Постановка проблемы
Сегодня мировое хозяйство напоминает слабо управляемый хаос разнообразных экономических погонь за сверхприбылями, участники которых чаще всего достигают успеха через культивирование немотивированного глобального спроса. Его удовлетворение приводит к соответствующему неоправданному истощению всех видов ресурсов планеты. Складывается впечатление, что несколько последних поколений (особенно в развитых странах) потеряли инстинкт самосохранения или, по крайней мере, не способны его испытывать в новых глобальных реалиях.
На протяжении последних столетий наблюдается прогрессирующая ресурсно-потребительская патология системы ценностей, основным симптомом которой является непрерывное наращивание синдрома хронического неудовлетворения материальных потребностей за счет такого же их роста. Больше автомобилей, больше домов, больше одежды, больше еды и их разнообразия-главные цели преобладающей части человечества. Достижение таких целей приводит, в частности и из-за запутывания транснациональными компаниями глобальных цепей поставок, к гипериспользованию ресурсов планеты, что актуализирует необходимость исследования этих процессов.
Цель и задачи исследования. Целью статьи является определение приоритетов трансформации системы ценностей в контексте необходимости обеспечения сбалансированного устойчивого развития мирового хозяйства на основе исследования ценностных реалий общества.
Изложение основного материала
Динамические процессы глобальной экономической интеграции, направленной на резкий рост производства и потребления материальных ресурсов, что значительно истощают невозобновляемые природные ресурсы, порождают ряд социальных и экологических кризисных состояний, которые могут привести к необратимым последствиям в сфере ресурсно-экологического баланса планеты.
Современное понимание концепции устойчивого развития принимает во внимание не только экономическое или эколого-экономическое, но и общественное (социальное) измерение с его политологическими, идеологическими, моральными, культурологическими составляющими. Уже понятно, что судьба цивилизации зависит не только от отношения человека к природе, хотя оно является чрезвычайно важным. Не менее важным является преемственность поколений в понимании жизненных потребностей, как материальных, так и духовных, в сохранении общечеловеческих, цивилизационных ценностей, традиций гуманизма. Соответственно, устойчивое развитие должно обеспечить не только биологическое выживание человека (человечества), но и накопление, сохранение и передачу духовного потенциала, личностного развития человека общественной (социальной).
Для реализации устойчивого развития из всего переплетения объективных исубъективных факторовнеобходимо выделить приоритеты, сформулировать стратегию, определить задачи, найти методы и средства их решения. Нужно учитывать чрезвычайную сложность проблем, требующих решения. Речь идет об управлении состоянием стабильной триединой системной целостности «человек – природа – общество». А это определяется, в свою очередь, уровнем поддержки стабильности каждого из указанных компонентов: организма человека (несколько миллиардов людей), биосферы (множество одних только видов живых организмов), общества, прежде всего экономики (миллионы экономических субъектов). Причем, вся эта система находится в состоянии постоянной динамики.
Основными предпосылками реализации устойчивого развития можно определить следующие:
– понимание людьми фундаментальных основ устойчивого развития открытых стационарных систем;
– выяснения глубинной сути формирования систем в единстве их материальных, информационных и синергетических основ;
– определение направлений изменения сущности человека как личности
в совокупности трех основных ее проявлений: как человека социального, человека работающего (трудового); преобразование человека из объекта в субъект глобального развития;
– создание международной нормативно-правовой базы устойчивого развития;
– формирование на основе вышеупомянутого глобальных, национальных, региональных, местных стратегий устойчивого развития в условиях экономического роста и обеспечения основных потребностей людей;
– существенное уменьшение энергоемкости экономики;
– поиск ресурсов для необходимых экономических, экологических, социальных, политических и других трансформаций, особенно для развивающихся стран;
– создание и совершенствование международных и национальных системмониторинга эффективности реализованных мероприятий и корректировки программ развития;
– развертывание массовой социальной мобилизации в пользу реализации программ устойчивого развития;
– обеспечение скоординированной в масштабах всего мира научной проработки проблем и сопровождения практических действий по реализации концепции устойчивого развития, обратной связи между теоретическим обобщением и практической деятельностью по устойчивому развитию.
Современное состояние глобализации содержит внутренний конфликт развития и механизм саморазрушения, сущностью которого является доведение до предела системы монопольной эксплуатации мира через механизм искусственного спроса, раздувание потребностей и потребления материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов в крайне ограниченном круге стран – гегемонов.
Тенденция глобального саморазрушения обусловлена прежде всего отсутствием глобальных институтов экономического сдерживания глобальных субъектов мировой экономики, в частности-основных стран-поставщиков энергетических, земельных и водных ресурсов, а также транснациональных компаний как основных трансформаторов этих ресурсов. Саморазрушение в глобальном масштабе приводит к нарастанию дефицита невосполнимых ресурсов и порождает ряд глобальных угроз развития мирового хозяйства. Предубеждение таких угроз осложняется отсутствием действенных институтов регулирования глобальной экономики и несоответствием существующей системы общественных ценностей новому глобальному устройству.
Процесс глобализации экономики, который на протяжении трех десятилетий был одной из определяющих тенденций мирового развития и привел к беспрецедентной взаимозависимости национальных экономик и циклов их экономического роста, объективно наталкивается на весомые препятствия, связанные со значительным дисбалансом между мощной ролью транснациональных структур и неспособностью реально обеспечить эффективную глобальную координацию экономического развития. Это порождает нарастающие угрозы экономической безопасности, которые способны нейтрализовать преимущества, связанные со свободным движением факторов производства, глобальной концентрацией и другими преимуществами глобализации [2].
Однако экономическая безопасность не является единственной сферой негативного глобализационного влияния; значительно большие угрозы существуют для экологической безопасности и устойчивого на сегодня геополитического мирового порядка. Потребление жизненно необходимых ресурсов, в частности земельных и водных, при неизменности тенденций глобального потребления может привести к силовому варианту их перераспределения, то есть возникают угрозы гуманитарной и военной безопасности.
Мир стоит на пороге новых крупных потрясений, и обязанность каждого жителя Земли состоит в том, чтобы сохранить на ней жизнь и порядок. Без сомнения, решить эту глобальную проблему в рамках нынешней парадигмы развития невозможно. Поэтому задачей № 1является поиск выхода из тупика, в который завел человечество глобальный неолиберальный капитализм, что сделал «жажда наживы» своим высшим приоритетом [3].
Одной из основных причин негативных последствий человеческой деятельности является синдром потребительского невежества, вызванный доминированием ценностной конструкции: обогащение через мотивировку потребления для потребления.
Как отмечает С. Цыганов, рационализм и индивидуализм в экономике, в основе которых фактически лежит «модель экономического человека» А. Смита, приобрела чрезвычайный размах, а их несколько искаженными последствиями стали массовое сверхпотребление, всесторонняя коммерциализация, доминирование меркантильных интересов производителей над духовными идеалами и экологической безопасностью [3].
Такое ценностное поведение не только усиливает кризисные состояния, но и не дает ожидаемого результата в плане удовлетворения личных ожиданий индивидуумов. Важной проблемой является безудержный рост потребительских запросов. Глубокий кризис несколько ослабил их и немного переместила во времени. Этот феномен – результат существования определенной системы ценностей. С тех пор, как несколько веков назад человечество вырвалось из оков простого воспроизводства (когда размер и условия производства и потребления воспроизводились от периода до периода без изменений) и перешло к количественному росту, потребности остаются неудовлетворенными. Несмотря на постоянный рост производства, разрыв между потребностями и их удовлетворением увеличивается: хотя человечество или, по крайней мере, его экономически развитая часть имеет больше, лучше ему все равно не становится. По своей сути эта проблема является психологической, однако она имеет огромные экономические последствия. Поставленную проблему необходимо решить, в противном случае эта вечная погоня за количеством произведенных товаров будет продолжаться, что приведет к истощению окружающей среды и общественному хаосу, хотя удовлетворенность от потребления так и останется на прежнем уровне [2].
Если мы хотим, чтобы мир будущего был миром спокойствия и гармоничного развития, стоит в процессы экономического восстановления внести новые ценности, но при этом ни на минуту не забывать о прагматизме, который является фундаментальной, изначальным признаком рационального ведения хозяйства. Нужен прагматизм, который бы способствовал мультикультурности и происходил из той системы ценностей, которая способствовала бы глобализации, социальной сплоченности и сбалансированному развитию [3].
Библиографическая ссылка
Горбачева Е.В. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВАИ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 56-59;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=459 (дата обращения: 03.12.2024).