Введение
В современных условиях рыночных отношений и динамично изменяющейся обстановки руководство энергосбытовых компаний большое внимание уделяет процессам эффективного управления финансовой деятельностью, основанного на прогнозе изменения факторов внешней и внутренней среды, динамике развития отрасли, оценки финансового состояния и др.
Финансовая стратегия предназначена для выполнения поставленных задач финансовой деятельности и определения необходимого набора инструментов для их выполнения. Финансовая стратегия должна быть органична встроена в процесс экономического развития компании и обладать способностью адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды [1].
Целью исследования является определение сущности финансовой стратегии энергосбытовых компаний, а также выявление наиболее эффективных инструментов необходимых для осуществления успешной финансовой деятельности в энергосбытовом секторе в современных условиях воздействия внешних факторов.
Материалы и методы исследования
Формирование финансовой стратегии является необходимым условием устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе. Финансовую стратегию можно разделить на два этапа: этап разработки и этап реализации. Оба этапа финансовой стратегии энергосбытовой компании должны быть органически встроены в работу по подготовке и реализации общей стратегии компании, на которую также воздействуют внешние и внутренние факторы.
Отталкиваясь от подхода М. Мескона четыре классические функции финансовой стратегии: контроль, организация, мотивация и планирование – можно рассмотреть в плоскости финансового стратегического управления [2, с. 48]:
- планирование финансовых потоков является важным процессом эффективного управления финансами компании, в котором необходимо учитывать различные факторы, такие как рыночные тренды, налоги, инфляция, процентные ставки и другие влияющие переменные;
- организационная функция реализуется в грамотно выстроенной последовательности действий формирования финансовой стратегии;
-контрольная функция проявляется по средствам периодической оценки финансового состояния компании и ее позиции на рынке;
- мотивация персонала энергосбытовых компаний, в том числе финансовых подразделений также является важным условием для достижения поставленных задач финансовой деятельности.
Энергосбытовая компания обладает сложной взаимосвязанной структурой, в которой исключение или не способность полноценно функционировать одного из элементов способно повлиять на деятельность всей компании и ее финансовый результат. Финансовый блок компании создает условия для непрерывного и устойчивого функционирования других подразделений компании. Нарушение процессов в финансовом блоке может осложнить деятельность всей компании, вплоть до неспособности компании отвечать по своим обязательствам.
Только эффективная финансовая стратегия приводит к ожидаемому результату, она имеет ценность в управлении и отображает всю необходимую информацию [3]. Финансовая стратегия обеспечивает:
- привлечение достаточного количества финансовых ресурсов для эффективного осуществления основной деятельности;
- эффективное распоряжения финансовыми ресурсами без ущерба для реализации основной деятельности и с целью максимизации финансовых результатов;
- поиск источников финансирования, улучшение инвестиционной привлекательности компаний, оптимальные финансовые вложения;
- формирование оптимальной структуры капитала;
- анализ экономической ситуации в стране и отрасли, прогноз ее изменения и разработка плана действий с целью улучшения финансовых показателей компании.
Основными задачами финансовой стратегии в энергосбытовой компании прежде всего являются обеспечение финансовой устойчивости, укрепление конкурентных позиций на рынке и привлечение финансовых ресурсов.
Существуют различные классификации финансовых стратегий, самые распространенные из них можно разделить на стратегию роста и стратегию сокращения.
Под стратегией роста подразумевается увеличение объема реализации, укрепление и улучшение позиции на рынке, расширение клиентской базы, освоение новых видов продукции и услуг. При данном виде стратегии необходимо финансирование продвижения товара или услуги, финансовые вложения в развитие технологий одновременно с необходимостью устойчивого функционирования компании в рамках текущей операционной деятельности.
Основная задача при стратегии сокращения – это максимизация прибыли или минимизации убытков при сокращении основной деятельности. Применяется в период, когда компания нуждается в структурных изменениях, когда период роста завершен, когда требуется анализ выбора направления основной деятельности и т.д. Возможно сочетание стратегии сокращения, со стратегией роста, когда руководство энергосбытовой компании уменьшит финансирование одного проекта, с целью увеличения финансовых вложений в другой проект.
Результаты исследования и их обсуждение
В монографии «Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия» А.Е. Воронкова определяет конкурентоспособный финансовый потенциал через финансовую устойчивость, ликвидность, оптимальное соотношение привлеченных и собственных средств в зависимости от условий конкурентной среды [4].
Финансовая устойчивость определяет способность организации конкурировать, а также формирует ее ресурсы необходимые для взаимодействия с другими организациями, являясь важным фактором для всех участников процесса финансового взаимодействия в электроэнергетической отрасли [5, с. 165].
Отдельные сводные финансовые показатели энергосбытовых компаний – гарантирующих поставщиков за 2022 – 2024 гг. представлены в таблице.
Не смотря на достаточно приемлемые значения коэффициента финансовой устойчивости и коэффициента абсолютной ликвидности, заемный капитал энергосбытовых компаний – гарантирующих поставщиков за рассматриваемый период увеличился на 26 % и составил 556 млрд рублей. Кредиторская задолженность увеличилась на 24 % и составила 376 млрд руб.
Данные финансовые показатели энергосбытовых компаний свидетельствуют о том, что аспект привлечения финансовых ресурсов становится наиболее актуальным в текущих условиях.
При формировании финансовой стратегии по мнению М.В. Кузьмичева необходимо оценить конкурентные силы компании: финансовое состояние, производственные возможности, маркетинг, сбытовую сеть, использование современных технологий, конкурентный потенциал [7 c. 105]. Эти параметры отчетливо отображают конкурентные преимущества субъектов и в энергосбытовом секторе электроэнергетической отрасли.
Отдельные сводные финансовые показатели участников рынка – гарантирующих поставщиков за 2022 – 2024 гг. [6]
Наименование показателя |
Ед. измер. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Выручка |
млрд руб. |
2767 |
3079 |
3332 |
Чистая прибыль (убыток) |
млрд руб. |
59 |
100 |
70 |
Дебиторская задолженность |
млрд руб. |
275 |
274 |
286 |
Кредиторская задолженность |
млрд руб. |
303 |
313 |
376 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
дней |
26 |
24 |
22 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
дней |
23 |
22 |
23 |
Денежные средства |
млрд руб. |
112 |
128 |
150 |
Краткосрочные финансовые вложения |
млрд руб. |
26 |
29 |
41 |
Займы и кредиты |
млрд руб. |
101 |
101 |
134 |
Собственный капитал |
млрд руб. |
271 |
351 |
368 |
Заемный капитал |
млрд руб. |
442 |
454 |
556 |
Стоимость чистых активов |
млрд руб. |
257 |
333 |
338 |
Уставной капитал |
млрд руб. |
98 |
109 |
111 |
Чистая рентабельность (ср. по отрасли) |
% |
0,0213 |
0,0326 |
0,021 |
Коэфф. абс. ликвидности (ср. по отрасли) |
отн. ед. |
0,38 |
0,43 |
0,41 |
Коэфф. финансовой устойчивости |
отн. ед. |
0,5217 |
0,5608 |
0,5433 |
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
млрд руб. |
713 |
806 |
924 |
С учетом того, что в текущих условиях, когда значение ключевой ставки Банк России с 28 октября 2024 года составляет 21 % использование кредита для финансового обеспечения становится не самым привлекательным инструментом. В таких условиях достаточно востребованным может быть самофинансирование за счет расширения производственных мощностей. В случае с энергосбытовыми компаниемя это может быть выражено в расширении спектра оказываемых услуг.
Важным этапом в развитие энергосбытового сектора электроэнергетической отрасли в III квартале 2024 года стал запуск целевой модели проекта по управлению спросом. Механизм управления спросом заключается в снижении энергопотребления конечными потребителями при поступлении сигнала от энергосбытовой компании с последующим получением финансового вознаграждения [8, с. 203].
Данный вид услуг энергосбытовых компаний обладает достаточно высоким потенциалом развития, исходя из следующих обстоятельств:
- оплата услуг по управлению спросом возлагается на всех участников оптового рынка электрической энергии и мощности, т.е. на особой площадке, где риск неплатежей сведен к минимуму;
- значительная стоимость оплаты услуг при активном участии в данном проекте;
- наличие у энергосбытовых компаний в штате высококвалифицированных экспертов, специализирующихся на рынке электрической энергии и мощности.
По данным организатора конкурентного отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии Акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» предельная стоимость совокупного объема услуг для 1 и 2 ценовой зоны энергопотребления РФ за 2025 год может составить более 6 млрд рублей.
Ведущие энергосбытовые компании электроэнергетической отрасли такие, как ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Уралэнергосбыт» и другие принимают активное участие в данном проекте. Одновременно с этим, проект по управлению спросом также стал толчком и для появления новых участников рынка, основной деятельностью которых является оптимизация затрат их клиентов за потребляемую электрическую энергию.
Объем плановой выручки агрегаторов спроса за 2 квартал 2025 года вырос на 69 % по сравнению с первым конкурсом в рамках функционирования целевой модели проекта по управлению спросом. Суммарный плановый почасовой объем снижения потребления достиг максимума в апреле 2025 года, имея рост порядка 60 % относительно первых отборов.
По данным энергосбытовой компании ООО «Транснефтьэнерго» компания в качестве агрегатора по управлению спросом получила 42 % объемов рынка с плановой выручкой более 126 млн рублей [9].
Эксперты электроэнергетической отрасли отмечают, что дата-центры демонстрируют стабильный рост интереса к проекту по управлению спросом на электрическую энергию и в будущем могут стать одними из ключевых потребителей, участвующих в проекте. Потребление дата-центров с 2017 года во всем мире растет на 12 % в год, что существенно выше темпов роста общего объема потребления. По прогнозу Международного энергетического агентства совокупный мировой спрос на электрическую энергию со стороны дата-центров увеличится вдвое и составит 945 ТВт.ч, что немного превышает суммарное потребление всей Японии на сегодняшний день [10].
Успешное участи в программе по управлению спросом дата-центрами может быть достигнуто, за счет использования возобновляемых источников энергии и переноса вычислительной нагрузки в периоды с меньшей загруженностью сети.
Заключение
Формирование финансовой стратегии не является строго регламентированным процессом и нуждается в нестандартном, но достаточной степени взвешенном подходе. Не существует единого алгоритма для построения стратегии современной компании, но при этом существуют общие принципы и подходы, которые зависят от различных социальных, технологических, экономических, политических и других факторов.
Так в условиях новых вызовов, когда при формировании финансовой стратегии энергосбытовые компании особое внимание должны уделять привлечению финансовых ресурсов, процесс самофинансирования за счет диверсификации экономической деятельности играет важную роль.
Услуга по управлению спросом на электрическую энергию обладает высоким потенциалом развития и может стать важным инструментом для осуществления успешной финансовой деятельности в энергосбытовом секторе.
Библиографическая ссылка
Арифуллин М.В., Сухоребров А.В. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ КОМПАНИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 6. С. 13-17;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4186 (дата обращения: 05.07.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4186