Введение
Программа импортозамещения реализуется как часть антикризисных мер, являющихся закономерной реакцией на нарастающее с 2014 г. санкционное давление и попытки экономической и технологической изоляции России. Формирование нового вектора промышленного развития, основанного на достижении технологического суверенитета, обусловлено многочисленными санкциями, ограничивающими поставки сырья, узлов и комплектующих изделий для производства готовой продукции в различных секторах экономики (станкостроительной, транспортной, химической и других отраслях) и, следовательно, необходимостью комплексного подхода к противодействию внешним вызовам. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 достижение «технологического лидерства» определено как одна из ключевых национальных целей на период до 2030 года, определяющая новый вектор экономического развития [1].
Однако следует отметить, что действие данного Указа не ограничивает развитие внешнеторговой деятельности с иностранными партнерами, а требует поиска новых форм взаимодействия, усиливая конкурентоспособность российской экономики на мировых рынках, гарантируя стабильное и долгосрочное развитие страны, что определило цель исследования.
Цель исследования: определить перспективы развития внешней торговли в условиях необходимости достижения технологического лидерства России.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели исследования был использован комплекс методов экономического анализа, включающий как количественные, так и качественные подходы, в том числе системный анализ, а также методы комплексной и экспертной оценки. Основное внимание было уделено анализу динамики внешнеторговой деятельности России, при этом анализируются совокупные данные о внешней торговле как товарами, так и услугами.
В качестве основных источников данных использовались официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), а также Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Анализ охватывает период с 2010 по 2023 год, что позволяет оценить долгосрочные тенденции и ключевые факторы происходивших изменений в структуре экспорта и импорта. Международные источники позволяют оценить внешнюю торговлю России в период с 2022 по 2023 годы, однако имею небольшое статистическое отклонение в более ранних периодах, данные о которых публиковались Росстатом.
Результат исследования и их обсуждение
Для решения поставленной цели проведен ретроспективный анализ состояния российской внешней торговли для определения ключевых позиций ее дальнейшего развития.
Анализ динамики совокупного стоимостного объема экспорта и импорта товаров и услуг за 2010-2023 гг. показал, что внешняя торговля России претерпела ряд кризисов, сопряженных со снижением экспортно-импортных операций (рис. 1).
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта в 2010-2023 гг., млн долл. США Источник: составлено автором по данным [2-4]
ВВП, рассчитанный методом использования доходов
2022 г. |
2023 г. |
|||
млрд руб. |
В % к итогу |
млрд руб. |
В % к итогу |
|
Валовой внутренний продукт, в том числе: |
155 350,4 |
100,00 |
171 041,0 |
100,00 |
расходы на конечное потребление |
102 025,6 |
64,9 |
116 384,2 |
68,7 |
домашних хозяйств |
74 463,00 |
47,4 |
84 280,6 |
49,8 |
государственного управления |
26 656,9 |
16,9 |
31 111,6 |
18,3 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
905,7 |
0,6 |
992,0 |
0,6 |
валовое накопление |
35 372,3 |
22,5 |
45 777,5 |
27,0 |
валовое накопление основного капитала |
31 660,9 |
20,1 |
38 286,7 |
22,6 |
изменение запасов материальных оборотных средств |
3 711,4 |
2,4 |
7 490,8 |
4,4 |
чистый экспорт |
19 877,9 |
12,6 |
7 268,4 |
4,3 |
Статистическое расхождение |
-1 925,4 |
1 610,9 |
Примечание: составлено автором по данным [6].
Рис. 2. Структура российского импорта товаров в 2023 г., % Источник: составлено автором по данным [3, 6]
Относительно стабильная динамика 2010 – 2014 гг. сменилась экономическим кризисом, вызванным падением цен на нефть и вводом санкций против России.
Рост цен на энергоресурсы после 2020 г. позволил восстановить ранее достигнутые объемы экспорта, которые к 2022 г. превысили уровень 2014 г. Однако обострение международных отношений и ввод широкого перечня санкций западными странами в отношении российской экономики привели к новому серьезному снижению объемов экспорта, которые в 2023 г. сократились практически до уровня 2010 г., вследствие необходимости переориентации транспортно-логистических маршрутов на новые рынки сбыта.
Вместе с тем рост ВВП большинства стран мира находится в сильной взаимной зависимости от объемов экспорта товаров и услуг [5]. Он также играет значительную роль в экономическом развитии России и по состоянию на 2022 г. составлял 12,6% от общего объема ВВП (таблица).
В 2023 г. доля чистого экспорта сократилась на 8,3%, что обусловлено сокращением экспортных поступлений и ростом объемов импорта. Экспортные доходы, в основном получаемые от реализации энергетических ресурсов, а именно нефти и газа, играют ключевую роль в формировании государственного бюджета [7] и обеспечении экономического роста России.
При этом структура экспорта нашей страны по-прежнему остаётся сырьевой, с доминирующей долей минеральных продуктов, среди которых основное место занимают нефть, нефтепродукты и природный газ [8]. Данный факт, неоднократно отмечавшийся исследователями данной темы, создает зависимость российской экономики от мировых цен на энергоресурсы.
Стоит отметить, что одним из перспективных направлений диверсификации экспорта является повышение доли экспорта услуг в общем объеме, в т.ч. строительных, туристических, транспортных и образовательных, что, однако, потребует совершенствования соответствующей инфраструктуры [9, 10].
При этом увеличение объемов импорта свидетельствует о сохраняющейся потребности российского бизнеса и остальных потребителей в импортной продукции.
Основная часть импорта состоит из машин, оборудования и транспортных средств, способствующих внедрению современных методов производства и необходимых для успешного технологического и экономического развития страны (рис. 2).
К важным составляющим импорта также относится продукция химической промышленности, которая является критически значимой для функционирования различных отраслей экономики.
Таким образом, ярко выраженная сырьевая направленность отечественного экспорта создает серьезную угрозу для экономики страны, вследствие зависимости от конъюнктуры мировых рынков и цен на сырьё, а также от импорта, необходимого для функционирования критически значимых для отечественной экономики отраслей промышленности, что подчеркивает необходимость диверсификации экспорта и развития несырьевых неэнергетических секторов экономики.
Результаты импортозамещения в 2018–2019 годах свидетельствуют о возможности перехода к новому этапу экономической и промышленной политики – экспортно-ориентированной модели развития как на уровне страны в целом, так и в отдельных регионах [11].
Однако, учитывая, что экспортно-импортные операции были ориентированы на европейские страны, ключевым вопросом дальнейшего развития российской внешней торговли становится переориентация действующих транспортно-логистических маршрутов на государства Восточной и Южной Азии, а также Ближнего Востока, что сопряжено с увеличением расстояния и транспортных издержек, а также существенным увеличением нагрузки на магистральную инфраструктуру нашей страны. Реализация национального проекта по обеспечению технологического лидерства (далее – НПТЛ) «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», ориентированного на развитие отечественного судо- и авиастроения, а также высокоскоростного железнодорожного транспорта, в совокупности с национальным проектом «Эффективная транспортная система», направленным на развитие магистральной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети, позволит увеличить объемы экспортно-импортных операций [12].
Данный проект является одним из элементов комплекса системных мер по реализации задач достижения технологического лидерства, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1].
В соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2024 г. № 523-ФЗ «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» технологическое лидерство выражается в разработке отечественных технологий и создании на их основе продукции в целях экспорта конкурентоспособной высокотехнологичной продукции или замещения импортируемой. Также, важной особенностью является превосходство отечественных технологий и продукции над зарубежными аналогами [13].
Основным инструментом реализации поставленных задач выступают НПТЛ [14], которые ориентированы на объединение усилий квалифицированного заказчика, обеспечивающего устойчивый и долгосрочный спрос на разрабатываемую продукцию, и основного исполнителя, который при помощи кооперационных цепочек обеспечивает разработку критических технологий и организует производство соответствующих видов высокотехнологичной продукции.
В частности, НПТЛ «Средства производства и автоматизации» направлена на организацию серийного выпуска широкой номенклатуры отечественных станков и обрабатывающих центров. Особое внимание в рамках проекта уделено развитию робототехники, а также созданию отечественного оборудования для литейного производства и обработки неметаллических материалов в интересах целого ряда других отраслей и направлений.
НПТЛ «Новые материалы и химия» предусматривает развитие на территории Российской Федерации производства химических продуктов, востребованных в различных секторах промышленности, прежде всего в микро- и малотоннажном сегментах. Реализация проекта позволит обеспечить полный цикл производства химической продукции, что, в свою очередь, создаст предпосылки для формирования широкого перечня отечественных материалов и веществ, используемых в фармацевтике, энергетике, микроэлектронике, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
Данные проекты окажут комплексное влияние на развитие других отраслей экономики и обеспечат выведение на отечественный рынок крупных линеек высококачественной высокотехнологичной отечественной продукции.
При этом благодаря высокой конкурентоспособности продукции, создаваемой в рамках указанных проектов, она будет обладать значительным потенциалом не только для замещения импортных товаров на внутреннем рынке, но и для успешного продвижения на международных рынках.
Таким образом, экспорт несырьевых неэнергетических товаров России может значительно вырасти благодаря реализации указанных проектов. Основными факторами, способствующими этому росту, станут:
1. Поддержка производства, за счет увеличения государственных инвестиций в промышленность, а также стимулирования НИОКР и развития инновационного производства;
2. Развитие инфраструктуры, включающее модернизацию транспортной и логистической инфраструктуры, а также создание современного отечественного транспорта, способного удовлетворить растущие транспортно-логистические потребности страны;
Ключевыми направлениями, которые будут драйверами роста отечественной экономики в целом и несырьевого неэнергетического экспорта в частности станут:
1. Машиностроение, за счет увеличения производства отечественного высокотехнологичного оборудования на фоне высокого спроса на импортозамещающие технологии и продукцию. Это станки, промышленные роботы, беспилотная техники и современные транспортные средства;
2. Химическая промышленность, за счет увеличения производства отечественных полимеров, удобрений и специализированных химикатов, а также другой продукции.
Заключение
Таким образом, текущие изменения в мировой экономике предоставляют России уникальные возможности для формирования нового облика внешнеэкономической деятельности, способствующего достижению технологического лидерства и экономической независимости от импортных товаров в ключевых отраслях.
Современные вызовы требуют от России не просто адаптации к новым условиям, но и активного формирования новых стратегий экономического развития. В этих условиях реализация комплексного подхода к промышленному и технологическому развитию России, выраженному в ряде новых национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, будет способствовать не только экономическому росту, но и укреплению позиций Российской Федерации как одного из технологически развитых участников мировой экономики.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Псарева Н.Ю., Попов А.В. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 7-2. С. 300-305;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4257 (дата обращения: 06.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4257