Введение
Социально-правовая природа стандартных налоговых вычетов на содержание детей по налогу на доходы физических лиц является достаточно оформленной в правовом смысле темой, ввиду ее относительной распространенности в общественной практики. Но следует отметить, что методологическое обеспечение данной категории практически не развито. Отсутствует понятийный аппарат, комплексные исследования, посвящённые правовой трансформации данных правоотношений в системе становления Российского права.
Цель – рассмотреть социально-правовое значение функционирование стандартных налоговых вычетов на содержание детей в современных условиях.
Материал и методы исследования
Материалами исследования послужило налоговое законодательство Российской Федерации, работы отечественных исследователей в области налогового права и также материалы судебной практики. Основными методами работы стали метод анализа информации, обобщения, метод юридического толкования.
Результаты исследования и их обсуждение
Сущность стандартного налогового вычета на содержание детей раскрывается в организационно-правовом порядке, обеспечивающем уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, на определенную законодательством сумму .
Предметом являются общественные отношения по поводу процесса взимания налога на доходы физических лиц при наличие законодательно закрепленных условий, обеспечивающих уменьшение налогооблагаемой базы.
Имеющаяся методологическая база рассматриваемых правоотношений и проведенный теоретико-правовой анализ позволяют выделить следующие направления социально-правового воздействия ст. 218 ч. 1 пп. 4 Налогового кодекса РФ :
Регулятивное. Устанавливает систему правовых отношений, в различных сферах общественного взаимодействия, которые регулируют социальные процессы, связанные с уплатой налога на доходы физических гражданам, имеющим детей.
Социально-правовое. Выражается в защите прав и законных интересов граждан имеющих детей, в том числе воспитывающих детей с ограниченными возможностями и создание для них более выгодных условий налогообложения.
Финансово-правовое. Раскрывается посредством реализации норм права, устанавливающих соразмерный порядок взимания, распределения и перераспределения денежных средств в виде налоговых платежей в доход государства.
Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений опирается на ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет, налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в размерах: 1 400 рублей – на первого и второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в тех же размерах, в случае если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы- в этой ситуации налоговый вычет составляет 6000 руб.
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Указанный вычет предоставляется родителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей от получения налогового вычета.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 350 000 рублей.
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения. Причем, согласно Приказу Минобразования России от 13.06.2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся», академический отпуск представляется обучающемуся неограниченное количество раз.
Данная норма Налогового Кодекса имеет существенное значение для реализации социально-правовых гарантий обучающихся и их родителей в организациях высшего и среднего профессионального образования. Так как очень часто, обучающиеся и их родители, находясь в ситуации выбора между уходом в академический отпуск и отчислением из образовательной организации с возможностью последующего восстановления, не видя особых преимуществ и не владея законодательной нормой, выбирают отчисление, лишая тем самым себя существенных преимуществ в системе налоговых платежей.
Стандартный налоговый вычет на содержание детей представляется гражданам независимо от того имеют ли они право на другой вид налогового вычета.
Анализ материалов судебной практики, в сфере рассматриваемых правоотношений дает основания выделить наиболее распространённые виды споров, связанные с реализацией ч.1 пп 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ:
1. Споры, предметом которых является доказывание права применения двойного налогового вычета одним из родителей.
Отметим, что в этих ситуациях важное значение приобретает обстоятельство, которое подтверждает право одного из супругов в получении налогового вычета на содержание детей в двойном размере при условии, что второй является плательщиком налога на доходы в размере 13%. Примером подобного спора является обращение налогоплательщика в суд в связи с отказом налогового агента в праве применения стандартного налогового вычета на содержание детей налогоплательщику на себя и на супругу. В ходе судебного разбирательства было установлено, что второй супруг находится в отпуске по уходу за ребенком и не является плательщиком налога на доходы, следовательно, подобные отказы налоговых агентов является правомерными.
2. Споры, связанные с порядком представления соответствующих документов налоговым агентам, для исчисления суммы налога на доходы.
В этих спорах основным предметом спора является доказательство факта обращения к налоговому агенту о предоставление налогового вычета и представление соответствующих документов, подтверждающих право (паспорт, свидетельство о рождении детей, справки о составе семьи), а также возможность последующего возврата из бюджета налогоплательщику средств, посредством его обращения в налоговые органы по окончании налогового периода.
3. Споры, вытекающие их природы трудовых отношений.
В данных ситуациях основные споры связаны с выплатой заработной платы за трудовую деятельность и достижением суммы предельного размера дохода за налоговый период нарастающим итогом, начислением и недоначислением материального вознаграждения за трудовую деятельность, техническими ошибками при расчете, невыплатой заработной платы в полном объеме при учете фактически начисленных сумм в расчетах применения стандартного налогового вычета на содержание детей.
Выводы
Анализируя материальное содержание данной нормы и ее выражение в современных экономико-правовых условиях отметим, что она нуждается в пересмотре сумм, исключаемых из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на содержание детей в сторону увеличения, так как последние изменения были установлены законодательством 1 января 2012 года. Предельный объем дохода, при котором возможно применение стандартного налогового вычета последний раз изменялся Федеральным законом № 317 –ФЗ 1 января 2016 года. Существенное обеспечение нормы с позиции ее социального значения было установлено этим же федеральным законом и связано с увеличением суммы исключаемых из налогооблагаемой базы для родителей воспитывающих детей инвалидов первой и второй группы – 12 000 руб.
Очевидным является то обстоятельство, что действенность данной законодательной нормы позволяет обеспечивать реализацию основных функций налогов и обеспечивает баланс между государственными и частными интересами в системе налоговых правоотношений.
Библиографическая ссылка
Замотаева О.Н. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СТАНДАРТНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 4-1. – С. 163-166;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=421 (дата обращения: 21.11.2024).