Введение
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов требует существенных затрат ресурсов центральных властей, властей региональных и муниципальных. С другой стороны, такие затраты предполагают получение строго ожидаемых результатов, в частности, повышения уровня и качества жизни населения, повышения конкурентоспособности региональной экономики, роста деловой активности и инвестиционной привлекательности территорий и многих других результатов. Динамичное развитие туризма в последние годы требует обобщения и количественного обоснования влияния развития туризма на региональную экономику [2, с. 972].
Цель исследования. Рассмотреть методологию оценки влияния туризма на развитие региона.
Материалы и методы исследования
Среди наиболее популярных методик оценки уровня социально-экономического развития регионов выделяется методика, основанная на комплексной оценке. Данная методика утверждена ещё в 2001 г. соответствующим Постановлением Правительства РФ. В основе методики положены методы экономико-статистического анализа, используемые для расчёта частных показателей:
– ВРП на душу населения;
– районный коэффициент удорожания капитальных затрат;
– инвестиции в основной капитал на душу населения;
– объём внешнеторгового оборота на душу населения;
– соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума (коэффициент уровня покупательной способности населения);
– доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
– уровень безработицы;
– финансовая обеспеченность региона (отношение доходов региона к коэффициенту уровня покупательной способности населения);
– доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях;
– суммарный оборот розничной торговли на душу населения;
– основные фонды отраслей экономики;
– коэффициент плотности автомобильных дорог;
– обеспеченность социальной инфраструктурой.
Результаты исследования и их обсуждение
Метод оценки регионального развития, предложенный Правительством РФ, обладает несомненными достоинствами – комплексностью и практической ориентированностью. Тем не менее, и для него характерны недостатки. В частности, разработчики метода не отнесли предложенные частные показатели, коэффициенты и индексы к группам факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона. Кроме этого, для метода, несмотря на подробные разъяснения, характерна сложность практического применения – требуется регулярный сбор значительного объёма статистических данных.
Совершенствуя методику оценки социально-экономического развития регионов Правительства РФ, авторы предлагают сделать её более «компактной» за счёт снижения числа используемых показателей. Модифицированные методики включают объединенные показатели, характеризующие прямое влияние на социально-экономическое развитие региона [4, с. 300–304; 5, с. 41–48].
Другая методика, принятая на официальном уровне, предложена специалистами Минэкономразвития. Методика основана на расчёте сводного индекса развития субъектов РФ и состоит из четырёх факторов, объединяющих различные частные показатели:
1. Состояние реального сектора экономики – данный фактор оценивается на основе показателей:
– индекса промышленного производства;
– темпа роста потребления электроэнергии;
– индекса производства сельскохозяйственной продукции;
– объёма продукции, отгруженной на душу населения;
– доли просроченной задолженности по кредитам;
– темпу роста задолженности по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам;
– темпу роста оборота розничной торговли;
– темпу роста объёма платных услуг населению.
2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор его развития в расчёте сводного индекса социально-экономического развития включает показатели:
– инвестиции в основной капитал на душу населения;
– индекс физического объёма инвестиций в основной капитал;
– индекс физического объёма работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство»;
– ввод жилья на душу населения;
– доля прибыльных предприятий в регионе.
3. Доходы и занятость населения также отнесены к фактору социально-экономического развития региона и включают показатели:
– индекс потребительских цен;
– динамика реальных денежных доходов населения;
– отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг;
– просроченная задолженности по зарплате на одного занятого;
– доля расходов населения на жилищно-коммунальные услуги в совокупном объёме доходов населения;
– темы роста задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам;
– уровень зарегистрированной безработицы.
4. Бюджетная система – фактор, выраженный через показатели:
– доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения;
– отношение поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц к расходам консолидированного бюджета субъекта РФ;
– темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона;
– доля капитальных расходов в совокупном объёме расходов консолидированного бюджета [4, c. 305].
Приведенная выше структура показателей, образующих факторы социально-экономического развития, является частью методики Минэкономразвития, другая часть включает обоснование веса каждого показателя и способов оценки интегральных индексов социально-экономического развития по каждому фактору. Достоинством данной методики является её сравнительная реализуемость, включение весовых показателей, позволяющих скорректировать влияние каждого субфактора на факторы вышестоящего иерархического уровня, влияющие на уровень социально-экономического развития регионов. К недостаткам методики можно отнести её апостериорный характер – оцениваются факторы социально-экономического развития региона, главным образом, управляемые, при этом в расчёт берётся фактическое состояние факторов. Таким образом, не реализован прогностический принцип управления социально-экономическим развитием. Методика не позволяет получить знания о возможном влиянии факторов, в том числе неуправляемых субъектам принятия решения, способах учёта таких факторов в региональном развитии. Кроме этого, хотя и коррекция влияния показателей на предложенные авторами методики веса, является достоинством методики, выделяется её недостаток, связанный с недостаточностью обоснования весовых значений каждого фактора.
Существуют и методологические подходы, в которых оценка социально-экономического развития регионов сводится к изучению потенциалов социально-экономического развития, представленных в соответствующих факторах. К примеру, авторы выделяют следующие виды потенциалов социально-экономического развития, которые требуется учитывать при оценке уровня социально-экономического развития региона:
1. Производственно-экономический потенциал, который, по мнению авторов характеризует возможности основных секторов региональной экономики обеспечить её рост и целевые характеристики эффективности. Среди условий производственно-экономического потенциала авторы выделяют: ресурсные, технологические, инвестиционные, информационные, институциональные.
2. Инвестиционный потенциал, исследуемый в следующих аспектах: возможности осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на предприятиях региона; состояние инвестиционного климата; состояние потенциальных объектов инвестирования. Среди факторов инвестиционного потенциала авторы выделяют: состояние правовой базы в сфере инвестиций, показатели динамики инвестиционных процессов, состояние потенциальных объектов инвестирования, показатели финансовых ресурсов региона, показатели уровня поддержки инвестиционных процессов со стороны органов региональной власти.
3. Инновационный потенциал региона – его содержание через факторы и показатели указанная группа автора не раскрывает (соотносит только с состоянием человеческого потенциала), указывая лишь, что он ориентирован на увеличение интенсивности научных исследований, внедрение их результатов в экономику региона, концентрацию кадров и материально-технических ресурсов на перспективных направлениях.
4. Потенциал рыночной инфраструктуры, который предлагается анализировать в институциональном (состояние банковско-кредитной системы, страховых компаний, товарных бирж, лизинговых компаний, фондового рынка, консалтинговых компаний, инвестиционных компаний, венчурных фондов, информационной инфраструктуры) и функционально-структурном (финансовые круги, система обеспечения компании технологической и маркетинговой информацией, система обеспечения компаний необходимыми материальными ресурсами, средства массовой информации, государственные учреждения) направлениях.
5. Потенциал производственной инфраструктуры региона, включающий: совокупность предприятий отрасли транспорта и связи; энергетические коммуникации; организации, осуществляющие передачу и обработку информации.
6. Потенциал социальной инфраструктуры, рассматриваемый исследователями как подсистемы: функционирующей в рамках рыночного механизма и финансируемой из бюджета. К аналитическим показателям социальной инфраструктуры авторы относят: обеспеченность населения услугами инфраструктурных объектов, затраты бюджета на различные сектора инфраструктуры.
7. Потенциал природных ресурсов региона, который предлагается оценивать на основе временного среза и характеризовать совокупность имеющихся в распоряжении природных ресурсов с точки зрения ориентации на возможные сценарии развития региональной экономики.
8. Экспортный потенциал, рассматриваемый с точки зрения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на территории региона. К аналитическим показателям экспортного потенциала отнесены: объём и динамика экспорта по товарным группам, изменения экспортных цен, уровень рентабельности экспортируемой продукции [6, с. 44].
Методический подход, приведенный выше, обладает тем достоинством, что в него, в его рамках, в отличие от прочих методических подходов, авторы включили неконтролируемые, неуправляемые факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона. Действительно, социально-экономическое развитие региона должно основываться на сбалансированном использовании естественных преимуществ территории и преимуществ, создаваемых за счёт эффективного управления рассматриваемыми социально-экономическими системами. Главным недостатком методического подхода можем назвать сложность формализации приведенных факторов социально-экономического развития региона и преобразования их в измеримые количественные показатели.
Заключение
Таким образом, подводя итог анализу методических подходов оценки факторов социально-экономического развития региона, можем сделать вывод, что характерные для таких подходов недостатки являются неизбежными, что объясняется следующим: сложностью устройства оцениваемых объектов и факторов, влияющих на их развитие; на региональное развитие влияют в различной мере и неуправляемые факторы (природно-климатические условия, географическое положение, доступ к ресурсам), что также требует оценки и учёта; проблема оценки факторов социально-экономического развития территории осложняется необходимостью соблюдения необходимых пропорций между абсолютными и относительными показателями, частными и интегральными, статическими и динамическими.
Библиографическая ссылка
Болдырева С.Б. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 30-34;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=454 (дата обращения: 21.11.2024).