Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СООТНОШЕНИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Сердюкова Е.В. 1
1 Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В настоящей статье рассматриваются вопросы применения общих и специальных оснований освобождения от уголовной ответственности, таких как возмещение ущерба и заглаживание вреда, явка с повинной, способствование раскрытию или расследованию преступлений. Вносятся предложения по усовершенствованию уголовно-правовых норм в части оснований освобождения от ответственности. Наряду с общими основаниями освобождения от уголовной ответственности рассматривается освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Приводятся различные точки зрения по рассматриваемой проблематики.
деятельное раскаяние
основания освобождения от ответственности
преступление
примирение
вред
1. Матвеев П.А. Деятельное раскаяние в теории уголовного права как специальное основание освобождения от уголовной ответственности // Российский судья. 2016. №?5. С. 34.
2. Крепышев А.М. Деятельное раскаяние как основание освобождения от уголовной ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2010. С. 20.
3. Антонов А.Г. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности. Томск, 2013. С. 121.
4. Федеральный закон от 03.07.2016 г. №?323-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 9.04.2019).
5. Екимов А.А. Назначение судебного штрафа как основание для освобождения от уголовной ответственности // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). М., 2016. С. 135.

Деятельное раскаяние закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации как смягчающее обстоятельство, как общее основание освобождения от уголовной ответственности, и отражается в большинстве норм, предусматривающих специальные основания освобождения от уголовной ответственности.

Рассматривая вопрос о соотношении специальных оснований освобождения от уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, следует отметить их сходство по формальному признаку, поскольку они подлежат обязательному учету и применению и стимулируют положительное поведение нарушителя после совершения противоправного деяния.

Отличия заключаются в том, что одно закреплено в норме Общей части Уголовного кодекса РФ и распространяет свое действие на относительно большую, но неконкретную группу преступлений, второе основание содержится в нескольких нормах-примечаниях в особенной части УК России и применяется к конкретным преступлениям.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием применимо к лицу, совершившему как умышленное, так и неосторожное преступление. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены лишь в отношении умышленных преступлений.

Применение ч. 1 ст. 75 УК РФ возможно лишь в случае совершения преступлений небольшой или средней тяжести. При применении специальных оснований освобождения от ответственности подобных ограничений нет.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием предполагает положительное, добровольное поведение виновного после совершения преступления. Оно может быть выражено в возмещении ущерба и заглаживании вреда, в явке с повинной, в способствовании раскрытию или расследованию преступления. Явка с повинной имеет место и при специальных основаниях освобождения от уголовной ответственности, чего нельзя сказать о возмещении ущерба и заглаживании вреда [1, с. 34]. Состав преступлений со специальными основаниями освобождения от уголовной ответственности формальный или усеченный. Основания направлены на нейтрализацию общественной опасности преступлений, на выявление, раскрытие, прекращение совершаемого преступления, а не на устранение последствий преступного деяния.

Таким образом, специальные основания освобождения от уголовной ответственности и освобождение в связи с деятельным раскаянием имеют собственные характеристики и особенности в уголовном законодательстве.

Согласно части 2 статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

На сегодняшний день, нет единой точки зрения о соотношении ч. 2 ст. 75 и специальных оснований освобождения от уголовной ответственности. Крепышев А.М. предлагает закрепить в Общей части УК РФ отдельную норму, регламентирующую установление специальных оснований освобождения от уголовной ответственности. Матвеев П.А. говорит о необходимости исключения ч. 2 ст. 75 из уголовного закона. У Антонова А.Г. рассматриваемое положение УК не вызывает возражений [2, с. 20].

До 1996 года общей нормы в Общей части УК, которая соответствовала бы специальным основаниям освобождения от уголовной ответственности, не существовало, хотя на практике нормы-примечания применялись. В тоже время, если данные основания закреплены в Кодексе в виде примечаний, то они являются действующими без дополнительной регламентации ч. 2 ст. 75 УК. Поэтому очень сложно оценить значимость ч. 2 ст. 75 УК РФ, в которой закрепляется возможность установления в УК специальных оснований освобождения от уголовной ответственности.

Следовательно, логично было бы отказаться от аналогии между деятельным раскаянием и основаниями специальных видов освобождения от уголовной ответственности, так как их направленность и обусловленность принципиально различаются.

Целесообразно, ч. 2 ст. 75 УК РФ сформулировать в отдельной статье Кодекса «Специальные основания освобождения от уголовной ответственности» и закрепить, что «в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, исходя из интересов обеспечения безопасности человека, общества и государства в нормах Особенной части Кодекса могут предусматриваться специальные основания освобождения от уголовной ответственности».

Специальные основания освобождения от уголовной ответственности и примирение с потерпевшим. Согласно ст. 76 УК РФ «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». Эта норма нашла широкое распространение в правоприменительной деятельности.

Ряд признаков освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием тождественны примирению с потерпевшим. «Главным их отличием является закрепление в тексте ст. 76 УК РФ в качестве видов позитивной постпреступной деятельности двух условий: примирения с потерпевшим и заглаживания виновным причиненного потерпевшему вреда по сравнению с явкой с повинной, способствованием раскрытию и расследованию преступления и возмещением ущерба или заглаживанием вреда, закрепленных в ч. 1 ст. 75 УК. Прочие признаки этих норм совпадают» [3, с. 121].

Изложенное позволяет сделать вывод о единой их сущности, несмотря на такое, указанное в ч. 1 ст. 75 дополнительное условие, как утрата виновным общественной опасности в результате положительной деятельности после совершения преступления. Логично предположить, что из позитивной постпреступной деятельности, отраженной в ст. 76, должен вытекать аналогичный результат [3, с. 120].

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием отличается от примирения с потерпевшим только наличием акта примирения с потерпевшим после окончания преступления.

Следует отметить, что специальные основания освобождения от уголовной ответственности не содержат в себе примирительного потенциала и не конкурируют со ст. 76 УК РФ.

Специальные основания освобождения от уголовной ответственности и освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Согласно ч. 1 ст. 76.1 УК РФ («Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности») лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198–199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 76.1 УК РФ «лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 170.2, ч. 1 ст. 171, ч. 1 и 1.1 ст. 171.1, ч. 1 ст. 172, ст. 176, 177, ч. 1 ст. 178, ч. 1-1 ст. 180, ч. 1,2 ст. 185, ст. 185.1, ч. 1 ст. 185.2, ч. 1 ст. 185.3, ч. 1 ст. 185.4, ч. 1 ст. 185.6, ч. 1 ст. 191, ст. 192, ч. 1 и 1.1 ст. 193, ч. 1, 2 ст. 194, ст. 195–197 и 199.2 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы».

Здесь мы видим стремление законодателя закрепить в общей норме основание освобождения от уголовной ответственности за ряд однородных преступлений.

Примечательно, что законодатель впервые за время действия УК РФ вводит подобную норму. Ее применение влечет за собой для виновного определенные финансовые правоограничения, которые, тем не менее, прямо не именуются уголовным наказанием, например, штрафом. Однако при определенных обстоятельствах размер таких правоограничений может превышать размер данного вида наказания. Тем самым исследуемая мера, не названная наказанием, по своему карательному потенциалу, по крайней мере, ему не уступает. Таким образом, наказание в виде штрафа и освобождение от уголовной ответственности по ст. 76.1 УК отличается только отсутствием судимости при применении последнего.

Исходя из изложенного, ст. 76.1 УК РФ можно отнести к специальным основаниям освобождения от уголовной ответственности, определяющим ее границы. Такой границей является уплата соответствующих денежных средств. Если они не уплачены – уголовная ответственность есть, если внесены, то – нет.

Наряду с рассмотренными выше основаниями освобождения от уголовной ответственности российский законодатель предусматривает и освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Исследуемая норма имеет значительные отличия от специальных оснований освобождения от уголовной ответственности. Она применяется по истечении определенного времени после совершения противоправного деяния, в случае, когда виновный не скрывается от следственных органов и суда и распространяет свое действие на все преступления, за исключением преступлений против мира и безопасности человечества.

15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный Кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» [4, с. 2], которым введено новое основание для освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

УК РФ дополнен статьей 76.2, в соответствии с которой лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности.

Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, установленного за соответствующее преступление, а в случае если штраф не предусмотрен в качестве наказания, то его размер не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Величина указанной меры уголовно-правового характера определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности и его семьи, а также с учетом возможности получения виновным заработной платы или иного дохода.

В судебной практике вызывает вопросы момент освобождения от уголовной ответственности. Из текста рассматриваемой статьи не ясно, считается ли лицо освобожденным от уголовной ответственности с момента вынесения постановления суда о прекращении уголовного дела в связи с назначением судебного штрафа, либо с момента уплаты нарушителем судебного штрафа.

Закон указывает, что в случае, если лицо не уплачивает судебный штраф, суд по представлению судебного пристава-исполнителя, отменяет постановление о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы в следственные органы или прокуратуру. Дальнейшее производство по делу осуществляется в общем порядке [5, с. 135].

Поскольку освобождение от уголовной ответственности определяется как окончательный отказ государства от применения к виновному в совершении преступления лицу, и с учетом того, что в случае неуплаты виновным судебного штрафа лицо привлекается к уголовной ответственности, виновный считается освобожденным от уголовной ответственности с момента уплаты судебного штрафа.


Библиографическая ссылка

Сердюкова Е.В. СООТНОШЕНИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 163-166;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=477 (дата обращения: 21.11.2024).