Введение
Материалы исследования направлены на решение проблемы, имеющей важное социально-экономическое значение – процессу взаимодействия власти и бизнеса. Прежние классические и неоклассические концепции неспособны адекватно отразить социально-экономические взаимосвязи настоящего времени. Необходимость конструктивного диалога между государством, бизнесом и обществом и отбора наиболее приемлемых форм и методов этого взаимодействия, конкретных технологий их реализации доказывают актуальность рассматриваемой проблематики.
Целью исследования является обоснование целесообразности использования стейкхолдерского подхода в качестве базы согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессе регионального развития. На основе анализа библиографических источников планируется показать место и роль теории заинтересованных групп и обосновать ее как логически целостную, базирующуюся на классическом наследии экономической мысли, подчиненную объективным законам и закономерностям современного этапа общественного развития.
Основы стейкхолдерского подхода, также известного как теория заинтересованных сторон, начали формироваться в 30-х годах XX столетия. Исходным пунктом данной теории является положение о том, что цели бизнеса гораздо шире, чем создание прибыли для его собственников. Они также включают в себя заботу о благосостоянии гораздо более широкого круга агентов: акционеров, сотрудников, клиентов, поставщиков, государственной власти и общества в целом.
Идея стейкхолдерского подхода, основоположником которого принято считать Р. Фримана, в последние десятилетия набирает все более широкую популярность не только за рубежом, но и в России. Повышенное внимание научного сообщества привлекают вопросы практического использования стейкхолдерского подхода. Теория заинтересованных сторон и принципы работы с ними находят систематическое изложение в работах западных исследователей Р. Фримана [15], П. Данселми [12], Т. Дональдсона, Л. Престона [13], М. Кларксона [11], Р. Митчелла, Б. Эгла, Д. Вуд [17], Р. Филлипса [18], И. Фассина [14] и др. С позиции этих ученых стейкхолдеры представляют собой группы, без поддержки которых бизнес прекратил бы свое существование. По их мнению, задача бизнеса в области указанной теории состоит в том, чтобы создать условия взаимовыгодного развития и взаимной зависимости, при которых интересы и цели всех участников из разнонаправленных становятся однонаправленными. Причем и для самого бизнеса интеграция указанных взаимоотношений должна быть выгодной. Некоторые аспекты стейкхолдерского подхода присутствуют в работах и отечественных экономистов Благова Ю.С. [1], Бутусова Д.В. [2], Воропаева В.И., Гельруд Я.Д. [3], Климкина Ю.Н. [4], Скаченко М.И. [5], Тажитдинова И.А. [7], Фурты С.Д., Соломатиной Т.Б. [10], Ципеса Г.Л., Шадаевой Н.М. [8; 9] и др. Становится очевидным, что деятельность современного бизнеса носит многоцелевой характер и стремление к получению прибыли будет дополнено рядом неэкономических целей, отражающих многочисленные взаимосвязи бизнеса и окружающей его среды.
Вместе с тем при значительном числе работ, посвященных специфике стейкхолдерского подхода, отсутствуют публикации, связанные с новыми формами и тенденциями взаимодействия власти и бизнеса в современных условиях. Сказанное выше определило постановку цели и задач предлагаемого исследования.
Материалы и методы исследования
Для описания особенностей использования стейкхолдерского подхода необходимо идентифицировать ключевые дефиниции, прежде всего понятие «стейкхолдеры» (табл. 1).
Из таблицы видно существование множества определений этого понятия, в большинстве своем представляющие микроэкономический уровень управления.
С позиции авторского подхода становится все более очевидным, что деятельность современного бизнеса носит многоцелевой характер и стремление к получению прибыли будет дополнено рядом неэкономических целей, отражающих многочисленные взаимосвязи бизнеса и окружающей его среды [6, с. 7]. При этом цели не должны противоречить друг другу, т. е. должны представлять собой разумный компромисс, быть реальными и выполнимыми. Интересы же стейкхолдеров многочисленны и противоречивы и одновременная постановка целей максимизации по всем направлениям невозможна. В связи с этим начальным этапом применения стейкхолдерского подхода в бизнеса является выделение и классификация всех заинтересованных его сторон.
Таблица 1
Обзор существующих понятий термина «стейкхолдеры»
Автор |
Содержание понятия |
Р. Фриман [15, с. 46] |
Стейкхолдеры – это любая группа или индивид, которые могут воздействовать или на которые влияет достижение целей организации |
П. Данселми [12, с. 27] |
Стейкхолдеры – люди или группы, которые либо добровольно либо ненамеренно оказались подвергнуты риску, возникающему в связи с действиями фирмы |
Т. Дональдсон, Л. Престон [13, с. 65] |
Стейкхолдеры идентифицируются через фактический или потенциальный вред и выгоду, которые они испытывают или ожидают испытать в результате действий фирмы или ее бездействия |
Результаты анализа экономической литературы свидетельствуют о существовании разных типологий заинтересованных групп бизнеса, а также факторов, определяющих характер реального взаимодействия бизнеса с заинтересованными сторонами (рис. 1). В то же время принципиальная задача разработки типологии стейкхолдеров, позволяющей эффективно решать задачу их ранжирования, так и остается до конца не разрешенной.
Иерархия целей предприятия напрямую связана с количеством заинтересованных сторон. В этой связи предложен алгоритм идентификации стейкхолдеров и формулировка ожиданий (потребностей) каждого из них представлен на рис. 2.
Рис. 1. Существующие подходы к типологии стейкхолдеров
Рис. 2. Алгоритм идентификации стейкхолдеров и взаимодействия с ними
Идея расширенного подхода, выдвинутая группой ученых в составе Р. Митчелла, Б. Эгла и Д Вуд (MAW), заключалась в использовании трех атрибутов при типологии заинтересованных сторон: власть (power), законность (legitimacy) и срочность (urgency) требований и интересов стейкхолдеров [17]. Атрибут «власть» подразумевает способность стейкхолдера оказывать влияние на деятельность компании. «Законность» предполагает наличие определенных правил отношений с конкретным стейкхолдером. «Срочность» означает, насколько интересы стейкхолдеров требуют от организации немедленных действий. При этом не все стейкхолдеры могут обладать всеми тремя атрибутами одновременно, теряя и приобретая их со временем.
Авторы позиционировали свою разработку как целостную «концепцию идентификации и классификации заинтересованных групп», целью которой является «выведение ученых и менеджеров за рамки обсуждения легитимности, привлечение их внимания к силе заинтересованных групп и срочности их требований» [1, с. 121–125]. В соответствии с типологией MAW наибольшую важность для бизнеса приобретает удовлетворение ожиданий «определенных» заинтересованных групп, отвечающих совокупности всех трех критериев (атрибутов); промежуточное положение занимают «умеренные» заинтересованные группы, отвечающими двум критериям; наименьшее значение имеют «латентные» заинтересованные группы, обладающие лишь одним атрибутом (рис. 3) [16].
С целью выстраивания эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе стейкхолдерского подхода определим, к какой группе стейхолдеров можно отнести органы власти и местное сообщество согласно подходу MAW (табл. 2).
Рис. 3. Типология заинтересованных сторон по степени их важности для бизнеса Д. Менделоу
Таблица 2
Типология органов власти и местного сообщества по подходу MAW
Стейкхолдеры |
Атрибуты стейколдеров |
Типология заинтересованной группы |
||
власть (power) |
законность (legitimacy) |
срочность (urgency) |
||
Государственные и региональные органы власти |
+ |
+ |
+ |
Категорическая группа |
Местные сообщества |
– |
– |
+ |
Требующая группа |
Таблица 3
Преимущества для бизнеса, интересующие вопросы и формы взаимодействия со стейкхолдерами
Стейкхолдеры |
Преимущество для бизнеса |
Интересующие вопросы |
Формы взаимодействия со стейкхолдером |
Государственные и региональные органы власти |
Отсутствие налоговых претензий и как следствие штрафов; отсутствие препятствий развитию бизнеса; поддержка инициатив предприятия |
Развитие инфраструктуры; своевременное поступление налогов в бюджет; соблюдение действующего законодательства; обеспечение занятости населения региона; эффективная социальная политика организации |
Регулярная отчетность; лицензирование деятельности; принятие участия в региональных программах |
Местные сообщества |
Отсутствие претензий к деятельности бизнеса со стороны общественности |
Забота об окружающей среде; социальные программы; благотворительность |
Рабочие встречи; проведение мероприятий |
Осуществление подобной типологии указанных заинтересованных групп должна, во-первых, преследовать выявление относительной их важности для деятельности бизнеса и, во-вторых, описывать стратегии, которые может применять бизнес при взаимодействии с ними (табл. 3).
Результаты исследования показали, что органы власти относятся к категорической группе. Во взаимоотношениях с участниками социальных отношений роль государства является доминирующей, заключающаяся в создании условий для развития экономики в целом и частного предпринимательства, а также в определении параметров влияния бизнес-структур на социально-экономическую ситуацию в регионе. Местные сообщества отнесены к требующей группе, т. е. к той группе, на которой бизнес акцентирует свое внимание в качестве социально-ответственного объекта. Бизнес рассматривается как один из влиятельных институтов современного общества, как источник социальной ответственности, поскольку имеет непосредственное отношение к благосостоянию населения, к удовлетворению его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к сокращению неравенства и искоренению безработицы и тем самым повышению качества жизни населения и формированию вокруг себя зоны социального благополучия.
Современный бизнес встроен в систему отношений, на которые должен реагировать в повседневной своей деятельности. Подобное поведение предусматривает системный подход, рассматривающий бизнес через призму взаимоотношений с разными стейкхолдерами и на учете их интересов.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, подход к анализу взаимоотношений бизнеса и его заинтересованных групп (в том числе с властью) относится к числу дискуссионных. Проведенный анализ типологий заинтересованных групп бизнеса позволил констатировать существование различных подходов в данной области.
Сотрудничество со стейкхолдерами всегда происходит с конкретной целью: оно направлено на достижение общего результата, решение проблемы или поиска инновационного решения, то есть на то, что не может быть сделано в одиночку одной лишь компанией. Характерной особенностью такого взаимодействия является то, что здесь участвуют люди и группы с разными, а иногда и противоположными точками зрения, но при этом представляющие взаимный интерес. В связи с высокой степенью влияния результатов взаимодействия с заинтересованными сторонами на реализацию целей бизнеса, многие из них начали встраивать процесс взаимодействия и его методологию в краткосрочные и долгосрочные планы своей деятельности. Продолжительность взаимодействия с заинтересованными сторонами зависит от того, каких результатов ожидается достичь, от того, насколько глубокое взаимодействие и сотрудничество было установлено со стейкхолдерами. Хорошо спланированное взаимодействие с заинтересованными сторонами может привести к долгосрочному, перспективному и развивающемуся сотрудничеству по:
– урегулированию конфликтов;
– разработке стандартов регионального развития и стандартов государственно-частного диалога;
– поиску инновационных решений для преодоления экономических и социальных проблем;
– разработке стратегии по адаптации и смягчению последствий изменения климата;
– совершенствованию системы предоставления государственных услуг;
– повышению эффективности управления природными ресурсами;
– созданию благоприятных условий для экономического развития.
Заключение
Таким образом, использования стейкхолдерского подхода является более целесообразной формой взаимодействия и согласования спектра интересов власти и бизнеса в процессе регионального развития. Среди приоритетов стейкхолдерского подхода – укрепление долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными группами, ориентация на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества.
Конкретные направления развития механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе стейкхолдерского подхода будут развиты на следующем этапе реализации проекта «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Республики Мордовия, проект № 18-410-130005 «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».
Библиографическая ссылка
Бикеева М.В. СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА: СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 7-2. – С. 4-10;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=644 (дата обращения: 21.11.2024).