Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Терешкина Н.Е. 1 Халтурина О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения»
2 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Ведущая роль в инновационном развитии и построении технологического суверенитета России отводится научно-технологическим инновациям и отдельным передовым территориям государства, способным выступать основной движущей силой перехода от экстенсивного к интенсивному росту. Изучение феномена формирования точек роста новаций на отдельных территориях и постепенного их преобразования в полноценные инновационные экосистемы выступает актуальным направлением исследования. В статье авторами по данным Новосибирской области рассмотрены региональные стратегические и тактические законодательно-нормативные документы, регулирующие научно-технологическую сферу региона; проанализированы статистические данные, отражающие состояние научно-исследовательских разработок, их финансирования и уровня инновационной активности в области за последние десять лет; проведена оценка эффективности реализации государственной и областной программ, поддерживающих научно-технологическую сферу; выявлен потенциал научно-технологической сферы исследуемого региона и основные проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию.
научно-технологическая сфера
инновационная деятельность
научно-исследовательские работы
государственная программа
новосибирская область
1. Воротников Д.Г., Коган А.Б. Проблемы развития инновационной активности Новосибирской области // Идеи и идеалы. 2023. № 2-2. С. 277-292.
2. Госпрограмма «Научно-технологическое развитие Новосибирской области» / Министерство науки и инновационной политики Новосибирской области. URL: https://nauka.nso.ru/page/210 (дата обращения: 27.02.2025).
3. Матвеев В.В. Формирование региональных инновационных систем как стратегический фактор развития национальной экономики // Вестник Удмуртского университета. 2024. Т. 34, № 6. С. 1014-1021.
4. Наука и инновации / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: https://54.rosstat.gov.ru/folder/32625 (дата обращения: 25.03.2025).
5. Национальный рейтинг субъектов Российской Федерации / Минобрнауки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/rating/ (дата обращения: 27.02.2025).
6. Пацала С.В., Горошко Н.В. Новосибирская область в хозяйстве России: наука и инновации // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 1. С. 220-237.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с. URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2024.pdf (дата обращения: 28.03.2025).
8. Смыслова О.Ю., Иванова Н.В. Развитие региональных инновационных систем в условиях пространственно-экономических трансформаций // Вестник НГИЭИ. 2021. № 8 (123). С. 96-111.
9. Терешкина Н.Е., Халтурина О.А. Стратегическое развитие региональной инновационной системы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 8-3. С. 461-466.
10. Isaksen A., Trippl M., Mayer H. Regional innovation systems in an era of grand societal challenges: Reorientation versus transformation // European Planning Studies. 2022. № 30 (11). Р. 2125-2138.
11. Kashani E.S., Roshani S. Evolution of innovation system literature: Intellectual bases and emerging trends // Technological Forecasting and Social Change. 2019. № 146. Р. 68-80.

Введение

Наука и технологии способны эффективно стимулировать эндогенную силу экономического и промышленного развития отдельной социально-экономической системы. Фундаментальные исследования выступают основой инновационного процесса, а наука является связующим звеном в нем. Для полноценной реализации стратегии инновационного развития страны необходимо осуществить интеграцию всех этапов и элементов инновационного процесса, создать полноценную цепочку трансформации научно-технологических достижений в производство нового продукта и его появление на рынке.

Проблематика формирования и развития региональной инновационной системы (РИС) достаточно широко представлена в работах отечественных авторов. Так В.В. Матвеев [3] подчеркивает, что в России имеются значительные препятствия в формировании РИС на отдельных территориях, что связано с их значительными отличиями в имеющемся потенциале и низкой способностью к резильентности. О.Ю. Смыслова и Н.В. Иванова в своей статье [8] подчеркивают важность наличия разветвленной научно-технологической инфраструктуры для дальнейшего развития РИС в стране. В целом необходимо отметить, что в научной мысли XXI в. РИС трансформируются из закрытых в открытые системы, которые напрямую зависят от внешних факторов. Также, в отличие от традиционных исследований 1990-х и начала 2000-х гг., теории РИС постепенно с 2005 г. диверсифицируются. Исследователи РИС уделяют больше внимания влиянию глобализации на развитие инноваций в отдельных регионах, рассматривая перспективы сочетания глобальных знаний со спецификой и возможностями территории, а также участие в этом процессе различных акторов. Пересмотрено и значение самих инноваций в РИС, которые теперь представляют собой фактор, направленный на решение социально-экономических и экологических проблем региона, вместо способа повышения его конкурентоспособности, т.е. выделяется социальная ценность инноваций, влияние различных типов акторов на их динамику и изменение РИС. Все указанные аспекты тесно связываются между собой в научных исследованиях и постепенно трансформируются в понятие региональной инновационной экосистемы [3, 8-11].

В новой концепции региональной инновационной экосистемы отдельные территории выступают важным пространственным носителем инновационной деятельности, а их способность выстраивать полноценный инновационный процесс является основой для дальнейшего качественного развития как самого региона, так и страны в целом. Причем для эффективного функционирования такой экосистемы государству необходимо закладывать основы системы научно-технической и инновационной политики, включающей соответствующие элементы, субъектов, ассоциации, отрасли, регионы и взаимосвязи между ними.

Целью исследования является оценка уровня развития, в т.ч. за счет поддержки региональных органов власти, и выявление основных проблем в научно-технологической сфере Новосибирской области как территории, имеющей потенциал в формировании устойчивой модели национальной инновационной системы.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования применялись такие общие и специальные методы познания, как гипотетико-дедуктивный метод, метод анализа систем знаний, формализации, визуализации, сравнения, синтеза, индукции и обобщения.

При написании работы использовались официальные статистические данные, годовые отчеты региональных органов власти.

Результаты исследования и их обсуждение

Новосибирска область (далее НСО) благодаря наличию значительного научного задела, во многом сформированного еще при СССР, обладает весомым научно-технологическим потенциалом в России. Передовыми направлениями научных исследований и разработок (далее НИР) выступают ИТ-, био- и нанотехнологии, биомедицина, генетика, ядерные изыскания, машино- и приборостроение, нефте- и газопереработка, автоматизация промышленности, безопасность и оборона. Основными инфраструктурными объектами, способствующими НИОКР, выступают Академгородок, «Сибирский биотехнологический научно-образовательный центр» (проект СиббиоНОЦ)», вузы, научно-исследовательские организации и высокотехнологичные предприятия, расположенные на территории НСО. В регионе в 2023 г. функционировало 5 институционально оформленных кластеров. Поддержка фундаментальных исследований осуществляется Российским научным фондом.

В НСО на ежегодной основе проводятся специальные мероприятия, направленные на формирование и продвижение научно-технологических идей, к которым относятся площадка открытых коммуникаций «OpenBio», Сибирская венчурная ярмарка и Международный форум технологического развития «Технопром». В рамках форума «Технопром» в 2024 г. помимо более 200 запланированных мероприятий была представлена выставка достижений науки и техники, содержащая 190 экспонатов вузов и научно-исследовательских центров в сферах робото- и медтехники, приборостроения, энергетики, систем беспилотного управления и новых материалов.

Таблица 1

Основные показатели научно-технологической сферы НСО [4, 7]

Наименование показателя

2013

2021

2022

2023

Изменения 2023 г. к 2013 г.

в ед. изм.

в проц.

1. Списочная численность работников, выполнявших НИР, чел.

21 444

20 868

20 399

20 526

-918

95,7

2. Число организаций, выполнявших НИР (без субъектов МП), ед.

118

116

112

109

-9

92,4

3. Затраты на НИР (без субъектов МП), млн руб.,

в т.ч.:

18 074,8

32 254,8

35 391,3

43 495,1

25420,3

240,6

3.1 внутренние затраты

16 358,9

30 996,2

34 070,7

41 612,5

25253,6

254,4

3.2 внешние затраты

1 715,9

1 258,6

1 320,6

1 882,6

166,7

109,7

4. Поступление патентных заявок, ед.

815

695

683

546

-269

67,0

5. Выдача патентов, ед.

659

530

528

492

-167

74,7

6. Разработанные передовые производственные технологии, ед.

26

41

60

44

18

169,2

7. Используемые передовые производственные технологии, ед.

2 619

3 549

3 714

3 784

1 165

144,5

8. Уровень инновационной активности организаций, %

9,9

8,8

11,0

12,2

2,3

123,2

9. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, %

9,4

18,5

22,0

21,9

12,5

233,0

10. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме, %

9,3

3,3

4,9

5,8

-3,5

62,4

11. Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

1,8

1,3

1,5

1,7

-0,1

94,4

Анализ статистических данных, отражающих состояние НИР в НСО за последние десять лет, сведен в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, тенденции в НСО, связанные с сокращением численности научно-исследовательских кадров и организаций, схожи с общероссийскими. Так, за период с 2013 по 2023 гг. количество работников, осуществляющих НИР, сократилось на 918 чел., а организаций – на 9 ед. Что касается роста затрат на НИР, то они превышают официальный уровень инфляции за анализируемый период, соответственно можно утверждать об их реальном увеличении. Просматривается значительное снижение в поступлении заявок и выдачи патентов, на 269 и 167 ед. соответственно. Количество разработанных и используемых производственных технологий растет. Прослеживается увеличение инновационной активности на 2,3% и удельного веса организаций, реализующих технологические инновации, на 12,5%, но удельный вес инновационных товаров в общем объеме реализации в регионе за последние десять лет снизился на 3,5%.

Опираясь на официально размещенные статистические сведения о выполнении НИР НСО за период 2008-2024 гг., можно провести трендовый анализ и спрогнозировать на 2025-2026 гг. значение списочной численности работников и число организаций, выполняющих НИР, а также показатели внутренних и внешних затрат на НИР. Поскольку наблюдается тенденция к изменению по годам указанных показателей с непостоянной скоростью, целесообразно построить полиномиальный тренд (рисунок 1).

Как можно видеть из рисунка 1, прогнозное для 2025-2026 гг. значение списочной численности работников, выполнявших НИР, составило 18 669 и 18 039 чел., число организаций, участвующих в НИР – 104 и 100 ед., внутренние затраты на НИР – 48 922,5 и 53 483,0 млн руб., внешние затраты на НИР – 2400,0 и 2719,7 млн руб. соответственно.

missing image file

Рис. 1. Прогноз выполнения НИР НСО на 2025-2026 гг. [4]

missing image file

Рис. 2. Итоги национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ, по данным Минобрнауки, баллов [5]

Проведенный анализ показывает, что в ближайшие годы внутренние и внешние затраты на НИР будут возрастать, что логично и связано с инфляционными процессами в экономике; при этом количество организаций и их работников, выполняющих НИР, будет снижаться. По мнению авторов, в целом в ближайшие годы прогнозируемые тенденции в НСО можно охарактеризовать как негативные, что подтверждается рейтингом, приведенным далее.

Несмотря на значительный потенциал в научно-технологической сфере, рейтинговые значения показывают, что НСО отстает от ежегодных регионов-лидеров (г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Республики Татарстан), что можно увидеть из диаграммы на рисунке 2. На рассматриваемой территории вместо НИР наиболее активно развиваются такие секторы услуг, как торговля, транспортная логистика и пр.

Анализируя данные рисунка 2 необходимо указать, что все рассматриваемые регионы в 2023 г. по сравнению с 2021 г. снизили суммарные значения набранных баллов; наибольшее падение наблюдается у Республики Башкортостан (на 59,9 баллов), НСО потеряло 26,3 балла.

Принятие новой Стратегии от 2024 г. повлекло изменение госпрограммы в исследуемом регионе. НСО с 2024 г. участвует в пилотном проекте, организованном для 20 передовых областей России (лидеров Национального рейтинга за 2021 г.) и направленном на развитие научно-технологической сферы с учетом особенностей и потенциала региона. Итоговым документом выступает госпрограмма, введенная Постановлением Правительства НСО от 31.12.2019 г. №528-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Научно-технологическое развитие Новосибирской области» (с изменениями на 28.08.2024 г.). Таким образом, ответственность за научно-технологическое развитие России постепенно перемещается с федерального на региональный уровень. И соответственно региональным органам власти необходимо будет проявлять значительную инициативу и активность в этом процессе, что не всегда возможно на практике.

Итоги реализации в НСО указанной выше госпрограммы за 2020-2023 гг. можно увидеть в таблице 2.

Анализ данных, приведенных в таблице 2, показывает, что количество установленных и достигнутых целевых показателей эффективности реализации ГП «Научно-технологическое развитие НСО» и объемы ее финансирования ежегодно увеличивались. Наибольшим источником финансирования, более 80%, выступали средства областного бюджета.

Паспорт обновленной госпрограммы включает период ее реализации с 2024 по 2030 гг. и основную цель: стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в НСО и обеспечение ежегодного присутствия НСО в десятке ведущих субъектов РФ в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов РФ до 2030 г.

Таблица 2

Результаты реализации ГП «Научно-технологическое развитие НСО» [2]

Наименование показателя

2020

2021

2022

2023

Изменения 2023 г. к 2020 г.

в ед. изм.

в проц.

1. Количество установленных

целевых индикаторов, шт.

15

15

18

19

3

126,7

2. Количество достигнутых

или перевыполненных целевых индикаторов, шт.

12

13

17

18

6

150,0

3. Фактически использованный

объем финансирования мероприятий из всех источников, тыс. руб.

из них:

334 681,8

490 843,4

977 960,4

1 320 605,4

985 923,6

394,6

3.1. Средства областного бюджета, тыс. руб.

214 299,9

357 544,9

858 726,0

1 131 772,2

917 472,3

528,1

3.2. Внебюджетные средства,

тыс. руб.

120 381,9

133 298,5

119 234,4

188 833,2

68 451,3

156,9

Не совсем понятно, почему ответственный исполнитель Министерство науки и инновационной политики НСО в основной цели откорректированной ГП «Научно-технологическое развитие НСО» включает регион в десятку лидеров научно-технологического развития, если область в 2022 г. вошла в первую пятерку. Сохранение такой тенденции было бы оправдано и в стратегической перспективе до 2030 г. Также в обновленной госпрограмме содержится всего 4 ее показателя, т.е. их количество значительно сократилось по сравнению с тем, которое было ранее (см. данные табл. 2).

Запланированный объем финансирования ГП «Научно-технологическое развитие НСО» за 2024-2030 гг. составляет 8 967,3 млн руб., в т.ч. из бюджета РФ – 7 170,0 млн руб., из внебюджетных источников – 1 797,3 млн руб. [2]. Но в паспорте программы при ежегодном распределении указанных выше финансовых ресурсов происходит их уменьшение, а не рост. Так, уже в 2025 г. выделяемая общая сумма уменьшается в 2,5 раза по сравнению с запланированной на 2024 г. (1 095,6 млн руб. против 2 728,7 млн руб.).

Помимо указанных проблемных аспектов, отечественные авторы, которые исследовали состояние научно-технологического развития НСО, выделяют такие, как отсутствие инновационной культуры в регионе, выражающейся в неспособности инноваторов презентабельно представить (или при необходимости откорректировать) свой инновационной проект потенциальному инвестору; недостаточный уровень финансирования инноваций [1, с. 277-292]; неспособность количественные показатели преобразовывать в качественные в реально разработанных и реализуемых критических и сквозных технологий [6, с. 220-237].

Заключение

К основным положительным характеристикам научно-технологической сферы НСО можно отнести: наличие значительного количества научно-исследовательских кадров и организаций; постепенное формирование современной инновационной инфраструктуры; высокие рейтинговые показатели среди большинства регионов; продуманная политика и проработанная программа поддержки инноваций со стороны региональных органов власти.

Выявлены следующие основные недостатки: отсутствие четкой и взвешенной стратегической линии поведения в федеральной политике, направленной на научно-технологическое развитие; отставание по основным показателям от регионов-лидеров и в целом снижение значительной части показателей; плановое уменьшение объемов федерального финансирования ГП «Научно-технологическое развитие НСО» с 2025 г.


Библиографическая ссылка

Терешкина Н.Е., Халтурина О.А. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 5-1. С. 207-212;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4150 (дата обращения: 07.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4150