Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кошебаева Г.К. 1 Алпысбаева Н.А. 1 Бирюков В.В. 1
1 Карагандинский государственный технический университет
В данной статье рассмотрены сущность и роль продовольственной безопасности в современных экономических условиях. Продовольственная безопасность рассматривается как важнейшее условие существования и независимости государства. Отмечены различия в трактовке дефиниции «продовольственная безопасность» представителями различных научных школ. Показано, что в Казахстане уделяется особое внимание проблемам продовольственной безопасности в связи с особенностями развития экономики Казахстана. Представлены результаты анализа производства основных продуктов питания, динамики потребления продуктов питания; динамики доходов и расходов населения, реальных и пороговых значений индикаторов потребления. На основе анализа делается вывод о том, что состояние продовольственной безопасности Республики Казахстан является неудовлетворительным. Продовольственная безопасность рассматривается как многоуровневая и многоаспектная экономическая категория. В этой связи представлены семь уровней продовольственной безопасности, определены соответствующие субъекты, решающие задачу продовольственной безопасности, и их основные функции. Рассмотрены основные характеристики продовольственной безопасности как физическая доступность продовольствия, экономическая доступность продовольствия и качество продуктов питания.
экономическая безопасность
продовольственная безопасность
уровни продовольственной безопасности
пороговые индикаторы потребления
нормативный уровень питания
экономическая политика государства
1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fao.org (дата обращения: 28.02.2016).
2. Крылатых Э.Н., Мазлоев В.З., Межонова Н.В. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции: монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
3. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года №?527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан».
4. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность. – М.: Памятники исторической мысли, 2011. – 286 с.
5. Серова Е.В., Храмова И.А. Продовольственная безопасность страны: аграрно-экономический аспект. – М.: Институт экономики переходного периода, 2011. – 36 с.
6. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику. – СПб., 2010.
7. Руденко С.И. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации: теория, методология, практика: монография. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 285 с.
8. Анищенко А., Селименков Р., Ускова Т., Чекавинский А. Продовольственная безопасность региона: монография. – М.: Изд-во ИСЭРТ РАН, 2014.
9. EconomistIntelligence Unit: Рейтинг стран мира по уровню продовольственной безопасности в 2016 году [Электронный ресурс]. – URL: http://gtmarket.ru/news.
10. Терёшкина А.В. Зарубежный опыт обеспечения продовольственной безопасности // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – №?03 (027) [Электронный ресурс] – URL: http://nauka-rastudent.ru/27/3252.
11. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013–2020 годы (Агробизнес-2020).
12. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность: (международные и внутренние аспекты). – М.: Экономика, 2003. – 544 с.
13. www.stat.gov.kz.
14. www.mint.gov.kz.
15. https://finance.nur.kz.
16. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2016–2018 годы».

Введение

Экономическая безопасность страны характеризуется состоянием различных сфер деятельности. Одной из важнейших ее составляющих является продовольственная безопасность, характеризуемая уровнем обеспеченности страны продовольствием, качеством продуктов питания и является базисом эффективного и устойчивого развития экономики.

Проблемы, связанные с продовольственным обеспечением населения, всегда выступали в качестве приоритетного направления национальной политики, а продовольственная безопасность рассматривалась как важнейшее условие существования и независимости государства, от эффективности решения которой зависит социальная, политическая и межнациональная стабильность в обществе.

В условиях мирового финансового кризиса, затронувшего и аграрный сектор экономики, возникла реальная угроза глобальной продовольственной безопасности, что требует реформирования существующих и разработки новых механизмов ее обеспечения на международном и национальном уровнях.

Термин «продовольственная безопасность» был введен в научный оборот только в первой половине 70-х гг. XX века (после глубокого зернового кризиса 1972–1973 гг.), будучи заимствованным из рекомендаций Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) [1]. В условиях нестабильной политической ситуации на международной арене проблемы с нехваткой продовольствия могут вызвать кризис в любой стране, что, в свою очередь, скажется на развитии экономики и положении населения. В этой связи государство должно служить основой социальной стабильности. Представляется целесообразным исключить зависимость страны от импортных поставок, обеспечить развитие собственного производства продуктов питания; создание сбалансированной структуры экспорта и импорта, а также резервных запасов для стабилизации продовольственного обеспечения.

Состояние продовольственной безопасности Республики Казахстан нельзя полностью назвать удовлетворительным, так как ситуация в АПК, который призван обеспечивать продовольственную безопасность страны, и особенно в его аграрном секторе, последние 20 лет сложная и не во всем однозначная. Проблема продовольственной безопасности в современном мире связана, прежде всего, с проблемой голода и недоедания населения, защитой государственных интересов, включающих в себя обеспечение и сохранение социальной и экономической стабильности в стране, удовлетворение жизненно необходимой потребности человека в питании.

Совершенствование системы управления обеспечением продовольственной безопасности страны часто базируется на использовании опыта развитых стран, применении методов государственного регулирования, внешнеторговых ограничений с оценкой самообеспеченности страны сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания; на соотношении фактического потребления с рекомендуемыми медицинскими нормами; рассматриваются также проблемы доступа к продовольствию, состояние продовольственного рынка.

Цель исследования – изучение проблемы продовольственной безопасности, ее роли в экономическом развитии страны, текущего состояния продовольственной безопасности в Казахстане. Разработка рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности государства.

Материалы и методы исследования

Существующие в мировой экономической мысли подходы к определению термина «продовольственная безопасность» (характерные преимущественно для стран с развитой рыночной экономикой), при некоторых несущественных различиях, в качестве общего требования обеспечения продовольственной безопасности рассматривают поддержание такого положения, при котором все члены общества фактически пользуются правом на достаточное питание или природные ресурсы с тем, чтобы вести здоровую и эффективную жизнь.

Согласно уточненному определению продовольственной безопасности, приведенному в исследовании «Право на достаточное питание и на свободу от голода», подготовленном в рамках Комиссии по правам человека Экономического и социального совета ООН в 1999 г., под продовольственной безопасностью следует понимать доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни.

Другими словами, продовольственная безопасность характеризует такое состояние национальной экономики, при котором обеспечивается гарантированный доступ каждого человека к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни. Данного взгляда придерживается и ряд российских экономистов. Однако некоторые из них, в частности А. Зельднер, Б.А. Кумахов, трактуют продовольственную безопасность как уровень доступности продуктов питания не «для всех людей», «каждого человека», а лишь для основной части населения страны. А.А. Анфиногентова, О.В. Ермолова, Н.А. Киреева уточняют, что доступность продуктов питания для всех слоев населения включает в себя физическую и экономическую доступность продовольствия [2].

В Казахстане правовой основой продовольственной безопасности являются Конституция Республики Казахстан, Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Казахстана, также изданные на их основе другие нормативные правовые акты.

Термин «продовольственная безопасность» в Законе «О национальной безопасности Республики Казахстан» трактуется как состояние экономики, при котором государство способно обеспечить физическую и экономическую доступность населению качественных продовольственных товаров, достаточным для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста [3].

Для обеспечения продовольственной безопасности страны планируется также законодательное закрепление вопросов формирования, хранения и использования государственных ресурсов зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Предусматривается обеспечение доступности цен на социально-значимые продовольственные товары. Определены критерии и основные направления обеспечения продовольственной безопасности. Предусмотрена возможность закупа продовольствия на внешних рынках, что позволит оказывать регулирующее воздействие на рынок продовольственных товаров, не производимых в республике, либо производимых в малых объемах.

Большинство ученых сходится во мнении, что под продовольственной безопасностью понимается, по существу, национальное продовольственное самообеспечение, то есть способность государства удовлетворить потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности в высококачественном, полноценном и экологически безопасном продовольствии (речь идет о продуктах питания, питьевой воде, других пищевых продуктах, биологически активных веществах) на уровне, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность населения (то есть в объемах, количестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения), независимо от действия внутренних и внешних угроз, а также устойчивое экономическое развитие и социально-политическая стабильность в обществе.

Причем первое условие (обеспечение продовольствием на уровне, достаточном для обеспечения нормальной жизнедеятельности) позволяет обеспечить право человека на нормальное существование. Второе условие (обеспечение продовольствием вне зависимости от внешних и внутренних угроз или условий) выступает необходимым условием обеспечения суверенитета страны.

Некоторые экономисты, однако, вносят определенную конкретизацию, тем самым уточняя данное понятие следующим образом. В частности, что:

а) вышеуказанная способность государства обеспечивается соответствующими продовольственными ресурсами, потенциалом и гарантиями, что позволяет не снижать государственный продовольственный резерв;

б) государство должно быть способным обеспечивать не только текущие, но и чрезвычайные потребности;

в) обеспечение потребностей в продовольствии исключительно за счет собственных ресурсов или преимущественно за счет отечественного производства продовольствия (когда не исключаются и международные источники).

Обеспечение продовольственной безопасности следует рассматривать как направленный на достижение определенной цели процесс, в котором участвуют субъекты рыночных отношений, государство в лице административных органов, некоммерческие объединения.

При рассмотрении «продовольственной безопасности» как экономической категории могут быть использованы следующие принципы эволюционной теории, заложенные в классических трудах Р. Нельсона и С. Уинтера.

Изменчивость – способность системы обеспечения продовольственной безопасности меняться во времени. Эти изменения определяются экономической средой и могут развиваться как эволюционным путем, обусловленным развитием производительных сил и производственных отношений, так и революционным, когда резко меняется характер производительных сил и производственных отношений.

Неоднородность – различие свойств первичных элементов системы, связанное с историей развития, социальными и культурными особенностями, уровнем развития экономики. В рыночной среде неоднородность системы во многом зависит от конкурентоспособности предприятий АПК, торговли, общественного питания.

Ограниченность – свойство конечности, которое определяется ограниченностью ресурсов (природных, финансовых, людских и т. д.), характером производственных отношений. Ограниченность создает угрозы, в том числе угрозу продовольственной безопасности, но вместе с тем она является источником поступательного движения.

Адаптивность – приспособляемость системы обеспечения продовольственной безопасности к изменениям внешней среды. Чем выше степень адаптивности, тем выше эффективность функционирования системы.

Системность. Субъект и социально-экономическая среда составляют единое целое, или систему, элементы которой взаимодействуют между собой через определенные связи и ограничения.

Таким образом, понятие «продовольственная безопасность» целесообразно рассматривать как процесс обеспечения населения продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами с позиций системного подхода.

Различные подходы к определению категории «продовольственная безопасность» представлены в табл. 1.

Таким образом, продовольственная безопасность представляет собой достаточно сложную и многоаспектную экономическую категорию.

На наш взгляд, под продовольственной безопасностью страны следует понимать такое состояние продовольственных ресурсов, при котором потребности в продовольствии удовлетворяются главным образом за счет отечественного производства в размерах, достаточных для нормальной жизнедеятельности населения. Иными словами, продовольственная безопасность существует, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворить свои диетические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.

Рассматривая структуру продовольственной безопасности, можно прийти к заключению о том, что она также представляет собой многоуровневую иерархию, в основе которой стоит субъект, решающий продовольственную проблему, и его функции (табл. 2).

Таблица 1

Определение «продовольственной безопасности» различными представителями научных школ

Авторы

Сущность продовольственной безопасности

В.И. Назаренко [4]

Для раскрытия сущности продовольственной безопасности используется системный подход.

Продовольственная безопасность как система включает в себя несколько подсистем:

– продовольственную независимость (способность страны удовлетворять внутренние продовольственные потребности за счет внутренних же источников);

– социальную стабильность (возможность доступа к продовольствию всех социальных групп населения);

– демографическую стабильность (здоровье общества, зависящее от уровня питания и продовольственного обеспечения);

– сферу производства продовольствия (основу всего жизнеобеспечения населения)

Е.В. Серова [5]

Продовольственная безопасность – уровень доступности для основной части населения страны продуктов питания, необходимых для поддержания нормального образа жизни.

Безопасность нации, в том числе и продовольственная, повышается при расширении международных торговых связей и общей взаимозависимости стран. Продовольственная же безопасность чаще всего связана не непосредственно с агропродовольственным производством внутри страны, а с общим экономическим положением

М. Трейси [6]

Продовольственная безопасность является аргументом в пользу мер, направленных на защиту отечественного производства продуктов питания

И.Г. Ушачев [7]

В понятии «продовольственная безопасность» можно выделить две составляющие:

– обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для любого человека в соответствии с рациональными нормами здорового питания в объемах, достаточных для поддержания активной жизни;

– высокое качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Обе задачи должны решаться при любых изменениях внешних и внутренних условий, причем без сокращения размеров государственного продовольственного резерва. Без собственного отечественного продовольствия все составляющие национальной безопасности сводятся к нулю

Таблица 2

Уровни продовольственной безопасности

Уровень

Субъект, решающий проблему

Функции субъекта

1. Глобальный

ООН, специализированные органы (ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности, Всемирный банк и др.)

Содействие стабильному экономическому развитию, долговременные программы борьбы с голодом, создание запасов продовольствия

2. Субрегиональный

Межрегиональные образования с соответствующими органами, форумы

Содействие стабильному экономическому развитию, улучшение качественных параметров продовольствия

3. Межнациональный (межгосударственный)

Региональные объединения и соответствующие органы управления. Слабо организованы (исключение – ЕС)

Солидарное поведение путем заключения соглашений по торговле, ценам, стандартизации

4. Государственный

Правительства, законодательные органы

Создание законодательной, нормативно-правовой и ресурсной базы для обеспечения продовольственной безопасности, формирование соответствующих фондов и их резервов Определение направлений повышения параметров качества продовольствия

5. Местный

Территориальные органы управления (область, район)

Создание условий для получения доходов в домашних хозяйствах. Снабжение продуктами и контроль качества

6. Группы населения

Домашние хозяйства по группам доходов

Достижение доходов, обеспечивающих рациональное питание

7. Семейный

Домашние хозяйства

Приобретение и использование продуктов питания и др.

 

Вопросы и проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности на глобальном (мировом) уровне, регулируются международными организациями и специализированными структурами. Важнейшая их функция – содействие стабилизации экономик государств в целях обеспечения необходимого уровня развития в человеческом измерении. Аналогичные вопросы на субрегиональном уровне регулируются соответствующими органами и форумами, способствующими экономическому развитию союзов и блоков, других объединений государств, решающими задачи улучшения качественных параметров продовольственного обеспечения. Примером формирования такого рода объединений является Европейский союз.

На региональном уровне продовольственную безопасность определяют региональные соглашения по вопросам солидарного поведения в области торговли, ценообразования, стандартизации продукции, качественных параметров.

К субъектам национального уровня относятся правительства и органы законодательной власти. Их деятельность направлена на стабильность экономического развития, формирование государственных фондов и обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем продовольственном рынке. На местном уровне продовольственную безопасность должны обеспечивать субъекты территориального управления (область, муниципалитет, район) посредством снабжения продуктами, контроля за их качеством и создания условий населению для получения доходов.

Субъект, определяющий продовольственную безопасность на уровне групп населения, – социальные группы, задача которых состоит в обеспечении доходами, необходимыми для минимального потребления.

В качестве субъектов семейного уровня, обеспечивающих продовольственную безопасность, выступают домашние хозяйства, функция которых заключается в приобретении и использовании продуктов, организации сбалансированного питания.

Анализ источников по исследуемой проблеме, позволяет сделать вывод о недостаточности внимания, уделяемого такой категории, как «продовольственная безопасность региона». Ряд ученых считает некорректным употребление понятия «продовольственная безопасность» в отношении регионов в силу единства продовольственного рынка страны и отсутствия барьеров в сфере перемещения продовольствия между регионами. Так, Д.Ф. Вермель [8] ведет речь не о продовольственной безопасности регионов, а о региональных особенностях обеспечения продовольственной безопасности России. Для этого все регионы России он подразделяет на две группы: ввозящие и вывозящие продовольствие. В каждой из этих групп автор выделяет ряд подгрупп регионов в зависимости от специфики природно-экономических условий и региональной специализации сельскохозяйственного производства.

Вторая точка зрения по данному вопросу является диаметрально противоположной первой. Так, А.А. Лылов считает, что «в отношении регионов необходимо рассматривать состояние продовольственной безопасности так же, как и применительно к отдельно взятой стране». Этого мнения придерживается А.И. Костяев, определяющий продовольственную безопасность как «способность системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли обеспечивать стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий продуктами питания в размерах потребления, отвечающих научно обоснованным медицинским нормам» [8].

Следует отметить, что продовольственная безопасность региона формируется и функционирует на основе тех же объективных законов, что и продовольственная безопасность страны. На региональном и государственном уровнях осуществляется вывоз продовольствия в другие регионы и страны. И тот, и другой уровни обеспечения продовольственной безопасности способствуют повышению качества жизни и исключают возможность возникновения локальных проявлений голода.

Таким образом, обобщив и уточнив существующие подходы к пониманию сущности исследуемой категории, мы пришли к заключению, что под продовольственной безопасностью региона можно понимать такое состояние системы производства, хранения, переработки и торговли, которое способно бесперебойно обеспечить в течение года все категории населения соответствующих территорий качественными продуктами питания преимущественно собственного производства не ниже принятых медицинских норм. Опираясь на международный опыт, следует выделить здесь три составляющие продовольственной безопасности:

Первое, – это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность.

Второе, – населению страны, любому человеку гарантируется физическая и экономическая доступность к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.

И третье, – это качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Направление трансформации системы обеспечения продовольственной безопасности задается следующими параметрами:

– достижение определенного равновесия между производством пищевых продуктов, их реализацией и потреблением;

– усложнение системы, обусловленное тем, что эволюционируют все элементы системы;

– функционирование системы подчиняется закону композиции, согласно которому все элементы системы развиваются в связи друг с другом;

– цели функционирования системы определяются потребностями, которые эволюционируют с развитием общества.

Каждый структурный элемент системы выполняет свою роль, но в общем система сохраняет целостность. Отсюда вытекает важность разработки механизмов стратегического государственного управления системой обеспечения продовольственной безопасности (рис. 1).

Таким образом, понятие «продовольственная безопасность» мы рассматриваем как процесс обеспечения населения продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами с позиций системного подхода.

pic_Koshebayeva_1.wmf

Рис. 1. Схематический обзор подходов к определению понятия «продовольственная безопасность»

Стратегической целью продовольственной безопасности является надежное обеспечение населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.

Оценка состояния продовольственной безопасности определяет необходимость разработки системы объективных критериев и методов ее количественного измерения на международном и внутриэкономическом уровнях., Соответственно для определения продовольственной безопасности на каждом уровне существуют свои критерии и показатели.

Критерии должны выражать целевые качественные ориентиры, устанавливаемые в соответствии с исходной и прогнозируемой ситуацией (состоянием проблемы), показатели – количественную меру приближения к целевым ориентирам.

Исходя из того, что продовольственная безопасность содержит три аспекта: количественный, качественный и социально-экономический, представляется, что оценка проблемы продовольственной безопасности должна осуществляться в рамках этих аспектов.

Первый ориентирован на обеспечение достаточного объема продовольствия, второй характеризует обеспечение людей не просто продовольствием, а продовольствием безопасным и качественным. Третий аспект предусматривает повышение доходов населения или отдельных его групп до уровня, обеспечивающего реальный (экономический) доступ к продовольствию. Каждый из этих трех аспектов должен иметь критерии оценки.

На международном уровне оценка продовольственной безопасности производится по двум критериям: объемы переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов (безопасным считается переходящий запас зерна на 60 суток, или 17 % от годового потребления); уровень мирового производства зерна в среднем на душу населения (безопасным считается 1000 кг зерна на душу населения). Содержание понятия продовольственной безопасности, как для национального, так и регионального уровней должно раскрываться в системе критериев и показателей, позволяющих всесторонне охарактеризовать ее текущее состояние, динамику и тенденции изменения. Необходимость выработки такой системы определяется объективными потребностями управления продовольственной безопасностью на региональном уровне; при этом особую важность представляет наличие формализованных критериев и показателей, позволяющих количественно оценить уровень продовольственной безопасности конкретного региона. Такие показатели могут служить, как базой для сравнения состояния продовольственной безопасности в отдельных регионах и стране в целом, так и основой для формулирования целей государственного регулирования АПК и продовольственного рынка и принятия управленческих решений (выработки плана действий в стратегической и краткосрочной перспективе).

Ключевое значение для осуществления политики продовольственной безопасности имеют четкие критерии и показатели продовольственной безопасности.Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20 %, а в последствии 16 % от общего объема годового потребления), доля импорта в продовольственных ресурсах (которая в большей степени характеризует продовольственную самообеспеченность страны, а не уровень питания населения), то теперь критерии продовольственной безопасности расширились и стали более сложными.

В продовольственной безопасности Казахстана критериями продовольственной безопасности страны могут быть (рис. 2):

– степень удовлетворения физиологических потребностей организма человека в компонентах определенного энергетического насыщения пищевого рациона, его соответствие требованиям по допустимому содержанию в пищевых продуктах остатков вредных для здоровья веществ;

– уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения;

– стабильность на продовольственном рынке (которую целесообразно, на наш взгляд, со временем заменить стабильностью и платежного спроса населения);

– степень независимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

– уровень и темпы развития отраслей агропромышленного комплекса;

– размеры оперативных и стратегических запасов продовольствия.

Оценивая продовольственное обеспечение, необходимо опираться на количественную и качественную характеристики.

pic_Koshebayeva_2.wmf

Рис. 2. Критерии продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность государства может считаться обеспеченной, если, в случае прекращения поступления на территорию страны пищевых продуктов из-за рубежа, не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день в отечественной науке выработано два довольно распространенных подхода к данной дефиниции «продовольственная безопасность». Одна группа ученых поддерживает точку зрения, согласно которой продовольственная безопасность есть поддержание снабжения продовольствием на уровне, достаточном для обеспечения здорового питания населения, и при этом неважно, какую долю занимает отечественная продовольственная продукция. Другие, основываясь на концепции самообеспечения страны основными видами отечественного продовольствия, полагают, что снижение объемов производства отечественной продукции является признаком угрозы или даже потери продовольственной безопасности, и требуют усилить меры поддержки российских сельхозпроизводителей, усложнив возможность поставок импортного продовольствия.

Очевидно, что продовольственная безопасность, будучи комплексным явлением, во многом определяющим социально-экономическое развитие государства, научно-технический прогресс, благосостояние и здоровье населения, имеет несколько аспектов: во-первых, физическая доступность продовольствия, исключающая угрозу его недостатка на внутреннем потребительском рынке; во-вторых, экономическая доступность продовольствия, означающая наличие у каждого гражданина достаточного уровня дохода для приобретения минимального набора продуктов питания; в-третьих, устойчивость доступа к продовольствию; в-четвертых, отсутствие угрозы появления на рынке некачественных и небезопасных продуктов питания, которые могут представлять опасность для здоровья населения.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие основные положения продовольственной безопасности. Во-первых, для обеспечения продовольственной безопасности той или иной страны должны быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства продовольствия, полностью обеспечивающие запросы страны. Во-вторых, продовольственная безопасность может быть достигнута только тогда, когда гарантированы физические и экономические условия доступа к продовольствию. В-третьих, с целью достижения продовольственной безопасности продукция сельскохозяйственного производства должна стабильно в достаточном количестве поставляться на мировые рынки. И, наконец, последним, но не менее важным элементом продовольственной безопасности является обеспечение населения доброкачественными, не приносящим ущерба здоровью продовольствием.

Продовольственная безопасность страны определяется несколькими факторами. Во-первых, это доступность продуктов питания для населения, то есть степень насыщения рынка. Сельское хозяйство Казахстана имеет все возможности и условия для полного обеспечения потребностей внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией. Во-вторых, экономическая доступность продовольствия, которая ограничивается прежде всего покупательной способностью населения. В этой связи в рамках антикризисной программы правительством предпринимаются меры по сдерживанию роста цен и регулированию таможенно-тарифной политики. В целях защиты внутреннего рынка от импорта планируется увеличение таможенных пошлин на импорт тех продуктов питания, которые производятся в республике. Третьим фактором является безопасность продовольствия и четвертым – собственное продовольственное хозяйство, без которого невозможно вести речь о продовольственной защищенности страны.

Мировой опыт показывает, что граница продовольственной безопасности находится на уровне импорта продовольствия в размере 18–35 процентов потребности [9, 10]. По данным Министерства сельского хозяйства, Казахстан завозит около 40 процентов молочной, 29 процентов – мясной и около 43 процентов – плодоовощной продукции [11]. То есть страна находится в сильной зависимости от импорта продукции, что создает реальную угрозу не только продовольственной, но и экономической безопасности страны. Немаловажным аспектом является и экологическая обстановка на планете. Ухудшение экологии несет угрозу для всех секторов экономики, но наибольший ущерб, несомненно, наносится производству продовольствия.

Под продовольственной безопасностью страны следует понимать такое состояние продовольственных ресурсов, при котором потребности в продовольствии удовлетворяются главным образом за счет отечественного производства в размерах, достаточных для нормальной жизнедеятельности населения.

Иными словами, продовольственная безопасность существует, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворить свои диетические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.

Как известно, вопросы и проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности на глобальном (мировом) уровне, регулируются международными организациями и специализированными структурами: ФAO – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ВТО – Всемирная торговая организация, Комитет по продовольственной безопасности и др.

Важнейшая функция этих организаций – содействие стабилизации экономик государств в целях обеспечения необходимого уровня развития в человеческом измерении [12].

Аналогичные вопросы на субрегиональном уровне регулируются соответствующими органами и форумами, способствующими экономическому развитию союзов и блоков, других объединений государств, решающими задачи улучшения качественных параметров продовольственного обеспечения. Примером формирования такого рода объединений является Европейский союз.

Продовольственная безопасность является одной из главных целей экономической политики государства. В общем виде она формирует вектор движения национальной продовольственной системы к идеальному состоянию.

Анализ динамики производства основных продуктов питания в Казахстане показывает, что за последние пять лет наблюдается увеличение производства (табл. 3).

При оценке состояния продовольственной безопасности целесообразно использовать нормы, которые регламентируют два нормативных уровня питания населения:

1) достаточный – используемый для социально-экономических расчетов в обычных условиях;

2) минимально необходимый – используемый для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

В случае превышения пороговых значений приведенных критериев обеспечивается достаточное продовольственное обеспечение населения страны.

Таблица 3

Динамика производства основных видов продуктов питания

Продукты питания

Производство

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г

2016 г.

Зерновые (включая рис) и бобовые культуры (в весе после доработки) (млн тонн)

12,864

18,231

17,1162

18,672

20,634

Мясо и мясопродукты (в убойном весе тыс. тонн)

877,7

871,0

900,2

931,0

960,7

Яйцо и яйцепродукты (млрд шт.)

3,673

3,896

4,291

4,737

4,761

Овощебахчевые (млн тонн)

3,3

4,954

5,398

5,651

5,865

Картофель (млн тонн)

3,13

3,34

3,41

3,521

3,545

Растительное масло (тыс. тонн)

195,3

198,2

225,4

232,1

240,5

Источник [13].

Продовольственная безопасность характеризуется физической доступностью продовольствия, экономической доступностью продовольствия и качеством продуктов питания.

Оценка уровня физической доступности продовольствия осуществляется путем сопоставления объемов фактического потребления населением страны продуктов питания со стандартами их потребления, в качестве которых используются разработанные Казахской академией питания минимальные нормы потребления продуктов питания, основанные на рекомендуемом уровне потребления среднестатистического жителя страны.

Анализ динамики потребления продуктов питания населением Республики Казахстан показал, что в 2012–2016 гг. лишь по 2 из 10 важнейших продуктов питания имело место превышение нормативов потребления, что свидетельствует о наличии в Казахстане серьезных проблем с обеспечением продовольственной безопасности (табл. 4).

Экономическая доступность продовольствия определяется как возможность приобретения населением продовольственных товаров при сложившемся уровне цен и доходов в размерах, заложенных в минимальной потребительской корзине.

Экономическая доступность продовольствия отражается уровнем доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления. В 2016 году среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 73653 тенге и увеличились по сравнению с 2015 годом на 9,4 %.

Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины и расходов на непродовольственные товары и платные услуги.

В продовольственной корзине Казахстана содержится 43 наименования продуктов питания: мясные, рыбные, молочные, масложировые, хлебные, плодовоовощные их виды, яйца, сахар, чай, специи и другие. Стоимость минимальной продовольственной корзины рассчитывается путем умножения минимальных норм потребления основных продуктов питания в среднем на душу населенияразличных половозрастных и социально-демографических групп населения на средние цены регистрации в представительных объектах розничной торговой сети [15].

В соответствии со ст. 8 Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2016–2018 годы» [16] с 1 января 2016 г. величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляла 22869 тенге, в том числе на продукты питания – 13722 тенге (60 %), непродовольственные товары и платные услуги – 9147 (40 %). Доля расходов на приобретение мяса и рыбы занимала 23,4 %, молочных, масложировых изделий и яиц – 16,8 %, фруктов и овощей – 9,6 %, круп и хлебопродуктов – 8 %, сахара, чая и специй – 2,2 % .

Таблица 4

Потребление продуктов питания, кг

Показатели

Норматив

2012

2013

2014

2015

2016

Потребление продуктов питания на душу населения в месяц

Хлебопродукты и крупяные изделия

9,2

10,3

10,4

10,5

10,8

10,9

Мясо и мясопродукты

6,8

5,6

5,8

5,9

6,1

6,1

Рыба и морепродукты

1,5

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

Молоко и молочные продукты

33,75

18,4

19,0

18,8

19,5

19,6

Яйца (штук)

24,3

13,0

13,2

13,1

13,7

13,7

Масла и жиры

0,75

1,5

1,5

1,6

1,6

1,6

фрукты

9,4

4,9

5,1

5,1

5,4

5,1

Овощи (без картофеля)

12,2

7,2

7,3

7,2

7,5

7,4

Картофель

8,1

4,1

4,1

4,0

4,0

4,0

Сахар, джем, шоколад, кондитерские изделия

3,1

3,2

3,3

3,3

3,5

3,4

Источник [13, 14].

По доле семейного бюджета, которая тратится на питание, можно судить об уровне благосостояния человека. Абсолютная величина затрат на питание в среднем на члена домохозяйства и их доля в составе потребительских расходов рассматриваются аналитиками как важнейшие показатели уровня жизни населения. По мере повышения уровня жизни она снижается, что позволяет расходовать больше средств на здравоохранение, досуг и т. д. Для наиболее обеспеченного населения характерна самая низкая доля затрат на питание в потребительских расходах, чем для семей с низкими доходами. Согласно международной статистике семья считается бедной, если она тратит более 50 % своего дохода на питание.

Анализ динамики доходов и расходов в среднем на душу населения показал, что доля населения, имеющего доходы, которые использованы на потребление ниже стоимости продовольственной корзины, сократилась на 1,2 % с 2012 по 2016 годы с 3,8 до 2,6 (табл. 5).

Традиционно производится сравнение показателей с минимальным физиологическим набором, подразумевающим минимальную среднеказахстанскую норму потребления. Данная норма используется для расчета прожиточного минимума и реального порога безопасности, подразумевающего рекомендуемую норму потребления (табл. 6).

Сравнение с минимальным физиологическим набором показывает, что в целом по Республике Казахстан соблюдается потребление по всем видам продуктов. Однако при этом рацион казахстанцев становится все менее разнообразным. Население Казахстана увеличивает потребление хлеба, молока и молочных продуктов, масла, яиц, кондитерских изделий.

Вместе с этим в рационе жителей РК стало меньше «здоровых» продуктов. За год потребление мяса и мясных продуктов сократилось на 1,0 %, овощей (за исключением картофеля) – на 1,2 %.

Таблица 5

Динамика доходов и расходов в среднем на душу населения

№ п/п

Индикаторы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, %

3,8

2,9

2,8

2,7

2,6

 

город

1,9

1,3

1,3

1,3

1,3

 

село

6,1

4,9

4,7

4,4

4,4

2

Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины, %

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

 

город

0,1

0,0

0,1

0,0

0,0

 

село

0,3

0,2

0,1

0,2

0,1

3

Глубина бедности, %

0,5

0,4

0,4

0,3

0,4

4

Острота бедности, %

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

5

Доходы домашних хозяйств (использованные на потребление), в среднем на душу населения, тенге

33745

36761

39256

40 675

44 198

 

город

37802

41022

43798

45 430

49 023

 

село

28850

31564

33664

34 405

37 731

6

Соотношение доходов, использованных на потребление, с прожиточным минимумом, %

200,7

206,6

205,9

207,0

204,5

7

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения, тенге

51 860

56 453

62 271

67 321

75025

8

Индекс реальных денежных доходов, %

107,5

102,9

103,4

101,4

97,23)

9

Денежные расходы населения в среднем на душу, тенге

31 886

34 796

37 131

38 502

41 847

 

город

37 037

40 243

42 991

44 571

48 138

 

село

25 672

28 153

29 916

30 500

33 415

11

Средний размер домохозяйства, человек

3,5

3,4

3,4

3,4

3,4

 

город

3,1

3,1

3,1

3,1

3,1

 

село

4,1

4,0

3,9

3,9

3,9

 

Таблица 6

Пороговые индикаторы потребления основных продуктов питания, кг/год

 

2012

2013

2014

2015

2016

Реальный порог безопасности

Минимальный физиологический набор

Мясо и мясопродукты

67,2

69,6

70,8

74,2

73,2

70

26,7

Молоко и молочные продукты

220,8

228

225,6

234

235,2

360

143,3

Яиц, штук

156

158,4

157,2

164,4

168,4

265

151,4

Хлебных продуктов

123,6

124,8

126

129,6

130,8

105

151,1

Картофеля

49,2

49,2

48

48

48,4

105

124,2

Овощей

86,4

87,6

86,4

90

88,8

140

94

Сахар, джем, шоколад, кондитерские изделия

37,2

38,4

39,6

39,6

42

35

20,7

Масла и жиры

18

18

19,2

19,2

19,2

13

6,4

 

На предпочтения жителей РК в еде ощутимо повлияла экономическая ситуация и связанные с ней падение доходов населения и рост инфляции.

Напомним, что в 2016 году реальные денежные доходы в стране сократились на 4,5 % по сравнению с уровнем предыдущего года (первое годовое сокращение показателя с 2010 года). При этом рост цен на продукты питания бьет рекорды: по итогам 2016 года цены на основные продовольственные товары выросли на 9,7 %.

Заключение

Опыт ведущих стран показывает, что основной акцент проблемы продовольственной безопасности в большинстве европейских стран все более переносится в настоящее время на задачи защиты прав потребителей, обеспечения экологической безопасности продуктов питания, сохранения окружающей природной среды. Сегодня предпринимаемые правительством РК меры нацелены на повышение инвестиционной привлекательности АПК, повышение его эффективности, что должно оказать благоприятное воздействие на уровень продовольственной безопасности и макроэкономическую ситуацию в стране. При этом Казахстан имеет большие возможности для удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем рынке, так и наращивание производства для экспорта на мировые рынки.


Библиографическая ссылка

Кошебаева Г.К., Алпысбаева Н.А., Бирюков В.В. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 4. – С. 57-69;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=66 (дата обращения: 04.12.2024).