Введение
Социальные и биологические механизмы профессионального поведения отражают взаимодействие когнитивных процессов и действий сотрудников в рабочей среде. Научные изыскания подтверждают, что такие параметры, как мотивация, когнитивная концентрация, стрессоустойчивость и решение задач, обусловлены в том числе и биологическими процессами. Эти механизмы выражаются в сложных взаимосвязях между физиологическими функциями и адаптацией к профессиональным условиям. Для их анализа применяются психологические и физиологические технологии, позволяющие отслеживать в том числе и мозговую активность при выполнении рабочих задач и выявлять корреляции между когнитивной деятельностью и поведенческими реакциями.
Цель исследования: теоретически определить особенности социальных и когнитивных аспектов формирования трудового поведения на основе проведенных эмпирических исследований молодежи.
Понимание данных механизмов открывает возможности для совершенствования рабочих процессов: формирования эффективных команд, оптимизации условий труда, повышения продуктивности персонала. Кроме того, такие знания могут быть использованы при разработке обучающих программ, направленных на развитие профессиональных компетенций и улучшение рабочих результатов.
Хронические стрессовые факторы способны вызывать патологические реакции, нарушающие профессиональную эффективность. Длительное психологическое напряжение, например, снижает когнитивные способности и ухудшает принятие решений. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве выполнения задач и межличностных взаимодействиях в коллективе.
Материалы и методы исследования
Психологические особенности занятости сопряжены с построением социальных отношений. Высокий уровень сотрудничества часто называют основной причиной экологического успеха [5, 6]. Экспериментальные данные указывают на то, что склонности к выполнению различных задач биологически разнятся [3,7]. Было высказано предположение, что в биологической среде выбор заданий осуществляется как реакция на стимулы, поступающие из окружающей среды (стимулы) или на взаимодействие с другими «работниками» [2]. Эмпирические исследования выявили множество факторов, влияющих на интенсивность стимула (порог реакции), при достижении которого рабочие начинают выполнять заданную задачу [11]. Биологические исследования в области разделения труда часто используются в нейроэкономики для поиска путей сплочённости в трудовых коллективах и роста производительности труда [1,4]. Проводится анализ и количественное моделирование неоптимального роста производительности с определением условий стимулирования. Экспериментально сравнивались модели с помощью метода направленной эволюции [10] в сценарии поиска путей реализации потребностей. Наконец, теоретически было показано, что модели порога отклика могут быть сформулированы в виде искусственных нейронных сетей [8], которые представляют собой всеобъемлющую основу для моделирования распределения задач.
Тематика когнитивных аспектов трудового поведения имеет широкий спектр освещения в философских, социологических и экономических исследованиях. Возникает подход нейроэкономики как поведенческий, когнитивный для анализа трудового поведения [8]. Особенности нейроэкономики приятия решений определялись в трудах А.С. Токаревой [16]. Автор рассматривает новое направление в рамках экспериментальной экономики, объединяющей по мнению автора поведенческие модели принятия решений. Аспекты нейроэкономики в принятии оперативных и управленческих решений раскрыты в исследовании В.А. Морозова [12]. Более фундаментальное изучение именно научного направления нейроэкономики как области нейронауки определены в работе Б.Ш. Собирова [15]. Эволюция теорий экономического поведения в историческом ракурсе от Аристотеля до нейроэкономики описаны в исследовании Я.В. Шокина [17]. В работе Д.В. Винник [9] экономическое поведение приматов представлено в ракурсе изучения «перспектив» нейроэкономики. Исследования нейроэкономики позволяют углубить знания в междисциплинарном подходе с целью выявления возможностей более эффективной мотивации сотрудников и формирования условий труда, способствующих росту производительности. Особенно важно подчеркнуть исследования экономики рынка труда молодежного сегмента, поскольку формирование и распределение рабочей силы именно в молодежном сегменте предопределяет особенности развития и потенциал рынка труда в целом [13,14].
Ограничения исследования: нейрофизиологические данные отсутствуют.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным проведенного с 2001 по 2019 годы авторского мониторинга оценки ценностных ориентаций студенческой молодежи, степени их удовлетворенности уровнем своих профессиональных компетенций, занимаемыми должностными позициями, условиями труда, оценкой общего жизненного успеха, были определены общие ценностные тренды успеха. Территория исследования включала крупные города России и максимально охватывала все федеральные округа России. Объектом исследования выступала студенческая молодежь, обучавшаяся в государственных и негосударственных вузах. Выборка определялась как многоступенчатая, на последнем этапе – гнездовая (студенческая группа). Объем выборочной совокупности составлял 2500 чел. ежегодно. Было выявлено, что на фоне общих позитивных оценок жизненных и профессиональных перспектив за рассматриваемый период времени сформировалось и позитивное ожидание будущего. С другой стороны, был определен ряд факторов, провоцирующих неустойчивость, не адаптивность выявленных психологических трендов отношения, препятствующих жизненному и профессиональному «счастью» молодежи. Подобные факторы первично сформированы социальной средой ближайшего окружения, на этапах первичной социализации, ретранслирующее общее психоэмоциональное положение общества в целом. Результаты авторского исследования в режиме мониторинга были опубликованы.
Согласно официальной статистике Росстата, в период с 2002 по 2020 годы развитие профессиональных компетенций у молодежи на рынке труда изменялось в соответствии с общими тенденциями трудовой и квалификационной трансформации. Примечательно, что высшее образование по-прежнему остается одной из главных ценностей общества. Стремление получить высшее образование в значительной степени обусловлено желанием найти более привлекательную работу. По данным переписи населения 2020 года, доля людей с высшим образованием среди трудоспособного населения составляет 25%, среди занятых – 32,4%. Большинство безработных имеют среднее профессиональное (33,4%) или только общее среднее (35,4%) образование.
На протяжении всего анализируемого периода наибольшую активность в формировании профессиональных навыков демонстрировала группа людей в возрасте 25-29 лет. Установленные пропорции уровня профессиональной подготовки сохраняются и далее. Возраст 30 лет можно считать началом периода высокой трудовой активности среди молодежи и общества в целом.
В 2002 году среди лиц в возрасте 25-29 лет высшее образование имели 21%, среднее профессиональное – 31%, начальное профессиональное – 15%. Уровень безработицы среди молодежи 20-29 лет тогда составил 10,6%, и большинство из них работало в торговле.
По данным Всероссийской переписи за период до 2010 года отмечен рост доли той молодежи, которая получила или находилась на этапе получения высшего образования (35% в возрастной группе 25-29 лет) при одновременном тренде сокращения количества тех, кто получил или получал среднее профессиональное образование (27%), также отмечено существенное сокращение тех, кто был включен в образовательные схемы начального профессионального образования (6% – это в три раза меньше по сравнению с 2002 годом). Уровень занятости тех, кто получил высшее профессиональное образование составил 79,8%, а тех, кто обладал дипломом об окончании учреждений среднего профессионального образования – 70,7%.
В 2020 году уровень рабочей силы в возрастных группах 20-24 года и 25-29 лет составил 51,1% и 69,2% соответственно, при этом практически все были трудоустроены. Максимальная вовлеченность в рынок труда наблюдается к 30 годам. В группе 25-29 лет 31% имеют высшее образование, 29% – среднее профессиональное, и 11,4% – общее среднее.
Заключение
Таким образом социальные, физиологические и когнитивные аспекты трудового поведения молодежи можно определить следующими ключевыми факторами: физиологические формируются под воздействием личных интересов, знаний, умений и социального окружения (родители, друзья, образовательные учреждения); восприятие себя и своих возможностей влияет на выбор профессии; положительный опыт и поддержка наставников способствуют уверенности, тогда как негативный опыт может вызвать неуверенность и сомнения; влияние семьи и друзей формирует профессиональные предпочтения, поддерживая или останавливая стремление к определенным карьерам; социальные сети, которые предоставляют молодежи возможность исследовать профессии и находить образцы для подражания; осознание взаимодействий когнитивных, эмоциональных и социальных факторов может помочь в разработке программ поддержки и консультирования для молодежи, позволяя им более осознанно подходить к выбору профессии и карьеры.
Библиографическая ссылка
Гневашева В.А. НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 7-1. С. 53-56;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4222 (дата обращения: 26.07.2025).