Введение
Изменение климата в Арктике грозит сильно изменить климат Земли в целом. Для человека это будет означать, что жители арктических районов будут вынуждены изменить традиционный вид деятельности: поменяются пастбища, изменятся охотничьи угодья, станет меньше добываемой дичи, болота высохнут в одних местах и появятся в других
Традиционные формы хозяйствования Республики Саха (Якутия) представлены отраслями – оленеводством, промыслом охотничьих зверей и дичи, рыболовством, сбором дикорастущих ягод и лекарственных растений. Использование даров природы коренными народами отнесено Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001) к традиционному природопользованию, которое определено как «исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование, способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Этот закон устанавливает цели и порядок образования территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения [9, с. 104].
Целью данного исследования является анализ современной ситуации и выделение основных приоритетов, тенденций развития традиционных отраслей Севера. Работа направлена на развитие и принятия мер по сохранению и развитию коренных малочисленных народов Севера, а также разработки механизма поддержки традиционных видов хозяйствования.
Материал и методы исследования
В Республике Саха (Якутия) проживает пять коренных малочисленных народов Севера – это эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, долганы. По данным Всероссийской переписи 2010 года общая численность данных пяти народов в регионе составляла 39,9 тыс. человек или 13 % от общей численности коренных малочисленных народов Севера проживающих в Российской Федерации.
В годы перестройки для защиты от рыночной стихии коренного малочисленного населения Государственная Дума РФ, Президент, Правительство Российской Федерации, а также Государственное собрание Республики Саха (Якутия), Президент и Правительство республики приняли ряд основополагающих законов, указов, других нормативно-правовых актов о родовых общинах коренных малочисленных народов, направленных на поддержку этой новой организационно-экономической формы традиционного природопользования [9, с. 92].
Официальное определение понятия «родовая община» дает закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (2003). Из определения следует, что родовая община является хозяйствующим субъектом, функционирующим в целях рационального природопользования.
В республике существуют следующие организационно-правовые формы организаций коренных малочисленных народов Севера: коммерческие (корпоративные и унитарные) и некоммерческие (родовые кочевые общины КМНС и Ассоциации КМНС).
На начало 2017 г. в районах проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) хозяйственной деятельностью занимались: 179 родовых общин, 42 сельскохозяйственных организаций, 10 подсобных хозяйств, 10 муниципальных унитарных предприятий и 2 государственных унитарных предприятий. Из данных следует, что значительную роль в традиционном природопользовании играют родовые общины. Особенно много их в Алданском районе, Нерюнгринском и Оленекском районах.
Рассмотрим отрасль оленеводства. На 1 января 2018 года, во всех категориях хозяйств содержится 156,8 тыс. голов оленей или 92 % к уровню прошлого года. На территории республики определены зоны размещения оленеводства с учетом природно-климатических условий: тундровая, лесотундровая, горнотаежная и таежная. Зональный подход позволил установить стандарты в домашнем оленеводстве и нагрузку оленеводов исходя из местных условий. Основное поголовье оленей содержится в горнотаежной зоне – 46 %, в тундровой – 35,7 и в таежной – 15,6 %.
Динамика поголовья оленей во всех категориях хозяйства Республики Саха (Якутия), тыс. гол.
Сегодня в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера республики сложилось многообразие форм хозяйствования в оленеводстве начиная от подсобных хозяйств заканчивая производственными кооперативами. Всего оленеводством в республике занимаются 198 оленеводческих хозяйств и союзов родовых общин, всего работающих 1490 человек. За прошедший год оленеводами получено 38 752 голов тугутов. Непроизводительный отход оленей составил 34,3 тыс. голов, в том числе, падеж 10,7 тыс. голов, травеж – 11,7 тыс. гол. и потери – 11,8 тыс. голов [8, с. 92].
Главным фактором достижения положительных тенденций в оленеводстве является усиление государственной финансовой поддержки отрасли. Оценка эффективности государственной поддержки отрасли оленеводства в Республике Саха (Якутия) показала, что отрасль оленеводства малоэффективна. Это можно объяснить тем, что наибольший удельный вес в структуре затрат по оленеводству занимают затраты на оплату труда – 42,5 %, страховые взносы – 12,3 %, амортизация основных средств – 13,6 %. Необходимо отметить, что чем меньше среднемесячная заработная плата оленеводов, тем ниже себестоимость продукции.
В отрасли оленеводства имеются проблемы, сдерживающие ее переход на качественно новый уровень развития, это:
– отсутствие землеустроительных работ. Необходимо провести мониторинг состояния оленьих пастбищ;
– не решены вопросы землепользования;
– не разработана система показателей оценки экономики оленеводства;
– отсутствие организационно-экономических мероприятий ведения отрасли;
– слабое развитие материально-технического обеспечения и кадрового потенциала;
– проведение научного исследования влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации [10, с. 116].
Рыболовство. Рыболовный промысел базируется главным образом на добыче сиговых видов рыб, из которых определяющее значение имеют чир, муксун, нельма, омуль. На данное время в республике более 89 % промыслового улова сконцентрировано в арктических улусах в силу их приуроченности к низовьям рек. Основную часть – около 80 % этого улова составляют сиговые виды рыб, совершающие ежегодные нерестовые миграции вверх по течению в летне-осеннее время и в зимний период вниз по течению, в дельтовые зоны. С развалом рыбодобывающего комплекса в республике было утеряно существовавшее ранее комплексное управление отраслью, а новая система еще не сложилась. Вылов осуществляется рыболовецкими производственными кооперативами, объединившими большую часть мелких хозяйств и родовых общин коренных малочисленных народов севера. Для укрепления экономики северных районов, расширения сферы занятости коренного населения следует пересмотреть политику в отношении Севера и Арктики и вернуться к переработке части добываемой рыбы на местах, создать соответствующую производственную базу [11, с. 365].
Охотничий промысел. Охотничий промысел – один из приоритетных видов традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Якутии. Основными объектами охотничьего промысла в Арктике являются дикий северный олень, соболь, песец, ондатра, белка. В Республике Саха (Якутия), как и в России в целом, государственное регулирование охотничьего хозяйства имеет межведомственный принцип устройства. При этом формирование нормативно-административной базы возложено на Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и уполномоченным органом по организации деятельности является Департамент по охотничьему хозяйству и особо охраняемым территориям. Структура охотничьих угодий составляет: общедоступные охотничьи угодья 96790,1 тыс. га, т. е. 31,7 % от общей площади охотничьих угодий РС (Я), закрепленные охотничьи угодья 131184 тыс. га, т. е. 42,9 % от общей площади охотничьих угодий РС (Я). Оставшаяся часть охотничьих угодий относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Единая арктическая сеть включает 66 особо охраняемых природных территорий федерального, республиканского и местного значения общей площадью 594 тыс. кв. км [10, с. 106].
Основными проблемами в организации рационального использования охотничьих ресурсов являются:
– несовершенство законодательства в части возмещения вреда, причиненного охотничьим ресурсам в результате хозяйственной деятельности предприятий влияющих на среду обитания диких животных;
– медленные темпы проведения территориального и внутрихозяйственного охотустройства;
– недостаточность материалов охотустройства ухудшает качество государственного мониторинга состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания;
– отсутствие порядка реализации приоритетных прав коренных малочисленных народов на пользование охотничьими ресурсами;
– слабая система организационно-экономического ведения промысла;
– экологические изменения окружающей среды.
Для обеспечения устойчивого развития охотпромысла необходимо добиться своевременной доработки и рассмотрения в Федеральных законодательных органах законодательных инициатив республики в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов на приоритетное пользование охотничьими ресурсами; установить строгий мониторинг численности, воспроизводства и маршрутов миграций животных, совершенствовать его организацию и экономику, транспортировку и реализацию охотпродукции; разработать механизмы, учитывающих прозрачность и справедливость распределения разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; внедрить в практику производственный охотничий контроль в закрепленных охотничьих угодьях; внести изменения в федеральное законодательство по совершенствованию методик исчисления вреда, причиняемого охотничьим ресурсам в результате уничтожения и нарушения среды их обитания хозяйственной деятельностью, и механизмов их возмещения; разработать и утвердить план развития промысловой охоты Республики Саха (Якутия) в новых экономических условиях, пересмотр всей заготовительной и сбытовой системы пушнины (развитие аукционных площадок на уровне республики и районов) [12, с. 105].
Результаты исследования
Подводя итоги анализа развития традиционных производств коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), следует отметить уникальность этой сферы жизнедеятельности народов. Она определяет социально-экономическое благополучие коренного населения, являясь частью традиционной кочевой и полукочевой культуры аборигенов, неразрывно связанной с сохранением окружающей среды и устойчивым развитием региона. Вместе с тем традиционное производство народов Севера продолжает переживать последствия затянувшегося кризиса, сдерживающие его преобразование на основе современного материально-технического оснащения, новейших технологий, адаптации промысловых отраслей и оленеводства к современным требованиям рыночной экономики, партнерским отношениям природопользователей с государственной властью, промышленностью, представителями крупного бизнеса.
Что касается перспективы развития республики, то здесь наиболее острой является проблема как интенсивное промышленное освоение этих территорий скажется на природную среду обитания коренных малочисленных народов Севера, на качество их жизни и состояние здоровья. Опыт промышленного освоения других регионов мира для Арктики не только совершенно не подходит, а наоборот может привести к резким изменениям, не только природной среды, и одновременно непоправимый вред на качество жизни и состояние здоровья коренного населения. При промышленном и сельскохозяйственном освоении арктических районов, в первую очередь следует учитывать не только суровые климатические условия, но и не в меньшей мере региональные особенности природной среды региона, а также образа жизни северного человека, его хозяйственной деятельности и способа освоения природных ресурсов [15, с. 110].
Таким образом, к числу основных проблем современного социально-экономического положения КМНС республики следует отнести: низкий уровень жизни; потерю интереса со стороны молодежи к традиционным промыслам и традиционному укладу жизни; недостаточную государственную поддержку традиционных промыслов; проблему массового алкоголизма; недоучет интересов коренного населения в процессе промышленного освоения территории. Назрела необходимость реформирования и адаптации механизма государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении проблем.
Необходимо ускорить рассмотрение и принятие федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера до 2025 года гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» народов Российской Федерации. Российским законодательством не урегулирован вопрос, касающийся обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с представлениями сформировании перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также принятия решений по итогам рассмотрения данных представлений, что влечет за собой необоснованные ограничения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации в связи с невключением в указанный перечень отдельных территорий, на которых проживают эти народы. Такие территории остаются за пределами сферы действия федерального законодательства о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В целях обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов необходимо рассмотреть вопрос об установлении порядка утверждения перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Выводы (Заключение)
Для решения вышеназванных проблем необходим: поиск наиболее эффективной модели законодательного регулирования в области прав коренных малочисленных народов Севера; развитие общины как организационно-экономической формы деятельности коренных малочисленных народов Севера, повышение престижа традиционных отраслей хозяйства путем государственной поддержки, организация сопутствующих традиционным промыслам видов деятельности; запрет на реализацию спиртного.
В рамках осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также преодоления и нивелирования проблем, с целью повышения качества жизни населения и инвестиционной привлекательности территории, как обязательного условия социально-экономического развития, необходимо объединение возможностей и действий всех уровней власти: федеральной, региональной и муниципальной, в том числе и финансовых возможностей.
На данное время возникла необходимость разработать механизм государственной поддержки социальных инфраструктурных проектов на Севере России. В рамках разработки новых мер считаем необходимым предусмотреть:
– разработку программы развития инфраструктурных объектов в природно-климатических условиях Арктики;
– стимулирование участия в реализации социальных инфраструктурных проектах хозяйствующих субъектов в Арктической зоне посредством введения преференций.
Развитие республики сегодня напрямую связано с развитием Арктической зоны в целом и развитием каждого, пусть и небольшого населенного пункта, в частности. Но, для этого необходимо вкладываться в мероприятия в сфере комплексного благоустройства территорий, капитального ремонта инфраструктурных объектов поселений. Важно выстроить такую схему работы, чтобы приложить максимальные усилия к созданию основы для будущего развития Арктики, объединив, тем самым, интересы всех сторон – жителей северных регионов, органов власти всех уровней и компаний-инвесторов.
Библиографическая ссылка
Малышева М.С., Самсонова И.В. ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ). ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-1. – С. 89-94;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=703 (дата обращения: 06.12.2024).