В последнее время в России проводится множество различных мероприятий, особую остроту приобретает проблема проведения несогласованных публичных мероприятий, нарушающих положений действующего законодательства, регулирующего сферу реализации права на проведение законных публичных мероприятий. Только в период июля-августа в г. Москве прошло несколько незаконных митингов, которые закончились столкновениями с полицией. Представляют собой опасность такие акции, на которых имеет место распространение экстремистских взглядов, в том числе совершения преступлений экстремистского характера. Упомянутые незаконные публичные мероприятия носили протестный и стихийный характер. Основная обязанность по пресечению подобных действий возложена на правоохранительные органы. Целью настоящей работы является рассмотрение основных форм профилактической деятельности ОВД РФ по предупреждению проявлений экстремизма на подобных мероприятиях. Материалом для данного исследования послужили нормативные правовые акты, публикации в СМИ, а также информация, опубликованная на официальных сайтах органов исполнительно власти.
Противодействие экстремизму является одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой почти любое государство. Базовым документом стратегического планирования, который определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, а также цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу в Российской Федерации является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». В п. 17 Указа Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия) законодатель указывает на позицию Запада, в которой проявляется отношение, содержащие в себе противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе. Как следствие, такая направленность в отношениях оказывает отрицательное влияние на реализацию российских национальных интересов. При этом законодатель отмечает, что позиция США и Европейского союза о поддержке антиконституционного государственного переворота, который имел место на Украине, привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Также в Стратегии выражена позиция законодателя по поводу тенденции свержения легитимных политических режимов и провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов, которая стремительно распространяется.
В Стратегии к основным угрозам государственной и общественной безопасности законодатель относит следующие: деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и дестабилизацию работы органов государственной власти; деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций» и др.
Зачастую в качестве подходящих условий экстремистски настроенные элементы выбирают период проведения публичных мероприятий с целью дестабилизации состояния безопасности общества и всего государства в целом. В связи с этим, в ст. 16 Федерального закона № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» закреплено положение о недопущении осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций, в том числе запрещается участие в них экстремистских организаций, а также использование их символики или атрибутики, в том числе запрещается распространение экстремистских материалов.
Действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, исходит из положений Конституции Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации. Так, ст. 31 Конституции РФ закрепляет следующее положение: «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» [1].
Одним из основных нормативных правовых актов, которые устанавливает механизм реализации ст. 31 Конституции Российской Федерации, является Федеральный закон № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Помимо названного закона приняты и действуют иные нормативные правовые акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. При этом, если собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования проводится в целях предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), то их проведение регулируется в том числе законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Например, Федеральным конституционным законом № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» (ст. 60 Агитация по вопросам референдума); Федеральным законом № 20-ФЗ от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 60 Агитация по вопросам референдума); Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 53 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий); Федеральным законом № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 54 Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий) и др. Как можно увидеть, современное российской законодательство в больше степени отвечает требованиям, предъявляемым к правовому регулированию такого рода мероприятий.
Законодательство в этой сфере также предусматривает ответственность как за нарушения порядка проведения публичных мероприятий, так и за совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий.
Так, по данным пресс-служба ГУ МВД России по г. Москве 2 августа 2019 г. в несогласованной акции приняли участие около 1500 человек, из них около 600 человек были задержаны за различные правонарушения [2]. Ранее, 27 июля в г. Москве прошли протестные акции, которые сопровождались массовыми беспорядками, в результате чего также были задержаны более 1000 человек. В это же время Следственный комитет Российской Федерации «задержал блогера и предъявил обвинение в совершении преступления экстремистской направленности. Так, В. Синица разместил под ником «Макс Стеклов» запись в Twitter с угрозами в адрес детей сотрудников Росгвардии и полиции, обеспечивающих безопасность во время несогласованных акций», о чем сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко [3]. Эффективность работы правоохранительных органов в этот период в том силе подтверждается выявлением и задержанием на несогласованной акции в г. Москве мужчины, который находился в федеральном розыске за совершение преступления экстремисткой направленности.
Согласно ст. 12. (Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления) Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти субъекта РФ (или орган местного самоуправления) обязан, в том числе, обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия [4].
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. «О полиции» на полицию, в частности, возлагается обязанность обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок (п. 6), а также возлагается обязанность принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан (п. 16) [5].
Деятельность по предупреждению преступлений органами внутренних дел регламентируется в том числе Приказом МВД России № 19 от 17 января 2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»), и подразумевает под собой деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, которая осуществляется в пределах их компетенции и направлена на недопущение преступлений посредством их выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, и оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Такая деятельность осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечения сдерживания и сокращения преступности [6].
Экстремистские проявления в период проведения публичных мероприятий могут быть как форме административных правонарушений, так и уголовно наказуемых деяний.
При организации и проведении публичных мероприятий, в том числе несогласованных акций, могут быть совершены деяния экстремисткой направленности, ответственность за которые наступает в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (далее – КоАП РФ). Так, административная ответственность за нарушение антиэкстремистского законодательства предусмотрена рядом статей, включенных в КоАП РФ). Например, за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, ответственность предусмотрена ст. 20.3 КоАП РФ; за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно за их производство либо хранение в целях массового распространения, ответственность предусмотрена ст. 20.29 КоАП РФ. Должностные лица ОВД России (полиции) наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях данной категории (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Уголовная ответственность за совершение преступлений экстремисткой направленности, которые могут быть совершены в период проведения подобных акций, предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ). В свою очередь, наиболее опасными видами экстремистской деятельности являются преступления экстремистской направленности, и, следовательно, их выявлению, раскрытию и расследованию постоянно должно уделяться повышенное внимание. Например, за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 280.1 УК РФ. Помимо этого, УК РФ предусмотрена ответственность за иные преступления экстремисткой направленности (ст. 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства и др.).
Еще более серьезной проблемой становится все большее количество участников подобных акций, которые являются несовершеннолетними лицами. Вследствие невысокого уровня правой культуры такие лица могут быть вовлечены в совершения противоправных действий, в том числе экстремисткой направленности. В том числе, зарегистрированы случаи, когда в ходе «уличных» акций представители националистических группировок склоняют несовершеннолетних лиц к совместному совершению преступлений экстремисткой направленности.
Таким образом, в результате анализа положений некоторых нормативных правовых актов, а также материалов, размещенных на официальных Интернет-ресурсах органов исполнительной власти, можно прийти к выводу, что деятельность ОВД России по предупреждению преступлений, в том числе экстремисткой направленности, в период организации и проведения публичных мероприятий носит исключительно важный характер и направлена на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.
В целях предупреждения правонарушений и преступлений, нарушающий положения антиэкстремистского законодательства, ОВД России проводят мероприятия по изучению, анализу и прогнозированию проявлений экстремистской направленности, а также факторов, которые их детерминируют; осуществляют различного рода мероприятия по проверке документов в целях выявления лиц, подозреваемых в принадлежности к экстремистским организациям; учувствуют в рамках своих компетенций в осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений экстремистской направленности; организуют и проводят оперативно-разыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирований экстремистских организаций и др.
Во время подготовки и проведения публичных мероприятий сотрудникам ОВД России необходимо в полной мере и в пределах своих компетенций исполнять свои должностные обязанности в целях своевременного принятия мер по выявлению и пресечению противоправных действий как со стороны радикально настроенных лиц, так и любых структур деструктивной направленности [7].
Для достижения эффективности в сфере обеспечения деятельности по противодействии экстремистским проявлениям, в том числе в период подготовки и проведения публичных мероприятий, необходимо создание разветвленной системы мер по разработке и реализации антиэкстремистских государственных программ комплексного характера, которые включали бы различные правовые, организационные, воспитательные, идеологические аспекты.
Библиографическая ссылка
Рубан А.Д. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД РОССИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В ПЕРЕИОД ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 8-2. – С. 218-222;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=691 (дата обращения: 21.11.2024).