Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВОЗМОЖНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ПРИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Неня А.С. 1 Пашина Л.Л. 1
1 Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
В данной статье рассмотрена возможность инновационного развития отрасли молочного скотоводства при помощи государственно-частного партнерства. Международный и национальный практический опыт свидетельствует об эффективности использования государственно-частного партнерства как в отраслях обладающих высокой рентабельностью инвестиций, так и в малорентабельных отраслях. Молочное скотоводство имеет высокий потенциал для ускоренного инновационного развития, но в условиях ухудшения экономической ситуации и дефицита бюджетных средств особую роль в развитии отрасли будут занимать механизмы государственно-частного партнерства. В работе выделены основные и отраслевые принципы государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве, рассмотрены формы концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, проведена оценка и структурирование рисков, предложены мероприятия по минимизации негативного воздействия от возникновения рисков в молочном скотоводстве, оценены возможности использования территорий опережающего социально-экономического развития для реализации ГЧП-проектов.
государственно-частное партнерство
молочное скотоводство
инновационное развитие
территории опережающего социально-экономического развития
1. Айвазян А. Как государственно-частное партнерство развивает сельское хозяйство в Самарской области // Тематическое приложение к газете Коммерсантъ. – 2018. – №?176 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/apps/118006.
2. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство в рамках территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: новое в законодательстве // Закон. – 2015. – №?3. – С. 60–66.
3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Федеральный закон от 13.07.2015 №?224-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
4. О концессионных соглашениях [Федеральный закон от 21.07.2005 №?115-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Федеральный закон от 29.12.2014 №?473-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
6. Скачкова И.Л. Стратегическое значение территорий опережающего развития и свободных экономических зон для развития приморского края // Молодежный научный форум. Общественные и экономические науки: Электр. сб. ст. по материалам XXXVI Международной студенческой научно-практической конференции / под ред. Н.А. Лебедевой. – М.: МЦНО, 2016. – №?7 (36). – С. 56–57.
7. Усманова Р.М. К вопросу о правовом регулировании «особых зон» как форм государственно-частного партнерства в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф.
8. Усманова Р.М. Создание территорий опережающего социально-экономического развития как мера государственной поддержки муниципальных образований // Конституционное и муниципаль

Сегодня государственно-частное партнерство в отрасли молочного скотоводства находится на начальной стадии развития, тем не менее, данное партнерство государства и бизнеса имеет большой потенциал для создания условий способствующих инновационному развитию отрасли. Использование данного способа взаимодействия позволит внедрять современные инновационные технологии, которые обеспечат получение экологически чистой и высококачественной молочной продукции.

В целом под государственно-частным партнерством в отрасли молочного скотоводства можно рассматривать юридически оформленные отношения государства и бизнеса, направленные на ускоренное инновационное развитие отрасли, достижение целевых показателей государственных программ, строящиеся на объединении ресурсов и рациональном распределении рисков и ответственности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации принципами государственно-частного партнерства являются [3]:

1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

2) обеспечение конкуренции;

3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;

5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

6) свобода заключения соглашения.

Помимо закрепленных в нормативно-правовых актах, считаем целесообразным выделить в молочном скотоводстве следующие принципы государственно-частного партнерства:

1. Принцип соответствия стратегическим приоритетам. Инвестиции в молочном скотоводстве должны соответствовать государственным приоритетам развития отрасли, способствовать достижению целевых показателей определенных в государственных программах развития отрасли.

2. Принцип экономической эффективности. Заключение соглашений о государственно-частном партнерстве или концессионных соглашений в молочном скотоводстве только на инвестиционные проекты, которые прошли надлежащую оценку эффективности и по которым возможно определить сравнительное преимущество.

3. Принцип достаточности. Инвестиционные проекты должны формироваться с учётом данного принципа, означающего достаточность и реализуемость проводимых мероприятий для решения поставленных задач в отрасли молочного скотоводства.

4. Принцип учёта финансового состояния. Пред принятием государственными органами власти решения о взаимодействии в рамках государственно-частного партнерства с коммерческими бизнес-структурами, необходимо провести мероприятия по выявлению и фиксации возможных источников финансирования, провести учет их текущего и будущего состояния. Наличие существенного объема частных инвестиций является отличительной чертой государственно-частного партнерства разграничивающего данную экономическую категорию от других видов взаимодействия государства и бизнеса (Пр. Государственный заказ).

Привлечение инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства позволить решить задачи по формированию производственных и перерабатывающих мощностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения в качественной молочной продукции.

В перспективе наибольшее развитие в молочном скотоводстве Российской Федерации получат формы концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве. При концессионной форме, возможно, эффективно решать вопросы по реконструкции (модернизации) существующей молочной инфраструктуры.

Отличительной особенностью соглашений о государственно-частном партнерстве является сохранение права собственности на создаваемый (реконструируемый) объект за частными инвесторами.

Основной угрозой развития государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве является недостаточная оценка и структурирование рисков. Не качественная оценка рисков ухудшает итоговые результаты проектов и усложняет процесс принятия верного управленческого решения.

Для минимизации негативного воздействия от возникновения рисков в молочном скотоводстве необходимо реализовывать следующие мероприятия:

1. Необходимо ежегодно планировать бюджетные лимиты для финансирования мероприятий по поддержке малорентабельных, но общественно значимых инвестиционных проектов в молочном скотоводстве.

2. Развивать институциональную среду государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве, создавать на законодательном уровне гибкие к изменяющимся рыночным условиям ГЧП-модели.

3. Проводить рыночные исследования и анализы, структурировать конкурсный процесс, осуществлять методическое планирование и четкую организацию работ, надлежащий Правительственный контроль.

4. График выполнения этапов работ в ГЧП-соглашениях должен быть понятен и структурирован по срокам, необходимо предусмотреть наличие штрафных санкций для частной стороны и права инвесторов на получение компенсации.

5. Необходимо в ГЧП-проектах предусматривающих эксплуатацию животноводческих ферм установить надлежащий Правительственный надзор за профилактикой инфекционных болезней, своевременность проведения вакцинации и плановых исследований скота молочного направления.

6. Участники ГЧП-соглашений в данной отрасли должны на постоянной основе поддерживать высокий уровень санитарно-гигиенического состояния помещений, где содержатся животные, разработать сбалансированную систему кормления, проводить выбраковку больных и малопроизводительных животных из основного стада.

7. Правительству необходимо создать и развивать систему поддержки региональных репродуктивных предприятий молочной направленности.

8. Проводить эффективную ценовую политику, реализовывать мероприятия по защите и поддержке отрасли молочного скотоводства, предоставлять гарантии по возмещению процентной ставки по инвестиционным кредитам.

Риски государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве

Риски

Лицо, которое, должно нести ответственность по такому риску

Возможные (экономические) последствия

Малорентабельность проектов в молочном скотоводстве

Федеральные и региональные органы власти

Отказ инвесторов от участия в конкурсных процедурах, возможны отказы от уже реализуемых инвестиционных проектов, а также от эксплуатации (технического обслуживания)

Законодательные риски

Федеральные и региональные органы власти

Законодательные изменения могут порождать различные требования, связанные с дополнительными расходами в процессе осуществления материальных инвестиций, или приводить к сокращению доходов от эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения, вследствие роста налоговых платежей, усложнения процедуры заключения ГЧП-соглашений и иных ограничений

Риски проектирования и строительства

Региональные органы власти и частные инвесторы

Задержки в выполнении работ, расторжение ГЧП-соглашений, иски третьих сторон и ответственность перед третьими сторонами, невозможность достижения финансового закрытия, возникновения дополнительных расходов, банкротство частной стороны, упущенная выгода

Риски эксплуатации объекта

Частные инвесторы

Снижение дохода, банкротство частной стороны и расторжение ГЧП-соглашения

Нарушения обязательств между сторонами по ГЧП-соглашениям

Региональные органы власти и частные инвесторы

Возникновения дополнительных расходов и задержки в выполнения работ, в итоге расторжение ГЧП-соглашения. Отметим, что для частной стороны возможны и риски штрафных санкций как по условиям ГЧП-соглашения, так и по нормам девствующего законодательства

Риски инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных (Пр.: ящур)

Региональные органы власти и частные инвесторы

Снижение дохода, банкротство частной стороны и расторжение ГЧП-соглашения об эксплуатации объекта животноводства

Риски физиологических свойств животных

Частные инвесторы

Возникновения дополнительных расходов, снижение уровня выручки, банкротство частной стороны

Риски самовоспроизводства

Региональные органы власти

Отсутствия возможности реализации большей части товарной продукции (мяса, молока), из-за необходимости участия её в дальнейшем воспроизводстве

Риск диспаритета цен между стоимостью молочной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для её производства

Федеральные и региональные органы власти

Снижение дохода, банкротство частной стороны и расторжение ГЧП-соглашения, а также существенное сокращение притока инвестиций в данную отрасль

 

Сегодня в Самарской области уже практически оценены преимущества инвестиций через формы государственно-частного партнерства. В Сызранском районе Самарской области на основе государственно-частного партнерства реализуется инвестиционный проект по реконструкции и эксплуатации молочной фермы на 800 голов с телятником на 1200 голов и с доильным отделением. В модели развития механизма государственно-частного партнерства в регионе говорится об 11 возможных проектных инициативах, в частности ООО «Радна» планирует выйти с инициативой по строительству завода по переработке молока мощностью 500 т/сутки в Отрадном [1].

Для запуска инвестиционных ГЧП-проектов в других регионах предлагаем использовать возможности территорий опережающего социально-экономического развития [5], основной концепцией которых является создание благоприятных условий для российских и международных компаний при реализации инвестиционных проектов: минимальное налогообложение, безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры.

В научной среде существует мнение о том, что территорий опережающего социально-экономического развития являются одной из форм государственно-частного партнерства, данная точка зрения отражена в работах А.В. Белицкой, И.Л. Скачковой, Р.М. Усмановой [2, 6, 7, 8].

Преимуществами государства от реализации государственно-частного партнерства в молочном скотоводстве на территориях опережающего социально-экономического развития являются:

1. Возможность привлечения инвестиций для развития отрасли молочного скотоводства;

2. Возможность повышения самообеспеченности отечественными молочными продуктами населения страны;

3. Возможность повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

4. Возможность внедрения инновационных технологий с целью интенсификации производства;

5. Обеспечение продовольственной безопасности.

6. Возможность создания новых видов продукции.

Для частных инвесторов основными преимуществами являются:

– Пониженные тарифы страховых взносов 7,6 %. Общий размер взносов на 10 лет: ПФР – 6 % ФОСС – 1,5 % ФОМС – 0,1 %;

– Преференции в отношении налогов: Налог на прибыль первые 5 лет после получения первой прибыли от 0 % до 5 %, последующие 5 лет – от 10 %. Земельный налог 0 % в течение 3 лет. Ускоренная процедура возмещения НДС (до завершения камеральной налоговой проверки) В соответствии с законодательством субъекта освобождение или снижение ставки налогов на имущество Понижающий коэффициент НДПИ (0–0,8) в течение 10 лет, далее применяется коэффициент 1;

– Режим свободной таможенной зоны для резидентов. Беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования);

– Сокращенное время проведения контрольных проверок. Согласование внеплановых проверок с Минвостокразвития России. Срок проведения плановой проверки не более 15 рабочих дней;

– Сокращенные сроки получения разрешительной документации. Для объектов капитального строительства экологическая экспертиза объектов инфраструктуры за 45 дней. Получение разрешительной документации на капитальное строительство (не более 40 дней);

– Не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников;

– Льготные арендные ставки для резидентов Приоритетное подключение резидентов к объектам инфраструктуры Разрешение выдается без учета квот.

Таким образом, взаимодействие бизнеса и государства при реализации инвестиционных проектов в молочном скотоводстве на территориях опережающего социально-экономического развития можно рассматривать как перспективную модель государственно-частного партнерства, где с одной стороны частный партнер инвестирует в инновационное развитие отрасли, с другой стороны государство предоставляет ему льготный режим осуществления деятельности.


Библиографическая ссылка

Неня А.С., Пашина Л.Л. ВОЗМОЖНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ПРИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 4. – С. 89-92;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=70 (дата обращения: 21.11.2024).