Введение
В условиях активного продвижения отраслей креативной экономики в России важной проблемой для креативных индустрий становятся понимание особенностей их формирования и обозначение основных тенденций развития. Ее решение будет способствовать построению действенных планов по дальнейшему становлению национальных креативных индустрий. Креативная экономика – это в стратегический ресурс, который превращается в эффективный бизнес, который формирует национальную идентичность и продвигает на международном уровне.
Самой первой страной, которая интегрировала креативную экономику в концептуальные процессы, является Великобритания. Её положительный опыт послужил началом реализации креативной экономики в своём государственном управлении для многих стран мира. 2001 год ООН провозглашает годом креативной экономики.
Начиная с 2021 года, Правительство Российской Федерации расширяет правовое пространство в креативной сфере. Принимается ряд важнейших нормативно-правовых документов, в том числе:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 №2613-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года» [3].
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2022 г. N 2290-р О плане мероприятий по реализации в 2022-2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. [4].
3. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [6].
4. Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» от 08.08.2024 N 330-ФЗ [7].
Цель исследования – оценка состояния и направлений развития креативных индустрий городов и кластеров в экономике России. В рамках исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «креативный город» и «креативный кластер».
2. Провести теоретический анализ основных показателей креативности, которые должны служить основой для оценки креативных городов.
3. Представить подходы к развитию креативных городов и креативных кластеров, как факторов, положительно влияющих на городскую динамику и повышающих благосостояние населения.
Материалы и методы исследования
Исходными материалами исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Гохберг Л.М., Боякова К.Н., Юхина А.А., Флорида Р., Andersson A.E., Landry C., Porter M.E. и другие.
В исследовании использованы графический метод и общенаучные методы, а именно системный анализ (анализ и синтез), сравнительный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие креативной индустрии и креативных кластеров в городах получило положительный импульс во всех странах Европы. Данные явления приобрели особую актуальность в контексте становления креативной экономики государств [1]. Они выражались через культурные индустрии и концептуальные основы городов, как базовых субъектов развития креативных экономик государств Европы. Креативная индустрия уже сейчас составляет около 4% ВВП России и в будущем доля будет только увеличиваться.
Креативная экономика – это «совокупность различных взаимодействий внутри страны и за её пределами, выражающимися в процессе производства, распределения, а также обмена и потребления, функционируя на принципах уникальности и инноваций, создавая при этом определённые культурные и креативные продукты и услуги» [1].
Еще в 1995 году Чарльз Лэндри и Франко Бьянкини написали эссе под названием «Креативный город», целью которого явилось «исследовать, что значит быть креативным городом» [12]. Анализируя данный очерк, можно отметить, что в нём описана характерная взаимосвязь между творчеством и развитием городской территории. Подчеркивается, что в этом нет ничего новаторского и исторически важного. Авторы отмечают, что городская территория всегда отражала в себе идейные характерные особенности художников, дизайнеров и так далее, это и отделяло город от сельской местности по ряду причин. Происходившие с течением времени преобразования социального и экономического характера, изменили производственные мощности ряда современных стран, которые и устремились не производить знания, а создавать креативные продукты и услуги, развивать творческие и инновационные сферы своего общества. Что в свою очередь привело к созданию нового более современного языка креативной сферы и экономики [12].
В своих работах Чарльз Лэндри и Франко Бьянкини приводили примеры активного развития креативных городов и концепции творчества внутри отдельных стран. Популяризация данного направления приводила к стимулированию творческих инициатив граждан, воспитывая при этом новый творческий класс или поколение в контексте совершенствования культурной городской политики.
А.Е. Андерссон выделяет пять основных показателей креативности, которые должны служить основой для креативных городов, независимо от их уровня экономического и социального развития (рисунок 1) [10].
Рис. 1. Пять основных показателей креативности, которые должны служить основой для оценки креативных городов [10]
А.Е. Андерссон акцентирует внимание на том, что город и его среда определяют потенциал развития человеческого и научно-технического ресурса, то есть город выступает центром формирования соответствующих творческих компетенций.
Такой подход наблюдаем и в работах Дж. Хосперса, который разделял креативные города на четыре типа (рисунок 2) и был уверен, что концентрация, разнообразие и нестабильность являются определяющими факторами развития креативных городов [11].
Рис. 2. Типы креативных городов, по мнению Дж. Хосперса [11]
Успешность развития креативного города будет определяться сформированной инфраструктурой, которая сможет объединить все производственные предприятия, сферу услуг города (малые, средние, крупные хозяйствующие субъекты), а также культурные и образовательные организации в единую систему развития экономического потенциала, ориентированного на инновации во всех сферах жизнедеятельности креативного города [9].
С течением времени появилось значительное количество научной литературы и публикаций, связанных с развитием креативных городов. В рамках данной статьи следует отметить Ричарда Флорида, который заложил основу в концепции социального положения города, как инструмента коллективной индустрии [8]. Ричард Флорид выделяет 3 «Т» экономического развития: технология, талант и толерантность [8]. Его концептуальные теории связаны с тем, что три фактора экономического развития должны быть взаимодополняемые, но при этом развиваться независимо друг от друга. В первую очередь важно отметить толерантность, которая относится ко всем национальностям и расам. Относительно таланта, то это высокие моральные качества и уровень образования общества, а технологическая составляющая – это инновации и навыки, необходимые для развития культурного города. Данные взаимозависимые факторы при всём своём превосходстве не могут говорить о существовании креативного города. Но при этом их грамотная реализация внутри такого города поможет привлекать креативные инвестиции и создавать новые рабочие места, а также культурные продукты и услуги. Таким образом, чтобы город стал креативным, необходимо развивать высокие технологии и инновации, привлекая при этом творческих людей на данную территорию.
Отталкиваясь от тезиса Маршалла, Портер продолжал утверждать, что кластеры в рамках городов могут получить это конкурентное преимущество тремя различными способами [13]:
- за счет увеличения производительности труда тех же компаний в кластере;
- за счет стимулирования инновационных факторов внутри кластера;
- путем стимулирования развития новых предприятий.
Авторская точка зрения состоит в том, что главными факторами, которые должны определять потенциал развития креативных городов и кластеров должны быть: трудовые ресурсы и трудовой потенциал, природный потенциал территорий, капитал во всех проявлениях, НИОКР и инфраструктура.
Сегодня в России при расчете Российского индекса креативных индустрий применяется методика, включающая 60 индексов, распределённых на 5 групп (рис. 3) [2].
Рис. 3. Российский индекс креативных индустрий [2]
Для сравнения стоит отметить, что рейтинг уровня и условий развития креативного сектора в российских регионах, который формирует Высшая школа экономики (2025 год) [5], включает в себя 52 индикатора (в 2024 году – 48 индикаторов) сгруппированных в 12 рубрик по четырем тематическим разделам [5].
При расчете Российского индекса креативных индустрий, были исследованы 115 городов России, поделенных на 6 кластеров.
Кластер 1. «Космополиты», к которым отнесены, как небольшие и средние по размеру города, так и города-миллионники. Все они обладают развитой и достаточно диверсифицированной экономикой. В таких городах запрос общества в удовлетворении потребностей более высокого порядка. В первый кластер включены: Казань, Екатеринбург, Балашиха, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Уфа, Воронеж и другие города (рисунок 4). Представленные города характеризуются высокими показателями развития культуры, бизнес-инкубаторов, ИТ-компаний, краудфайдинговых проектов, развитой инфраструктурой технопарков, финансовых фондов и имеют различные программы поддержки креативной сферы, развивают бренд города и прочие атрибуты городов данной группы.
Рис. 4. Распределение городов-лидеров по кластеру «Космополиты» [2]
Рис. 5. Распределение городов-лидеров по кластеру «Региональные центры» [2]
Рис. 6. Распределение городов-лидеров по кластеру «Города с достатком» [2]
Кластер 2. «Региональные центры» – это города со средним и низким уровнем развития экономики. В этот кластер вошли: Ярославль, Ижевск, Кемерово, Махачкала, Астрахань, Барнаул, Липецк, Тольятти и другие города (рисунок 5). Представленные города получили высокие оценки благодаря развитой инфраструктуре общественного питания (кафе, рестораны и бары), достаточности соответствующих программ и фондов поддержки креативной индустрии, а также наличию развивающегося бренда города.
Кластер 3. Города, в которых уровень развития экономики выше, чем в городах, включенных в другие кластеры («Города с достатком»). Они имеют хорошо развитую промышленность, либо являются крупными транспортно-логистическими и распределительными центрами. Кроме того, отмечено большое количество публикаций о креативных индустриях в местных и федеральных СМИ, развивается бренд города, проводятся тематические выставки и мероприятия, как в черте города, так и за его пределами, имеется соответствующий фонд и программы поддержки креативной индустрии. В третьем кластере представлены такие города, как Обнинск, Ханты-Мансийск, Красногорск, Архангельск, Череповец, Мурманск, Находка и другие (рисунок 6).
Кластер 4. Города со средним и низким уровнем развития экономики, что ведет к снижению численности населения («Города местного значения»). В основном – это локальные центры экономической активности, не являющиеся административными центрами субъектов РФ, а также столицы субъектов РФ, расположенные в пределах 500-600 км от городов-миллионников. К этому кластеру отнесены такие города, как Брянск, Вологда, Смоленск, Калуга, Новомосковск, Таганрог и другие (рисунок 7). Основное их отличие в том, что в данных городах имеется большое количество компаний в форме научно-производственных холдингов, разработаны финансовые и нефинансовые программы поддержки креативной индустрии, акцентировано внимание на наращивании программ дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет. Кроме того, развивается бренд города и культурно-досуговая сфера.
Кластер 5. Города с неблагоприятными климатическими условиями («Холодные города»), имеющие средний и высокий уровень развития экономики и при этом обладающие существенным человеческим потенциалом. В этот кластер вошли Якутск, Сургут, Чита, Благовещенск, Салехард и другие города (рисунок 8). В представленных городах сосредоточено большое число средних образовательных учреждений в креативной сфере, растет количество участников движения World Skills. Кроме этого, активно формируются фонды развития и программы поддержки креативной отрасли, активно применяются нефинансовые инструменты, продвигается бренд города.
Рис. 7. Распределение городов-лидеров по кластеру «Города местного значения» [2]
Рис. 8. Распределение городов-лидеров по кластеру «Холодные города» [2]
Рис. 9. Распределение городов-лидеров по кластеру «Точки притяжения» [2]
Кластер 6. «Точки притяжения» – это города со средним и низким уровнем дохода, которые расположены, по большей части, в центральной европейской части России с благоприятным климатом, обладающие значительным человеческим потенциалом. В рамках шестого кластера представлены города: Калининград, Белгород, Великий Новгород, Владимир, Симферополь, Березники, Нальчик, Курск, Пятигорск и другие (рисунок 9). Они имеют фонды, финансовые и нефинансовые программы поддержки креативной индустрии, продвигают бренд города и располагают большим количеством музеев с грантом «Музей 4.0».
Стоит отметить, что развитие креативных индустрий в городах России, в рамках представленных кластеров, позволяет создавать креативный продукт, увеличивать занятость населения, тем самым повышая эффективность экономики.
Важно, что креативный сектор предполагает определённый алгоритм функционирования, который включает создание креативных продуктов, их продвижение и распространение. В соответствии с этим алгоритмом в рейтинге креативных регионов Российской Федерации первые три места принадлежат соответственно Москве, Санкт-Петербургу и Нижегородской области [5].
Наиболее интенсивное развитие креативных кластеров наблюдается в странах Европейского Союза, где они выступают в качестве эффективных инструментов повышения конкурентоспособности, как участников кластеров, так и территориальных образований, на которые они опираются. Следует понимать, что при развитии креативных кластеров увеличивается и налоговая база не только городов, регионов, но и всей страны. Это, в свою очередь, способствует созданию новых рабочих мест в различных творческих сферах. В общей совокупности это увеличивает привлекательный имидж городов, что ведёт к появлению потенциально новых инвесторов.
Если говорить о России, то следует отметить, что рынок креативных городов сегодня находится на стадии формирования, так как по оценкам российской государственной корпорации развития доля креативной индустрии в ВВП России не превышает 6% [2]. Тем не менее, креативная сфера обладает существенным потенциалом.
В настоящее время ключевыми трендами развития креативной сферы в России являются:
1. Использование и развитие человеческого потенциала.
2. Акселерация программ развития регионального и общероссийского бизнеса.
3. Формирование экспортного потенциала для производства экспортно-ориентированной продукции и креативных сервисов.
4. Внедрение современных технологий во все сферы жизнедеятельности.
Если анализировать кластерную форму, то креативная индустрия активно влияет на городскую экономику, а также повышает благосостояние населения в социальной сфере. То есть происходит так называемый синергетический потенциал, и циркуляция идеи внутри кластера, основополагающим звеном которого является инновационное развитие в экономической сфере на региональном уровне.
Заключение
В заключение следует отметить, что для любого государства креативный сектор становится «спасательным кругом», благодаря которому появляется возможность повысить занятость населения, сформировать необходимую креативную инфраструктуру, в конечном итоге создать условия для развития креативной и инновационной экономики, которая определит будущее развитие не только городов, регионов, но и страны в целом. Инновационные процессы становятся главными драйверами развития креативной экономики, что положительно сказывается на качестве жизни населения. В условиях современного бизнеса компании всё более проявляют интерес не только к увеличению финансовых результатов, но и к внедрению новых технологий, направленных на повышение ценностных стандартов населения в жилых агломерациях. Всё это наводит на мысль, что креативная индустрия так или иначе активно воздействуют на креативную экономику страны, при этом повышая её конкурентоспособность. При росте производства креативных продуктов и услуг качественно улучшается и бизнес-инфраструктура внутри городов. Всё это формирует совокупную выгоду для всех участников креативного процесса.
Библиографическая ссылка
Глушак Н.В. КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 8-1. С. 36-44;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4270 (дата обращения: 26.08.2025).