Введение
Владельцы малого и среднего бизнеса (МСБ) часто сталкиваются с различными проблемами на пути к своему успеху. Наиболее распространенными из них являются низкая выручка, жесткая конкуренция, трудности с масштабированием и текучесть кадров.
Многие из этих проблем можно избежать с помощью финансирования, но, как правило, получить его является сложной задачей. В этом случае может пригодиться государственная поддержка. В России действует комплексная система финансовой поддержки бизнеса, включающая государственные субсидии, гранты и кредиты под низкие проценты. Это открывает значительные возможности, особенно для предпринимателей, испытывающих финансовые трудности. С финансовой помощью от государства предприятия могут реализовывать проекты и ускорять свой рост, снижают риск банкротства, создают рабочие места, внедряют технологические инновации, повышают производительность труда. Само государство получает взамен дополнительные налоговые поступления и экономическое развитие территорий.
Несмотря на значительный прогресс в государственной поддержке МСБ в России в последние годы, в этой сфере есть и проблемы, такие как ограниченный доступ к финансированию и очень высокие процентные ставки. Решение существующих проблем финансирования могло бы значительно усилить роль бизнеса в экономике.
Цель исследования – анализ динамики и проблем развития финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
В работе были использованы следующие методы: изучение, обобщение, измерение, сравнение, анализ, метод графической интерпретации статистической информации. Основной метод, применяемый при анализе развития финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ, – анализ статистических показателей. Федеральная налоговая служба РФ, Банк России, Федеральная служба государственной статистики, и Ассоциация факторинговых компаний занимаются сбором и публикацией в открытых источниках статистических данных о развитии и финансовой поддержке бизнеса. Автором проведена оценка изменения таких показателей как: число субъектов МСБ, структура малых и средних предприятий, оборот МСБ, объемы исполненного финансирования нацпроекта по поддержке МСП, количество субъектов МСП, привлекающих инвестиции, объем размещений облигаций и др. Горизонт анализа – 2022-2024 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Малые и средние предприятия играют решающую роль в стабильности и росте российской экономики [1, с. 160].
Предпринимательская активность зависит от ряда факторов: государственного стимулирования бизнеса, доступности кредитов и экономической стабильности [2].
З.Ш. Намитокова отмечает, что к проблемам, препятствующим развитию бизнеса, относятся сложности с получением кредитов, повышение налогов, нехватка квалифицированных кадров, экономическая неопределенность и рост стоимости комплектующих и сырья [3, с. 153]. Бизнес также может стать жертвой коррупции при взаимодействии с государственными служащими [4, с. 613].
Серьезными препятствиями для развития являются частые изменения налогового, трудового и административного законодательства, а также низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей [5, с. 31; 6, с. 40].
Перспективы развития малых и средних предприятий во многом зависят от их способности справляться с внешними вызовами, оптимизировать бизнес-процессы. Не маловажную роль в развитии бизнеса имеют эффективные механизмы государственной поддержки [7, с. 76].
Государственная поддержка предпринимателей включает в себя создание экономических и правовых условий для их деятельности, а также создание инструментов стимулирования развития бизнеса и привлечения материальных и финансовых ресурсов в сектор на особых условиях [8, с. 138].
Государство поддерживает малые и средние предприятия посредством принятия законов, стратегий и программ. Одним из основных нормативных актов является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1]. Этот закон упрощает налоговые процедуры, снижает административную нагрузку и создает более благоприятные условия для развития бизнеса. Он также предусматривает создание органов, ответственных за развитие предпринимательства на всех уровнях, от федерального до местного.
В 2018 году Минэкономразвития России разработало паспорт нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»[2]. Реализовывался проект с октября 2018 года по 2024 год. С 2025 года вступает в силу новый федеральный проект «Эффективная и конкурентоспособная экономика», который предусматривает в числе прочего и поддержку МСП[3].
Финансовую поддержку обеспечивают Банк России, АО «Корпорация «МСП» и Минэкономразвития России.
Государственная финансовая поддержка предпринимателей предназначена и открывает важные возможности как для тех, кто хочет начать собственное дело, так и для тех, кто планирует расширить существующий бизнес.
При этом к основным финансовым инструментам относятся гибкие условия кредитования, предоставление государственных грантов и субсидий, создание гарантийных фондов, цифровых платформ и продуктов, упрощающих финансирование для малых и средних предприятий и т.д. [6, с. 40].
Рассмотрим отдельные виды финансовой поддержки МСБ. Гранты предоставляются начинающим и опытным предпринимателям в форме софинансирования или на безвозвратной основе. Например, предусмотрены гранты для проектов, связанных с сельским туризмом[4], для сельхозпроизводителей[5] и животноводов[6], для IT-компаний с 2025 по 2030 год будут действовать налоговые льготы (налог на прибыль в федеральный бюджет составит 5%[7]).
Основные ожидаемые эффекты от внедрения инструментов поддержки российских предпринимателей включают: увеличение числа хозяйствующих субъектов, снижение затрат на ведение бизнеса, рост инновационной активности, создание новых рабочих мест и увеличение доли российской продукции на международном рынке [9, с. 201].
Далее рассмотрим показатели развития и финансовой поддержки предпринимательства в России. Динамика количества субъектов МСБ в РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1
Число субъектов МСБ в РФ, тыс.ед.
Наименование субъекта МСБ |
Период |
Абсолютное изменение 2024 г. к 2022 г. |
Относительное изменение 2024 г. к 2022 г., % |
||
На 1.01.23 г. |
На 1.01.24 г. |
На 1.01.25 г. |
|||
Общее количество субъектов предпринимательства |
5 991 |
6 348 |
6 589 |
597 |
10 |
Кол-во микропредприятий |
5 761 |
6 115 |
6 341 |
580 |
10 |
Кол-во малых предпрятий |
212 |
214 |
227 |
14 |
7 |
Кол-во средних предприятий |
18 |
19 |
21 |
3 |
16 |
Примечание: составлена автором по данным Федеральной налоговой службы. Единый реестр СМСП [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 09.07.2025).
Рис. 1. Структура малых и средних предприятий в РФ, % Примечание: составлен автором по данным Федеральной налоговой службы. Единый реестр СМСП [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 09.07.2025).
Таблица 2
Динамика численности работников субъектов МСБ в РФ, млн чел.
Наименование субъекта МСБ |
Период |
Абсолютное изменение 2024 г. к 2022 г. |
Относительное изменение 2024 г. к 2022 г., % |
||
На 1.01.23 г. |
На 1.01.24 г. |
На 1.01.25 г. |
|||
Всего работников |
15,19 |
15,08 |
15,07 |
-0,1 |
-0,8 |
Работников микропредприятий |
7,33 |
7,25 |
7,09 |
-0,2 |
-3,3 |
Работников малых предприятий |
5,95 |
5,89 |
5,94 |
0,0 |
-0,1 |
Работников средних предприятий |
1,91 |
1,95 |
2,04 |
0,1 |
6,3 |
Примечание: составлена автором по данным Федеральной налоговой службы. Единый реестр СМСП [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 09.07.2025).
Согласно данным Федеральной налоговой службы, в РФ в период с 2022 по 2024 год наблюдался устойчивый рост числа субъектов МСБ, что является положительным фактом. По состоянию на 1 января 2025 года их количество превысило 6,5 млн. ед. Рост показателя за 2 года составил 10%. При этом следует отметить рост числа всех видов предприятий МСБ на 7-16%.
В структуре рассмотренных предприятий преобладают микропредприятия, их доля за 2 года выросла с 96,16% до 96,24% (рис. 1).
При рассмотрении динамики численности персонала МСП в РФ за 2 года можно отметить ежегодное снижение, как общей численности, так и отдельно микропредприятий и малых предприятий. Снижение данного показателя ведет к уменьшению налоговых поступлений и увеличению уровня безработицы, то есть имеет негативные последствия. Выросла только численность работников среднего бизнеса (табл. 2).
Оборот МСБ и выручка индивидуальных предприятий (ИП) в РФ ежегодно росли. Рост данных показателей способствует диверсификации экономики, развитию регионов и делает экономику более устойчивой к кризисам (рис. 2).
Рис. 2. Динамика оборота МСБ и выручки индивидуальных предпринимателей в РФ, % Примечание: составлен автором по данным Федеральной службы государственной статистики. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics (дата обращения: 09.07.2025).
Таблица 3
Объемы исполненного финансирования нацпроекта по поддержке МСП в РФ, млн руб.
Показатели |
Период, годы |
Абсолютное изменение 2024 г. к 2022 г. |
Относительное изменение 2024 г. к 2022 г., % |
||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
Российская Федерация |
27 110 |
30 473 |
21 692 |
-5 417 |
-20 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 202 |
2 968 |
2 444 |
242 |
11 |
Приволжский федеральный округ |
5 467 |
5 768 |
3 892 |
-1 575 |
-29 |
Северо-Западный федеральный округ |
3 253 |
3 935 |
2 083 |
-1 169 |
-36 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1 302 |
1 890 |
1 381 |
79 |
6 |
Сибирский федеральный округ |
4 121 |
3 438 |
2 154 |
-1 967 |
-48 |
Уральский федеральный округ |
3 145 |
2 587 |
3 066 |
-79 |
-3 |
Центральный федеральный округ |
4 840 |
6 104 |
4 253 |
-586 |
-12 |
Южный федеральный округ |
2 780 |
3 783 |
2 418 |
-362 |
-13 |
Примечание: составлена автором по данным Международного статистического центра «TradeMap» [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org/Country (дата обращения: 09.07.2025).
Как было отмечено ранее, для поддержки МСБ в России разработан широкий спектр финансовых мер, в том числе в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Показатели поддержки бизнеса в рамках национального проекта по поддержке бизнеса в РФ в 2022-2024 гг. представлены в таблице 3.
В целом по стране за 2 года снизились расходы на поддержку субъектов МСП на 20% и составили в 2024 г. 31,6 млрд руб. Если рассмотреть отдельно федеральные округа, то почти по всем из них, кроме Дальневосточного и Северо-Кавказского, произошло снижение финансирования в рамках нацпроекта
Предприниматели часто пользуются кредитами для финансирования своего бизнеса. За 2022-2024 гг. выросли такие показатели по кредитованию МСБ как объем и количество кредитов, количество субъектов МСП, получивших кредит, снизилась на 6,8 п.п. доля льготных кредитов МСБ в общем объеме предоставленных кредитов (табл. 4).
Отрицательными фактами являются рост задолженности (в том числе просроченной) по кредитам у бизнеса, количества субъектов МСП, имеющих задолженность (в том числе просроченную), положительным фактом является снижение доли льготных кредитов МСБ в общей структуре банковской задолженности (табл. 5).
Одной из причин роста задолженности по кредитам является ежегодный рост процентных ставок по кредитованию, который достиг максимума в 2024 г. – 23,73% по кредитам до года и 18,8% – по кредитам свыше года (рис. 3).
Таблица 4
Анализ кредитования МСБ в РФ
Показатели |
Период, годы |
Абсолютное изменение 2024 г. к 2022 г. |
||
на 1.01.2023 |
на 01.01.2024 |
на 01.01.2025 |
||
Объем кредитов МСБ, млрд руб. |
703,3 |
935,1 |
943,5 |
240,2 |
Темп прироста объема кредитов, % |
-12,1 |
33,0 |
0,9 |
13,0 |
Количество кредитов МСБ, тыс. ед. |
181,7 |
263,8 |
250,4 |
68,7 |
Количество субъектов МСП, получивших кредит в отчетном месяце, тыс. ед. |
163,4 |
229,7 |
222,7 |
59,3 |
Доля льготных кредитов МСБ в общем объеме предоставленных кредитов, % |
10,9 |
9,6 |
4,1 |
-6,8 |
Примечание: составлена автором по данным ЦБ РФ. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/55224/stat_bulletin_lending_25-01_56.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
Таблица 5
Анализ задолженности по кредитам МСБ в РФ
Показатели |
Период, годы |
Абсолютное изменение 2024 г. к 2022 г. |
||
на 01.02.2023 |
на 01.02.2024 |
на 01.02.2025 |
||
Доля льготных кредитов МСБ в общей структуре задолженности, % |
19,0 |
15,1 |
10,6 |
-8,4 |
Задолженность по кредитам МСБ, млн руб. |
9,6 |
12,5 |
14,6 |
5,0 |
Просроченная задолженность по кредитам МСБ, млн руб. |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,1 |
Количество субъектов МСП, имеющих задолженность, тыс. ед. |
488,2 |
601,2 |
654,7 |
166,5 |
в том числе просроченную, тыс.ед. |
51,1 |
71,1 |
108,1 |
57,1 |
Примечание: составлена автором по данным ЦБ РФ. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/55224/stat_bulletin_lending_25-01_56.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
Рис. 3. Динамика ставок по кредитам МСБ в РФ, % Примечание: составлен автором по данным ЦБ РФ. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/55224/stat_bulletin_lending_25-01_56.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
Рис. 4. Анализ участия МСП на фондовом рынке Примечание: составлен автором по данным ЦБ РФ. Развитие инструментов фондового рынка для субъектов МСП [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120739/press_faund.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
Компании, желающие привлечь крупные суммы денег, они могут выпустить акции или облигации и продать их на бирже. Это позволяет получить средства, как в долг, так и в обмен на долю в бизнесе. Система поддержки субъектов МСП в выходе на фондовый рынок осуществлялась в рамках нацпроекта по поддержке МСП. В 2024 году состоялось 63 размещения облигаций субъектов МСП на сумму более 14,4 млрд руб. Объем размещений за 2 года вырос в 2,6 раза, а количество – в 3,9 раза (рис. 4).
Таблица 6
Анализ развития краудфинансирования МСБ в РФ
Показатели |
Период, годы |
Абсолютное изменение 2024 г. к 2022 г. |
Относительное изменение 2024 г. к 2022 г. |
||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
Объем финансирования, привлеченного субъектами МСП, млрд руб. |
14,3 |
30,8 |
48,5 |
34,2 |
239,2 |
Краудинвестинг, млрд руб. |
2,5 |
4,6 |
8,2 |
5,7 |
228,0 |
Краудлендинг, млрд руб. |
11,8 |
26,1 |
40,3 |
28,5 |
241,1 |
Количество субъектов МСП, привлекающих инвестиции, тыс. ед. |
4,6 |
9,1 |
14,0 |
9,4 |
206,2 |
Количество инвесторов, тыс. лиц |
161,1 |
379,4 |
620,7 |
459,6 |
285,3 |
Примечание: составлена автором по данным ЦБ РФ. Краудфинансирование – инструмент привлечения финансирования для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120740/press_craud.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
Рис. 5. Анализ сделок факторинга с клиентами сегмента МСП Примечание: составлен автором по данным ЦБ РФ. Поддержка малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/develop/msp. Ассоциация факторинговых компаний [Электронный ресурс]. URL: https://asfact.ru/wp-content/uploads/2023/02/AFC-Y2022_open.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
Краудфинансирование – это сбор денег от большого числа инвесторов через онлайн-платформы. За 2022-2024 гг. через краудплатформы выросли объемы привлеченного финансирования малого и среднего бизнеса, в том числе благодаря краудинвестингу на 5,7 млрд руб., краудлендингу – на 28,5 млрд руб. Количество инвесторов выросло почти в 4 раза, количество предпринимателей получивших финансирование – на 9,4 тыс. (табл. 6).
Факторинг – это инструмент, позволяющй получить деньги сразу, продав компании право требовать оплату по уже выполненному контракту. Портфель по сделкам факторинга с клиентами сегмента МСП ежегодно рос и на 1 января 2025 года составил более 800 млрд рублей, соответственно росло и число субъектов МСБ, использующих данный инструмент (рис. 5).
Анализ развития и финансовой поддержки МСП в РФ за 2022-2024 гг. выявил как положительные тенденции, так и отрицательные. С одной стороны, наблюдался рост числа субъектов МСП, достигший более 6,5 миллионов единиц к началу 2025 года. Это означает повышение предпринимательской активности в стране. Увеличивался оборот бизнеса, что способствует повышению устойчивости экономики. Также активно развивались альтернативные источники финансирования: значительно вырос объем размещений облигаций МСП, финансирования через краудплатформы, а также портфель факторинговых сделок. Отрицательными тенденциями стало снижение за 2 года общей численности персонала в МСП и государственных расходов на поддержку МСП. В области кредитования, несмотря на рост объема и количества выданных кредитов, снизилась доля льготных кредитов, а уровень задолженности (включая просроченную) и процентные ставки по кредитам выросли. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес.
Есть различные точки зрения на перспективы развития финансовой поддержки МСП в РФ. Так, З.Ш. Намитокова считает необходимым снизить налоговую нагрузку МСП, упростить доступ субъектов МСП к льготным кредитам [3, с. 153]. И.А. Любченко и В.В. Сыроижко отмечают важность развития инфраструктуры для бизнеса, выделение финансирования на развитие курсов и программ обучения, направленных на подготовку квалифицированных кадров, которые смогут эффективно управлять малыми и средними компаниями [10, с. 93].
По мнению автора, следует сосредоточиться на увеличении доли льготного кредитования и снижении процентных ставок. Важно принять меры по снижению уровня просроченной задолженности, возможно, через программы реструктуризации долгов или предоставления субсидий на покрытие части процентных платежей. Помимо этого, важно упростить процедуры получения финансирования и усилить контроль за целевым использованием средств, чтобы обеспечить максимальную эффективность государственных инвестиций.
Заключение
Перспективы развития МСБ во многом зависят от эффективных механизмов государственной поддержки. Для поддержки предпринимательства в России разработан широкий спектр финансовых мер, в том числе предоставление государственных грантов и субсидий, гибкие условия кредитования, краудфинансирование, факторинг, финансирование через фондовый рынок. Анализ развития бизнеса в РФ и его финансовой поддержки выявил устойчивый рост числа предприятий МСП, их оборотов, а также развитие кредитования и альтернативных источников финансирования. Негативные тенденции выражаются в сокращении государственных расходов на поддержку МСП, увеличении задолженности бизнеса по кредитам, при этом доля льготного кредитования сокращается.
Для совершенствования финансовой поддержки бизнеса в РФ необходимо увеличить долю кредитования по сниженным процентным ставкам, упростить доступ к поддержке и повысить прозрачность ее предоставления.
[1] Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ (ред. от 12.12.2024) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2025).
[2] Правительство России. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 09.07.2025).
[3] Минэкономразвития РФ. Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/np_effektivnaya_i_konkurentnaya_ekonomika (дата обращения: 09.07.2025).
[4] Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2021 г. № 2309 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2025).
[5] Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1932 (ред. от 02.12.2023) «О внесении изменений в приложения № 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2025).
[6] Постановление Правительства РФ от 01.12.2022 № 2201 (ред. от 02.12.2023) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2025).
[7] Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ (ред. от 12.12.2024) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2025).
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Минаков А.В., Сафохина Е.А. ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 9-2. С. 289-298;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4337 (дата обращения: 17.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4337