Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВ «БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ»

Косова Л.Н. 1 Мусина А.Ш. 1 Когут А.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия им. В.М. Лебедева»
Мусина А.Ш. - проведение исследования, написание черновика рукописи
Когут А.С. - проведение исследования, написание черновика рукописи
Косова Л.Н. - разработка концепции, проведение исследования, научное руководство, визуализация результатов, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Авторы статьи рассмотрели теоретические аспекты современных подходов выбора региональной политики трансформации национальной экономической системы страны, имеющей значительные различия показателей экономического развития регионов и современную практику выбора государственной политики концепции сбалансированного развития «полюсов роста». Одной из форм реализации политики «полюсов роста» в международной практике является процесс формирования кластеров как точки роста. В статье проведен анализ проблем реализации проекта построения кластера как системного объекта социально-экономического характера, формирующего горизонтальные связи организаций обеспечивающих международные экономические отношения в области транспортных операций и создающих дополнительные возможности оказания туристических услуг как для потребителей внутреннего, так и внешнего туризма между странами Юго-Восточной Азии и России на примере уникальной территории Хабаровского края остров Большой Уссурийский. Представлен результат анализа значимости влияния различных типов факторов в решении сложных экономических проблем по созданию социально-экономических субъектов кластерного типа и подтверждена гипотеза приоритетности субъективных факторов влияющих на реализацию функций системы управления сложных экономических систем. Для подтверждения предложенной авторами гипотезы использованы методы экспертной оценки качественных критериев и метод диагностического бенчмаркинга для обоснования фактографической базы идентификационной оценки реализации факторов. Используемая плоская шкала оценки 1- 0 позволила устранить субъективность экспертной оценки.
развитие
инфраструктура
кластер
транспорт
логистика
процессы
концепция
туризм
экономика
финансирование
государственно-частное партнерство
соглашение
концессия
международный
транспортный
коридор
1. Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр. URL: https://docs.cntd.ru/document/995132001 (дата обращения: 15.07.2025).
2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/902195483 (дата обращения: 15.07.2025).
3. Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.07.2010 N 224-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103037/ (дата обращения: 20.07.2025).
4. Кащеев В.С., Косова Ю.А. Инфраструктурно-инвестиционный драйвер развития территории на примере Дальнего Востока // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 5-1. С. 34-39.
5. Клейнер Г.Б. Системная экономика, справедливое общество, эффективная конкуренция: императивы завтрашнего дня // Современная конкуренция. 2024. T. 18. № 4. С. 6–20. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-4-6-20.
6. Кожиева Ф.А. Региональное развитие в контексте теории полюсов роста // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-3. С. 574-578.
7. Косова Л.Н., Кунафина Л.Р., Сапожникова И.А. Международный социально-экономический кластер: стратегия территориальной конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 8-3. С. 404-412.
8. Официальный сайт информационного агентства ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/20873003 (дата обращения: 03.07.2025).
9. Официальный сайт EastRussia. URL: https://www.eastrussia.ru/news/komitet-gosdumy-odobril-proekt-o-sozdanii-mezhdunarodnykh-tor-v-dfo/ (дата обращения: 03.07.2025).
10. TRANS.RU Цифровой портал бизнеса. URL: https://trans.ru/news/podezdnuyu-dorogu-k-novomu-punktu-propuska-na-granitse-s-kitaem-na-bolshom-ussuriiskom-ostrove-otkroyut-v-avguste-2027-goda (дата обращения: 03.07.2025).
11. Шкодинский С.В., Черных Ю.В. Эволюция теорий экономического роста и развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». 2015. № 1. С. 24-29.
12. Kornai J. The system paradigm revisited: Clarification and additions in the light of experiences in the post-socialist region // Acta Oeconomica. 2016. No. 66 (4). P. 547–596. DOI: 10.1556/032.2016.66.4.1
13. AV Group (Группа компаний АВ). URL: https://www.cdn.av-group.ru (дата обращения: 29.07.2025).

Введение

Развитие национальной экономики сложный процесс, имеющий многоаспектный характер. Современный постиндустриальный этап развития экономики характеризуется несколькими аспектами, это цифровые технологии реализации производственных процессов, увеличение доли интеллектуальных продуктов и услуг в ВВП развитых стран, системный характер экономических отношений и институтов. Одним из первых системную парадигму в экономике представил и исследовал патриарх венгерской (и мировой) экономической науки Януш Корнаи (Kornai) [12].

В рамках этой парадигмы Г.Б. Клейнер рассматривает социально экономические образования как комплексы, носящие черты технологических, экономических, социальных, институциональных, биологических и иных систем. Главным объектом рассмотрения здесь служат социально-экономические системы, а предметом – их развитие, основанное на взаимодействии внутренних подсистем и влияние внешних систем и сред [5].

Одной из значимых для страны проблем развития экономики является неравномерность развития регионов. Системная концепция развития национальной экономики предполагает взаимозависимость развития всех элементов системы, которая определяется двумя факторами: единством целей и устойчивыми связями между подсистемами, обеспечивающими устойчивость системы. В качестве подсистем в системе управления национальной экономикой созданы Федеральные округа Российской Федерации для координации деятельности федеральных органов власти и повышения эффективности управления. Это крупные территории, объединяющие несколько субъектов федерации. Государственная экономическая политика обеспечивает устойчивость системы, посредством единства целей развития, единой правовой базой, единообразной системой показателей оценки работы подсистем, едиными правилами бюджетного планирования и распределения средств для всех Федеральных округов РФ.

В качестве концепции достижения равномерности развития национальной социально-экономической системы на современном этапе используется современная концепция развития «полюсов роста», была выдвинута французским экономистом Ф. Перру, которая заключается в том, что некоторые ведущие отрасли или инновационный потенциал предприятий (отраслей) сосредоточены в конкретном регионе или крупном городе, где капитал и технологии сильно сконцентрированы – формируется некий полюс. Таким образом, под термином «полюс роста» Ф. Перру понимал компактно размещенные и динамично развивающиеся отрасли промышленности, отдельные предприятия, в которых сосредоточен импульс развития, оказывающий влияние на территориальную структуру хозяйства и ее динамику [4, 6].

Практическое применение предполагает вложение финансов в те или иные районы, которые в перспективе должны стать своеобразным локомотивом развития для определенных отраслей или территорий в регионе [11].

Настоящая статья завершает серию статей об уникальной территории остров Большой Уссурийский, входящей в Хабаровский край Дальневосточного Федерального округа, который является частью материкового пространства, расположенной на земле Хабаровского края, принадлежащей двум странам РФ и КНР. Разрешение территориальных противоречий двух стран обеспечило возможность формирования нового типа кластера который может создать потенциал «точки роста» для экономики Хабаровского края.

На сегодняшний день концепция «Две страны – один остров», стала основой проекта участия двух государств в развитии этой территории.

Цель исследования – анализ приоритетности значимости влияния объективных и субъективных факторов, определяющих формирование хозяйствующего субъекта социально-экономического характера, создающего потенциал «точки роста» экономики территории.

Гипотеза исследования: приоритетными по значимости влияния на результативность процесса формирования экономического хозяйствующего субъекта способного создавать прибыль являются факторы субъективного характера обеспечивающие функции управления субъекта реализующего хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли в областях производства продукции, работ, услуг.

Материалы и методы исследования

База исследования включает научные публикации теоретического и практического характера, статистические данные, экспертные оценки, решения государственных органов власти по планированию развития региона. Методами исследования являются факторный анализ, синтез, системный подход, диагностический бенчмаркинг.

Результаты исследования и их обсуждения

Для проведения анализа сформулируем две группы факторов (таблица). В группу объективных факторов включим: география территории, климат территории, природные характеристики флоры и фауны, ландшафт. В группу субъективных факторов включим: уровень развития инфраструктуры, организационная форма системного хозяйствующего субъекта, условия налогового режима, форма организации процесса финансирования системного хозяйствующего субъекта. Для количественной оценки значимости влияния факторов используем шкалу 1-0, в случае если фактор реализован – 1, если фактор не реализован – 0.

Оценку значимости факторов первой группы примем по всем позициям за 1, на основе данных оценки уникальности и конкурентоспособности территории представленных в предыдущих статьях серии [7].

Для проведения оценки по группе субъективных факторов представим дополнительный сведения по состоянию развития региона. Для представления общего состояния оценки уровня конкурентоспособности территорий Дальневосточного Федерального округа используем результаты рейтинга территорий консалтинговой компании AV Group(Группа компаний АВ) рейтинг по данным 2024года. Шкала оценки 5 бальная.

Критерии оценки компании AV Group (Группа компаний АВ): 1. Рынки (продукты и экономические комплексы); 2. Институты (государственные, частные и общественные); 3. Человеческий капитал; 4. Инновации и информация; 5. Природные ресурсы и устойчивое развитие; 6. Пространство и реальный капитал; 7. Инвестиции и финансовый капитал.

Всего в рейтинге четыре группы: лидеры интервал 5 – 3.01 балла. Для структурирования территорий используется концепция разделение на территориальные «полюсы роста», в частности «Дальневосточный полюс роста» представлен в двух группах рейтинга в третьей, бальный интервал 2,49 – 1,52 и четвертой, бальный интервал 1,48 – 0.00. Регионы 3 группы: Республика Саха – 2.47 баллов; Приморский край – 2.17 баллов; Хабаровский край – 2.07 баллов; Сахалинская область – 1.74 баллов.

В четвертую группу вошли регионы: Республика Бурятия – 1,48 баллов; Амурская область 1,40 баллов; Камчатский край – 1,29 баллов; Забайкальский край – 1,12 баллов; Магаданская область – 1,11; Чукотский АО – 0.83 балла. Среднее значение по Дальневосточному полюсу роста 1,57 баллов [13]. Формирование кластера ориентированного на транспортно-логистические услуги международных грузовых и пассажирских перевозок значительно улучшит рейтинг Дальневосточного полюса роста.

Территория остров Большой Уссурийский частично входит в границы города Хабаровска. Однако инфраструктура острова к настоящему времени состоит из двух объектов: мост протяженность 960 метров, соединивший островную территорию с Хабаровской агломерацией, ведутся работы по строительству автомобильной трассы протяженностью 41 км. и есть планы по реновации старого военного городка [10]. С учетом этих обстоятельств фактор инфраструктура идентифицирован как отсутствующий – 0.

Сравнение приоритетности значимости влияния факторов

Название объективных факторов

Оценка

Оценка

Название субъективных факторов

География территории

1

0

Уровень развития инфраструктуры,

Климат территории

1

0

Организационная форма системного хозяйствующего субъекта,

Природные характеристики флоры и фауны

1

1

Условия налогового режима,

Ландшафт

1

0

Форма организации процесса финансирования системного хозяйствующего субъекта

Итоговая оценка

4

1

 

Источник: составлено авторами.

Фактор «условия налогового режима» идентифицирован как реализованный и получил оценку – 1. Созданы потенциальные условия налоговой политики, обеспечивающие возможности экономического роста как в области коммерческой деятельности, так и сфере культурного и научного сотрудничества. В феврале 2025 года комитет Госдумы по развитию ДФО и Арктики одобрил законопроект о создании дальневосточной МТОР. Об этом сообщает ТАСС [8] управляющий директор инвестиционного департамента КРДВ Андрей Шарафутдинов: «международная территория опережающего развития, где можно в том числе совместно с иностранными партнерами реализовывать проекты по производству продукции с высокой добавленной стоимостью. В рамках международной преференциальной территории разрешается применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [9]. Кроме этих решений правительство Хабаровского края включило направление экономического развития территории острова Большой Уссурийский во все стратегические цели и задачи. В 2010 году Правительство Хабаровского края опубликовало Концепцию проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (на 2010-2016 годы)». Правительство хабаровского края Постановление от 31 декабря 2010 года N 398-пр. Об утверждении Концепции проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)» В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, [1] стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, [2] одним из направлений социально-экономического развития края является развитие транспортной и туристско-рекреационной инфраструктуры в районе острова Большой Уссурийский.

Фактор «форма организации процесса финансирования системного хозяйствующего субъекта» получил оценку – 0. В настоящий период разработаны планы и программы государственной поддержки в области финансирования проектов. Реализуемая практика инвестирования носит частный характер. В крае частными компаниями реализуется больше 30 инвестпроектов в этой отрасли в ожидании роста экономической активности при использовании транспортного коридора с Китаем открытие которого планируется на 2028. По данным Минэкономразвития, строится пять крупных логистических комплексов с совокупным объемом инвестиций свыше 23 млрд рублей. Так по словам генерального директора «Группы А2» Михаила Плотникова компания «Группа А2» предложила построить транспортно-логистический распределительный центр. Комплекс площадью 137 тысяч квадратных метров будет включать складские помещения, объекты таможенного, карантинного и фитосанитарного контроля, холодильные комплексы, сервисный-авто центр. Инвестор также планируют построить здесь гостиницу и заправочную станцию. Объём инвестиций в такой комплекс составит 7 млрд рублей, инвестор создаст 40 рабочих мест. Ввести в эксплуатацию новые логистические мощности предполагается в 2027 году. Инвестпроект уже получил статус резидента ТОР «Хабаровск» [6].

Фактор «организационная форма системного хозяйствующего субъекта» также идентифицирован как не реализованный – 0.

Анализ сложившейся ситуации развития территории острова Большой Уссурийский показал, что присутствуют объективные условия для формирования кластера способного создать точку экономического роста региона. Уникальные природно-географические характеристики, климат, ландшафтное разнообразие, большая площадь позволяющая разместить инфраструктурные объекты различного функционального назначения, приграничное пространство с крупной экономически развитой страной, открывающее возможности для международной экономической деятельности со странами, имеющими наиболее высокие темпы развития экономики в мире в обеспечении международного транспортного коридора в направлении север-юг. Также существует мотивация с позиции сбалансированности развития национальной экономической системы в оперативном формирования транспортно-логистического кластера в этом регионе. В настоящее время практически во всех Федеральных округах работают подобные комплексы. Северо-Запад России Санкт-Петербург, кластер формирования транспортно-логистических услуг. Самарская область, где кластерный подход интегрирован в Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года, включая развитие кластера транспортной логистики: «Север-Юг» и «Запад-Восток». Выход к Каспийскому морю Астрахань занимает стратегическое положение, важный центр международных транспортных маршрутов; Западная Сибирь, Новосибирск, является крупнейшим стратегическим транспортным узлом, расположен на пересечении ключевых транспортных направлений. Управляющая компания кластера Научно-производственная компания «Сибирский наукополис».

Для оценки реализации фактора «организационная форма системного хозяйствующего субъекта» необходимо рассмотреть еще один аспект, это реализация функции управления в системных объектах. Формирование кластера, обеспечивающего выполнение работ по производству продукции или работ или выполнению услуг с целью извлечения прибыли включает процесс создания системы управления, которая включает ряд стандартных структурных подразделений таких как:

• управляющая компания (специализированная организация развития) кластера;

• набор сервисов управляющей компании кластера;

• структура финансирования управляющей компании кластера (долевое распределение перечислений от компаний кластера в управляющую компанию);

• рабочие группы по проблематике развития кластера.

На момент проведения анализа этот фактор также может быть идентифицирован как нереализованный – 0.

Проведенный анализ значимости воздействия факторов при решении экономических проблем подтверждает сформулированную гипотезу, что субъективные факторы, обеспечивающие инструменты реализации функций управления для достижения целей создания субъектов хозяйственной деятельности типа кластера имеют приоритетную значимость. Кластер как экономическая система, формирующая горизонтальные связи между независимыми юридическими лицами для организации работ с извлечением прибыли должна базироваться на устойчивой организационной системе управления.

Заключение

Можно сделать несколько предположений о реальных причинах столь медленного решения проекта развития острова. Проект создания и развития международного социально-экономического кластера территории остров «Большой Уссурийский» сложен так как это должна быть конструкция, учитывающая работу организаций двух стран, работающих в национальных юрисдикциях. Также существуют вопросы гармонизации нормативно-технических документов, регламентирующих экспортно-импортные грузовые и пассажирские перевозочные операции и документы.

Еще одна группа проблем организация форм инвестирования в проект. Основной формой инвестиционной деятельности может быть не только государственное инвестирование в форме целевых программ, но и различные виды Государственно-частного партнерства.

В концепции проекта два направления развития: транспортно-логистический комплекс международного транспортного коридора и социально-культурный туристический комплекс. Для первого комплекса целесообразно использовать форму Концессионного соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) с тем, чтобы сохранить в будущем контроль государства за его деятельностью. Во втором комплексе для обеспечения большей заинтересованности частного капитала эффективнее использовать другие формы: Соглашение о государственно-частном партнерстве (СГЧП), которая представляет собой более гибкую конструкцию, ориентированную на закрепление права собственности за частным инвестором. В соответствии с положениями Федерального закона № 224-ФЗ, [3] «по результатам реализации проекта частная сторона сохраняет за собой право собственности на созданный объект (за исключением случаев реконструкции уже существующего имущества, принадлежащего государству)». Кроме «Соглашения» могут быть использованы другие квази ГЧП: офсетные контракты, специальный инвестиционный контракт, контракт жизненного цикла и другие.

Форма проектного финансирования уже зарекомендована в практике как наиболее эффективный способ реализации смешанных инвестиционных потоков.


Конфликт интересов
одно место работы и учебы, отсутствует

Благодарности
нет

Финансирование
нет

Библиографическая ссылка

Косова Л.Н., Мусина А.Ш., Когут А.С. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВ «БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 9-2. С. 247-252;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4331 (дата обращения: 17.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4331