Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Камалова А.О. 1 Таибова Р.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Работа посвящена исследованию организационно-экономических основ функционирования бизнес-инкубаторов в регионе. Раскрыто понятие, сущность и роль бизнес-инкубаторов в развитии малого предпринимательства. Бизнес-инкубатор рассматривается не только объект инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на начальной стадии их деятельности путем оказания широкого спектра услуг, но и как инструмент совершенствования и продвижения бизнеса, особенно на первоначальном этапе функционирования start-up компании. Исследованы современные тенденции развития бизнес-инкубаторов в России, которые выступают одной из форм поддержки малого бизнеса в регионах. Эти структуры способствуют росту числа малых предприятий, улучшению инвестиционного климата в регионе, внедрению новых технологий, инновационному развитию отельных отраслей и экономики региона в целом, росту экономической активности и решению социально-экономических проблем. Проведен анализ эффективности функционирования бизнес-инкубаторов Дагестана; предложены методические и практические рекомендации по ее повышению.
малое предпринимательство
концепция развития
бизнес-инкубатор
бизнес-структура
финансовый механизм
организационно-экономический механизм
инфраструктура
государственная поддержка
регион; предприятие
эффективность
инновация
предприниматель
1. Власенко В.С. Cовременные тенденции развития бизнес-инкубаторов в России // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №?1 (41).
2. Вуллакотт М. Руководство по бизнес-инкубации. Н. Новгород, 2005.
3. Дагестану выделили более 115 млн рублей на создание бизнес-инкубаторов [Электоронный ресурс]. Точка доступа. URL: http://www.moidagestan.ru/news/economic/52602.
4. Маркварт Э. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт. М.: ИПИ, 2001.
5. Махлайд И.А., Бибик С.А. Развитие бизнес-инкубаторов в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-гуманитарные и экономические науки.
6. Министерство экономического развития Российской Федерации. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/support/.
7. Миссаль Е.Ф. Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. №?4.
8. Тормышева Т.А. Оценка эффективности деятельности бизнес-инкубатора // Креативная экономика. 2012. Т. 6. №?7. С. 66–70.
9. Фетисов В.А. Бизнес-инкубатор в России (На примере Белгородской области) // ФЭН-НАУКА. 2015. №?1 (40).

Интеграция национальной экономики в мировое сообщество невозможна без функционирования конкурентоспособной предпринимательской среды, подразумевающей создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Именно стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства составляет фундамент здоровой экономики.

Как показывает мировой опыт, в условиях нестабильной экономической ситуации для поддержки малого бизнеса, наряду с благоприятной фискальной политикой и инвестиционной средой, необходимо и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Сегодня в нашей стране назрела необходимость развития инновационной инфраструктуры, которая способствовала бы содействуют развитию предпринимательства в регионах, созданию рабочих мест и снижению социальной напряженности, развитию определенных отраслей промышленности, а также решению других задач. Инновационная инфраструктура – это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности [5].

Одним из элементов такой инфраструктуры выступают бизнес-инкубаторы, которые доказали свою эффективность в деле развития предпринимательства во многих странах, в том числе с опытом стран со сходными с Россией экономическими и политическими условиями.

В современной литературе встречаются различные трактовки термина «бизнес-инкубатор» [1, 2, 5, 7, 8, 9 и др.]. Часто при описании бизнес-инкубатора используются термины-синонимы: технологический парк, бизнес-акселератор, парк инноваций научный парк, технологический парк. Тем не менее, во всем многообразии определений прослеживаются общие черты, которые и формируют это понятие.

Некоторые источники характеризует бизнес-инкубатор как конкретный хозяйствующий субъект, созданный для оказания поддержки начинающим предпринимателям. В других – бизнес-инкубатор выступает как абстрактное понятие, характеризующее благоприятную среда для развития малого бизнеса.

В любом случае, главным при определении бизнес-инкубатора является цель его деятельности – оказание поддержки начинающим предприятиям при организации их деятельности с целью адаптации на рынке.

Таким образом, можно дать следующую трактовку термину «бизнес-инкубатор». Бизнес-инкубатор – это инструмент продвижения малого и среднего бизнеса, осуществляющий помощь предпринимателям на начальном этапе их деятельности путем предоставления площадей, оказания информационных и юридических услуг.

Растущая популяризация бизнес-инкубаторов в регионах России вполне объяснима. Эти структуры способствуют росту числа малых предприятий, улучшению инвестиционного климата в регионе, внедрению новых технологий, инновационному развитию отельных отраслей и экономики региона в целом, росту экономической активности и решению социально-экономических проблем. Не случайно, Рабочая группа по развитию промышленности и предпринимательства Европейской экономической комиссии ООН, рекомендует бизнес-инкубирование как один из наиболее эффективных способов поддержки предпринимательства.

Общая численность бизнес-инкубаторов в РФ на начало 2017 года составила 145, общая площадь бизнес-инкубаторов – 431279,7 м, количество субъектов малого предпринимательства – резидентов бизнес-инкубаторов – 2179 ед., общее количество работников субъектов малого предпринимательства – резидентов бизнес-инкубаторов – 10234 человек. Надо отметить, что показатели деятельности бизнес-инкубаторов в 2017 году по сравнению с 2016 практически остались на том же уровне, что характеризует ситуацию, когда бизнес-инкубаторы не получили должного распространения в регионах РФ или действующие структуры работают не остаточно эффективно.

Большая часть резидентов бизнес-инкубаторов заняты в сфере информационных технологий (ИТ), при этом более 50 % его резидентов работают в таких сферах, как приборостроение, нанотехнологии, биотехнологии, лазерные технологии [1].

Если рассматривать соотношение частных и государственных инкубаторов то в России 46 % бизнес-инкубаторов относится к региональной администрации, 21 % к муниципальной, 28 % к администрации вуза, и 5 % находится в собственности у частного лица или компании. Что касается территориального распределения, то около 30 % действующих инкубаторов расположены в Центральном федеральном округе, 26 % инкубаторов находится в Приволжском федеральном округе, 13 % инкубаторов – в Сибирском федеральном округе и 11 % – в Северо-Западном. Приведенные пропорции соотносятся с уровнем развития регионов и размещением научного и промышленного потенциала по стране [1].

Распределение бизнес-инкубаторов по федеральным округам в целом соответствует распределению населения России. За исключением трех округов с минимальным количеством инкубаторов степень насыщенности инкубационными программами российских округов составляет в среднем один инкубатор на 2 млн 700 тыс. человек. Если принять во внимание, что не все инкубаторы учтены в рамках настоящего исследования, этот показатель может быть выше.

Как же обстоит дело с бизнес-инкубаторами в Республике Дагестан? Государственная программа по развитию малого и среднего предпринимательства в республике реализуется министерством промышленности, торговли и инвестиций Дагестана. В настоящее время Минпромторгинвест РД проводит работу по подготовке заявок на участие в конкурсе, проводимом Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

В регионе реализуется государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан, в рамках которой предусмотрены более 30 мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. В республике создана и функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Это Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан, Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства РД, 14 специализированных центров, Учебно-производственный комбинат, Дагестанская лизинговая компания, бизнес-инкубаторы и мобильный консультационный центр.

Сегодня в Дагестане функционируют следующие бизнес-инкубаторы: республиканский офисный бизнес-инкубатор (г. Махачкала), республиканский производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали», бизнес-инкубатор «Сулак» (г. Кизилюрте), бизнес-инкубатор «Черемушки» (г. Кизляр), бизнес-инкубатор «Каспий» (г. Каспийск), бизнес-инкубатора «Дербент». В настоящее время в шести бизнес-инкубаторах размещено более 150 начинающих предпринимателей.

В 2015 году на создание бизнес-инкубаторов Дагестану было выделено 115 млн рублей. Регион вошел в число трех субъектов РФ, получивших самую большую финансовую поддержку правительства РФ. Больше Дагестана денежных средств было выделено только Московской области – 276,3 млн рублей и Татарстану – 185,7 млн рублей [3].

Среди других субъектов СКФО суммы субсидий распределены следующим образом: Чечня – более 65,542 млн рублей, Кабардино-Балкария – более 33,583 млн рублей, Ставропольский край – более 2,402 млн рублей, Северная Осетия-Алания около 639 тыс. рублей, Карачаево-Черкесия более 426 тыс. рублей, Ингушетия – более 411 тыс. рублей [6].

Деятельность всех бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 ноября 2009 г. № 402 «О порядке деятельности бизнес-инкубаторов, управления ими, финансирования их деятельности, отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в бизнес-инкубаторах» (далее – Постановление).

Помещения предоставляются предпринимателям полностью укомплектованные всей необходимой офисной мебелью. Также предоставляется оргтехника: компьютеры, многофункциональные устройства, услуги телефонной связи и доступ в интернет.

Кроме того, в соответствии с Постановлением бизнес-инкубаторам оказываются консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации, и обучения субъектов малого предпринимательства. Почтово-секретарские услуги и услуги централизованной бухгалтерии.

Основные условия для размещения в бизнес-инкубаторе:

– срок регистрации субъекта малого предпринимательства не должен превышать один год на момент подачи заявки;

– род деятельности субъекта малого предпринимательства должен соответствовать профилю бизнес-инкубатора.

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 23.04.12 года № 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» в бизнес- инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • оказание финансовых и страховых услуг;
  • розничная и оптовая торговля;
  • строительство, включая ремонтно-строительные работы;
  • оказание адвокатских и нотариальных услуг;
  • оказание бытовых услуг;
  • оказание медицинских услуг, в т. ч. ветеринарных;
  • оказание услуг общественного питания, кроме столовых для работников бизнес-инкубатора и компаний, размещенных в нем;
  • операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг;
  • производство подакцизных товаров, за исключением ювелирных изделий;
  • добыча и реализация полезных ископаемых;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, размещение на транспортных средствах;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
  • игорный бизнес.

Ставки арендной платы за помещения в соответствии с Постановлением составляют:

– 1 год аренды – 20 %;

– 2 год аренды – 40 %;

– 3 год аренды – 60 %.

Размещение субъектов малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе, победителям конкурса предоставляются помещения. Объявление о приеме документов на конкурс публикуются в средствах массовой информации и на сайте.

Поддержка предпринимателей очень важна, особенно на начальной стадии, когда так нужна финансовая и информационная помощь. Наряду с активным применением грантов для поддержки начинающих предпринимателей, а Республике все чаще начинающие предприниматели обращаются в бизнес-инкубаторы.

В настоящее время в четырех бизнес-инкубаторах размещено более 100 начинающих предпринимателей.

Для успешного развития сети бизнес-инкубаторов в России необходимо:

– принятие нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубаторов;

– введение льгот и преференций для бизнес-инкубаторов, с тем, чтобы они могли оказывать на льготных же условиях услуги малым предприятиям;

– оказание финансовой поддержки по подготовке кадров, помощи в создании новых бизнес-инкубаторов в регионах России, поддержки международных контактов.

Таким образом, бизнес-инкубаторы занимаются реализацией инновационных идей, которые без поддержки структуры инкубатора не смогли бы пробиться на рынок. С каждым днем из-за растущей конкуренции в мире и внутри страны их деятельность становится все более сложной.


Библиографическая ссылка

Камалова А.О., Таибова Р.А. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 4-2. – С. 197-200;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=427 (дата обращения: 23.11.2024).