получили динамическое развитие во многих странах мира, причем не только в Европе и Северной Америке, но и в Азии, Африке и Южной Америке.
Органическое сельскохозяйственное производство одно из наиболее перспективных направлений сельскохозяйственной отрасли любого государства, обладающего богатым ресурсным потенциалом, о чем свидетельствуют следующие данные: за период 2000–2015 годов площади сельскохозяйственных угодий, используемых с применением органических технологий, в мире увеличивались в среднем со скоростью 10 % в год и достигли уровня 50,9 млн га, мировой рынок органических продуктов вырос более чем в пять раз – с 18 млрд долл. в 2000 году до почти 100 млрд долл. США в 2015 году.
По некоторым экспертным оценкам рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение 2016–2020 годов. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году составит по прогнозам около 212 млрд долл. (20 % от общего объема мирового сельскохозяйственного производства).
Органическое сельское хозяйство в мире – локомотив развития сотен тысяч мелких и средних форм сельхозпроизводителей. Крупные производители органической продукции в мире практически отсутствуют (исключение составляют только США).
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН(ФАО) проведены исследования, согласно которым при реорганизации хозяйств с внедрением методов органического производства, продуктивность малых форм хозяйствования повышалась на 116 %, доходы фермеров увеличивались в 2–3 раза. Производственные процессы, независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т. д. сделали сельскохозяйственные предприятия более устойчивыми.
Производство органической сельскохозяйственной продукции – это перспективное направление сельского хозяйства для мелкотоварных производителей, требующее использования современных, биологизированных агротехнологий построенных на основе синтеза последних достижений биологической и инженерной нагрузки, адаптированных к местным условиям. Органическое сельское хозяйство занимает свою уникальную нишу и может существовать параллельно с интенсивным производством, обеспечивая баланс АПК, решая те задачи и проблемы, которые не под силу традиционному земледелию за счет принципиально иного подхода, который заключается в отказе от пестицидов, ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пищевых добавок. Органическое сельское хозяйство оказывает менее негативное воздействие на окружающую среду: снижается риск загрязнения грунтовых и поверхностных вод биогенами, создает условия сохранения природного биоразнообразия на прилегающих пространствах. Принципы производства органической продукции предусматривают восстановление естественного плодородия почвы и использование принципиально новых, инновационных природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволяют восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой [4].
По информации исполнительного директора Национального органического союза (НОС) Олега Мироненко после подписания Президентом Российской Федерации в августе 2018 года закона об органической продукции на рынке возник ажиотаж. «Ряд регионов начал быстро принимать свои программы поддержки бизнеса, выделять деньги, когда закон еще не вступил в силу. Количество производителей, прошедших сертификацию и ушедших на конверсию (переход от традиционного сельского хозяйства к органическому превышают данные по предыдущим годам. Мы уже перешли цифру 90», рассказал Мироненко. Он добавил, что сейчас Росаккредитацией аккредитована одна компания – сертификатор, и есть надежда, что еще две-три будут аккредитованы в ближайшее время [5].
В Положение о Минсельхозе России вводится направление – органическое сельское хозяйство, что будет означать ответственность министерства за новый вид сельскохозяйственной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации действует три стандарта по органической продукции.
В первом вводится терминология и определения, в третьем – правила сертификации. «И главный стандарт, – это межгосударственный стандарт производства и маркировки органической продукции, который действует не только в России. Он был принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, поэтому любая из стран СНГ может его использовать в качестве национального». Сейчас идет работа по признанию межгосударственного стандарта международным сообществом в рамках взаимодействия с Международной федерацией экологического сельского хозяйства.
В настоящее время большая часть российских производителей сертифицированы по зарубежным стандартам, рассказал председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. «Из 90 производителей реально работает половина, а из этой половины почти все работают на экспорт. По мнению эксперта, доверие потребителя к российскому органическому продукту пока равняется нулю, и население больше доверяет импортным продуктам [6].
Кроме того, развитие внутренних продаж органики ограничивают доходы населения. Растут отдельные участки рынка, в целом рынок не растет. Идет борьба за перераспределение рынка. А главный аргумент – это цена». По данным Национального органического союза Россия занимает 0,2 % от мирового рынка органических продуктов. Союз органического земледелия оценивает внутренний российский рынок органики в 160 млн долл. По оценке Минсельхоза, в настоящее время в РФ имеется более 10 млн га, которые могут быть введены в оборот. Большая часть из них – это земли, пригодные для органического земледелия, в них долгое время не вносились минеральные удобрения. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев прогнозировал, что Россия может занять 10–25 % на глобальном рынке органической продукции [6].
Уже сейчас, с ростом спроса на органику, появляется фальсификат. Эксперты ожидают, что с принятием закона органическая продукция станет очень популярной. А когда резко возрастает популярность продукции – фиксируется и всплеск контрафакта. Так произошло и в Европе после принятия закона. Какого объема будет производство контрафакта в России, сейчас сказать сложно.
Российский потребитель действительно не всегда понимает разницу между обозначениями «био», «эко», «органик» на упаковке товара. В связи с этим необходимо на законодательном уровне дать четкое юридическое определение этих терминов, что позволит развести понятия «эко-продукт», «бил-продукт» и «органик-продукт». Важное значение в сфере органической продукции имеет сертификация пашни, ферм и произведенных продуктов питания из сырья растительного и животного происхождения [7].
Как правильно построить в России систему сертификации и систему контроля за сертификаторами? В мире есть разные подходы: контроль силами общества и силами государства, а так же общественного и профессионального контроля силами товаропроизводителей и их саморегулируемых организаций (отраслевые союзы и ассоциация в АПК и сельском хозяйстве). Очевидно, что к федеральному закону № 280-ФЗ от 03.08.2018 г. необходимо принять соответствующие подзаконные акты, в которых четко прописать все экономико-правовые механизмы, связанные с организацией сертификации органической продукции. Это касается и знака «органик-продукт» [8].
Так, графическое изображение (знак) органической продукции можно использовать только после получения сертификата соответствия, удостоверяющего, что производство продукции является органическим.
Использование производителями продукции графического изображения (знака) органической продукции при отсутствии такого сертификата соответствия позволит привлекать их к административной ответственности за введение потребителей в заблуждение.
Подзаконный акт необходим и в объекты ценообразования на продукцию под брендом «органик» [9]. Вышеизложенные мероприятия должны быть реализованы как можно раньше до вступления в силу закона № 280-ФЗ от 03.08.2018 для того, чтобы было время на разъяснения принятых нормативных актов населения страны.
Выводы
В историческом плане Россия является основоположницей научного органического земледелия. Основатель агрономии как учения Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) изучил и заложил научные основы органического земледелия, что было признано и учеными стран Европы того времени.
В последние годы и в России все большее распространение получает органическое сельское хозяйство, а в отдельных регионах, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Белгородская, Ульяновская и Ярославская области, имеются серьезные достижения в его развитии.
Закон № 280-ФЗ от 03.08.2018 г. предусматривает добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции. Развитие добровольных систем сертификации должно сделать более цивилизованными отношения между участниками аграрного рынка в России, повысить уровень реализации на российском рынке продукции различного назначения, вытеснить с рынка недобросовестных производителей и в итоге повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции за счет повышения ее качества и подходов к оценке ее производства, общих со странами Европейского союза [10, 11, 12, 13].
Закон предусматривает создание Реестра, ведение которого позволит сформировать перечень сведений о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции.
Информация, содержащаяся в Реестре, необходима для реализации полномочий, возложенных законом на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления по созданию условий для развития производства органической продукции, расширению рынка органической продукции, содействию развития малого и среднего предпринимательства в области производства органической продукции. Кроме того, указанная информация необходима органам государственного контроля (надзора), осуществляющим защиту прав потребителей [10].
Библиографическая ссылка
Рущицкая О.А., Лоретц О.Г., Воронин Б.А. О ПРОИЗВОДСТВЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОД БРЕНДОМ «ОРГАНИКА» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 4. – С. 108-112;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=73 (дата обращения: 21.11.2024).