Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФУНДАМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ AI-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС

Афонасова М.А. 1 Котова И.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
Афонасова М.А. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования, методология исследования, предоставление ресурсов, валидация результатов, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Котова И.В. - работа с данными, анализ данных, проведение исследования, написание черновика рукописи
В статье рассматривается феномен цифровой культуры как критически важный элемент успешной интеграции технологий искусственного интеллекта (AI) в сферы образования и бизнеса. Анализируются современные тренды формирования цифровой культуры, необходимой для эффективного взаимодействия человека и AI-систем. Доказывается, что без целенаправленного развития цифровых компетенций и адаптивных моделей управления технологический потенциал AI не может быть раскрыт в полной мере. На основе анализа научных публикаций и практики развития цифровой культуры в образовании и бизнесе выявлены основные вызовы и перспективы сопряжения цифровой культуры и AI-технологий. В статье обосновывается тезис о том, что стремительное распространение и использование AI-технологий обусловливает необходимость формирования цифровой культуры у большинства сотрудников коммерческих структур и образовательных организаций.
искусственный интеллект
цифровая культура
цифровая экономика
образование
бизнес-процессы
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
2. Bostrom N. Superintelligence: Paths, Dangers, Strategies. Oxford: Oxford University Press, 2016. 432 p.
3. Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418229279.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
4. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/371?locale=ru_RU (дата обращения: 06.10.2025)
5. Davenport T.H., Ronanki R. Artificial Intelligence for the Real World // Harvard Business Review. 2018. № 96(1). P. 108-116. URL: https://openeclass.uom.gr/modules/document/file.php/Artificial_Intelligence_Real_World_ HBR _Davenport_Ronanki_2018.pdf (date of access: 07.10.2025).
6. The global AI agenda: Promise, reality, and a future of data sharing // MIT Technology Review. March 26, 2020. URL: https:// www.technologyreview.com/2020/03/26/950287/the-global-ai-agenda-promise-reality-and-a-future-of-data-sharing/ (date of access: 05.10.2025).
7. Artificial Intelligence and Education // UNESCO. 2021. URL: https://www.unesco.org/en/digital-education/artificial-intelligence (date of access: 05.10.2025).
8. Кузнецова Т.Ф. Цифровая культура // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura (дата обращения: 05.10.2025).
9. Мызрова К.А., Половова Т.А., Панько Ю.В., Авдеева Т.В. Цифровая культура как фактор устойчивого развития организации в период цифровой трансформации // Креативная экономика. 2025. Т. 19, № 3. С. 523-540. DOI 10.18334/ce.19.3.122808.
10. Глухова Л.В., Сыротюк С.Д., Филиппова О.А. Цифровая культура смарт университета: формирование и развитие. Монография / Под ред. Л.В. Глуховой. Тольятти: Форум, 2023. 164 с. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_68591256_76118142.pdf (дата обращения: 06.10.2025).
11. Галкин Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/digital-culture-metodologicheskie-voprosy-issledovaniya-kulturnoy-dinamiki-ot-tsifrovyh-avtomatov-do-tehno-bio-tvarey (дата обращения: 15.10.2025).
12. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. C. 75–83. URL: https://pq.iphras.ru/article/view/5782 (дата обращения: 03.10.2025).
13. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-kak-oblast-mezhdistsiplinarnyh-issledovaniy-metodologicheskie-podhody-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 06.10.2025).
14. Барышев Р.А., Касянчук Е.Н., Цветочкина И.А., Бабина О.И. Формирование цифровых компетенций пользователей вузовской библиотеки // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formation-of-digital-competences-of-university-library-users (дата обращения: 05.10.2025).
15. Киселева Л.С., Семенова А.А. Цифровое общество: словарь-справочник / Л.С. Киселева. М.: Проспект, 2021. 152 с. URL: https://ibooks.ru/bookshelf/387149/reading (дата обращения: 06.10.2025).
16. Овчинников М.Н. О трендах, унификации и разнообразии в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-trendah-unifikatsii-i-raznoobrazii-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 06.10.2025).

Введение

Современный этап технологического развития характеризуется повсеместным проникновением искусственного интеллекта во все сферы человеческой жизнедеятельности. В условиях санкционных ограничений и геополитических вызовов Россия взяла курс на построение экономики, нацеленной не на копирование чужих технологий и товаров, а на создание собственных конкурентных технологий, товаров и сервисов, которые способны обеспечить нашей стране технологический суверенитет. Поэтому экономика страны входит в период структурной и технологической трансформации.

Бизнес-структуры оказались в лидерах этой трансформации, за ними подтянулись и образовательные системы. AI-технологии предлагают широчайшие возможности: от персонализированного обучения и автоматизации рутинных операций до сложной аналитики данных и поддержки принятия стратегических решений. Уже сегодня многие компании довольно успешно применяет нейросетевые технологии для автоматизации различных бизнес-процессов.

Однако, стремительное распространение AI-технологий выявило важнейшую проблему – дефицит цифровой культуры у большинства сотрудников коммерческих структур и образовательных организаций. Под цифровой культурой в контексте данной статьи понимается не просто владение цифровыми устройствами и сервисами, а система знаний, навыков, компетенций моделей поведения, позволяющая эффективно и этично взаимодействовать с цифровой средой и, в частности, с AI-системами.

Цель исследования – проанализировать современные тренды формирования и развития цифровой культуры, необходимой для эффективного использования AI-технологий в экономике, в т.ч. образовании и бизнесе.

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью цифровой культуры в качестве системообразующего фактора современного общества. Цифровая трансформация затрагивает все сферы – от социальных коммуникаций до экономических моделей, требуя осмысления новых форм социального взаимодействия и управления. Стремительное развитие конвергентных технологий формирует новые культурные практики и феномены, такие как умные города и виртуальные пространства, меняющие восприятие реальности. Одновременно нарастает цифровое неравенство, проявляющееся в дифференциации доступа к технологиям и уровне цифровых компетенций, что актуализирует поиск адаптационных стратегий. В экономическом аспекте цифровая культура определяет конкурентоспособность национальных экономик через трансформацию рынка труда, появление новых бизнес-моделей, прогнозирование траекторий социально-экономического развития.

Материалы и методы исследования

Проблематика цифровой культуры как феномена информационного общества широко освещается в трудах таких исследователей, как М. Кастельс [1] (Теория информационного общества) и Н. Бостром [2] (Риски и этика искусственного интеллекта). Вопросы цифровой грамотности как основы культуры детально разработаны в работах П. Гилстера и в трудах российских авторов А.Л. Семенова, А.Ю. Уварова [3], Г.Л. Тульчинского [4] и др.

В последние несколько лет фокус исследований сместился с общей компьютерной грамотности на AI-грамотность. В исследованиях сотрудников Стэнфордского института человеко-ориентированного искусственного интеллекта (HAI), подчеркивается необходимость понимания принципов работы, возможностей и ограничений AI для широких слоев населения. В бизнес-литературе (например, в публикациях Harvard Business Review [5] и McKinsey Global Institute [6]) акцент делается на организационной культуре, способной к «коэволюции» с AI, где ключевым аспектом становится синергия человеческого и машинного интеллекта. Этический аспект цифровой культуры в контексте AI активно разрабатывается на международном уровне: в рекомендациях UNESCO по этике AI [7], в Регламенте ЕС об AI и др.

В трудах отечественных авторов Кузнецовой Т.Ф. [8], Мызровой К.А., Полововой Т.А. и др. [9] цифровая культура рассматривается в качестве катализатора экономического развития, формируя новую производственную парадигму, где ключевыми активами становятся данные, цифровые компетенции и инновационные модели взаимодействия.

Для достижения поставленной цели в работе использован комплекс общенаучных методов: теоретический анализ и синтез, сравнительный анализ, анализ документов и научных публикаций и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Для анализа перспектив формирования цифровой культуры как критически важного элемента цифровой трансформации экономики и достижения технологического суверенитета, рассмотрим современные тренды в развитии цифровой культуры для использования AI технологий в образовании и бизнесе.

Цифровую культуру в эпоху AI связывают с активным развитием информационно-компьютерных технологий и рассматривают в нескольких контекстах: как «информационную культуру», «компьютерную культуру», «киберкультуру» и т.п. В научных трудах современных авторов существует многообразие подходов к трактовке определения «цифровая культура», которая рассматривается и как инструментарий информационно-коммуникационных технологий для инноваций, и как интеллектуальные системы в обществе, и как когнитивные технологии, искусственные общества и виртуальные миры и т. д. [10]

В своих исследованиях Галкин Д.В. выделяет пять уровней цифровой культуры: материальный (устройства), функциональный (коммуникации), символический (языки программирования), ментальный (личностные установки и цифровые привычки) и духовный (сохранение ценностей в культурном контексте) [11].

Баева Л.В. отмечет, что «цифровая культура» – это система, объединяющая результаты творческой деятельности и социальные коммуникации в условиях цифровой трансформации. Её сущностными характеристиками являются: формирование конвергентного информационного пространства, доминирование виртуальных форм, опора на дистанционные технологии и либеральный характер производимого контента [12].

Елькина Е.Е. рассматривает «цифровую культуру» как этап в развитии информационного общества, вызванный конвергенцией передовых технологий и их тотальным внедрением. Следствием этой масштабной дигитализации становится глубокая трансформация общества: замена иерархий сетевыми структурами, виртуализация коммуникаций и социальных отношений, а также изменение человеческой телесности и сознания через чипирование, дополненную реальность и другие инновации [13].

Ряд авторов определяют цифровую культуру как «совокупность компетенций, характеризующих способность использовать информационные и коммуникационные технологии для комфортной жизни в цифровой среде, взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности» [14].

Цифровая культура, являясь составной частью информационной культуры личности, наследует её ключевые аспекты – мировоззренческий и ценностный, а также свойство быть интегрированной в общее пространство культуры. Формирование цифровой культуры, как и информационной в целом, требует наличия соответствующего комплекса информационных компетенций – специальных знаний, умений и навыков.

По мнению Киселевой Л.С. цифровая компетентность определяется как готовность и способность личности к эффективному, критичному и безопасному использованию информационно-коммуникационных технологий. Её структура включает четыре ключевых элемента: информационный, коммуникативный, технико-технологический, и потребительский, включающий решение повседневных задач с помощью AI [15].

В контексте рассмотрения проблемы интеграции AI – технологий в современный бизнес, следует отметить, что ведущим трендом на сегодняшний день является цифровизация внутренних бизнес-процессов, AI-трансформация и осознание стратегической необходимости использования искусственного интеллекта, для чего необходимы изменения в корпоративной культуре, повышение цифровой компетентности и цифровой культуры для всех сотрудников – от топ-менеджеров до линейного персонала, поскольку именно компетентный персонал и цифровые сервисы позволяют компаниям сохранять конкурентоспособность и повышать собственную безопасность.

Еще одним выраженным трендом в бизнесе является создание кросс-функциональных команд «человек-AI», в которых специалисты из различных предметных областей и менеджеры по продуктам совместно работают над AI-проектами. Это требует от специалистов разного профиля развитой цифровой культуры и высокого уровня AI-грамотности. Цифровая культура включает в качестве одного из важнейших компонентов и культуру данных, поскольку успешное использование искусственного интеллекта основано на качестве и доступности данных, для чего необходимо обучение сотрудников основам анализа данных, управления данными и создание удобных инструментов для работы с данными.

Учитывая широкое использование AI – технологий и высокую скорость технологических изменений, бизнесу необходимо расширять практику решения этических проблем и жизненно важных вопросов управления AI, внедрения системы управления рисками при работе с новыми AI-инструментами. Понимая, что формирование доверия к AI-системам как внутри компании, так и среди клиентов может стать важным конкурентным преимуществом, современный бизнес активно инвестирует не только в новые технологии, но и в непрерывное обучение, формирование цифровой культуры и апскиллинг – развитие и углубление навыков сотрудников, в т.ч. цифровых, в рамках их существующих профессий. В данном контексте бизнес все активнее взаимодействует с образовательными системами и организациями.

Рассмотрим основные тенденции и тренды в современной системе высшего образования. Важнейшим наблюдаемым трендом является цифровизация образования, использование AI как инструмента педагогического дизайна, интеграция AI-грамотности в учебные планы вузов и сузов, появление многочисленных онлайн курсов по основам данных, алгоритмам машинного обучения и этике AI.

Трансформация системы образования детерминирована тремя основными группами факторов: потребностями рынка труда, регуляторной политикой Минобрнауки и Минпросвещения РФ и технологическими изменениями. Динамичное технологическое развитие приводит к быстрому изменению спроса на профессии, создавая разрыв между содержанием образовательных программ и реальными требованиями цифровой экономики. В этих условиях система высшего образования вынуждена эволюционировать, решая задачу опережающей подготовки специалистов, отвечающих запросам рынка труда.

Ключевыми тенденциями в области трансформации высшего образования, по мнению экспертов, являются:

- индивидуализация образовательных траекторий;

- гибридизация обучения, предполагающая сочетание различных форматов и каналов передачи знаний;

- технологизация образовательной среды, включающая внедрение интерактивных инструментов и технологий искусственного интеллекта;

- модульность образовательных программ, выражающаяся в появлении «укороченных» траекторий и возможности освоения независимых курсов;

- междисциплинарность, востребованная при подготовке современных специалистов;

- формирование цифровой культуры, баланс развития профессиональных и универсальных компетенций.

Цифровизация высшего образования демонстрирует устойчивую динамику, обусловленную ростом рынка образовательных услуг и расширением сегмента онлайн-обучения. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс, с одной стороны, создает значительный потенциал для его развития, а с другой – детерминирует необходимость фундаментального пересмотра педагогических методов. В числе наиболее релевантных технологических трендов следует выделить массовые открытые онлайн-курсы, геймификацию, системы на основе блокчейна и искусственного интеллекта и т.п.

В настоящее время высшая школа успешно преодолела первоначальные трудности, связанные с переходом на дистанционное обучение в период пандемии, с технической инфраструктурой, цифровой грамотностью и адаптацией контента к требованиям цифровой экономики и современного рынка труда. В результате онлайн-формат утвердился в качестве одного из ключевых элементов образовательной экосистемы и широко применяется при подготовке специалистов различных профилей.

В условиях цифровизации высшего образования университетские библиотеки также трансформируются из традиционных хранилищ знаний в многофункциональные информационно-аналитические центры. Современная библиотека становится интеллектуальным хабом, интегрирующим академические традиции с цифровыми образовательными трендами и обеспечивающим оперативный доступ к актуальным информационным ресурсам. Такой подход позволяет библиотекам вносить существенный вклад в подготовку конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям современного бизнеса и обладающих цифровыми компетенциями.

Таким образом, технологии AI являются частью современной цифровой культуры, влияя на неё и одновременно формируя её. AI трансформирует способы обработки информации, бизнес-процессы и форматы обучения, но при этом требует развития цифровой культуры. Для успешного внедрения AI необходимо не только освоение технологий, но и изменение корпоративной и общей культуры, включая формирование цифровой грамотности и адаптацию к новым формам взаимодействия, включая взаимодействие с AI. Успешная цифровая трансформация бизнеса и образования возможна только при параллельном развитии соответствующей цифровой культуры.

Заключение

Проведенный анализ позволяет утверждать, что цифровая культура является системообразующим фундаментом для успешной интеграции AI-технологий в образование и бизнес. Без целенаправленного формирования ее ключевых компонентов – от технической грамотности и цифровой компетентности до этики использования AI, организации рискуют столкнуться с ростом неэффективности, сопротивлением персонала и, в конечном итоге, не реализовать заложенный в AI трансформационный потенциал.

Современные тренды как в образовании, так и в бизнесе демонстрируют сдвиг от пассивного потребления технологий к активной, осознанной интеграции с ними. Образовательные системы должны готовить не просто пользователей, а архитекторов цифрового будущего, обладающих целостным пониманием технологических, социальных и этических аспектов AI. Бизнес, в свою очередь, должен выстраивать адаптивные, взаимовыгодные отношения сотрудников и AI, где человеческий капитал и искусственный интеллект не конкурируют, а взаимно усиливают друг друга. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на разработке метрик для оценки уровня цифровой культуры и создании конкретных методик ее формирования для различных профессиональных и социальных групп.


Конфликт интересов
Конфликт интересов отсутствует.

Библиографическая ссылка

Афонасова М.А., Котова И.В. ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФУНДАМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ AI-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 11-1. С. 18-22;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4386 (дата обращения: 10.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4386