Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЙСКАЯ СИТУАЦИЯ

Клушина Н.П. 1 Рощупкина В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В процессе рассмотрения социального предпринимательства как новаторской деятельности, центральную роль занимают понятия «предпринимательство» и «инновации». Задачей социального предпринимательства является решение социальных проблем инновационным методом, за счет создания самовоспроизводящегося механизма предоставления социальных благ. Социальные финансы – новый финансовый институт не только для России, но для мира в целом. Традиционно инвестиции рассматривались как инструмент получения финансовой прибыли, в последние десятилетия одним из критериев успешности инвестиций стал социальный вклад реализованного проекта в развитие общества. Во всем мире организации социального предпринимательства (социальные предприятия) независимо от формы собственности относятся к гибридным организациям, которые сочетают в себе черты некоммерческого и коммерческого предприятия По сути, это источник синергетического эффекта взаимодействия имеющихся ресурсов предпринимателя и потребностей приобретателей социальных услуг.
предприниматель
бизнес
социальный
бизнес-модель
1. Момотова О.Н. Развитие социального предпринимательства в Ставропольском крае: монография. Ставрополь: СКФУ. 2016. 139 с.
2. Борнштейн Д. Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей. М.: Альпина Паблишер. 2012. 499 с.
3. Джилл Кикал Социальное предпринимательство [Электронный ресурс]: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер. 2016. 304 c.
4. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / под ред. А.А. Московской. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2014. 286 с.
5. Баранник И.Н. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: правовое регулирование и некоторые проблемы контроля // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 3 (42). С. 37–47.
6. Пурлик В.М. Бизнес как система // Гос. упр.: электрон. вестн. 2015. № 48. С. 162–188.
7. Семенова Ю.А. Феномен предпринимательства и его исследование в современной отечественной социологии // Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества»: материалы науч.-практ. конф. Саратов. 2016. С. 93–96.
8. Старенкова А.А. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики // Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем: междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 194–198.
9. Хохлова Е.С. Малый и средний бизнес : влияние на тренды мирового политического // Метаморфозы мировой политики / под общей ред. М.М. Лебедевой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России. М., 2012. С. 260–271.

Введение

В теории, социальный проект – это комплекс мероприятий (программа), в соответствии с которым планируется осуществляться проектная деятельность по решению конкретной социально – ориентированной и значимой проблемы с обоснованием целесообразности и оценкой эффективности результатов в рамках определенного времени. Инициаторы социальных проектов не преследуют в качестве основной цели получение прибыли. На практике, когда по проекту вовсе отсутствует доходная часть, выраженная в деньгах, особенно острым становиться вопрос финансирования.

Цель исследования

Компаративный анализ социального предпринимательства в России и мире выступает основной целью исследования и позволяет сформулировать выводы о степени его развития как нового экономического явления, предоставляющего возможность компенсировать недоработки государственных органов в социальной сфере.

Материалы и методы исследования

Существует несколько видов социальных финансов: альтернативные деньги, этический банкинг, микрофинансирование, краудфандинг, социально ответственное инвестирование крупных корпораций, венчурная филантропия.

Микрофинансирование – еще одна эффективная модель социального финансирования, которая предполагает более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.

В последние годы эффективным вариантом поддержки социальных предпринимателей стал краудфандинг, или народное финансирование, когда деньги на какой-либо проект собирают люди, желающие его поддержать. В России самым популярным сайтом, где можно разместить свою краудфандинговую кампанию или поддержать чужую, стала Planeta.ru.

Подобный тип социального финансирования отлично работает для одной конкретной задачи, но быть постоянным источником финансирования не может. Во многих странах мира краудфандинг представляет собой хорошо выстроенную систему финансирования и часто становится источником поддержки малых предприятий [1].

Из всего многообразия инструментов социальных финансов в России активно применяются гранты. Вместе с тем, в мире активно используются инвестиции в уставной капитал социально-значимых бизнесов, социальные облигации, условно-возвратные кредиты и многие другие инструменты.

С 2012 года в России идет реформирование отрасли социальных услуг. В 2015 году вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2].

Согласно законопроекту Минэкономразвития по внесению поправок в закон «О внесении изменений в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к социальным предприятиям предлагается относить субъекты МСП, если они обеспечивают занятость отдельных категорий граждан (инвалидов, многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, пенсионеров и лиц предпенсионного возраста), доля которых должна составлять не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда – не менее 25 % [3].

Проект закона содержит признаки, по которым предлагается идентифицировать социальное предприятие. Первым из них является обеспечение занятости лиц, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Среднесписочная численность работников, которые могут быть отнесены к данным категориям, должна составлять не менее половины от общего числа сотрудников, а их доля в фонде оплаты труда – не менее четверти.

Новый законопроект является несомненным шагом вперед по сравнению с разработанной ранее версией закона, прежде всего, с точки зрения отражения критериев социального предпринимательства, а также введения наряду с понятием социального предпринимательства понятия «социальное предприятие», которое служит организационным воплощением и конкретизации первого применительно к коммерческому сектору экономики.

В последние годы в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса в инфраструктурных отраслях, которые ранее находились в государственной собственности и государственном управлении, в том числе в социальной сфере.

Тесное сотрудничество с органами власти позволяет социально ориентированным организациям устанавливать более низкие цены за счет уменьшения отдельных статей расходов (более низкая ставка аренды, предоставление муниципального помещения в бессрочное пользование на бесплатной основе, субсидирование отдельных затрат, налоговые каникулы).

Конкурентная среда в сфере социального предпринимательства имеет ряд особенностей.

Во-первых, конкурентом может являться государство в лице государственных учреждений. Однако в данном случае конкуренция носит не альтернативный характер (либо я, либо государство), но дополнительный характер. Бюджетные учреждения в силу различных факторов не могут охватить услугами всех нуждающихся и оказывают гражданам лишь основные услуги. Поэтому предприниматели вполне могут предложить рынку новые социальные услуги и даже взаимодействовать с государственными структурами и бюджетными учреждениями (например, предлагать услуги сиделок в больницах).

Конкуренция с чисто коммерческими организациями возможна на основе более низкой стоимости товаров и услуг при условии сохранения их надлежащего качества.

Источники финансирования организаций, работающих в сфере социального предпринимательства: привлеченные; государственные; собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

На уровне субъектов РФ поддержка социального предпринимательства осуществляется, как правило, через специализированные объекты инфраструктуры государственной поддержки социального предпринимательства – Центры инноваций социальной сферы либо через негосударственные ресурсные центры. Роль регионов в государственной поддержке социального предпринимательства является определяющей. Именно от политики властей региона будет зависеть развитие социального предпринимательства в соответствующем субъекта РФ (рисунок).

Опыт Фонда «Наше будущее» говорит о том, что уровень развития социального предпринимательства в регионах страны разный.

В Ставропольском крае инфраструктура поддержки социального предпринимательства представлена Центром инноваций социальной сферы в Ставропольском крае.

Центр инноваций социальной сферы в Ставропольском крае (далее – ЦИСС) основной оператор и интегратор мер поддержки социального предпринимательства в регионе.

Основными задачами Центра являются:

  • популяризация социального предпринимательства в регионе;
  • способствовать созданию новых рабочих мест в секторе социального предпринимательства;

pic_klushina_1.tif

Виды и количество социальных предприятий в СКФО, шт.

  • бенчмаркетинг социальных инициатив;
  • организация встреч В2В между социальными предпринимателями и инвесторами;
  • создание регионального института менторов.

Основные направления деятельности Центра:

  • информационно-аналитическое, кадровое, бухгалтерское и юридическое сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • бизнес-планирование, маркетинговые исследования в области социального предпринимательства.
  • образовательные семинары, бизнес-тренинги, курсы повышения квалификации, практические кейсы для социального бизнеса.
  • сопровождение в формировании пакета документов для получения финансирования от государственных и градообразующих организаций на развитие социального бизнеса.
  • организация деятельности «Школы социального предпринимательства» для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • проведение регионального конкурса «Лучший социальный проект».

Все центры предлагают примерно одинаковый набор ресурсов для социальных предпринимателей: консультирование по различным аспектам деятельности; экспертное и менторское сопровождение со стороны успешных предпринимателей и топ-менеджеров; обучающие и акселерационные программы.

Федеральные конкурсы для социальных предпринимателей [4]:

1) Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель» Финалисты конкурса получают беспроцентный заем на развитие своего социального бизнеса. Сумма займа составляет до 10 млн рублей действующему бизнесу и до 500 тысяч рублей – начинающему бизнесу.

2) Конкурс проектов «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство», финалисты которого получают инвестиции до 50 млн рублей на срок до 10 лет.

3) Конкурс «Больше, чем покупка». Финалисты конкурса получают доступ к торговым сетям для увеличения масштабов сбыта своей продукции.

4) Конкурс фонда «Навстречу Переменам». Фонд перенял от зарубежных коллег лучшие традиции и методы поиска увлеченных и умных людей, которые разработали инновационные решения проблем в сфере детства и готовы реализовать их на практике.

Все финалисты примут участие в программе профессионального развития «Инкубатор», которая включает в себя:

– помощь наставников – успешных предпринимателей и топ-менеджеров;

– помощь со стороны сообщества социальных предпринимателей – финалистов конкурса прошлых годов;

– признание и продвижение – помощь в развитии проектов финалистов через медийную поддержку;

– начальное финансирование – финалисты получают грант в размере 1,2 млн рублей на год.

5) Конкурс SAP UP учрежден компанией SAP СНГ в 2015 году. Основная цель Конкурса – создание среды для экспертной и финансовой поддержки социальных стартапов бизнес-сообществом. В рамках Конкурса SAP поддерживает лучшие практики социального предпринимательства в России, Казахстане и в Беларуси [5]. Привлекая к участию в конкурсе представителей российского коммерческого сектора, госуправления, образования и общественных структур, SAP помогает сформировать сообщество, содействующее продвижению и развитию социального предпринимательства как отдельного сегмента экономики страны. Обладатели призовых мест выиграют сертификат на образовательную поездку в Европу [6].

6) Social Impact Award – европейский конкурс для начинающих социальных предпринимателей до 35 лет, в котором Россия участвует четвертый год подряд. Организатор в России – Impact HUB Moscow.

Три лучших проекта получат стипендию 120 000 рублей каждый и поездку на конференцию в Европу, где соберутся лучшие проекты Social Impact Award из 20 стран.

7) Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE – это массовая образовательная программа с конкурсной составляющей, которая осуществляет инициирование и поддержку студенческих проектов, направленных на решение социальных проблем. Акселератор является точкой входа для студентов в социально ориентированную деятельность. В конкурсе участвует 64 региона, 215 вузов, 5 000 участников. Финалисты получают возможность международной стажировки.

8) Всероссийский конкурс студенческих и школьных команд «Преактум» Преактум – программа по развитию проектной, практико-ориентированной и предпринимательской деятельности среди молодежи, ориентированная на создание единой экосистемы предпринимательства, инициированная «Рыбаков Фондом» [7].

В программе участвует 72 региона, 252 учебных заведения, 6 400 участников. Финалисты получают грантовую поддержку до 1 млн рублей на реализацию своего проекта. Грантовый фонд составляет 20 млн рублей. Организатор – Рыбаков Фонд.

Результаты исследования и их обсуждение

При этом необходимо отметить, вышеперечисленные источники финансирования требуют детальной проработки с учетом правовых, экономических и других особенностей вашего социального проекта.

Большинство инфраструктурных организаций предоставляют консультации и обучение, и совсем немногие организации предоставляют доступные кредиты, займы, субсидии и другие средства. Тем не менее, действующая инфраструктура недостаточна:

1) Социальные предприниматели указывают на дефицит доступных финансовых ресурсов: по-прежнему слабо развита система фондов социальных инвестиций [8].

2) Отсутствует крупный оператор, который представлял бы интересы предпринимателя и мог гарантировать возвратность вложенных финансовых средств в социальные проекты.

3) Отсутствует система образования в сфере социального предпринимательства, нет стандартизации и оценки качества образовательных программ, отсюда дефицит квалифицированных кадров. Не развиты механизмы стимулирования спроса на продукты и услуги социальных предпринимателей.

4) Требуется усиление информационной поддержки, направленной на информирование о примерах и бизнес-практиках социального предпринимательства [9].

Выводы (заключение)

Социальное предпринимательство постепенно становится полноценным поставщиком социальных услуг, забирая часть функций у государства.

Социальные предприятия могут работать в любом виде экономической деятельности, и критериями их выделения в особое направление предпринимательства служит не отрасль, а социальная цель и способы ее реализации.

Одним из конкурентов социальных предпринимателей является государство, точнее, государственная система социальной поддержки населения. В рамках проводимой социально-экономической политики государство гарантирует получение отдельными категориями граждан социальной поддержки (предоставление бесплатной медицинской помощи, социальное обслуживание нетрудоспособны граждан). Однако. в силу ряда причин (спад экономики, экономический кризис) государство не может обеспечить социальную защиту всем нуждающимся гражданам. Дефицит ресурсов, кадров, а также отсутствие в государственных (муниципальных) организациях необходимых служб не позволяет оказывать социальные услуги с необходимым уровнем качества. И здесь для социально-ориентированной организации появляется возможный рынок, на котором она может развиваться.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00017 А.


Библиографическая ссылка

Клушина Н.П., Рощупкина В.В. ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЙСКАЯ СИТУАЦИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-2. – С. 46-51;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=612 (дата обращения: 21.11.2024).