Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бурлака С.Н. 1 Симачкова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
В статье определяется сущность коммерческой корпоративной организации с точки зрения правовых новаций, отраженных в Гражданском кодексе. В результате многолетнего отсутствия в России четкого понятия корпорации привело к тому, под корпорацией фактически стали подразумеваться почти все российские организации, в том числе унитарные предприятия и их объединения. Корпорация стала восприниматься не столько как правовое, но как социально-экономическое явление. При исследовании понятия «корпорации», были изучены правовые понятия в основных западноевропейских континентальных правовых системах. Авторы дают правовую оценку признакам коммерческой организации, через призму научного дискурса, которые отличают коммерческие корпорации от других организаций. Причем некоторые из них свойственны именно коммерческим корпорациям, а другие присущи корпорациям в целом.
корпорация
коммерческая корпоративная организация
юридические лица
1. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. 456 с.
2. Еремичев И.А., Павлов Е.А. Корпоративное право. М.: Юнити. Закон и право, 2007. 438 с.
3. Яковлев А.В. Корпорация, корпоративное образование и их особенности // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. №?4. С. 106–111.
4. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Моногр. М.: Волтерс Клувер, 2006. 736 с.
5. Козырева А.Б. Основные подходы к пониманию корпорации // Ленинградский юридический журнал. 2015, №?3. С. 93–103.
6. Андреев В.К. Корпорация как самостоятельный субъект права // Гражданское право. 2015, №?1. С. 7–13.
7. Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России: монография. М.: Проспект, 2014. 239 с.
8. Фроловский Н.Г. Управление предпринимательскими корпорациями в Российской Федерации (правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 40.
9. Белов В.А. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2014. 552 с.

Преобладающим видом юридических лиц в современном рыночном имущественном обороте являются коммерческие корпорации. Именно они являются главными игроками на рынке. Но чтобы прийти к пониманию сущности коммерческой корпорации и выделить ее основные признаки, необходимо определить, что же понимается непосредственно под самой корпорацией. Следует отметить, что понятие корпорации было введено в 2014 г., что явилось логичным завершением реформы ГК РФ. Необходимость легализации данного понятия отмечалась многими учеными и практиками, хотя необходимо отметить, что не все ученые согласны с легальным определением корпорации в законодательстве Российской Федерации.

Понятие корпорации в разное время обозначало разные, порой отличные друг от друга явления, что находится в прямой зависимости от различных факторов, таких, как период исторического развития государства, национальный правопорядка, а также основные доктринальные концепции. Необходимо отметить, что изначально, корпорация возникла и развивалась как явление, тождественное юридическому лицу. Персональные объединения (или товарищества) на определенном этапе исторического развития уже не могли отвечать новым экономическим вызовам. Эволюция хозяйственных отношений, повлекла за собой их усложнение, что явилось причиной возникновения объединения, обладающего некой внутренней структурой, а также определенной степенью обособления как от состава участников данного объединения, так и от их воли. И, как результат, возникает корпорация или юридическое лицо. Еще римские юристы выделяли следующие признаки корпорации: корпорации являются частными лицами; корпорация не прекращает свое юридическое существование при изменении состава участников; имущество корпорации обособленно от имущества ее участников; корпорация вступает в отношения с другими лицами через своих уполномоченных на то лиц.

При исследовании понимания «корпорации в основных западноевропейских континентальных правовых системах, можно сделать вывод, что в целом под корпорацией принято понимать общность частных лиц, добровольно (на основе сделки) созданную ими для достижения общих целей путем внесения и совместного использования имущественных вкладов. При этом если говорить об обязательных признаках корпорации, то можно выделить следующие: корпорация – это объединение лиц; создание корпорации носит договорный (добровольный) характер; участников корпорации объединяет совместная (общая) цель; участники корпорации вносят (объединяют) и совместно используют вклады в любой форме» [1, c. 40].

Долгое время российская юридическая наука, к сожалению, находилась далеко не на передовом крае мировой юридической науки, в том числе, это негативно отразилось на исследованиях в сфере корпоративного права. Конечно же это объясняется теми историческими процессами, которые происходили в нашей стране. При этом нельзя не отметить, что до революции 1917 г. российская цивилистика шла вровень с европейской, и в России существовала классификация юридических лиц, при которой они подразделялись на корпорации и учреждения. Корпорации подразделялись на: товарищества, общества с внешним единством и собственно корпорации. С изменением общественно-экономического строя произошли резкие перемены в юридической науке и, как следствие, понятие корпорации исчезло. Необходимо отметить, что даже после закрепления законодателем легального определения корпорации в российской юридической науке до сих пор нет единого подхода к пониманию этого явления.

Существует огромное количество подходов к пониманию корпорации. Одни ученые другие вкладывают в это понятие широкий смысл, другие обосновывают более узкое понимание корпорации. Так, например, И.А. Еремичев и Е.А. Павлов отожествляют понятие «корпорации» и «юридического лица», при этом выделяют признаки корпорации, общие для всех юридических лиц, что, на наш взгляд, не выделяет особенности именно корпорации [2, c. 102]. А.В. Яковлев, различает понятия «корпорация» и «корпоративное образование [3, c. 106–111]. По его мнению, корпоративное образование не является юридическое лицом, это объединение юридических лиц, связанных общими экономическими и социальными интересами. При этом целью такого образования является координация деятельности участников.

Ряд ученых относят к корпорациям только коммерческие организации. Согласно одной из точек зрения корпорации – это коммерческие организации, основанные на членстве; согласно другой к корпорациям относятся лишь хозяйственные общества и товарищества; согласно третьей это только акционерные общества; согласно четвертой корпорациями являются объединения юридическими лиц, что, впрочем, не исключает участия в них физических лиц [4, c. 96]. Так, В.В. Долинская, помимо признаков, присущих всем юридическим лицам, выделяет также еще и дополнительные признаки корпорации, такие как: «ограничение предпринимательского риска; оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода как в имущественной, так и в нематериальной сфере; деление уставного капитала на доли (вклады) учредителей (участников); наличие статутной формы коллективной предпринимательской деятельности»; наличие двух взаимосвязанных общностей: участников корпорации и трудового коллектива [5, c. 261–262]. В настоящее время в России такие признаки характерны только для некоторых коммерческих организаций.

Итак, в конце XX в. в связи с построением нового государства и нового российского права на правовую арену произошло возвращение такого явление, как корпорация, которое многие исследователи охотно принялись разрабатывать.

Если же говорить о признаках коммерческой корпорации, то можно определить, следующие:

1. Наличие статуса юридического лица. Солидарны с этим утверждением практически все ученые. Хотя существует и иная точка зрения на этот вопрос, так, существует мнение, что если вкладывать в понятие корпорации широкий смысл, то не все юридические лица являются корпорациями и соответственно не все корпорации – юридические лица. На наш взгляд, корпорация является видом юридического лица и соотносится как частное к общему. Все корпорации, в том числе и коммерческие являются юридическими лицами, но не все юридические лица являются корпорациями. Исходя из наличия этого признака, коммерческие корпоративные организации обладают всеми общими признаками юридического лица, вытекающими из его определения. А именно, организационное единство; наличие обособленного имущества; возможность выступать в гражданском обороте от собственного имени; самостоятельная гражданско-правовая ответственность по своим обязательствам.

2. Коммерческая корпорация является объединением действий физических и/или юридических лиц для достижения общей цели. Само слово «корпорация» происходит от латинского corporation и обозначает «объединение», «общество», «союз». На наш взгляд этот признак является неотъемлемым для корпорации. Большинством ученых корпорацию воспринимается исключительно как объединение лиц, а компании же одного лица отвергаются как нечто противоречащее самой сути корпорации. Юридическому лицу, обладающему статусом корпорации, необходимо иметь в своем составе участников (членов) и, таким образом, это и определяет корпорацию как коллективное образование.

3. Право участия учредителей (участников) в коммерческих корпорациям. Исходя из легальной дефиниции корпорации ее учредители (участники) обладают правом участия (членства) в ней. На наш взгляд, является необоснованным использование термина «членство» применительно к корпоративным коммерческим организациям, что вытекает из определения корпоративных отношений, данного в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Наш законодатель исходит из того, что корпоративными являются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях. Участие предполагает, что участники корпорации обладают правом на свою долю участия в имуществе корпорации (т. е. в уставном (складочном) или паевом капитале), в свою очередь, членство в корпоративной организации этого не предполагает. По смыслу п. 3 ст. 65.2 ГК РФ можно утверждать то, что право участия характерно для коммерческих корпораций, а членство, в свою очередь свойственно некоммерческим корпоративным организациям [6, c. 10].

Право участия в коммерческих корпорациях в включает в себя правовую связь по внесению вкладов учредителей (участников) в имущество юридического лица, а также различные формы воздействия участников на предпринимательскую деятельность, которые находят свое выражение в решениях высшего органа корпорации (общего собрания ее участников). Исходя из прямого указания в законе участники корпорации действуют от ее имени, поэтому можно утверждать то, что такие формы участия в управлении делами коммерческой корпорации как возможность обжаловать решения органов корпорации, оспаривание совершенных корпорацией сделок и другие права участников корпорации составляют определенную правосубъектную форму корпорации. Участники корпорации, осуществляя предоставленные им права и неся предусмотренные обязанности, создают дополнительный пласт правоотношений [7, c. 59]. Естественно, эти правоотношения абсолютно несвойственны унитарному юридическому лицу, а также они не охватываются общим определением юридического лица.

Необходимо уточнить, что отношении термина «участие» в современной науке нет единой точки зрения. Так, Н.Г. Фроловский вкладывает в понимание участия более широкий смысл по отношению к членству, а членство, таким образом предлагает считать лишь частным случаем участия [8, c. 40]. А, например, В.А. Белов предлагает подразделять участие на разновидности по видам правоотношений, выделяя пять видов участия: имущественное, трудовое, предпринимательское, смешанное и неимущественное участие [9, c. 70]. В.В. Долинская же в участии видит «документально зафиксированную в особом процедурном порядке правовую связь между юридическим лицом и его учредителями, а также вошедшими впоследствии в состав организации лицами».

4. Извлечение прибыли в качестве основной цели организации. Этот признак не вызывает сомнения. Это вытекает из самой сути коммерческой организации.

5. Построение организации на началах самоуправления. Сущность корпоративного управления состоит в максимальное обеспечение как баланса интересов различных участников корпорации (внутри этого системного объекта), так и баланса интересов вовне этого системного объекта (с другими хозяйствующими субъектами). Признаки самоуправления всегда присущи корпоративному управлению. Сочетание управления и самоуправления свойственно любой организации, при этом можно утверждать, что управление является внешним воздействием, которое влияет на организацию извне, а самоуправление – это вырабатываемое самой организацией как системным объектом внутреннее воздействие. Самоуправление является особой формой организации управления равноправными субъектами в процессе их совместной деятельности по поводу достижения общих целей. Благодаря самоуправлению коллектив организации из объекта управления превращается в субъект управления.

6. Наличие системы внутренних органов управления. Эта важная особенность корпорации отмечается многими учеными. Участники корпорации, создавая новый субъект гражданского права, через его органы участвуют в формировании воли нового субъекта, а уже далее подчиняют корпорации свою индивидуальную волю. Своеобразие корпорации проявляется также в том, что участники корпорации, выражая собственную волю, формируют волеизъявление высшего органа корпорации. Сформированное волеизъявление высшего органа порождает модель поведения, обязательную для исполнительного органа корпорации и для самих участников корпорации. Такая ситуация нетипична для гражданско-правового регулирования, так как по общему правилу в гражданском обороте субъекты самостоятельны и независимы друг от друга и поэтому не могут непосредственно участвовать в формировании воли контрагента.

Итак, выше были проанализированы основные признаки коммерческой корпоративной организации, которые отличают коммерческие корпорации от других организаций. Причем некоторые из них свойственны именно коммерческим корпорациям, а другие присущи корпорациям в целом. Необходимо отметить, что все вышеуказанные признаки должны присутствовать в совокупности, а при отсутствии хотя бы одного из них понятие корпорации становится дефектным. Есть достаточные правовые основания утверждать, что корпоративная организация (корпорация) и коммерческая корпорация, в частности, обладает достаточными правосубъектными признаками, которые в своей совокупности образуют субъект самостоятельной отрасли законодательства и права. Кроме того, мы считаем, что законодательное определение корпорации требует дальнейшего усовершенствования. Практика покажет со временем, что законодательная дефиниция корпорации потребует не только изменения, но и приведения его в соответствии с другими нормами российского права. На наш взгляд, причиной отсутствия универсального легального определения корпорации, устраивающего всех, является наличие огромного количества точек зрения в науке на это правовое явление. Существующий вариант выбран как приемлемый на данном этапе.


Библиографическая ссылка

Бурлака С.Н., Симачкова Н.Н. СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 4-2. – С. 171-175;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=422 (дата обращения: 16.04.2024).