Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД

Бикеева М.В. 1
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Актуальность исследования обусловлена недостаточной проработанностью теоретических аспектов взаимодействия власти и бизнеса, обеспечивающего сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. Проблематика отношений власти, бизнеса и общества в современных условиях требует переосмысления и формирования эффективного и многоуровневого (в том числе регионального) механизма их взаимодействия. Цель исследования заключается в обосновании целесообразности использования стейкхолдерского подхода в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессе регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. Исследование является продолжением цикла статей автора, посвящённых вопросам стейкхолдерской модели управления, лежащей в основе современного механизма социальных отношений между властью и бизнесом. Материалы статьи представляют практическую ценность для разработки стратегии регионального управления, ориентированной на устойчивое социально-экономическое развитие.
стейкхолдерский подход
типология заинтересованных групп
механизм взаимодействия власти и бизнеса
корпоративная социальная ответственность
системный подход
1. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. 272 с.
2. Бутусов Д.В. Методика аналитического обоснования бизнес-моделей операторов автомобильного рынка в рамках стейкхолдерского подхода // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. С. 8.
3. Воропаев В., Гельруд Я. Математические модели проектного управления для заинтересованных сторон // Управление проектами и программами. 2012. № 4 (32). С. 258–269.
4. Климкин Ю.Н. Особенности формирования механизма разработки стратегических решений с учетом интересов стейкхолдеров // Муниципальная академия. 2016. № 2. С. 96–101.
5. Скаченко М.И. Использование стейкхолдерского подхода при разработке стратегии развития российской компании // Via scientiarum Дорога знаний. 2015. № 4. С. 203–207.
6. Стратегическое партнерство национального исследовательского университета: реалии и перспективы: монография / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Н.Д. Гуськова и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 200 с.
7. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. 2013. № 2 (34). С. 17–27.
8. Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному (Часть 1) // Управление проектами и программами. 2015. № 02 (42). С. 138–156.
9. Ципес Г.Л., Шадаева Н.М. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами проекта: от простого к сложному (Часть 2) // Управление проектами и программами. 2015. № 03 (43). С. 218–228.
10. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б. Карта заинтересованных сторон инструмент анализа окружения бизнеса // Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 22–27.
11. Clarkson M.A. Stakeholder framework for analyzing and evaluating corporate social performance // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20 (1). P. 92–117.
12. D’Anselmi P. Values and stakeholders in an era of social responsibility. New York: Free Press, 2011
13. Donaldson T., Preston L. The stakeholder theory of the corporation: concepts, evidence, and implications // Academy of management review. 1997. Vol. 22. Р. 61–74.
14. Fassin Y. The stakeholder model refined // Journal of Business Ethics. 2009. Vol. 84 (1). P. 113–135.
15. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2010 292 р.
16. Mendelow A. Stakeholder Mapping. Proceedings of the 2nd International Conference on Information Systems. Cambridge, MA, 1991.
17. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. 1997. Vol. 22 (4). P. 853–886.
18. Phillips R.A. Stakeholder theory and a principle of fairness. Business Ethics Quarterly. 1997. Vol. 7 (1). P. 51–66.

Введение

Материалы исследования направлены на решение проблемы, имеющей важное социально-экономическое значение – процессу взаимодействия власти и бизнеса. Прежние классические и неоклассические концепции неспособны адекватно отразить социально-экономические взаимосвязи настоящего времени. Необходимость конструктивного диалога между государством, бизнесом и обществом и отбора наиболее приемлемых форм и методов этого взаимодействия, конкретных технологий их реализации доказывают актуальность рассматриваемой проблематики.

Целью исследования является обоснование целесообразности использования стейкхолдерского подхода в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессе регионального развития. На основе анализа библиографических источников планируется показать место и роль теории заинтересованных групп и обосновать ее как логически целостную, базирующуюся на классическом наследии экономической мысли, подчиненную объективным законам и закономерностям современного этапа общественного развития.

Основы стейкхолдерского подхода, также известного как теория заинтересованных сторон, начали формироваться в 30-х годах XX столетия. Исходным пунктом данной теории является положение о том, что цели бизнеса гораздо шире, чем создание прибыли для его собственников. Они также включают в себя заботу о благосостоянии гораздо более широкого круга агентов: акционеров, сотрудников, клиентов, поставщиков, государственной власти и общества в целом.

Идея стейкхолдерского подхода, основоположником которого принято считать Р. Фримана, в последние десятилетия набирает все более широкую популярность не только за рубежом, но и в России. Повышенное внимание научного сообщества привлекают вопросы практического использования стейкхолдерского подхода. Теория заинтересованных сторон и принципы работы с ними находят систематическое изложение в работах западных исследователей Р. Фримана [15], П. Данселми [12], Т. Дональдсона, Л. Престона [13], М. Кларксона [11], Р. Митчелла, Б. Эгла, Д. Вуд [17], Р. Филлипса [18], И. Фассина [14] и др. С позиции этих ученых стейкхолдеры представляют собой группы, без поддержки которых бизнес прекратил бы свое существование. По их мнению, задача бизнеса в области указанной теории состоит в том, чтобы создать условия взаимовыгодного развития и взаимной зависимости, при которых интересы и цели всех участников из разнонаправленных становятся однонаправленными. Причем и для самого бизнеса интеграция указанных взаимоотношений должна быть выгодной. Некоторые аспекты стейкхолдерского подхода присутствуют в работах и отечественных экономистов Благова Ю.С. [1], Бутусова Д.В. [2], Воропаева В.И., Гельруд Я.Д. [3], Климкина Ю.Н. [4], Скаченко М.И. [5], Тажитдинова И.А. [7], Фурты С.Д., Соломатиной Т.Б. [10], Ципеса Г.Л., Шадаевой Н.М. [8; 9] и др. Становится очевидным, что деятельность современного бизнеса носит многоцелевой характер и стремление к получению прибыли будет дополнено рядом неэкономических целей, отражающих многочисленные взаимосвязи бизнеса и окружающей его среды.

Вместе с тем при значительном числе работ, посвященных специфике стейкхолдерского подхода, отсутствуют публикации, связанные с новыми формами и тенденциями взаимодействия власти и бизнеса в современных условиях. Сказанное выше определило постановку цели и задач предлагаемого исследования.

Материалы и методы исследования

Для описания особенностей использования стейкхолдерского подхода необходимо идентифицировать ключевые дефиниции, прежде всего понятие «стейкхолдеры» (табл. 1).

Из таблицы видно существование множества определений этого понятия, в большинстве своем представляющие микроэкономический уровень управления.

С позиции авторского подхода становится все более очевидным, что деятельность современного бизнеса носит многоцелевой характер и стремление к получению прибыли будет дополнено рядом неэкономических целей, отражающих многочисленные взаимосвязи бизнеса и окружающей его среды [6, с. 7]. При этом цели не должны противоречить друг другу, т. е. должны представлять собой разумный компромисс, быть реальными и выполнимыми. Интересы же стейкхолдеров многочисленны и противоречивы и одновременная постановка целей максимизации по всем направлениям невозможна. В связи с этим начальным этапом применения стейкхолдерского подхода в бизнеса является выделение и классификация всех заинтересованных его сторон.

Таблица 1

Обзор существующих понятий термина «стейкхолдеры»

Автор

Содержание понятия

Р. Фриман

[15, с. 46]

Стейкхолдеры – это любая группа или индивид, которые могут воздействовать или на которые влияет достижение целей организации

П. Данселми

[12, с. 27]

Стейкхолдеры – люди или группы, которые либо добровольно либо ненамеренно оказались подвергнуты риску, возникающему в связи с действиями фирмы

Т. Дональдсон,

Л. Престон

[13, с. 65]

Стейкхолдеры идентифицируются через фактический или потенциальный вред и выгоду, которые они испытывают или ожидают испытать в результате действий фирмы или ее бездействия

Результаты анализа экономической литературы свидетельствуют о существовании разных типологий заинтересованных групп бизнеса, а также факторов, определяющих характер реального взаимодействия бизнеса с заинтересованными сторонами (рис. 1). В то же время принципиальная задача разработки типологии стейкхолдеров, позволяющей эффективно решать задачу их ранжирования, так и остается до конца не разрешенной.

Иерархия целей предприятия напрямую связана с количеством заинтересованных сторон. В этой связи предложен алгоритм идентификации стейкхолдеров и формулировка ожиданий (потребностей) каждого из них представлен на рис. 2.

pic_bikeeva_1-1.eps

Рис. 1. Существующие подходы к типологии стейкхолдеров

pic_bikeeva_2.wmf

Рис. 2. Алгоритм идентификации стейкхолдеров и взаимодействия с ними

Идея расширенного подхода, выдвинутая группой ученых в составе Р. Митчелла, Б. Эгла и Д Вуд (MAW), заключалась в использовании трех атрибутов при типологии заинтересованных сторон: власть (power), законность (legitimacy) и срочность (urgency) требований и интересов стейкхолдеров [17]. Атрибут «власть» подразумевает способность стейкхолдера оказывать влияние на деятельность компании. «Законность» предполагает наличие определенных правил отношений с конкретным стейкхолдером. «Срочность» означает, насколько интересы стейкхолдеров требуют от организации немедленных действий. При этом не все стейкхолдеры могут обладать всеми тремя атрибутами одновременно, теряя и приобретая их со временем.

Авторы позиционировали свою разработку как целостную «концепцию идентификации и классификации заинтересованных групп», целью которой является «выведение ученых и менеджеров за рамки обсуждения легитимности, привлечение их внимания к силе заинтересованных групп и срочности их требований» [1, с. 121–125]. В соответствии с типологией MAW наибольшую важность для бизнеса приобретает удовлетворение ожиданий «определенных» заинтересованных групп, отвечающих совокупности всех трех критериев (атрибутов); промежуточное положение занимают «умеренные» заинтересованные группы, отвечающими двум критериям; наименьшее значение имеют «латентные» заинтересованные группы, обладающие лишь одним атрибутом (рис. 3) [16].

С целью выстраивания эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе стейкхолдерского подхода определим, к какой группе стейхолдеров можно отнести органы власти и местное сообщество согласно подходу MAW (табл. 2).

pic_bikeeva_3.wmf

Рис. 3. Типология заинтересованных сторон по степени их важности для бизнеса Д. Менделоу

Таблица 2

Типология органов власти и местного сообщества по подходу MAW

Стейкхолдеры

Атрибуты стейколдеров

Типология заинтересованной группы

власть (power)

законность (legitimacy)

срочность (urgency)

Государственные и региональные органы власти

+

+

+

Категорическая группа

Местные сообщества

+

Требующая группа

Таблица 3

Преимущества для бизнеса, интересующие вопросы и формы взаимодействия со стейкхолдерами

Стейкхолдеры

Преимущество для бизнеса

Интересующие вопросы

Формы взаимодействия со стейкхолдером

Государственные и региональные органы власти

Отсутствие налоговых претензий и как следствие штрафов; отсутствие препятствий развитию бизнеса; поддержка инициатив предприятия

Развитие инфраструктуры; своевременное поступление налогов в бюджет; соблюдение действующего законодательства; обеспечение занятости населения региона; эффективная социальная политика организации

Регулярная отчетность; лицензирование деятельности; принятие участия в региональных программах

Местные сообщества

Отсутствие претензий к деятельности бизнеса со стороны общественности

Забота об окружающей среде; социальные программы; благотворительность

Рабочие встречи; проведение мероприятий

Осуществление подобной типологии указанных заинтересованных групп должна, во-первых, преследовать выявление относительной их важности для деятельности бизнеса и, во-вторых, описывать стратегии, которые может применять бизнес при взаимодействии с ними (табл. 3).

Результаты исследования показали, что органы власти относятся к категорической группе. Во взаимоотношениях с участниками социальных отношений роль государства является доминирующей, заключающаяся в создании условий для развития экономики в целом и частного предпринимательства, а также в определении параметров влияния бизнес-структур на социально-экономическую ситуацию в регионе. Местные сообщества отнесены к требующей группе, т. е. к той группе, на которой бизнес акцентирует свое внимание в качестве социально-ответственного объекта. Бизнес рассматривается как один из влиятельных институтов современного общества, как источник социальной ответственности, поскольку имеет непосредственное отношение к благосостоянию населения, к удовлетворению его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к сокращению неравенства и искоренению безработицы и тем самым повышению качества жизни населения и формированию вокруг себя зоны социального благополучия.

Современный бизнес встроен в систему отношений, на которые должен реагировать в повседневной своей деятельности. Подобное поведение предусматривает системный подход, рассматривающий бизнес через призму взаимоотношений с разными стейкхолдерами и на учете их интересов.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, подход к анализу взаимоотношений бизнеса и его заинтересованных групп (в том числе с властью) относится к числу дискуссионных. Проведенный анализ типологий заинтересованных групп бизнеса позволил констатировать существование различных подходов в данной области.

Сотрудничество со стейкхолдерами всегда происходит с конкретной целью: оно направлено на достижение общего результата, решение проблемы или поиска инновационного решения, то есть на то, что не может быть сделано в одиночку одной лишь компанией. Характерной особенностью такого взаимодействия является то, что здесь участвуют люди и группы с разными, а иногда и противоположными точками зрения, но при этом представляющие взаимный интерес. В связи с высокой степенью влияния результатов взаимодействия с заинтересованными сторонами на реализацию целей бизнеса, многие из них начали встраивать процесс взаимодействия и его методологию в краткосрочные и долгосрочные планы своей деятельности. Продолжительность взаимодействия с заинтересованными сторонами зависит от того, каких результатов ожидается достичь, от того, насколько глубокое взаимодействие и сотрудничество было установлено со стейкхолдерами. Хорошо спланированное взаимодействие с заинтересованными сторонами может привести к долгосрочному, перспективному и развивающемуся сотрудничеству по:

– урегулированию конфликтов;

– разработке стандартов регионального развития и стандартов государственно-частного диалога;

– поиску инновационных решений для преодоления экономических и социальных проблем;

– разработке стратегии по адаптации и смягчению последствий изменения климата;

– совершенствованию системы предоставления государственных услуг;

– повышению эффективности управления природными ресурсами;

– созданию благоприятных условий для экономического развития.

Заключение

Таким образом, использования стейкхолдерского подхода является более целесообразной формой взаимодействия и согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессе регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества.

Конкретные направления развития механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе стейкхолдерского подхода будут развиты на следующем этапе реализации проекта «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Республики Мордовия, проект № 18-410-130005 «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».


Библиографическая ссылка

Бикеева М.В. СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 7-2. – С. 4-10;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=644 (дата обращения: 28.09.2021).