Сегодня государственно-частное партнерство в отрасли молочного скотоводства находится на начальной стадии развития, тем не менее, данное партнерство государства и бизнеса имеет большой потенциал для создания условий способствующих инновационному развитию отрасли. Использование данного способа взаимодействия позволит внедрять современные инновационные технологии, которые обеспечат получение экологически чистой и высококачественной молочной продукции.
В целом под государственно-частным партнерством в отрасли молочного скотоводства можно рассматривать юридически оформленные отношения государства и бизнеса, направленные на ускоренное инновационное развитие отрасли, достижение целевых показателей государственных программ, строящиеся на объединении ресурсов и рациональном распределении рисков и ответственности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации принципами государственно-частного партнерства являются [3]:
1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
2) обеспечение конкуренции;
3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;
5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
6) свобода заключения соглашения.
Помимо закрепленных в нормативно-правовых актах, считаем целесообразным выделить в молочном скотоводстве следующие принципы государственно-частного партнерства:
1. Принцип соответствия стратегическим приоритетам. Инвестиции в молочном скотоводстве должны соответствовать государственным приоритетам развития отрасли, способствовать достижению целевых показателей определенных в государственных программах развития отрасли.
2. Принцип экономической эффективности. Заключение соглашений о государственно-частном партнерстве или концессионных соглашений в молочном скотоводстве только на инвестиционные проекты, которые прошли надлежащую оценку эффективности и по которым возможно определить сравнительное преимущество.
3. Принцип достаточности. Инвестиционные проекты должны формироваться с учётом данного принципа, означающего достаточность и реализуемость проводимых мероприятий для решения поставленных задач в отрасли молочного скотоводства.
4. Принцип учёта финансового состояния. Пред принятием государственными органами власти решения о взаимодействии в рамках государственно-частного партнерства с коммерческими бизнес-структурами, необходимо провести мероприятия по выявлению и фиксации возможных источников финансирования, провести учет их текущего и будущего состояния. Наличие существенного объема частных инвестиций является отличительной чертой государственно-частного партнерства разграничивающего данную экономическую категорию от других видов взаимодействия государства и бизнеса (Пр. Государственный заказ).
Привлечение инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства позволить решить задачи по формированию производственных и перерабатывающих мощностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения в качественной молочной продукции.
В перспективе наибольшее развитие в молочном скотоводстве Российской Федерации получат формы концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве. При концессионной форме, возможно, эффективно решать вопросы по реконструкции (модернизации) существующей молочной инфраструктуры.
Отличительной особенностью соглашений о государственно-частном партнерстве является сохранение права собственности на создаваемый (реконструируемый) объект за частными инвесторами.
Основной угрозой развития государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве является недостаточная оценка и структурирование рисков. Не качественная оценка рисков ухудшает итоговые результаты проектов и усложняет процесс принятия верного управленческого решения.
Для минимизации негативного воздействия от возникновения рисков в молочном скотоводстве необходимо реализовывать следующие мероприятия:
1. Необходимо ежегодно планировать бюджетные лимиты для финансирования мероприятий по поддержке малорентабельных, но общественно значимых инвестиционных проектов в молочном скотоводстве.
2. Развивать институциональную среду государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве, создавать на законодательном уровне гибкие к изменяющимся рыночным условиям ГЧП-модели.
3. Проводить рыночные исследования и анализы, структурировать конкурсный процесс, осуществлять методическое планирование и четкую организацию работ, надлежащий Правительственный контроль.
4. График выполнения этапов работ в ГЧП-соглашениях должен быть понятен и структурирован по срокам, необходимо предусмотреть наличие штрафных санкций для частной стороны и права инвесторов на получение компенсации.
5. Необходимо в ГЧП-проектах предусматривающих эксплуатацию животноводческих ферм установить надлежащий Правительственный надзор за профилактикой инфекционных болезней, своевременность проведения вакцинации и плановых исследований скота молочного направления.
6. Участники ГЧП-соглашений в данной отрасли должны на постоянной основе поддерживать высокий уровень санитарно-гигиенического состояния помещений, где содержатся животные, разработать сбалансированную систему кормления, проводить выбраковку больных и малопроизводительных животных из основного стада.
7. Правительству необходимо создать и развивать систему поддержки региональных репродуктивных предприятий молочной направленности.
8. Проводить эффективную ценовую политику, реализовывать мероприятия по защите и поддержке отрасли молочного скотоводства, предоставлять гарантии по возмещению процентной ставки по инвестиционным кредитам.
Риски государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве
Риски |
Лицо, которое, должно нести ответственность по такому риску |
Возможные (экономические) последствия |
Малорентабельность проектов в молочном скотоводстве |
Федеральные и региональные органы власти |
Отказ инвесторов от участия в конкурсных процедурах, возможны отказы от уже реализуемых инвестиционных проектов, а также от эксплуатации (технического обслуживания) |
Законодательные риски |
Федеральные и региональные органы власти |
Законодательные изменения могут порождать различные требования, связанные с дополнительными расходами в процессе осуществления материальных инвестиций, или приводить к сокращению доходов от эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения, вследствие роста налоговых платежей, усложнения процедуры заключения ГЧП-соглашений и иных ограничений |
Риски проектирования и строительства |
Региональные органы власти и частные инвесторы |
Задержки в выполнении работ, расторжение ГЧП-соглашений, иски третьих сторон и ответственность перед третьими сторонами, невозможность достижения финансового закрытия, возникновения дополнительных расходов, банкротство частной стороны, упущенная выгода |
Риски эксплуатации объекта |
Частные инвесторы |
Снижение дохода, банкротство частной стороны и расторжение ГЧП-соглашения |
Нарушения обязательств между сторонами по ГЧП-соглашениям |
Региональные органы власти и частные инвесторы |
Возникновения дополнительных расходов и задержки в выполнения работ, в итоге расторжение ГЧП-соглашения. Отметим, что для частной стороны возможны и риски штрафных санкций как по условиям ГЧП-соглашения, так и по нормам девствующего законодательства |
Риски инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных (Пр.: ящур) |
Региональные органы власти и частные инвесторы |
Снижение дохода, банкротство частной стороны и расторжение ГЧП-соглашения об эксплуатации объекта животноводства |
Риски физиологических свойств животных |
Частные инвесторы |
Возникновения дополнительных расходов, снижение уровня выручки, банкротство частной стороны |
Риски самовоспроизводства |
Региональные органы власти |
Отсутствия возможности реализации большей части товарной продукции (мяса, молока), из-за необходимости участия её в дальнейшем воспроизводстве |
Риск диспаритета цен между стоимостью молочной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для её производства |
Федеральные и региональные органы власти |
Снижение дохода, банкротство частной стороны и расторжение ГЧП-соглашения, а также существенное сокращение притока инвестиций в данную отрасль |
Сегодня в Самарской области уже практически оценены преимущества инвестиций через формы государственно-частного партнерства. В Сызранском районе Самарской области на основе государственно-частного партнерства реализуется инвестиционный проект по реконструкции и эксплуатации молочной фермы на 800 голов с телятником на 1200 голов и с доильным отделением. В модели развития механизма государственно-частного партнерства в регионе говорится об 11 возможных проектных инициативах, в частности ООО «Радна» планирует выйти с инициативой по строительству завода по переработке молока мощностью 500 т/сутки в Отрадном [1].
Для запуска инвестиционных ГЧП-проектов в других регионах предлагаем использовать возможности территорий опережающего социально-экономического развития [5], основной концепцией которых является создание благоприятных условий для российских и международных компаний при реализации инвестиционных проектов: минимальное налогообложение, безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры.
В научной среде существует мнение о том, что территорий опережающего социально-экономического развития являются одной из форм государственно-частного партнерства, данная точка зрения отражена в работах А.В. Белицкой, И.Л. Скачковой, Р.М. Усмановой [2, 6, 7, 8].
Преимуществами государства от реализации государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве на территориях опережающего социально-экономического развития являются:
1. Возможность привлечения инвестиций для развития отрасли молочного скотоводства;
2. Возможность повышения самообеспеченности отечественными молочными продуктами населения страны;
3. Возможность повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
4. Возможность внедрения инновационных технологий с целью интенсификации производства;
5. Обеспечение продовольственной безопасности.
6. Возможность создания новых видов продукции.
Для частных инвесторов основными преимуществами являются:
– Пониженные тарифы страховых взносов 7,6 %. Общий размер взносов на 10 лет: ПФР – 6 % ФОСС – 1,5 % ФОМС – 0,1 %;
– Преференции в отношении налогов: Налог на прибыль первые 5 лет после получения первой прибыли от 0 % до 5 %, последующие 5 лет – от 10 %. Земельный налог 0 % в течение 3 лет. Ускоренная процедура возмещения НДС (до завершения камеральной налоговой проверки) В соответствии с законодательством субъекта освобождение или снижение ставки налогов на имущество Понижающий коэффициент НДПИ (0–0,8) в течение 10 лет, далее применяется коэффициент 1;
– Режим свободной таможенной зоны для резидентов. Беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования);
– Сокращенное время проведения контрольных проверок. Согласование внеплановых проверок с Минвостокразвития России. Срок проведения плановой проверки не более 15 рабочих дней;
– Сокращенные сроки получения разрешительной документации. Для объектов капитального строительства экологическая экспертиза объектов инфраструктуры за 45 дней. Получение разрешительной документации на капитальное строительство (не более 40 дней);
– Не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников;
– Льготные арендные ставки для резидентов Приоритетное подключение резидентов к объектам инфраструктуры Разрешение выдается без учета квот.
Таким образом, взаимодействие бизнеса и государства при реализации инвестиционных проектов в молочном скотоводстве на территориях опережающего социально-экономического развития можно рассматривать как перспективную модель государственно-частного партнерства, где с одной стороны частный партнер инвестирует в инновационное развитие отрасли, с другой стороны государство предоставляет ему льготный режим осуществления деятельности.
Библиографическая ссылка
Неня А.С., Пашина Л.Л. ВОЗМОЖНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ПРИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 4. – С. 89-92;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=70 (дата обращения: 21.11.2024).