Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИСКАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ: ИНДИКАТОРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Мастеров А.И. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Мастеров А.И. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В статье анализируется информация по показателям, характеризующим деятельности особых экономических зон. Выполнена классификация показателей с разделением на индикаторы долгосрочного и краткосрочного стимулирования и выступающие в качестве факторов, воздействующих на фискальный эффект, а также индикаторы, характеризующие фискальный эффект от применения инструментов стимулирования. В отношении краткосрочных инструментов стимулирования проведен корреляционный анализ взаимосвязи между налоговыми льготами, предоставляемыми резидентам особых экономических зон, и налоговыми поступлениями – за период с 2018 по 2024 годы, на основе данных отчетов Министерства экономического развития РФ. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о взаимосвязи между эффективностью деятельности особых экономических зон и фискальной эффективностью соответствующих преференциальных режимов. Приведены рекомендации, связанные с актуализацией применения кластерного подхода для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности особых экономических зон.
особые экономические зоны
фискальная эффективность
льготы
стимулирование
индикаторы
1. Ленчук Е.Б., Филатов В.И, Проекты технологического суверенитета как инструмент инновационного развития российской экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2024. Т. 17. № 3. С. 68-81.
2. Соколов А.Б., Филатов В.И. Новые инструменты инвестиционной поддержки проектов в области технологического суверенитета // Мир новой экономики. 2023. Т. 17. № 3. С. 91-108.
3. Киреева Е.Ф., Понкратов В.В. Налоговые льготы в стимулировании инноваций: мировой опыт и актуальные тренды // Финансы. 2025. № 5. С 22-29.
4. Котов А.В, Оценка эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне // Вопросы территориального развития. 2022. Т. 10. № 1.
5. Васильева Е.Ю., Соколов А.В. Эффективность преференциальных режимов в современных российских условиях // Управленческий учет. 2023. № 2. С. 348-356.
6. Преференциальные режимы на территории Российской Федерации: эффективность и перспективы развития: Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации – протокол Круглого стола от 25.10.2023: материалы Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/TCwez72QiJY8vvvMTOilYFut4FNigMjL.pdf (дата обращения: 12.08.2025).
7. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2018 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2018_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon.html?ysclid=m8oji3z4hn778587956 (дата обращения: 12.08.2025).
8. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2019 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2019_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon.html?ysclid=m8ojfzgoaa313740324 (дата обращения: 12.08.2025).
9. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2020 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2020_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_oez.html?ysclid=m8ojdf972z630777803 (дата обращения: 12.08.2025).
10. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2021 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2021_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon.html?ysclid=m8ojbuvg8i45731678 (дата обращения: 12.08.2025).
11. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2022 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2022_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon.html?ysclid=m8ojak30wi437149733 (дата обращения: 12.08.2025).
12. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2023 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2023_god.html (дата обращения: 12.08.2025).
13. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2024 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_oez_za_2024_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_oez.html?ysclid=me01sbedbz876448257 (дата обращения: 12.08.2025).
14. От лекарств до беспилотников: как выглядят инновационные кластеры Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/6602e0429a7947e11bee4863 (дата обращения: 14.08.2025).
15. Афанасьев В.Я., Байкова О.В., Большакова О.И., Романцов А.А. Создание стимулов для развития нефтегазохимии в условиях санкционной экономики // Вестник университета. 2024. № 6. С. 45-54.

Введение

В настоящее время российская экономика остро нуждается в стимулировании экономического развития, применении инноваций, развитии инфраструктуры [1, 2]. В качестве одного из инструментов для решения подобных задач рассматривается создание особых экономических зон (ОЭЗ) с преференциальными режимами [3], основная идея которых заключается в стимулировании предпринимательской активности слаборазвитых территорий через точечное улучшение делового климата [4].

На данный момент эффективность преференциальных режимов в качестве инструмента повышения инвестиционной привлекательности не очевидна [5], не оказывают они и прорывного влияния на экономическое развитие регионов, на территории которых они существуют [6]. Оценка эффективности усложняется тем, что многие ОЭЗ были созданы в течение 3-5 последних лет и можно выделить лишь ограниченное число ОЭЗ, функционирующих более 5-7 лет. Ситуация усугубляется ограниченностью статистической базы.

Вместе с тем, вопросы оценки чувствительности фискального эффекта к различным мерам бюджетно-налогового стимулирования, применяемых в рамках ОЭЗ, представляют актуальность и интерес.

Цель исследования – анализ имеющихся в открытом доступе показателей Министерства экономического развития РФ в целях оценки фискальной эффективности мер бюджетно-налогового стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях ОЭЗ.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования анализировались имеющиеся в открытом доступе данные отчетов Минэкономразвития РФ о результатах функционирования ОЭЗ в разрезе показателей, данные о динамике которых представлены за период 2018-2024 гг. [7-13]. На основе собранных данных из указанных источников были осуществлены группировка и анализ показателей – в том числе с использованием статистических методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты группировки показателей, информация о которых представлена в отчетах Минэкономразвития РФ за 2018 – 2024 гг., приведены в табл. 1.

Показатели, отнесенные в соответствии с табл. 1 к индикаторам долгосрочного стимулирования, отражают воздействие факторов, эффект от которых проявляется с значительным временным лагом, достигающим в отдельных случаях 5 – 10 лет и более. Оценить влияние данных факторов на фискальный эффект с использованием статистических методов исследования на основе имеющейся совокупности и продолжительности наблюдений (не более 7 лет) не представляется возможным. Это связано с тем, что для получения корректных с экономической точки зрения результатов требуется оценивание динамики факторных и результативных признаков, отстоящих друг от друга с интервалом минимум в 5-10 лет, что не позволяет сделать имеющаяся в открытом доступе ограниченная информация по ОЭЗ, охватывающая короткий период, не превышающий 7 лет. По этой причине факторы, отнесенные к индикаторам долгосрочного стимулирования, исключены из дальнейшего анализа.

Показатели, отнесенные в соответствии с табл. 1 к индикаторам краткосрочного стимулирования касаются текущих обязательных платежей, уплачиваемых резидентами на регулярной основе. Они могут иметь более быструю окупаемость – в том числе благодаря росту соответствующих поступлений вследствие повышения востребованности соответствующей ОЭЗ, а также с учетом уже сложившейся инфраструктуры, а значит исследование их воздействия на фискальный эффект с использованием статистических методов потенциально может иметь экономическую целесообразность.

Таблица 1

Показатели-индикаторы Минэкономразвития РФ для анализа применения стимулирующих инструментов в отношении ОЭЗ

Факторы, воздействующие на фискальный эффект

Индикаторы, характеризующие фискальный эффект от инструментов стимулирования

Индикаторы долгосрочного стимулирования

Индикаторы краткосрочного стимулирования

объем израсходованных бюджетных средств на финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ

объем используемых резидентам налоговых льгот

объем налогов, уплаченных в бюджеты бюджетной системы РФ

объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ

объем используемых резидентами льгот по уплате таможенных платежей

объем таможенных платежей

количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию

объем используемых резидентами льгот по уплате страховых взносов

объем страховых взносов, уплаченных резидентами и управляющей компанией ОЭЗ

объем неизрасходованных бюджетных средств, выделенных на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ

 

 

доля суммарной площади земельных участков, предоставленных в аренду и (или) в собственности резидентов ОЭЗ, в общей полезной площади ОЭЗ

 

 

Источник: составлено автором на основе данных отчетов Минэкономразвития РФ [7-13].

Таблица 2

Объем налогов, уплаченных в бюджеты бюджетной системы РФ резидентами ОЭЗ в 2018 – 2024 гг., млн руб.

Наименование

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Алабуга

2 943

4 604

4 596

11 359

5 502

4 025

20 270

Липецк

11

1 782

1 632

2 386

3 393

6 269

7 815

Тольятти

95

728

300

28

-4

311

-1 462

Титановая долина

128

0

182

1 383

1 519

2 545

3 949

Моглино

11

17

35

-333

-409

36

360

Ступино Квадрат

18

150

231

67

491

401

563

Узловая

20

51

60

196

-536

-454

-956

Лотос

13

37

71

-150

58

-472

-239

Калуга

83

0

-578

-431

-652

-715

569

Санкт-Петербург

1 378

3 291

5 133

16 257

10 119

10 022

11 938

Технополис Москва

1 308

3 527

3 767

6 914

10 111

12 038

17 159

Исток

1 937

2 798

4 030

3 990

8 092

6 278

5 452

Дубна

830

592

1 919

2 555

3 444

6 865

6 565

Томск

240

271

296

853

1 208

1 910

2 491

Иннополис

333

907

2 123

2 676

4 753

8 950

12 407

Бирюзовая Катунь

2

9

22

15

-47

-3

-49

Байкальская Гавань

0

2

3

5

6

17

6

Ворота Байкала

5

8

1

49

52

-283

-6

Завидово

1

2

1

12

-542

-948

-1 672

Ульяновск

64

70

111

45

27

161

-293

Источник: составлено автором на основе данных отчетов Минэкономразвития РФ [7-13].

Таблица 3

Общий объем налоговых льгот, использованных резидентами ОЭЗ в 2018 – 2024 гг., млн руб.

Наименование

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Алабуга

1 635

2 370

1 579

4 454

4 170

4 205

4 519

Липецк

601

674

772

1 263

2 486

2 860

3 969

Тольятти

88

180

130

348

430

364

410

Титановая долина

24

55

69

111

96

200

87

Моглино

0

14

1

56

47

93

274

Ступино Квадрат

81

163

123

384

549

716

718

Узловая

99

79

89

211

340

699

529

Лотос

30

41

43

46

53

96

85

Калуга

255

0

445

496

769

816

1 022

Санкт-Петербург

308

696

708

528

412

763

735

Технополис Москва

555

792

693

930

2 382

5 564

6 163

Исток

618

323

787

937

1 680

1 183

279

Дубна

330

352

841

1 307

2 114

3 960

3 280

Томск

21

20

21

70

135

127

109

Иннополис

60

160

390

507

449

160

167

Бирюзовая Катунь

0

1

1

10

10

22

46

Байкальская Гавань

0

0

0

51

45

0

0

Ворота Байкала

4

3

3

2

2

9

2

Завидово

0

6

0

10

10

14

12

Ульяновск

30

73

57

200

10

442

364

Источник: составлено автором на основе данных отчетов Минэкономразвития РФ [7-13].

С целью оценки воздействия краткосрочных инструментов стимулирования деятельности резидентов ОЭЗ был осуществлен расчет коэффициентов парной корреляции между годовой суммой используемых резидентами конкретной ОЭЗ налоговых льгот и соответствующей суммой налогов, уплаченных в бюджеты бюджетной системы РФ.

В целях повышения статистической репрезентативности расчетов, в анализ включались данные только по тем регионам, которые функционировали на протяжении всего исследуемого периода с 2018 по 2024 гг.

Данные по налоговым поступлениям выбранных для исследования ОЭЗ представлены в табл. 2, по налоговым льготам – в табл. 3. Результаты расчетов приведены в табл. 4. Расчеты коэффициентов парной корреляции осуществлялись с использованием функции КОРРЕЛ Microsoft Excel. Если значение коэффициента составило 0,9 – 1, можно говорить о тесной взаимосвязи между соответствующими показателями и о том, что применение льгот положительно сказалось на динамике соответствующих поступлений. В противном случае, с учетом ограниченного периода наблюдений, связь слабая.

Таблица 4

Коэффициенты корреляции между объемами предоставленных льгот и поступлений по налоговым платежам по ОЭЗ и показатели эффективности функционирования ОЭЗ за 2018 – 2024 гг.

Наименование

Регион

Коэффициент корреляции между льготами и налоговыми поступлениями

Сводный показатель эффективности функционирования за 2024 г.,%

Показатель эффективности с начала функционирования на 2024 г., %

ППТ – промышленно-производственные особые экономические зоны

 

 

   

Алабуга

Республика Татарстан

0,6

100

100

Липецк

Липецкая область

1,0

97

97

Тольятти

Самарская область

-0,5

100

100

Титановая долина

Свердловская область

0,6

93

92

Моглино

Псковская область

0,6

53

84

Ступино Квадрат

Московская область

0,8

100

100

Узловая

Тульская область

-0,8

92

93

Лотос

Астраханская область

-0,9

76

82

Калуга

Калужская область

0,0

97

96

ТВТ – технико-внедренческие особые

экономические зоны

 

 

 

 

Санкт-Петербург

г. Санкт-Петербург

0,2

93

93

Технополис Москва

г. Москва

0,9

100

100

Исток

Московская область

0,7

81

87

Дубна

Московская область

1,0

93

93

Томск

Томская область

0,8

84

90

Иннополис

Республика Татарстан

-0,2

93

93

ТРТ – туристико-рекреационные особые экономические зоны

 

 

 

 

Бирюзовая Катунь

Алтайский край

-0,7

84

97

Байкальская Гавань

Республика Бурятия

0,0

82

89

Ворота Байкала

Иркутская область

-1,0

93

93

Завидово

Тверская область

-0,7

80

87

ПОЭЗ – портовые особые экономические зоны

 

 

 

Ульяновск

Ульяновская область

-0,3

82

76

Источник: расчеты автора.

Как следует из табл. 4, сильная положительная корреляция между налоговыми льготами и поступлениями имеет место:

– в промышленно-производственной ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области;

– в технико-внедренческой ОЭЗ «Технополис Москва» в г. Москва и «Дубна» в Московской области.

В табл. 4 также представлены значения показателей эффективности функционирования ОЭЗ по состоянию на 2024 г. Как видно из табл. 4, в случаях с технико-внедренческими ОЭЗ «Технополис Москва» в г. Москва и «Дубна» в Московской области, а также промышленно-производственной ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области наблюдаются высокие показатели эффективности деятельности.

Однако, в ряде ОЭЗ, эффективность деятельности которых оценивается как высокая, имеет место низкая и даже отрицательная корреляция между льготами и налоговыми поступлениями. Это можно объяснить более значительным воздействием других факторов на эффективность деятельности ОЭЗ и динамику фискального эффекта в виде налоговых поступлений. Подобное явление наблюдается, например, по таким ОЭЗ, как «Алабуга» в республике Татарстан, ОЭЗ в г. Санкт-Петербург и может являться следствием того, что налоговые льготы уже не оказывают значительного влияния на уровень налоговых поступлений.

В то же время, в ОЭЗ «Узловая» в Тульской области наблюдаются отрицательные налоговые поступления, несмотря на в целом достаточно высокую оценку эффективности деятельности, что можно объяснить наличием значительного объема льгот и преференций, которые еще не успели окупиться.

В ОЭЗ с низкой эффективностью как в целом с начала наблюдений, так и по состоянию на 2024 г. отмечается слабая или отрицательная корреляция между налоговыми льготами и поступлениями. В частности, можно выделить ОЭЗ с низкой оценкой эффективности по итогам 2024 г. – «Лотос» в Астраханской области (коэффициент корреляции -0,9), «Моглино» в Псковской области (коэффициент корреляции 0,6). Из ОЭЗ с низкой оценкой эффективности за весь период наблюдений можно выделить ОЭЗ «Ульяновск» в Ульяновской области (коэффициент корреляции -0,3).

В ряде ОЭЗ, характеризующихся высокой эффективностью деятельности, а также тесной положительной корреляцией между налоговыми льготами и поступлениями практикуется кластерный подход – в частности, в таких ОЭЗ, как «Технополис Москва» [14], а также «Дубна». В рамках кластерного подхода появляется возможность не только развивать отдельные производства, но и стимулировать развитие смежных отраслей экономики, способствующие созданию опережающего спроса на потребление производимой продукции – что, в частности, практикуется в нефтегазовой отрасли [15, с. 51].

Оценивая полученные результаты корреляционного анализа, следует отметить нецелесообразность использования более сложных статистических методов исследования – в том числе в виде построения регрессионных моделей. Лишь в 3 случаях имела место корреляция, которую можно оценить как сильную. Учитывая ограниченную продолжительность наблюдений и слабую корреляцию между факторным (налоговые льготы) и результативным признаком (налоговые поступления) по большинству ОЭЗ, применение методологии регрессионного анализа приведет к получению эконометрических моделей с низкими качественными характеристиками.

Заключение

Исходя из проведенных расчетов и их оценки, низкий уровень взаимосвязи между налоговыми льготами и поступлениями может иметь место в следующих ситуациях:

– в связи с недостаточно высокой эффективностью деятельности ОЭЗ и ее резидентов, что может быть следствием отсутствия необходимых условий для эффективной деятельности;

– вследствие того, что на определенном этапе развития ОЭЗ льготы перестают оказывать существенное влияние на деятельность резидентов и, как следствие, на уровень налоговых поступлений. В этих условиях более сильное влияние могут оказывать уже другие факторы инфраструктурного, инвестиционного, организационно-технического характера;

– из-за того, что, несмотря на эффективную работу соответствующей ОЭЗ и ее востребованность, льготы еще не успели окупиться.

Вместе с тем, необходимо учитывать значительную ограниченность информационной базы, пригодную для статистических наблюдений и сопоставлений.

На основе проведенного исследования следует подчеркнуть актуальность развития кластерного подхода, базирующегося на созданной инфраструктуре особых экономических зон. Это позволяет резидентам использовать уже подготовленную на базе ОЭЗ инфраструктуру, избегая необходимых крупных капитальных вложений и транзакционных издержек, связанных с инженерно-изыскательскими работами, проектированием, монтажными и пуско-наладочными работами. В конечном итоге, это может способствовать и повышению эффективности деятельности резидентов и особых экономических зон, а также росту поступлений от налогов и иных обязательных платежей, в том числе в результате применения различных льгот.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета на 2025 г.


Конфликт интересов
Отсутствует

Благодарности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета на 2025 г.

Финансирование
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета на 2025 г.

Библиографическая ссылка

Мастеров А.И. ФИСКАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ: ИНДИКАТОРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 9-2. С. 282-288;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4336 (дата обращения: 17.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4336