Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ESG-КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Налоева Л.А. 1 Федченко Е.А. 1
1 ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассматривается методика ESG-контроля экономических субъектов государственного сектора, направленная на оценку их вклада в устойчивое развитие через систему количественных и качественных индикаторов. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью ESG-принципов в государственном управлении и необходимостью разработки унифицированных подходов к мониторингу соответствия этим стандартам. Авторы предлагают комплексную методику, интегрирующую экологические, социальные и управленческие аспекты, что позволяет не только оценивать текущее состояние экономического субъекта, но и выявлять направления для повышения эффективности его деятельности. Особое внимание уделяется критериям отбора показателей, методам их агрегации и интерпретации, а также возможностям применения результатов оценки для принятия управленческих решений. Результаты исследования могут быть использованы регуляторами, аудиторами и руководством государственных структур для повышения прозрачности, подотчетности и устойчивости их функционирования в соответствии с национальными и международными стандартами ESG.
esg-контроль
устойчивое развитие
государственный сектор
количественные и качественные показатели
методика оценки
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1998. № 31. Ст. 3823.
2. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ.
3. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии: Приказ Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.11.2023 № 764.
4. Руководство по ESG-аудиту // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/intosai-working-group-on-key-national-indicators-/Guidance_on_ESG_Audit_rus.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
5. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №9 (310) «Устойчивое развитие регионов» [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c59/nvj03vghnm6yzwmbczxr1isq2lsb4tsq.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
6. Повестка дня в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 01.06.2025).
7. Стандарт ISSAI 100 «Основополагающие принципы аудита государственного сектора» [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/intosai-standarts/ISSAI%20100.pdf (дата обращения: 01.04.2025).
8. Стандарт ISSAI 300 «Основополагающие принципы аудита государственного сектора» [Электронный ресурс]. URL: https://www.intosai.org/fileadmin/downloads/documents/open_access/ISSAI_100_to_400/issai_300/ISSAI_300_ru_2019.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
9. Стандарт ISSAI 400 «Основополагающие принципы аудита соответствия» – [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/414/414bfc8cc87c3b96f0867d7225ce2b42.pdf?ysclid=m9qqyd8x2r213256204 (дата обращения: 01.06.2025).
10. Стандарт ISSAI 3000 «Performance Audit Standard» // Система профессиональных стандартов ИНТОСАИ [Электронный ресурс]. URL: https://www.issai.org/pronouncements/issai-3000-performance-audit-standard/ (дата обращения: 01.06.2025).
11. Стандарт ISSAI 4000 «Стандарт аудита соответствия» // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/intosai-standarts/ISSAI%204000.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
12. Руководство GUID 5090 «Audit of International Institutions» // Система профессиональных стандартов ИНТОСАИ [Электронный ресурс]. URL: https://www.issai.org/wp-content/uploads/2019/08/GUID-5090-Audit-of-International-Institutions.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
13. Руководство GUID 5202 «Sustainable Development: The Role of Supreme Audit Institutions» // Система профессиональных стандартов ИНТОСАИ [Электронный ресурс]. URL: https://www.issai.org/wp-content/uploads/2019/08/Guid-5202.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
14. Руководство GUID 5290 «Guidance on audit of the development and use of key national indicators» // Система профессиональных стандартов ИНТОСАИ [Электронный ресурс]. URL: https://www.issai.org/wp-content/uploads/2019/09/GUID-5290-Guidance-on-audit-of-Key-National-Indicators.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
15. Руководство GUID 9020 «Оценка государственной политики» [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/c83/vk9tv2c0kyry0d8foprj8ij7o67u9m31.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
16. Практические рекомендации по проведению аудита целей устойчивого развития на региональном уровне [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/intosai-working-group-on-key-national-indicators /Практические%20рекомендации%20по%20аудиту%20ЦУР%20на%20региональном%20уровне.pdf (дата обращения: 03.06.2025).
17. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы государственного управления по внедрению повестки устойчивого развития за период 2019 года, истекший период 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/761/76119231ce487594c1301b38be450c96.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
18. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической политики» [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/67a/vdwd3gv17fv0y7o801rii8bfnqnisvzy.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
19. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит реализации мер, направленныхна внедрение в Российской Федерации принципов устойчивого финансирования и ответственного ведения бизнеса за период с 2021 года по истекший период 2023 года» [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/6b5/qk4v8aprp35zpzn5dzqx4je347yer288.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
20. Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/sustainable_development/registr/ (дата обращения: 15.06.2025).
21. Булыга Р.П., Сафонова И.В. Аудит бизнеса в формате ESG: развитие методологии верификации корпоративной отчетности // Учет. Анализ. Аудит. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audit-biznesa-v-formate-esg-razvitie-metodologii-verifikatsii-korporativnoy-otchetnosti (дата обращения: 28.06.2025).
22. Жукова Е.В. Развитие ESG-подхода к управлению организацией: монография. М.: Русайнс, 2022. 136 с. ISBN 978-5-4365-9190-2. URL: https://book.ru/book/943730 (дата обращения: 25.06.2025).

Введение

В условиях глобальной трансформации, обусловленной необходимостью достижения целей устойчивого развития и учета ESG–факторов, возрастает роль контрольных органов в обеспечении эффективного и ответственного управления государственными ресурсами. Особую актуальность приобретает задача интеграции принципов устойчивого развития в систему государственного управления, что требует разработки и внедрения современных инструментов контроля. Федеральный закон №41-ФЗ от 05.04.2013 «О Счетной палате Российской Федерации» (п. п. 7, 8 ст. 13) закрепляет за Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) функции оценки достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации и анализа использования целевых показателей в документах стратегического планирования. Принимая во внимание, что данные функции позволяют Счетной палате оценивать, насколько эффективно государство реализует свои обязательства в области ESG. Аналогичные полномочия на соответствующих уровнях предоставлены контрольно-счетным органам субъектов и муниципальных образований (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ) [2], что обеспечивает комплексный контроль ESG-развития на всех уровнях власти.

Цель исследования заключается в разработке научно-обоснованной методики ESG-контроля экономических субъектов государственного сектора, направленной на комплексную оценку их вклада в устойчивое развитие. Методика призвана обеспечить унифицированный подход к мониторингу, анализу и оценке эффективности деятельности государственных экономических субъектов с учетом экологических, социальных и управленческих аспектов, а также способствовать повышению прозрачности и подотчетности их функционирования в контексте глобальных и национальных стратегий устойчивого развития.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологическая база исследования сформирована на основе фундаментальных и прикладных трудов российских и зарубежных исследователей в области устойчивого развития. В ходе работы были изучены академические публикации из рецензируемых научных изданий, аналитические материалы отечественных и международных организаций, а также нормативно-правовые акты государственных органов. Методический инструментарий исследования представлен методами экономического анализа и синтеза, а также методикой обобщения эмпирических данных.

Результаты исследования и их обсуждение

После принятия странами-участниками ООН Повестки дня в области устойчивого развития международное сообщество обращает повышенное внимание и на вопросы ESG-повестки, что, в свою очередь, также обуславливает необходимость совершенствования инструментов контроля и оценки в данной области [6]. Важным этапом в разработке и применении современных подходов к аудиту и контролю, учитывающих специфику ESG–факторов, стало создание Руководства по ESG–аудиту (далее – руководство), определяющее оценку влияния ESG–аспектов на деятельность как государственных, так и частных структур. Важно отметить, что руководство акцентирует внимание на необходимости применения комплексного подхода к контрольной деятельности, предусматривающего использование как количественных, так и качественных показателей, что позволяет учитывать многообразие факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие.

Согласно руководству, ESG-аудит представляет собой оценку полноты, достоверности и соответствия деятельности и отчетности установленным стандартам и ЦУР. Вместе с тем, в рамках ГФК целесообразно рассматривать ESG-контроль как более широкое и комплексное понятие. ESG-контроль можно определить как системный процесс, направленный на мониторинг, анализ и оценку соблюдения ESG-принципов в деятельности государственных органов и организаций государственного сектора, а также в реализации государственной политики устойчивого развития. Данный процесс охватывает комплекс мер по выявлению и упреждению рисков, возникающих из экологических, социальных и управленческих факторов. Он также включает проверку качества и полноты информации, необходимой для принятия стратегических управленческих решений, и направлен на поддержку эффективного управления и своевременную корректировку проводимой государственной политики.

Ключевая цель ESG-аудита заключается в подтверждении достижения согласованных целей в области устойчивого развития, а также в оценке полноты, достоверности и соответствия ESG-отчетности и практик. Высшие органы аудита обычно проводят ESG-аудит, проверяя множество объектов, включая федеральные органы власти, организации государственного сектора и международные организации. Однако ESG-контроль имеет более узкую направленность: он применяется только к государственным органам и организациям, которые либо участвуют в формировании государственной политики в области ESG, либо непосредственно внедряют ESG-принципы в свою деятельность. Субъектами ESG-контроля выступают органы государственного финансового контроля на различных уровнях власти, что делает контроль более комплексным. Целевые различия также заключаются в характере задач. ESG-аудит, как правило, носит ретроспективный характер и фиксирует результаты на момент проверки, в то время как ESG-контроль может быть встроен в непрерывный управленческий цикл и обеспечивать сопровождение реализации ESG-политики на всех этапах.

Для создания системного, унифицированного и эффективного инструментария, который позволит органам государственного финансового контроля последовательно и качественно осуществлять мониторинг, оценку и проверку реализации ESG-принципов, необходимо разработать методическое обеспечение ESG-контроля. В процессе разработки необходимо уделить внимание следующим документам ИНТОСАИ: [7-16].

Счетная палата, руководствуясь положениями документов ИНТОСАИ, внедряет соответствующие принципы в работе. Подтверждением является проведение экспертно-аналитических мероприятий, нацеленных на оценку различных аспектов устойчивого развития. Изучение опыта Счетной палаты в данной сфере является важным этапом для формирования эффективных подходов к ESG-контролю. Представляется целесообразным проанализировать ряд экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в последние годы: Анализ системы государственного управления по внедрению Повестки устойчивого развития (2020 год), Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально–экономического развития и внешнеэкономической политики (2021 год), Анализ достижения субъектами РФ показателей целей устойчивого развития при реализации документов стратегического планирования (2022–2023 годы), Аудит реализации мер, направленных на внедрение в РФ принципов устойчивого финансирования и ответственного ведения бизнеса (2023–2024 годы) [5, 17, 18, 19]. Анализ представленных экспертно-аналитических мероприятий демонстрирует системный подход к оценке эффективности реализации государственной политики в области устойчивого развития и внедрения ESG-принципов. Примечательно, что предметом анализа выступает широкий спектр вопросов, охватывающих различные аспекты устойчивого развития: от интеграции целей устойчивого развития в документы стратегического планирования до оценки функционирования механизмов устойчивого финансирования. Цели проводимых мероприятий свидетельствуют об обеспечении комплексного анализа, включающего оценку соответствия мер государственной политики положениям документов стратегического планирования, анализ результативности использования бюджетных средств, а также оценку эффективности функционирования механизмов государственного управления. В ходе анализа выделены ключевые направления, представляющие интерес с точки зрения оценки реализации государственной политики в области ESG. На основе отчетов о результатах экспертно-аналитических мероприятий можно проанализировать примеры успешной ESG-трансформации субъектов РФ и ESG-отчетов городов России, а также статистику публикации ESG–отчетности в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей и иные инициативы ответственного ведения бизнеса [20]. Приведем пример составление матрицы дизайна по экспертно-аналитическому мероприятию (табл. 1), позволяющей подробно изучить цели и вопросы мероприятия, а также предположить, какие гипотезы проверялись, какие методы применялись и какие ограничения могли препятствовать анализу.

В рамках аудита проводился анализ деятельности организаций по стимулированию ответственного ведения бизнеса в части соответствия положениям документов стратегического планирования, НПА, иных документов. Нормативно-правовые акты (НПА) были изучены на предмет их достаточности и разделены на две группы.

Таблица 1

Матрица дизайна экспертно-аналитического мероприятия «Аудит реализации мер, направленных на внедрение в Российской Федерации принципов устойчивого финансирования и ответственного ведения бизнеса за период с 2021 года по истекший период 2023 года» (фрагмент)

Гипотеза

Критерий проверки гипотез

Методы

Ограничения

Предварительные результаты

Предварительные выводы

Предварительные рекомендации

Цель 1. Оценка соответствия мер государственной политики и мероприятий, направленных на стимулирование устойчивого финансирования и ответственного ведения бизнеса, положениям документов стратегического планирования и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных документов

Вопрос 1. Анализ деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных ответственных органов и организаций по стимулированию ответственного ведения бизнеса на предмет ее соответствия положениям документов стратегического планирования, нормативных правовых актов Российской Федерации, иных документов

Деятельность Министерства экономического развития Российской Федерации и других ответственных органов не выполняет в полной мере положения документов стратегического планирования и нормативных актов Российской Федерации

Сравнение фактической деятельности органов с установленными требованиями и положениями нормативных документов

- Метод системного анализа

- Метод анализа соответствия

- Метод анализа нормативных актов

Ограничение по доступности внутренних данных о деятельности органов

Предварительные результаты показывают частичное соответствие, но с отклонениями

Несоответствие действий органов действующим нормативным актам и документам стратегического планирования

Рекомендуется усилить контроль за исполнением требований стратегических документов и привести деятельность органов в соответствие с ними

Деятельность Министерства экономического развития Российской Федерации и других органов по стимулированию ответственного ведения бизнеса недостаточно согласована с нормативными правовыми актами

Оценка взаимодействия различных органов и органов власти в реализации устойчивого ведения бизнеса

- Метод сравнительного анализа документов

- Метод анализа взаимодействия органов

Могут возникать проблемы при анализе множества документов

Обнаружены различия в применении нормативных актов и отсутствие координации между органами

Отсутствие должной координации между органами и несогласованность их действий приводит к недостаточной эффективности мер

Рекомендуется выработать механизмы координации между органами для повышения эффективности государственного стимулирования ответственного ведения бизнеса

Вопрос 2. Оценка соответствия деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и иных ответственных органов и организаций положениям поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документов стратегического планирования и нормативных правовых актов в области устойчивого финансирования

Деятельность Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других органов не полностью соответствует поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Анализ соответствия деятельности органов власти положениями поручений Президента и Правительства Российской Федерации

- Метод системного анализа

- Метод анализа соответствия

- Метод анализа нормативных актов

Могут быть проблемы с доступом к информации по выполнению поручений

Предварительный анализ показал, что не все поручения выполняются в срок или в полном объеме

Несоответствие выполняемых поручений и заданных сроков может влиять на эффективность реализации государственной политики в области устойчивого финансирования

Рекомендуется более строго контролировать выполнение поручений и ускорить процесс реализации задач, обозначенных Правительством и Президентом

В деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других органов выявляются нарушения в области устойчивого финансирования

Анализ реализации задач в области устойчивого финансирования, прописанных в документах стратегического планирования

- Метод анализа исполнения государственной политики

- Метод оценки выполнения нормативных актов

Отсутствие централизованного сбора данных об эффективности

Обнаружены случаи, когда реализация устойчивого финансирования не полностью соответствует планам и рекомендациям

Нарушения в реализации государственной политики в области устойчивого финансирования препятствуют внедрению стратегий устойчивого развития

Рекомендуется усилить мониторинг и контроль за реализацией задач в области устойчивого финансирования на всех уровнях государственного управления

Источник: составлено авторами на основе [17-19].

1. Акты, способствующие реализации принципов ответственного ведения бизнеса, но разработанные до актуализации глобальных и национальных приоритетов и ЦУР.

2. Акты, влияющие на реализацию принципов ответственного ведения бизнеса и учитывающие современные глобальные и национальные приоритеты и ЦУР. По результатам проведения мероприятий оценены НПА и рекомендации, оказываемые меры государственные поддержки, выполнение регуляторных функций, способствующих повышению осведомленности населения.

Особое внимание при анализе проведенных экспертно-аналитических мероприятий необходимо уделить объектам контроля. Основными реципиентами внимания Счетной палаты являются федеральные органы исполнительной власти, такие как Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. На данном этапе Счетная палата концентрируется на оценке эффективности функционирования системы государственного управления в области устойчивого развития и определении степени готовности к реализации задач, связанных с ESG-трансформацией. При этом законодательство позволяет расширять область объектов контроля в соответствии со ст. 266.1 БК РФ [1], и методическими документами ИНТОСАИ. В данном контексте мы разграничиваем две группы объектов ESG-контроля: к первой относятся государственные органы, чья функция заключается в формировании политики внедрения ESG-принципов, а ко второй – иные экономические субъекты государственного сектора, которые на практике реализуют эти принципы.

В зависимости от объекта ESG-контроля будет различаться предмет. В первом случае предметом контроля будет являться деятельность, направленная на стимулирование внедрения ESG-принципов и выработку государственной политики в области ESG; состояние системы государственного управления по реализации ESG-повестки. Во втором случае – деятельность по внедрению ESG-принципов, формированию ESG-отчетности и использованию бюджетных средств на реализацию ESG-проектов и мероприятий.

ESG-контроль экономических субъектов государственного сектора может включать три этапа. Первый этап – подготовительный, осуществляется в целях планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и предварительного изучения объекта. На данном этапе определяется перечень заинтересованных сторон, формируется состав инспекторов и экспертов (при необходимости), собирается необходимая информация и формируется программа и рабочий план проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия. По результатам подготовительного этапа формируется матрица дизайна, содержащая информацию об основных гипотезах, критериях их проверки, методах и ограничениях контроля, а также предварительные результаты, выводы и рекомендации.

На основном этапе орган ГФК проверяет поставленные гипотезы. Определяется перечень существенных тем для раскрытия, продолжается сбор фактических данных о деятельности объекта контроля, проводится анализ, формулируются соответствующие выводы по целям и вопросам мероприятия. В процессе анализа информации о внедрении экономическими субъектами соответствующих принципов используются количественные и качественные показатели по трем категориям: экологические, социальные, управленческие (табл. 2). Предложенные показатели содержатся в перечне ключевых (базовых) показателей отчетности об устойчивом развитии.

Для обеспечения сопоставимости и объективной оценки значений различных ESG-показателей применяется процедура нормализации. Нормализация позволяет перевести исходные данные в безразмерные величины, отражающие относительную эффективность организации по сравнению с отраслевыми или рыночными эталонами. В зависимости от направления влияния показателя на экологическую, социальную и управленческую устойчивость, используются два основных подхода:

– для показателей, где снижение значения свидетельствует о положительном эффекте (например, выбросы загрязняющих веществ, объем образованных отходов, расход воды), нормализованное значение рассчитывается по формуле 1:

N = (S – X) / S, (1)

где N – нормализованное значение;

X – значение показателя организации;

S – среднее значение показателя по отрасли или группе сравнения.

Таблица 2

Показатели ESG-оценки

Показатели оценки

Экологические

Социальные

Управленческие

Объем использованной воды из всех источников водоснабжения

Расходы на оплату труда

Наличие политики по устойчивому развитию и (или) иных стратегических документов в этой сфере

Объем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения

Среднесписочная численность работников, в том числе численность инвалидов

Количество заседаний совета директоров и коэффициент их посещаемости

Объем сброса загрязненных сточных вод

Средняя заработная плата

Количество членов совета директоров, всего, в том числе по возрастным группам

Эффективность водопользования

Расходы на мероприятия по охране труда

Количество заседаний аудиторского комитета (комитета по аудиту) и коэффициент их посещаемости

Образовано отходов

I–V классов опасности

Расходы на организацию и проведение социальных, физкультурно-оздоровительных, медицинских мероприятий для работников и членов их семей

Участие в индексах и рейтингах устойчивого развития (ESG)

Обращение с отходами

I–V классов опасности

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности и со смертельным исходом

Количество зафиксированных случаев нарушений прав коренных малочисленных народов Российской Федерации

Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

Расходы на обучение работников

Доля работников, замещающих должности с высоким коррупционным риском

Выбросы парниковых газов

Среднее количество часов обучения в год на одного работника по группам занятий

Среднее количество часов обучения по вопросам противодействия коррупции на одного работника

Расходы на реализацию мероприятий, связанных с охраной окружающей среды

Доля работников, охваченных коллективным договором, в среднесписочной численности работников

Количество случаев привлечения организации, ее дочерних и зависимых обществ к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Потребление возобновляемой и низкоуглеродной энергии

Коэффициент текучести кадров

Доля женщин-руководителей в общей численности руководителей

Энергоэффективность: энергопотребление в расчете на единицу чистой добавленной стоимости

Расходы на участие в поддержке социальных программ, не направленных на работников и членов их семей

 

Источник: составлено авторами на основе [3].

При этом N> 0 указывает на результат лучше среднего, N < 0 – хуже среднего.

– для показателей, где увеличение значения является положительным фактором (например, доля возобновляемой энергии, уровень переработки отходов), применяется формула 2:

N = X / S, (2)

Значения N > 1 свидетельствуют о превышении отраслевого стандарта, N < 1 – о недостаточном уровне. Данный метод нормализации позволяет унифицировать показатели с разными единицами измерения и направленностью влияния, что важно для комплексного анализа и формирования интегральной ESG-оценки. Использование отраслевых средних значений в качестве базиса обеспечивает объективность и релевантность оценки.

Анализ полученных при проведении контрольного или экспертно-аналитического мероприятия данных позволяет сформировать обоснованные выводы и выявить ключевые риски, связанные с реализацией ESG-стратегий. Особое внимание уделяется степени соответствия фактических показателей установленным нормативам и стратегическим целям, выявлению возможных отклонений и их причин. На данном этапе проводится оценка эффективности действующих механизмов управления ESG-рисками, степени интеграции принципов устойчивого развития в операционную и стратегическую деятельность организации, а также выявляются барьеры, препятствующие их реализации. Дополнительно анализируется уровень осведомленности руководящего состава и сотрудников об ESG-принципах, наличие соответствующих программ обучения, внутренних регламентов и инструментов мониторинга. Особый акцент делается на оценке прозрачности и полноты раскрываемой информации: насколько детально организация освещает аспекты своей деятельности в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления, каковы механизмы внутреннего контроля и отчетности. Также целесообразно проводить сравнительный анализ с аналогичными объектами, что позволяет выявить отраслевые тенденции, определить уровень зрелости ESG-подходов в конкретном экономическом секторе и выделить организации-лидеры. Это, в свою очередь, дает возможность рекомендовать лучшие практики, которые могут быть масштабированы и адаптированы для повышения эффективности управления устойчивым развитием в организациях государственного сектора.

Кроме того, в ходе анализа следует учитывать динамику изменения ключевых ESG-показателей за отчетный период для определения устойчивости предпринятых мер, а также оценить их долгосрочную результативность. Например, сокращение выбросов парниковых газов или повышение уровня переработки отходов должно сопровождаться оценкой экономической целесообразности и влияния на конкурентоспособность организации. По итогам анализа осуществляется комплексная интерпретация полученных результатов, позволяющая оценить текущее состояние объекта контроля с точки зрения внедрения ESG-подходов, а также определить потенциал дальнейшего развития и возможные направления совершенствования. При этом особое внимание уделяется не только текущему уровню ESG-зрелости, но и ее способности адаптироваться к изменяющимся требованиям регуляторов и инвесторов, внедрять инновационные подходы к устойчивому развитию и формировать корпоративную культуру, ориентированную на долгосрочное экономическое, социальное и экологическое благополучие. На заключительном этапе осуществляется подготовка заключения, формируются итоговые результаты, выводы, предложения и рекомендации, которые должны быть подкреплены полученными доказательствами, составляется отчет о результатах мероприятия. Важно уделить внимание последующему контролю реализации предложений (рекомендаций), а также результатам их внедрения.

Заключение

Внедрение предложенной модели ESG-контроля позволит наиболее полно и объективно оценивать объекты контроля с точки зрения устойчивости и ответственности при осуществлении деятельности. Данный процесс поможет призвать организации составлять и публиковать достоверную ESG-отчетность, а также повышать качество внедрения принципов экологической, социальной и управленческой ответственности.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию.


Библиографическая ссылка

Налоева Л.А., Федченко Е.А. К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ESG-КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 8-2. С. 179-186;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4288 (дата обращения: 15.09.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4288