Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

Лазарова Л.Б. 1 Хор Д.Г. 2
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Владикавказский филиал
2 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В рамках статьи рассмотрены особенности развития туристической отрасли в федеральных округах. Выявлены проблемы, с которыми пришлось столкнуться туризму в условиях коронокризиса. Во всем мире, данная отрасль больше всего пострадала от последствий распространения COVID-19. Для восстановления и дальнейшего развития туризма государству пришлось принять определенные меры. При этом Россия занимает лидирующие позиции по выездному туризму, входит в десятку стран, что касается внутреннего развития туристической отрасли, то в этом направлении необходимо продолжить работу. В России на протяжении многих лет наблюдалось, практически полное отсутствие госрегулирования туррынка, в результате выявлены большие объемы теневого рынка. Многие предприятия в сфере туризма нарушают налоговое законодательство. Работа в этом направлении ведется, принимаются законы, регулирующие туристическую отрасль. Это касается прежде всего, защиты от бесконтрольного выхода на туррынок недобросовестных фирм. Планируется, что доля туристической отрасли в ВВП России должна в 2030 году достичь отметки 5%, в фактическом выражении объем туррынка должен увеличится с 6 трлн руб. в 2024 году до 15,6 трлн руб. в 2030 году.
туристическая отрасль
число гостиниц
число хостелов
число санаторно-курортных организаций
число организаций отдыха
федеральные округа
covid-19
экономический кризис
1. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения (КСР) и туристских фирм в разрезе субъектов Российской Федерации и городов. Москва, 2025. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/182905?print=1 (дата обращения: 06.04.2025).
2. Российская Федерация. Законы: Федеральный закон от 30.11.2024 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Москва, 2024. . URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411300034?ysclid=mbrv6jy8qd325204467(дата обращения: 06.04.2025).
3. Печерица Е.В. Развитие спортивно-событийного туризма в РФ (на примере Южного Федерального округа (ЮФО)) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9-3. С. 119-123. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5882 (дата обращения: 11.05.2025).
4. Лутошкина А.Т. Развитие межрегиональных туристских агломераций на примере Северо-Западного Федерального округа // Прикладные экономические исследования. 2024. № 4. С. 126-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhregionalnyh-turistskih-aglomeratsiy-na-primere-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga?ysclid=mbfwytqnaq333171342 (дата обращения: 06.04.2025).
5. Кулова М.Р., Хосаева З.Х., Габараева М.Р. Тенденции развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 271-278. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-turizma-v-severo-kavkazskom-federalnom-okruge?ysclid=mbfyjj1ya0965761017 (дата обращения: 06.04.2025).
6.Гуриева Л.К., Баскаева А.Э. Государственное регулирование туризма в Российской Федерации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2020. № 2(111). С. 107-110.
7. Дочкина А.А., Градусова В.Н. Сравнительная характеристика развития туризма в регионах Приволжского Федерального округа // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2025. № 1. С. 39-49.
8. Ибрагимова Н.С., Курилова Е.В. Развитие инфраструктуры экологического туризма в Уральском федеральном округе: текущие тенденции и перспективы // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2025. № 19(1). С.1-6.
9. Ильина И.В., Вишнёва, А.Д. Оценка современного состояния рынка туристических услуг Сибирского федерального округа // Научный вестник ЮИМ. 2020. №2. С. 88-91.
10. Максанова Л.Б.-Ж., Хребтова Т.А., Бадмацыренова М.Б. Туризм в Дальневосточном федеральном округе: современное состояние и перспективы развития // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 3. С. 65-74.
11.Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2025. URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VRP_s_1998.xlsx (дата обращения: 06.04.2025).
12. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2025. URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2024.pdf (дата обращения: 06.04.2025).

Введение

Для расширения туристической отрасли в масштабах всей страны важно провести сравнительный анализ развития в федеральных округах. Это даст возможности определить основные проблемы и определить точки роста данной сферы, выявить факторы, сдерживающие развитие данной отрасли.

Цель исследования – выявить проблемы развития туристической сферы в разрезе федеральных округов.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования особенности развития туристической сферы федеральных округах в условиях кризиса, и санкционного давления.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных авторов по вопросам индустрии туризма.

В ходе работы над исследованием материала были применены следующие методы: анализ, синтез, графический метод исследования, корреляционный метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Сфера туризма играет важную роль в экономическом развитии государства. С одной стороны, она вносит вклад в формирование ВВП, с другой дает возможность улучшить качество жизни населения. Россия страна с колоссальными возможностями, каждый из 89 субъектов имеет свои природные, ландшафтные и рекреационные особенности. Согласно Стратегии развития туризма до 2035 года в России планируется масштабное развитее отрасли, трехкратное увеличение туристических поездок, рост в 8 раз иностранных туристов приезжающих в страну туристов, увеличение на 3 млн количества сотрудников в данной сфере, количество номеров должно достичь отметки 948 тыс. единиц. В период с 2025 – 2030 гг. в сферу туризма планируется направить порядка 403 млрд рублей. За счет этого будут реализованы новые проекты федерального уровня.

На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что стратегической задачей, стоящей перед государством, выступает комплексное развитие внутреннего туризма; и создание условий для расширения потока иностранных туристов. Введенные санкции со стороны недружественных стран дали импульс в развитии внутреннего туризма повсеместно по всем субъектам. В 2024 году турпоток, по сравнению с годом ранее вырос в среднем с 11 до 20% в зависимости от субъекта. Отмечаются регионы лидеры, где данный показатель демонстрировал рост, более чем на 50 процентов – Ленинградская область и Республика Мордовия. По итогам 2023 года объем турпотока был зафиксирован в объеме 78 млн поездок, в 2024 году данный показатель вырос до отметки 90 млн поездок. Это происходит благодаря принятым мерам государственной поддержки. Основным барьером для поступательного развития туристской отрасли выступает количество и качество коллективных средств размещения. Для привлечения иностранных туристов необходимо оказывать услуги, соответствующие мировому уровню, формировать новые всесезонные туристические продукты. В связи с этим, основной задачей для всех федеральных округов выступает повсеместное развитие туристической инфраструктуры. Для комфортных путешествий необходимо продолжить работу по формированию автомобильных маршрутов. Руководители регионов заинтересованы в поступательном развитии туристической отрасли, так это ведет к росту ВВП региона, созданию новых рабочих мест, формированию имиджа субъекта. В современных условиях важно уделять внимание процессам диверсификации рисков в туристической сфере. Для масштабирования внутреннего туризма важно расширять географию турпоездок, перераспределять туристские потоки между субъектами. Государство как регулятор рынка оказывает финансовую поддержку субъектам. В частности, за счет бюджетных средств выделяется большой объем субсидий для строительства модульных гостиниц. Определенная часть средств направляется для субсидирования процентной ставки по формированию туристской инфраструктуры. После предпринятых мер, частные инвестиции в туристскую сферу в 2023 году выросли до отметки 800 млрд рублей, номерной фонд увеличился на 12,5 тыс. единиц. Работа в этом направлении будет продолжена и в период с 2025 – 2030 гг. объем бюджетных средств запланирован в объеме 403 млрд рублей. Для развития отрасли туризма были внесены значительные изменения в законодательную базу. Были разработаны налоговые льготы, изменилось регулирование деятельности турагентов. Иностранным гражданам предоставлена возможность открытия счета у себя в государстве, для расчетов за туристические услуги в России.

В результате смогут быть реализованы крупные федеральные проекты. Один из них будет направлен на создание 10 федеральных круглогодичных курортов вдоль морского побережья, на эти цели планируется выделить 103 млрд руб. бюджетных средств. Важно отметить, что в России, в рамках импортозамещения реализуется проект по производству продукции товаров для туристической отрасли. Планируемые эффекты от реализации: поддержка проектов по оснащению гостиниц, горнолыжных комплексов и аквапарков, строительству круизных судов, производству пассажирских железнодорожных вагонов для туристских поездов, а также туристских автобусов. Согласно базовому сценарию стратегии развития «Корпорации Туризм РФ», который утвержден советом директоров, планируется к 2030 году создать и ввести в эксплуатацию 28 тысяч номеров в средствах размещения. Несмотря на достаточно динамичное развитие туристической сферы есть нерешенные проблемы, в частности, необходим закон о гостевых домах, на сегодняшний день, данный бизнес находится в «тени».

Для легализации деятельности данных домов должен быть сформирован специальный реестр, каждому дому необходимо присвоить номер.

С 1 января 2025 года все средства размещения должны проходить классификацию средств размещения.

Туристический сегмент рынка большей частью относится к теневому сектору. О создавшейся криминогенной ситуации в турсфере свидетельствует тот факт, что в 2025 году из 25 тысяч средств размещения, только 2 тыс. гостиницы или 8 процентов прошли процедуру классификации.

Для поддержки туристической сферы готовится закон о невозвратных бронированиях в различных средствах размещения. Таким образом государство, как регулятор пытается навести порядок на туррынке, ликвидируя его нецивилизованные формы ведения хозяйства.

Проведем анализ развития туристической отрасли в федеральных округах.

Проведем анализ развития туристической отрасли в федеральных округах, согласно статистическим данным приведенным в таблице 1 количество гостиниц в Центральном федеральном округе за истекшие три года демонстрирует рост, если в 2021 их насчитывалось порядка 2629, то в 2022 году, они выросли на 105,1 процентных пункта, а в 2023 году на 110,8 процентных пункта, достигнув отметки 3064. Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в 2024 году гостиницы были заменены на «средства размещения» [2]. Количество хостелов выросло с 670 в 2021 до 1186 в 2023году. Что касается санаторно-курортных организаций, за анализируемый период, статистика практически не изменилась, открылась только 1 организация., если в 2021 году было 290 санаториев, то к 2023 году она составили 291 организации. Особого внимания заслуживает туристско-рекреационный тип «Завидово». В частности, только в Тверской области в туристической отрасли планируется реализация 24 инвестпроектов общей стоимостью 115 млрд руб., в результате в регионе будет создано 5400 рабочих мест.

Таблица 1

Анализ туризма на уровне Центрального федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт. откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

2629

2764

3064

105,1

135

110,8

300

число хостелов

670

795

1186

118,6

125

149,1

391

число санаторно- курортных

организаций

290

289

291

99,6

-1

100,6

2

число организаций

отдыха

746

738

776

98,9

-8

105,1

38

Таблица 2

Анализ туризма на уровне Южного Федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт. откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

2963

2964

3326

100,0

1

112,1

362

число хостелов

176

186

188

105,6

10

101,0

2

число санаторно- курортных организаций

368

347

347

94,2

-21

100,0

0

число организаций отдыха

1378

1340

1444

97,2

-38

107,7

104

Таблица 3

Анализ туризма на уровне Северо-Западного федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт.откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

1475

1495

1586

101,3

20

106,0

91

число хостелов

276

316

387

114,4

40

122,4

71

число санаторно- курортных

организаций

130

124

127

95,3

-6

102,4

 

число организаций отдыха

485

556

645

114

71

116,0

89

Таблица 4

Анализ туризма на уровне Северо-Кавказского федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт.откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

588

667

813

113,4

79

121,8

146

число хостелов

31

37

43

119,3

6

116,2

6

число санаторно- курортных

организаций

172

181

186

105,2

9

102,7

5

число организаций отдыха

141

154

179

109,2

13

116,2

25

Согласно данным приведенным в таблице 2 в Южном федеральном округе туристическая сфера активно развивается. Этому способствуют климатические и природные условия, в 2023 году наблюдался значительный рост потока туристов, достигшей отметки 18,5 млн человек, доля в региональном ВВП составляет 4,5%, в целом по России этот показатель составляет 2,6%. При этом как показывают статистические данные в округе пока недостаточно мощностей для удовлетворения потребностей в туристических услугах. Среди инновационных направлений, которые эффективно развиваются в российской туристической индустрии, можно назвать событийный туризм [3].

Анализ данных представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод, что за истекшие три года в округе наблюдается рост числа гостиниц с отметки 1475 в 2023 году до 1586 в 2025 году, на 107,5 процентных пункта. При этом отмечается более высокий темп роста число хостелов, который составил 140, 2%. Число санаторно-курортных организаций в округе снизилось, было вынуждено покинуть рынок три санатория. Демонстрирует рост в целом число организаций отдыха, с 485 в 2023 году до 645, а 2025 году, на 132,9%. Для эффективного формирования межрегиональных туристских агломераций в СЗФО необходимо провести оптимизацию показателей развития туристской индустрии [4].

Согласно данным приведенным в таблице 4 число гостиниц в СКФО выросло с отметки 588 в 2021 году до 813 в 2023 году, количество хостелов за этот период выросло с 31до 43. Если в других федеральных округах за истекшие три года наблюдалось снижение числа санаторно-курортных организаций, то в данном округе наблюдался рост с 172 до 186, на 108,1 %. Что касается объема турпотока, то в период с 2019 по 2023 он вырос более чем в 2,5 раза, это самый высокий показатель среди всех округов.

В Северо-Кавказском округе удалось привлечь наибольший объем инвестиций, за счет создания особых экономических зон, только к 2023 году он превысил отметку 60 млрд руб. К драйверам развития туризма в данном регионе можно отнести природный ландшафт, обеспеченность минеральными водами, транспортную доступность. За короткий период были построены всесезонные рекреационные комплексы «Архыз», «Эльбрус», «Матлас». Данные туркомплексы и дальше развиваются, только в Архызе к 2027 будет планируется построить 30 км новых горнолыжных трасс, в результате ожидается рост турпотока до 1,5 млн в год.

Республики СКФО на протяжении многих лет остаются дотационными, для роста ВВП в данных регионах упор сделан на развитие туристической отрасли, в результате только за 2023–2024 годы на строительство модульных отелей было выделено 850 млн рублей бюджетных средств, 250 млн рублей получили Дагестан и Северная Осетия. Согласно статистическим данным в 2023 году, доля СКФО в общероссийском туризме достигла отметки 3,5%, в 2019 – 2,3%.

В частности, в Чеченской Республике, к 2035 году планируется рост номерного фонда в 2 раза, упор сделан на строительство модульных гостиниц, это связано с быстрой окупаемостью данных проектов, от 8 месяцев до 3 лет. Как в целом по округам, так и СКФО большей частью строятся гостиницы уровня 3–4 звезды. Что касается пятизвёздочных гостиниц, их количество пока недостаточно, это связано с более высоким уровнем инвестиций и окупаемостью туристических объектов.

В Дагестане запланировано строительство морского кластера протяженностью береговой линии порядка 6 км. В течении 6 лет сумма с бюджета на эти цели составила 12 млрд руб., объем внебюджетных источников -68 млрд руб. Большое внимание уделяется подготовке кадров в туристической сфере, с этой целью создан Федеральный ресурсный центр.

Необходимо обратить внимание, на проблемы с которыми столкнулись субъекты СКФО при развитии туристской отрасли. Во всех республиках Северного Кавказа, с момента роста его популярности, для туристов возникали ситуации столкновения культур и разных форм поведения [5]. В статье Гуриевой рассмотрены основные параметры Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [6].

Согласно отмеченным данным в таблице 5, можно констатировать, что динамика численности гостиниц в Приволжском федеральном округе в период с 2021 по 2023 год демонстрирует рост с 1990 до 2118, на 106,4 %, число хостелов за этот период выросло с отметки 238 до 294, на 123,5%, что касается санаторно-курортных организаций то их число снизилось с отметки 374 до 363, на 3%., число организаций отдыха выросло с уровня 1014 до 1141, на 112,5%. Наибольшее число санаториев расположено в Башкортостане.

Таблица 5

Анализ туризма на уровне Приволжского Федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт. откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

1990

2061

2118

103,5

71

102,7

57

число хостелов

238

277

294

116,3

39

106,1

17

число санаторно- курортных

организаций

374

371

363

99,2

-3

97,8

-8

число организаций отдыха

1014

1060

1141

104,5

46

107,6

81

Таблица 6

Анализ туризма на уровне Уральского Федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт. откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

989

1005

1045

101,6

16

103,9

40

число хостелов

132

14

167

109,0

12

115,9

23

число санаторно- курортных организаций

137

135

134

98,5

-2

99,2

-1

число организаций отдыха

382

397

437

103,9

15

110,0

40

Таблица 7

Анализ туризма на уровне Сибирского Фдерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт. откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

1271

1314

1395

103,3

43

106,1

81

число хостелов

145

168

172

115,8

23

102,3

4

число санаторно- курортных организаций

200

207

206

103,5

7

99,52

-1

число организаций отдыха

935

1022

1068

109,3

87

104,50

46

Приволжский округ отличает большое количество объектов культурного наследия, при этом необходимо продвигать туризм. От субъектов ПФО требуется разработать программу эффективной рекламной компании. Современная туристическая отрасль в ПФО имеет большое количество проблем, среди них: малая известность туристских объектов, низкое качество туристских услуг и сервиса, изношенность туристкой инфраструктуры. Пока бóльшая часть приволжских регионов заметно отстает по привлекательности для туристов от других российских регионов, во всех приволжских регионах имеется значительный потенциал [7].

Согласно статистическим данным представленным в таблице 6 число гостиниц в Уральском федеральном округе за истекшие три года незначительно растет, если в 2021 их количество было 989, то к 2023 году выросло до отметки 1045. Более быстрыми темпами растет количество хостелов, за три года, они увеличились с отметки 132 до 167. Так же, как и в других округах число санаториев снижается. При этом важно отметить, что в УФО есть все возможности для динамичного развития туристской сферы. Уникальные природные ресурсы дают возможность продвигать данную сферу и развивать всесезонный туризм. В частности, у туристов вызывают особый интерес перевал Дятлова и Маньпупунерна. Территории, входящие в данный округ, каждый уникален по-своему, в округе есть определенный туристический потенциал, который даст возможность по эффективному продвижению туристической сферы. Развитие инфраструктуры экологического туризма в Уральском федеральном округе требует комплексного междисциплинарного подхода [8].

Следует отметить, что на основании данных в таблице 7 в Сибирском федеральном округе, за последние три года количество гостиниц выросло с 1271 в 2021 году до 1395 в 2023 году. При этом, в отличии от других округов число хостелов незначительно, за три года, оно увеличилось с отметки 145 до 172. Число санаториев демонстрирует рост в 2022 году, на 7 санаториев, или 103,5%, по сравнению с базисным годом, при этом в 2023 году один санаторий был закрыт. В целом число организаций отдыха за три года выросло с отметки 935 до 1068. Важно подчеркнуть особенность Сибирского округа, где достаточно быстрыми темпами развивается промышленность. В связи с этим, в данном округе важно целенаправленно развивать сферу делового туризма. Развитием туристической отрасли в Сибири занялись относительно недавно, поэтому всплыли первые проблемы с ценовой политикой, транспортной логистикой, а также уровнем сервиса и облуживания [9].

Согласно представленным данным в таблице 8, за последние годы развитию туризма в Дальневосточном округе уделяется пристальное внимание. Важно подчеркнуть, что это один из самых крупных федеральных округов, который включает 11 субъектов. Важно отметить, что данный округ обладает уникальными природными объектами: озеро Байкал, вулканы Камчатки. На территории Дальневосточного округа большие лесные массивы, тайга. Туризм можно по праву считать полифункциональным, так как он связан со многими смежными отраслями, вследствие этого, динамичное развитие туристической отрасли имеет мультипликативный эффект. Большие запасы лечебных грязей, уникальные по своему составу источники минеральных и термальных вод, дают возможность полноценно развивать лечебно-оздоровительный туризм. При этом, как показывают ключевые статистические данные, в ДФО данный потенциал не используется в полном объеме, только за последние три года закрылось 11 санаториев. В округе необходимо создавать туристическую инфраструктуру, отвечающую современным требованиям. Для дальнейшего развития туристической сферы необходимы в полной мере эффективно использовать комплекс мер государственной поддержки отрасли. Данный округ выделен в отдельную туристскую макротерриторию. Государство активно лоббирует применение преференциальных режимов. Прежде всего выделяются огромные госинвестиции для формирования инфраструктурных проектов. В общем объеме государственных субсидий, выделяемых в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», на долю регионов ДФО приходится 11 % [10].

Таблица 8

Анализ туризма на уровне Дальневосточного Федерального округа [1]

Вид дохода

2023

2024

Факт. откл. 2024/2023

Отн. откл. 2024/2023

2025

Факт. откл.

2025/2024

Отн. откл.

2025/2024

число гостиниц

1056

1031

1079

97,6

-25

104,6

48

число хостелов

146

158

175

108,2

12

110,7

17

число санаторно- курортных организаций

97

88

86

90,7

-9

97,7

-2

число организаций отдыха

555

557

604

100,3

2

108,4

47

Таблица 9

Валовый региональный продукт по Федеральным округам, млн руб. [11,12]

Федеральные округа

2021

2022

2023

Центральный

41592339

46522155,1

54101687

Северо-Западный

16882107

18927288,3

19262161,6

Южный

8131122,2

9771228,1

10993340,8

Северо-Кавказский

2710364,8

3044752,2

3568997,3

Приволжский

17158637,5

19514756,3

22012826,5

Уральский

16913972,2

19917472,6

23044267,6

Сибирский

11417377,7

12972641,5

13962117,7

Дальневосточный

7593744,8

8834141,4

10128773,4

Таблица 10

Число коллективных средств размещения [11,12]

Федеральные округа

2021

2022

2023

Центральный

4981

5236

5961

Северо-Западный

2958

3077

3357

Южный

8678

8481

8808

Северо-Кавказский

1039

1172

1392

Приволжский

4199

4338

4473

Уральский

1820

1875

1967

Сибирский

3021

3143

3238

Дальневосточный

2283

2225

2292

missing image file

Рис. 1. Число коллективных средств размещения

missing image file

Рис. 2. Коэффициент корреляции ВРП от числа коллективных средств размещения в 2021 году

missing image file

Рис. 3. Коэффициент корреляции ВРП от числа коллективных средств размещения в 2022 году

missing image file

Рис. 4. Коэффициент корреляции ВРП от числа коллективных средств размещения в 2023 году

Согласно представленному корреляционному анализу (рис. 1-4), можно сделать вывод, что наибольший коэффициент корреляции полученный с помощью инструмента регрессионной статистики, в целом по Федеральным округам (табл. 9, 10) наблюдался в 2023 г., рост коллективных средств размещения влияет на рост валового регионального продукта.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно утверждать, что в России есть огромный потенциал для развития индустрии туризма. Каждый округ уникален по-своему, при этом сфера туризма развивается неодинакова, так в нескольких округах «ушли с рынка» санатории. Как показал анализ, наиболее быстрыми темпами развивается индустрия туризма в СКФО, это связано, с определенным туристическо-рекреационными условиями округа. Важно подчеркнуть, что государство создает определенные экономические кластеры для развития туристической сферы. В результате, растет региональный продукт, так как туризм имеет синергетический эффект.


Библиографическая ссылка

Лазарова Л.Б., Хор Д.Г. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 7-1. С. 79-88;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4226 (дата обращения: 26.07.2025).