Введение
Текущий этап развития транспортной отрасли в России отмечен экономической нестабильностью, вызванной внешними факторами. Прежде всего на динамику отрасли негативно повлияли сбои в производственных, снабженческих и транспортно-логистических процессах других секторов экономики, произошедшие в 2020 году из-за пандемии коронавируса. Кроме того, начиная с 2022 года, экономику страны затронули беспрецедентные международные торгово-экономические санкции, которые прямо повлияли на организацию и эффективность глобальных грузопотоков российских компаний. Возникли сложности с импортом запасных частей для поддержания работоспособности подвижного состава транспортных компаний. Резко снизились объемы грузоперевозок, особенно экспорт традиционных товаров, что в свою очередь усложнило получение ожидаемой выручки для транспортных компаний [2].
Санкции и прекращение поставок товаров в европейском направлении и на американский континент заставили российские компании пересматривать свои транспортные маршруты и поставщиков. В дополнение современные потребители и растущая конкуренция предъявляют высокие требования к скорости, надежности и экономичности доставки, что делает логистику критически важной для бизнеса [5].
В таких условиях компании вынуждены искать новые способы повышения эффективности для сохранения и расширения своей доли на рынке. Наилучшие результаты достигаются через внедрение инновационных цифровых технологий, которые не только ускоряют обслуживающие процессы, но и значительно снижают затраты [4].
Цель исследования заключается в анализе способностей к адаптации и особенностей развития транспортных компаний в последние несколько лет, обусловленных внешними факторами и необходимостью цифровой трансформации экономики, формулировании предложений по улучшению деятельности малых транспортных компаний.
Материалы и методика исследования
В качестве основного источника исследовательских данных были задействованы официальные статистические показатели, касающиеся транспортной отрасли, а также методологические разработки отечественных ученых, направленные на оценку эффективности логистических преобразований. В процессе работы применялись методы системного и логического анализа, а также комплексный подход, включающий элементы экономико-статистического исследования. Эти методы позволили глубже понять динамику и взаимодействие различных факторов, влияющих на эффективность логистических процессов.
Результаты исследования и их обсуждение
За период с 2017 г. по 2023 г. можно выделить несколько ключевых трендов, которые определяли развитие транспортно-логистической сферы (табл. 1) [14].
Выручка транспортно-логистических организаций в РФ увеличилась с 2017 г. по 2023 г. в 1,85 раза (25,15 трлн руб.: 13,59 трлн руб. = 1,85 раза), в секторе малых предприятий – в 2,38 раза (2,41 трлн руб.: 1,01 трлн руб. = 2,38 раза). Общий объем продаж достиг впечатляющего значения в 2023 г. в размере 25,2 трлн руб., что почти на 5 трлн руб. превысил показатели предыдущего года (20,2 трлн руб.). Это значит, что в среднем за год выручка прирастала в транспортной отрасли РФ в целом в 1,11 раза (1), в секторе малых предприятий – в 1,16 раза (2):
, (1)
, (2)
где ,
– среднегодовые темпы роста выручки в транспортной отрасли РФ и в секторе малых предприятий соответственно, %;
,
– произведение цепных индексов в транспортной отрасли РФ и в секторе малых предприятий соответственно, коэф.;
n – число лет в анализируемом периоде.
Таблица 1
Выручка транспортно-логистических компаний в РФ, трлн руб.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Всего в РФ |
13,59 |
14,74 |
15,57 |
14,84 |
17,95 |
20,20 |
25,15 |
Малые предприятия в РФ |
1,01 |
1,03 |
1,04 |
1,19 |
1,57 |
1,89 |
2,41 |
Всего в УР |
0,0270 |
0,0265 |
0,0257 |
0,0296 |
0,0343 |
0,0385 |
0,0566 |
Малые предприятия в УР |
0,0030 |
0,0023 |
0,0027 |
0,0055 |
0,0051 |
0,0086 |
0,0119 |
Удельный вес малых предприятий в РФ, % |
7,44 |
7,02 |
6,66 |
8,05 |
8,74 |
9,36 |
9,56 |
Удельный вес малых предприятий в УР, % |
10,96 |
8,69 |
10,61 |
18,46 |
14,96 |
22,30 |
21,10 |
Темп роста всего в РФ к предыдущему году, % |
х |
108,5 |
105,6 |
95,3 |
120,9 |
112,5 |
124,5 |
Темп роста всего в УР к предыдущему году, % |
х |
98,3 |
96,9 |
115,1 |
116,0 |
112,2 |
147,1 |
Высокий рост выручки в сфере транспортной логистики объясняется значительным приростом оборотов в электронной коммерции, которая с помощью торговых онлайн-площадок формирует гигантский потребительский спрос на товары и услуги по их доставке заказчикам. В некоторых регионах данное соотношение еще лучше. Например, в Удмуртской Республике индекс роста всех транспортно-логистических услуг оказался равным 2,09 в 2023 г. по отношению к 2017 г., а в сфере малых предприятий – 4,04. Это свидетельствует о том, что малые транспортные компании особенно в регионах развивались быстрее, лучше приспосабливались к локальным рынкам и отвечали на потребности потребителей.
Рентабельность услуг таких организаций увеличилась не на столько много: с 9,0% в 2017 г. до 13,0% в 2023 г. [15]. Высокие издержки, связанные с повышением цен на ресурсы и услуги, все-таки не давали возможностей для большего роста рентабельности.
В 2024 году отмечены следующие логистические тренды:
1. Отечественные товаропроизводители начали активно занимать освободившиеся рыночные ниши, началось реальное импортозамещение, причем по более низким ценам и за более короткое время, что положительно отразилось на проектах в логистике и на создании новых логистических центров [1, 3].
2. Ключевым аспектом эволюции транспортной отрасли стало смещение внутренних логистических цепочек в восточном направлении. В России наблюдалось заметное укрепление логистических связей с азиатскими странами, особенно с Китаем, Индией и другими значительными экономическими игроками региона. Данная тенденция затрагивает как грузовые, так и пассажирские перевозки, что свидетельствует о комплексном подходе к интеграции в глобальные транспортные сети и адаптации к меняющимся условиям международной торговли. Это переориентирование не только способствует диверсификации логистических маршрутов, но и открывает новые горизонты для экономического сотрудничества и взаимовыгодных обменов как в рамках инициативных российских проектов, так и партнерских инициатив.
Стратегическими проектами в этом плане являются проект по развитию Транссибирской магистрали и проект «Морской путь». В текущем году значительно обновится транспортная инфраструктура для роста грузоперевозок в восточном направлении вплоть до строительства новых транспортных терминалов в приграничных территориях, что существенно увеличит пропускную способность новых маршрутов и эффективность логистических процессов [2].
3. Стал более заметен тренд на комплексную цифровизацию логистических процессов. Современные цифровые технологии сегодня могут позволить себе не только крупные и средние компании, но и небольшие транспортные компании пользуются арсеналом интернета вещей, искусственного интеллекта, цифровыми двойниками, облачными технологиями и аналитикой больших данных [3, 8]. Оценим уровень готовности транспортной отрасли к внедрению передовых информационных технологий (табл. 2).
Таблица 2
Уровень внедрения цифровых технологий в отраслях экономики, % (от числа обследованных организаций) [14]
Наименование показателя |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Использование информационных и коммуникационных технологий в экономике РФ всего, в т.ч.: |
||||
персональных компьютеров |
80,7 |
81,8 |
79,6 |
78,6 |
серверов |
46,4 |
42,2 |
41,2 |
39,3 |
локальных вычислительных сетей |
54,7 |
54,9 |
53,1 |
х |
сети интернет |
х |
79,6 |
77,9 |
79,0 |
мобильного интернета |
39,9 |
40,5 |
40,1 |
41,2 |
веб-сайта организации |
44,3 |
46,2 |
45,6 |
46,5 |
Использование информационных и коммуникационных технологий в сфере транспортировки и хранения, в т.ч.: |
||||
персональных компьютеров |
81,2 |
81,8 |
79,2 |
80,6 |
серверов |
46,4 |
40,7 |
37,1 |
43,4 |
локальных вычислительных сетей |
60,7 |
60,6 |
58,4 |
х |
сети интернет |
х |
73,9 |
71,8 |
79,3 |
мобильного интернета |
42,1 |
43,1 |
44,5 |
51,3 |
веб-сайта организации |
31,5 |
32,3 |
31,0 |
41,0 |
Уровень обеспеченности информационно-коммуникационными средствами организаций в транспортировке и хранении грузов даже несколько выше, чем в среднем по России. Исключение составляет более низкий уровень обеспеченности веб-сайтами организаций.
Происходит выгодная для отрасли замена западных программных продуктов на отечественные разработки, что позволяет без каких-либо опасений в утечке инсайдерской информации и без ущерба надежности функционала эффективно управлять цепочками поставок. Многие отечественные логистические решения базированы на платформе 1С. По прогнозу к 2035 году электронный документооборот в перевозках полностью вытеснить бумажные документы [9]. За счет автоматического управления отчетностью российские компании смогут улучшить безопасность перевозок, качество обслуживания клиентов, прозрачность логистических процедур, сократить вероятность ошибок при обработке заказов, сократить рутинные складские операции, оптимизировать направления и каналы доставки, повысить производительность труда [7, 15].
К сожалению, оценить уровень использования передовых информационных технологий в транспортной отрасли, среди которых также могут быть автоматизированные системы хранения, аппаратура автоматизирования наблюдения и контроля, беспроводные системы связи, автоматизированная транспортировка материалов и деталей, автоматизированные погрузочно-разгрузочные работы, геоинформационные системы, планирование ресурсов предприятия и другие, не представляется возможным в виду отсутствия статистического учета именно в этой отрасли экономики.
В Удмуртской Республике функционируют 5 конкурирующих малых предприятий, занимающихся транспортировкой и хранением. Эти организации предлагают полный спектр транспортно-экспедиционных услуг, включая организацию погрузочно-разгрузочных работ на пунктах отправления и назначения, сопровождение грузов, а также контроль за их сохранностью и соблюдением условий транспортировки. Благодаря активному внедрению современных технологий и средств связи, предприятия имеют возможность отслеживать местоположение и состояние грузов в реальном времени.
Материальная ответственность стимулирует транспортные компании своевременно заниматься управлением подвижным составом, контролируя его техническое состояние, планируя при необходимости профилактику, ремонт, вывод из эксплуатации и обновление. Кроме того, в условиях цифровой экономики компании обеспечивают оптимальное нормирование материально-технического снабжения, организуют хранение, учет и выдачу топлива, запасных частей и других ресурсов, а также контролируют расходы на горюче-смазочные материалы.
Теперь оценим уровень цифровизации управления у нескольких ключевых игроков в этой сфере. ООО «Управление автомобильного транспорта» зарекомендовало себя как надежный оператор с богатым опытом работы, применяющий интегрированные технологии для оптимизации логистических процессов. Однако, учитывая масштаб бизнеса, компания сталкивается с проблемами гибкости в реагировании на запросы клиентов и адаптации к изменяющимся рыночным условиям [10].
ООО «Глобалсистемтранс» выделяется благодаря обширной сети маршрутов и разнообразию предоставляемых услуг. Использование современного программного обеспечения для управления грузоперевозками позволяет компании поддерживать высокий уровень контроля над процессами. Тем не менее, потенциальная перегруженность системы может негативно сказаться на качестве обслуживания в периоды пиковой нагрузки [11].
ООО «Автоком» демонстрирует способность быстро адаптироваться к изменениям в потребительских предпочтениях и рыночной ситуации. Их персонализированный подход к клиентам способствует созданию доверительных отношений и повышению лояльности. Однако ограниченные ресурсы могут стать препятствием для масштабирования операций в условиях растущего спроса [12].
ООО «Транзит Сервис» славится высоким качеством предоставляемых услуг и надежностью, уделяя особое внимание соблюдению сроков и безопасности грузов. Однако недостаточная диверсификация бизнеса представляет собой риск в условиях рыночной нестабильности [13].
Искомая компания для исследования затрат ООО «Квиктранс» в 2023 г. имела стоимость основных производственных фондов в размере 8,9 млн руб., выручку 359,3 млн руб., численность работников 16 человек [6]. Ее основные конкурентные преимущества на рынке заключались в ускоренных сроках доставки грузов в два раза. Например, доставка грузов до Владивостока в компании составила в 2024 г. 12 дней, а у конкурентов – 35 дней.
Искомая компания придерживалась стратегии отсрочки платежей и оплаты по факту выполненных работ. Для постоянных клиентов продвигалась стратегия: сначала выдача груза, затем оплата и решение других вопросов. У конкурентов без оплаты контейнер не выдавался, оплата осуществлялась заранее, не в день получения груза.
При необходимости предоставление грузчиков осуществлялось на выгодных условиях, а эскизы погрузки предлагались бесплатно. Конкуренты за предоставление схемы погрузки могли выставить счет на оплату до 11500 руб. за один чертеж.
Компания не несла расходов за простои, так как предупреждения делались заранее. Конкуренты за каждый час просрочки свыше 3 часов взимали до 1200 руб. с клиента. Подача контейнеров для погрузки происходила на следующий день после подачи заявки, без предоплаты для действующих клиентов, а таможенное оформление груза занимало не более одного дня. У конкурентов подача контейнера осуществлялась на 7-й день после оплаты. Продекларированное таможенное оформление груза вместо 1-2 дней могло занимать 1 неделю.
В настоящее время на рынке существует множество мобильных приложений, которые способствуют оптимизации затрат транспортных компаний. Одно из них – система экодрайвинга – предполагает контроль условий эксплуатации техники, отслеживание скорости движения, фиксацию ускорения, торможения и резкие манёвры, подробный анализ расходов топлива, возможностей оптимизации маршрутов, снижение рисков возникновения аварий, простоев и ремонтов техники, обеспечение безопасности пассажиров, высокую сохранность грузов, детальную аналитику данных. Контроль осуществляется с помощью датчиков движения, которые крепятся к шинам автомобилей, и встроенного акселерометра, который фиксирует резкие ускорения, торможения и манёвры. Благодаря совместимости с другими учетно-аналитическими системами предприятия можно привязать стиль вождения к заработной плате водителя. Сравним важнейшие технико-экономические параметры вождения до и после применения системы экодрайвинга на основании экспертных оценок (табл. 3).
Рассчитаем эффективность внедрения системы экодрайвинга для малой транспортной компании ООО «Квиктранс».
Текущие затраты на закупку датчиков для мониторинга вождения и установки программного обеспечения, консультации для настройки системы, обучение водителей и руководителей пользованию новым программных обеспечением, на интеграцию системы в существующие информационные системы, техподдержку и обновление программного обеспечения, а также дополнительные затраты на электроэнергию, интернет и прочие услуги в год составят 1,4 млн руб., что возможно обеспечить за счет собственных средств предприятия.
Таблица 3
Сравнительные технико-экономические параметры вождения
Параметры, которые позволяет контролировать система экодрайвинга |
Экспертная оценка |
Скорость движения |
Снижениея на 1,3 % |
Нарушения скоростного режима |
Снижение на 1,5 % |
Остановки и стоянки транспорта |
Снижение на 1,7 % |
Резкие ускорения и торможения |
Снижение на 1,3 % |
Резкие маневры |
Снижение на 2,1 % |
Время вождения |
Увеличение на 2,2 % |
Прости техники, в т.ч. с включенным зажиганием |
Снижение на 1,3 % |
Текущий и общий расход топлива |
Снижение на 1,6 % |
Пробег |
Снижение на 1,4 % |
Срок доставки груза |
Снижение до 2,0 % |
Система экодрайвинга позволяет вести рейтинг водителей по качеству управления транспортным средством. Экономия по КАСКО может составить около 30%.
В результате применения инновационного продукта текущие расходы снизятся на 3% с 357,3 млн руб. до 346,6 млн руб. в 2025 г. Это даст прирост рентабельности деятельности с 0,55% до 3,53%.
В перспективе компания могла бы рассмотреть целесообразность применения лизинговой схемы для обновления подвижного состава. Предварительные расчеты показали, что приобретение грузового автомобиля Sitrak стоимостью 11 848 тыс. руб. приведет к ежемесячным платежам за лизинг в размере 170,4 тыс. руб. в течение 5 лет, снижению прочих расходов на 2,044 тыс. руб. и экономии на налоге на прибыль. За счет этого компания сможет накапливать собственные денежные средства для дальнейшего обновления подвижного состава.
В России есть опыт оказания государственной поддержки системообразующим предприятиям транспортной отрасли в виде предоставления льготного кредитования по ставке не выше 11% на срок до 12 месяцев [16]. Региональные власти могли бы адаптировать данный вид поддержки к системообразующим предприятиям отрасли на региональном уровне, что увеличило бы суммы денежных средств, направляемых транспортными компаниями на обновление основных средств.
Заключение
Для успешного развития транспортно-логистических услуг в секторе малых компаний региона критически важным аспектом является внедрение альтернативных и более эффективных логистических схем. Эти схемы должны включать комбинацию различных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного и водного, – что позволит оптимально учитывать специфику грузов и маршрутов. Важно также улучшить взаимодействие между разными транспортными средствами, что позволит сократить время на перегрузку товаров.
Применение современных вагонов, оснащенных передовыми технологиями, значительно снизит затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также повысит уровень безопасности перевозок.
В дополнение к этому, пересмотр тарифной политики с целью привлечения большего числа клиентов, предлагая конкурентоспособные расценки и гибкие условия сотрудничества, является целесообразным шагом.
Комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию всех процессов компании, должен включать автоматизацию ключевых процессов, таких как управление грузопотоками и связь с клиентами, а также модернизацию подвижного состава.
Компания могла бы развивать партнерские отношения с другими участниками рынка. Например, сотрудничество с компаниями, предоставляющими дополнительные услуги по хранению грузов, может значительно расширить ассортимент предлагаемых услуг и повысить экономическую эффективность бизнеса.
Актуализация системы статистического учета примененных передовых технологий в транспортной отрасли смогла бы привлечь внимание инвесторов к отрасли.
Таким образом, стратегическая диверсификация транспортных маршрутов, смена поставщиков на более ответственных и эффективных, взятие ответственности на себя за эффективность внутренних бизнес-процессов в компаниях и постановка всего этого на цифровую и автоматизированную станет залогом прироста объемов грузоперевозок в отрасли в текущем году. Компании смогут закрепиться в новых занятых нишах, повысить свою конкурентоспособность. Малые транспортные компании, будучи более клиентоориентированными и избирательными в выборе цифровых технологий, обладают повышенной конкурентоспособностью по сравнению с крупным и средним бизнесом.
Библиографическая ссылка
Алексеева Н.А., Александрова Е.В., Соколов В.А., Конина Е.А., Доронина С.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ ТРАНСПОРТНО- ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 5-1. С. 34-41;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4129 (дата обращения: 05.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4129